Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в январе?

№97 декабрь 2022

Мартин Расселл Э.

Невеста для царя. Смотры невест в контексте политической культуры Московии XVI–XVII веков

М.: Новое литературное обозрение, 2023

image-11-12-22-14-50.png

Книга о царских невестах – вовсе не рассказ о романтических историях раннего Нового времени. Влюбленность с первого взгляда не была решающим аргументом во время выбора невесты русского государя: за всем, что так или иначе касалось высшей власти, стояли политика и трезвый расчет. Да и сам смотр, «представляемый в качестве свободного выбора царственным женихом будущей супруги, на самом деле был тщательно срежиссированным ритуалом».

Будущих избранниц русские правители выбирали из числа своих же подданных: на протяжении почти двух столетий они не вступали в брак с иностранками. «С 1505 по 1689 год великие князья и цари России, а также их братья, дяди и сыновья женились почти исключительно на представительницах аристократии среднего уровня, а их дочери и сестры фактически совсем не выходили замуж», – пишет автор книги декан исторического факультета Вестминстерского колледжа (США) Расселл Мартин. До 1505 года ситуация была иной: правители могли жениться как на дочерях из других княжеских семей Северо-Восточной Руси, так и на родственницах иностранных монархов. После же 1689-го, когда Петр I венчался со своей подданной Евдокией Лопухиной, иностранки стали единственными претендентками на роль жен российских императоров. 

Каким образом бояре подбирали «правильных» кандидаток в невесты и устраняли неугодных? Часто ли князья и дети боярские отказывались принимать участие в том, что, несомненно, было единственной в жизни возможностью стать родственником царя? Автор книги рассказывает о сложных политических комбинациях, стоявших за царскими свадьбами того времени, ведь женитьба государя определяла, кто будет его родней, войдет в узкий круг приближенных, способных, при правильной постановке дела, влиять в том числе и на политику страны. «В XVI и XVII веках, когда русские правители брали в жены русских невест, новая родня толпой врывалась в царское окружение и быстро росла в чинах, – отмечает Расселл Мартин. – Она завязывала узы родства и покровительства с боярской верхушкой, устраивала заговоры и кооперировалась с другими боярами для контроля над женитьбами иных членов династии, особенно в последующих поколениях».

Смотр невест конструировал образ самодержавной власти. Однако видимость и реальность противоречили друг другу. Чисто внешне выбор будущей супруги «выставлял монарха абсолютно не стесненным какими-либо рамками и границами». В действительности «смотр невест был не столько экзотичным и символичным проявлением безграничной монархической власти, сколько ритуализированным и коррумпированным механизмом построения "фасада самодержавия", поскольку правитель выбирал себе невесту из группы претенденток, которых до этого очень тщательно отбирали бояре и их жены». «Жених выходит на сцену в самом конце», – пишет Расселл Мартин, когда люди из царского окружения уже закончили формировать список кандидаток, проверять их истории болезни, внимательно изучать родственные связи каждой потенциальной царицы. 

                                                                                            

Хапаев В.В., Глушич А.М.

Физическая культура и спорт в Византийской империи

СПб.: Алетейя, 2022

i758569.jpg

Монография посвящена изучению физической культуры византийцев и их спортивных практик в неразрывной связи с историей военного дела и общественной жизни империи. Она рассказывает о физической подготовке военной элиты и всех видах зрелищного спорта, а также об объединениях болельщиков, правилах проведения соревнований и ритуалах, которые сопровождали состязания. Перед читателем предстает непохожая на свой стереотипный образ Византия, в которой скандирование толпы на ипподроме иногда заглушало церковные песнопения, почитание выдающихся спортсменов затмевало почести, воздаваемые императору, а василевсы не только награждали победителей, но и сами порой участвовали в скачках как рядовые возницы.

 

Кулаков В.И.

Пруссы до прихода крестоносцев

СПб.: Алетейя, 2022

i746438.jpg

Обитатели Янтарного края, как и их предки, известные античным историкам под именем Aestii, добывали солнечный камень на южном побережье Балтийского моря, делали из него украшения, предметы языческого культа и торговали им. Именно жажда обладания янтарем приводила сюда кельтов и германцев, авар и скандинавских викингов. Постоянные нашествия сделали и культурный облик, и социальный характер пруссов уникальными для Балтии. В итоге желание овладеть богатствами этого края стало мотивом для агрессии крестоносцев в XIII веке, приведшей к потере пруссами своей свободы и самобытной культуры.

 

Велижев М.Б.

Чаадаевское дело. Идеология, риторика и государственная власть в николаевской России

М.: Новое литературное обозрение, 2022

68029568-m-b-velizhev-chaadaevskoe-delo-ideologiya-ritorika-i-gosudarstvennaya-vlas.jpg

Для русской интеллектуальной истории «Философические письма» Петра Чаадаева и сама фигура их автора имеют первостепенное значение. Официально объявленный умалишенным за свои идеи, Чаадаев (1794–1856) до сих пор пользуется репутацией одного из самых известных и востребованных отечественных философов. Исследователи то называют мыслителя отцом-основателем западничества с его критическим взглядом на настоящее и будущее России, то прочат ему славу пророка славянофильства с его верой в грядущее величие страны. Но что если взглянуть на эти тексты и самого Чаадаева иначе? Глубоко погружаясь в интеллектуальную жизнь 1830-х годов, кандидат филологических наук Михаил Велижев стремится показать значение этой уникальной истории для людей николаевской эпохи. 

 

Федотова М.С.

Миф о Севастопольской обороне 1854–1855 гг. в культурной памяти Российской империи

СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022

22787.jpg

Книга кандидата исторических наук Марины Федотовой посвящена изучению культурного мифа о Севастопольской обороне 1854–1855 годов как неотъемлемого элемента российской национальной славы. Несмотря на поражение России в Крымской войне, оборона города прочно закрепилась в памяти народа как героический триумф и символ моральной победы. Формирование восприятия Севастополя как города русской славы представляется сложносочиненным феноменом, который возник под влиянием различных социокультурных факторов. В монографии рассматривается процесс конструирования исторической памяти о Севастопольской обороне, а также особенности создания пантеона героев Крымской войны.

 

Айнбиндер А.Г.

Петр Чайковский. Неугомонный фатум

М.: Молодая гвардия, 2022

lgm7jhyhgmyl7q85w33r0rn0xafqewr0.jpg

Великий русский композитор Петр Чайковский (1840–1893) уже при жизни стал самым известным и исполняемым в мире отечественным классиком. Рано осознав собственное призвание и дар, он твердо шел к своей цели – к созданию музыки, в которой он был бы абсолютно откровенен и исповедален. Его жизнь была наполнена радостями, трагедиями, увлечениями и разочарованиями, он находился в постоянном поиске ответов на «роковые вопросы бытия» – о жизни и смерти, грехе и прощении. Судьба Чайковского – бесконечная борьба, противостояние, а порой и смирение перед преследовавшим его «неугомонным фатумом», который в том или ином виде ощутим практически во всех сочинениях композитора.

 

Рынков В.М.

Социальная политика антибольшевистских правительств на востоке России: идеология, законодательство, практика (июнь 1918 – октябрь 1922)

М.: Кучково поле, 2022

rynkov_2022.jpg

В монографии доктора исторических наук Вадима Рынкова исследована социальная политика антибольшевистских правительств на востоке России в годы Гражданской войны: выделены основные направления, проанализирована нормативно-правовая база, степень и масштаб ее реализации, непосредственные результаты, прямые и косвенные долговременные последствия, реакция населения на действия органов власти. В издании дан сравнительный анализ социальной политики антибольшевистских правительств в различных очагах сопротивления большевикам, а также приведено сопоставление с социальной политикой советского правительства.

 

Ганин А.В.

Белый агент при Сталине. Жизнь и борьба генерала Носовича

М.: Кучково поле Музеон, 2022

ganin-oblozhka-1_df7.jpg

Новая книга доктора исторических наук Андрея Ганина посвящена биографии генерал-майора Анатолия Носовича (1878–1968). Авантюрист и искатель приключений, гвардейский кавалерист, спортсмен, любимец императора, герой Первой мировой войны, сослуживец будущего президента Финляндии барона Карла Густава Маннергейма, высокопоставленный военспец Красной армии, белый подпольщик в красных штабах, перебежчик, арестант у красных и у белых, журналист и мемуарист, белый генерал, французский таксист – все это о Носовиче. Его жизнь напоминает приключенческий роман, кульминацией которого стала оборона Царицына от белых летом 1918 года. Тогда Носовичу, служившему начальником штаба Северо-Кавказского военного округа красных и одновременно работавшему на белое подполье, противостоял чрезвычайный комиссар по продовольствию на юге России и председатель Военного совета округа Иосиф Сталин. Именно по его решению Носовича в конце концов арестовали. Было это проявлением сталинской прозорливости или же случайностью? Как белому разведчику удалось спастись и продолжить подрывную работу? Почему позднее белые ему не поверили? Ответы на эти и многие другие вопросы читатели найдут на страницах книги. В основе исследования – материалы семнадцати архивов России, Латвии, Франции, Финляндии и США, в том числе документы спецслужб, а также семейные архивы потомков офицеров – участников событий. Книга дает обширный материал для размышлений о причинах победы красных и поражения белых в Гражданской войне. 

 

Кикнадзе В.Г.

Сила V правде. Защита исторической памяти как стратегический национальный приоритет России

М.: Вече, 2022

38.jpg

Книга доктора исторических наук Владимира Кикнадзе рассказывает об эволюции государственной политики России в двух взаимосвязанных направлениях: сохранение исторической памяти и информационная безопасность, нацеленная на предотвращение пропаганды идеологий фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма. Ключевое внимание уделено вопросам государственной политики по противодействию искажениям истории в ущерб интересам России. Сегодня это является одним из наиболее важных факторов обеспечения информационной безопасности российских граждан. В книге изложены история украинского национализма в XX–XXI веках, причины и значимость задачи по денацификации Украины в ходе специальной военной операции ВС РФ.

 

ВЫСТАВКИ

 

7 декабря – 12 марта 2023 года

Для любителей отечественной учености и просвещения. Эрмитажная и Публичная библиотеки. 1762–1862 годы

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2

i_10f1.png

Выставка раскрывает страницы истории двух уникальных хранилищ бесценных рукописных и печатных книг и документов. Среди 160 ее экспонатов можно увидеть исключительные по своей значимости редкие издания из фондов Государственного Эрмитажа и Российской национальной библиотеки. Экспозиция включает западноевропейские и русские рукописи, книги из библиотек философов-просветителей Вольтера и Дидро, уникальных собраний сотрудника русского посольства в Париже в годы Великой французской революции Петра Дубровского, горного инженера Петра Фролова и историка Михаила Погодина.

 

30 ноября – 28 февраля 2023 года

Древние воины Янтарного края

Государственный исторический музей

Москва, Красная площадь, 1

gim_116215_3__op_b_2.png

В Исторический музей в 2022 году Институтом археологии РАН был передан уникальный археологический комплекс – предметы погребального инвентаря знатных воинов, проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V–VII века н. э.). Раритеты были найдены в Калининградской области в 2016–2017 годах. На выставке представлены самые интересные и значимые экземпляры из комплекса, характерные для военных элит в VI веке н. э., – оружие, элементы костюма и конской упряжи. Также демонстрируются редчайшие изделия, которые не имеют аналогов в мире. Один из наиболее ярких экспонатов – рог для питья с изображениями хищных и водоплавающих птиц, сходный в орнаментальных и стилистических сюжетах с вещами из Центральной и Северной Европы.

 

25 ноября – 14 мая 2023 года

Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

b57av6lrxi22k9tcrs7v68xtvh3670q3.jpg

Третьяковская галерея представляет выставочный проект, посвященный 150-летию со дня рождения Алексея Щусева (1873–1949) – одного из крупнейших отечественных архитекторов, блестящего рисовальщика, оригинального музейного куратора. В экспозицию вошли архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве – Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. Многие произведения и документы экспонируются впервые. Графические работы мастера представлены в одном пространстве с произведениями знаменитых художников эпохи модерна, также привлеченных к этим проектам: Александра Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Михаила Нестерова и др.

 

22 декабря – 13 февраля 2023 года

Образ святого Георгия Победоносца в Древней Руси. Памяти Татьяны Борисовны Вилинбаховой

Русский музей, Михайловский дворец

Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4

1.jpg

На выставке экспонируются произведения древнерусской иконописи, деревянной пластики, предметы личного благочестия и ювелирного искусства, созданные в разное время и в разных центрах, но связанные единой темой. Георгий Победоносец принадлежал к наиболее чтимым на Руси святым, чей образ стал символом истории России. Излюбленным сюжетом, связанным с иконографией этого святого, является «Чудо Георгия о змие». Несмотря на многочисленность кажущихся очень похожими, но никогда в точности не повторявших друг друга изображений, каждый образ обращается к разным источникам и отражает различные моменты Жития святого, которые с высочайшим художественным совершенством запечатлели древние мастера.

 

 

21 декабря – 2 апреля 2023 года

Сокровища Аланского царства. К 1100-летию крещения Алании

Государственный Эрмитаж

Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34

i_9f.png

Аланское государство объединяло земли Центрального Кавказа и Предкавказья. Экспозиция создает образ Алании в полуторатысячелетней панораме развития искусства, художественного ремесла и социальных связей – от первых веков новой эры до рубежа Средневековья и Нового времени. В числе представленных на выставке 500 экспонатов – ювелирные шедевры, ритуальная посуда, бытовые вещи и предметы христианского культа. Украшение выставки – золотые детали обрядового одеяния, престижного оружия, конской сбруи. Впервые собраны вместе памятники аланской культуры из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея искусства народов Востока, владикавказского Музея древностей Алании и Национального музея Республики Северная Осетия – Алания.

Варвара Рудакова