Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События ноября

№95 ноябрь 2022

300 лет назад

Хозяева Хвалынского моря 

Образована Каспийская военная флотилия

вступление Петра I в Тарки Рубо.png

Вступление Петра I в Тарки 13 августа 1722 года. Худ. Ф.А. Рубо. 1893

 

Петр I с ранней юности сознавал необходимость военного порта в Астрахани. Еще до окончания Северной войны царь учредил в Казани, на Волге, адмиралтейство. Там началось строительство военных кораблей для Каспийского моря, которое на Руси издавна называли Хвалынским. Летом 1722 года первый российский император лично возглавил поход на прикаспийские владения Персии. Поводом к боевым действиям стали нападения на русских купцов, а стратегической задачей Петр считал необходимость «отворить нам в Азию ворота», создать форпосты России на персидской границе. 4 (15) ноября 1722 года он подписал указ об основании Каспийской военной флотилии с базой в Астрахани. Изначально она состояла из 200 речных лодок и 45 небольших транспортных судов. Флотилия не только обеспечивала защиту купеческих кораблей и побережья от пиратских нападений, но и стала выполнять боевые задачи. Еще в августе 1722-го, когда войска Петра взяли Дербент, ее суда доставляли для армии артиллерию и провиант. Первой крупной операцией нового военно-морского оперативного формирования стал победный поход на Баку летом 1723 года – после 4-дневного обстрела персы запросили мирных переговоров. По трактату, подписанному представителями двух держав в сентябре, Российская империя получила города Дербент и Баку с прилегающими территориями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад. 

С тех пор флотилия, основанная Петром, стоит на страже южных рубежей России, оставаясь сильнейшим военно-морским объединением в регионе. Современная Каспийская флотилия – это более 70 боевых и вспомогательных судов, полк морской пехоты и два отдельных береговых ракетных дивизиона. Флагманский сторожевой корабль «Дагестан» первым в ВМФ России получил на вооружение универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК». Главная база флотилии, моряки которой эффективно проявили себя во время боевых действий в Сирии, с 2020 года располагается в городе Каспийске.

 

185 лет назад 

Начало положено

Состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги – Царскосельской

 

Первая железная дорога общего пользования открылась в Англии в 1825 году. Но удачный опыт британцев не убеждал российских чиновников: многие были уверены, что северный климат с полугодовой зимой и слякотью не позволит этому виду транспорта полноценно функционировать. Наперекор общественному мнению весной 1836 года император Николай I подписал указ о сооружении первой в России пассажирской железной дороги – из Санкт-Петербурга в Царское Село. Руководил строительством австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. В разгар работ на возведении чугунки трудились 1800 крестьян и 1400 солдат. Уже через полтора года полотно было готово и по нему прошел пробный состав на конной тяге. 30 октября (11 ноября) 1837 года состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги. Она соединила Санкт-Петербург и Царское Село, а впоследствии и Павловск. Первый состав с паровой тягой повел сам Герстнер. Путь от столицы до пункта назначения он преодолел за 35 минут, а на обратную дорогу потратил всего 27 минут. В первое время поезда ходили на паровой тяге только по воскресеньям и праздникам, но к открытию участка до Павловска весной 1838 года решено было полностью отказаться от конной тяги. Царскосельская железная дорога, которую поначалу считали дорогой игрушкой, окупилась за пять лет. Опыт, полученный при ее обустройстве, помог инженерам при строительстве магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой в 1842–1851 годах. Впрочем, в николаевские времена России не удалось преодолеть отставание от Европы: к 1855 году протяженность железных дорог в империи составляла 980 верст – немногим более тысячи километров. Рывок произошел при сыне и внуке Николая I, когда государство умело чередовало казенные и частные капиталовложения в эту отрасль, ставшую основой промышленного роста страны. К концу правления Александра II российская железнодорожная сеть насчитывала 19 тыс. верст, а в 1894 году – почти 33 тыс. Стальные магистрали протянулись от Варшавы до Сибири, от Черного моря до Вологды. 

Tzarskoselskaya_Railway_-_Watercolour.png

Вступление Петра I в Тарки 13 августа 1722 года. Худ. Ф.А. Рубо. 1893 

 

100 лет назад

Банковые билеты              

В Советской России в обращение поступили бумажные червонцы

 

К окончанию Гражданской войны финансовая система страны победившего пролетариата имела жалкий вид. Государство не могло справиться с быстрой инфляцией совзнаков. В народе распевали частушки: «У окошка плачет нищий – подала советской тыщей». На XI съезде РКП(б) было решено создать твердую валюту на основе золотого обеспечения. Кроме того, государство встало на путь сокращения бюджетного дефицита и увеличения золотовалютных резервов. В Наркомате финансов РСФСР, который в ноябре 1922 года возглавил Григорий Сокольников, предлагали различные названия для новой ассигнации: «федерал», «гривна», «целковый», но в итоге сочли оптимальным привычное наименование золотых монет – «червонец». 27 ноября 1922 года поступили в обращение первые банковые билеты достоинством в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. Они печатались на белой бумаге со сложными водяными знаками, различными для каждого номинала. Один червонец обеспечивался тем же количеством золота, что и монета в 10 рублей царской чеканки. На лицевой стороне новых бумажных денег значилось: «Банковые билеты обеспечиваются в полном размере золотом, драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой и прочими активами Госбанка». Стабильный бумажный червонец внес в быт советских людей элементы житейской предсказуемости, к тому же его продавали и обменивали по всему миру. В 1923 году в СССР были отчеканены и золотые монеты номиналом 1 червонец, на реверсе которых был изображен крестьянин-сеятель. Бумажные червонцы оставались в активном обращении до 1 января 1948 года, когда все исчисления согласно денежной реформе в стране стали производиться только в рублях. 

 

90 лет назад

Самоубийство в Кремле                                                                           

Покончила с собой супруга Иосифа Сталина Надежда Аллилуева

Сталин_с_супр_Надеждой_Алиллуевой.png

Иосиф Сталин с супругой Надеждой Аллилуевой. Сочи, 1932 год

 

Выстрел, оборвавший жизнь 31-летней жены Иосифа Сталина, прозвучал в Кремле ночью 9 ноября 1932 года. Накануне супруги посетили Большой театр, где поссорились. Затем приехали к Ворошиловым, жившим по соседству с ними в Кремле, чтобы в компании с другими руководителями СССР отметить 15-ю годовщину Октябрьской революции. Сели порознь, а в час ночи обиженная на мужа Надежда ушла. За ней последовала жена Вячеслава Молотова Полина Жемчужина. Они гуляли, Надежда жаловалась подруге на жизнь, а придя домой, заперлась в своей комнате и выстрелила себе в сердце из вальтера.

Аллилуева была второй женой Сталина. Первая его супруга Екатерина Сванидзе, подарившая ему сына Якова, скончалась в ноябре 1907 года. С Надеждой будущий генеральный секретарь ЦК ВКП(б) познакомился в 1917 году в Петрограде, поселившись на квартире знакомого революционера Сергея Аллилуева. Мужем и женой Иосиф и Надежда стали в 1918-м. В их семье родились двое детей – Василий и Светлана. Существуют разные объяснения причин самоубийства Надежды и даже версии – безосновательные – о том, что она была убита. Чаще всего упоминаются конфликты в семье вождя. Да, Сталин был груб, вспыльчив, и ссоры случались регулярно. Но дело не только в них. Со слов близко знавших Надежду людей, ее мучили язва желудка и головные боли. Очевидцы намекали на болезненную психику погибшей. Психические проблемы были и у матери, сестры и одного из братьев Аллилуевой. Не прибавляла супруге генсека оптимизма и тяжелая ситуация в стране, проводившей форсированными темпами индустриализацию и коллективизацию на фоне политических репрессий. Поэтому стоит согласиться с мнением историка Олега Хлевнюка, что «в хитросплетении всего вместе: сталинской грубости и возможных измен, кремлевских сплетен и слухов и неуравновешенности Аллилуевой – следует искать причины трагедии».

 

80 лет назад

Победные залпы

Началось наступление Красной армии под Сталинградом

 

Противостояние под Сталинградом началось в середине лета 1942 года. В сентябре и октябре шли кровопролитные бои в городе – за каждый дом, подвал, за каждую полуразрушенную стену. 62-я армия генерал-лейтенанта Василия Чуйкова и 64-я генерал-майора Михаила Шумилова оборонялись героически, выстояв под ударами превосходящих сил врага. И Сталинград, в который, как в воронку, втягивались гитлеровские дивизии, стал для них ловушкой. Начало наступательной операции «Уран» Красной армии удалось разыграть как по нотам. 19 ноября 1942 года в 7 часов 30 минут залпами «катюш» началась 80-минутная артподготовка, в которой приняли участие 3500 орудий Юго-Западного и Донского фронтов. В память об этом славном начале разгрома оккупантов под Сталинградом 19 ноября стало в СССР Днем артиллерии (ныне День ракетных войск и артиллерии). По окончании артподготовки в бой пошли танки и пехота. 23 ноября в районе Калача-на-Дону кольцо советских войск сомкнулось вокруг 6-й армии генерала Фридриха Паулюса и других соединений противника, действовавших в районе Сталинграда. В котле оказались 22 вражеские дивизии, более 300 тыс. человек. Главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг пообещал Адольфу Гитлеру наладить воздушный мост для связи с окруженными дивизиями, но советская авиация сорвала этот план, переигрывая противника в воздухе. Немцам и их союзникам не удалось ни наладить снабжение армии Паулюса, ни прорвать кольцо окружения. К началу февраля 1943 года все гитлеровские части, попавшие в котел, капитулировали. Слово «Сталинград» с тех пор не нуждается в представлении ни на каком языке мира: оно стало синонимом подвига и надежды на окончательную победу над коричневой чумой. Это были переломные месяцы войны. В общей сложности в период Сталинградской битвы немцы и их союзники потеряли около 1,5 млн солдат и офицеров. После Сталинграда стратегическая инициатива в боевых действиях перешла к Красной армии. С берегов Волги воины-освободители проложили прямую дорогу к Берлину. 

 

50 лет назад

Женское лицо войны

Вышел на экраны фильм Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие»

 

Одноименная повесть Бориса Васильева вышла в журнале «Юность» в 1969 году. Вскоре Юрий Любимов поставил спектакль по ее мотивам в Театре на Таганке. Почти одновременно за экранизацию повести взялся кинорежиссер-фронтовик Станислав Ростоцкий. Он пригласил в картину молодых, никому не известных актрис Ирину Долганову, Елену Драпеко, Екатерину Маркову и Ирину Шевчук. Дебютантом был и Андрей Мартынов, сыгравший старшину Васкова. Только Ольгу Остроумову кинозрители уже хорошо знали по фильму «Доживем до понедельника». 

Все военные сцены снимались на черно-белую пленку, что добавляло киноповествованию трагической подлинности. Ростоцкий проявил настоящую смелость: на советском экране показывать обнаженное тело запрещалось, но режиссер настоял на сцене в бане, чтобы зритель острее почувствовал – война отобрала жизнь у прекрасных девушек, будущих матерей. Фильм, вышедший на экраны 4 ноября 1972 года, стал лидером кинопроката. Гибель пяти подруг-зенитчиц, вставших на защиту Родины, вызывала слезы и у фронтовиков, и у молодых зрителей. Читатели «Советского экрана» назвали «Зори…» лучшим фильмом 1972 года. Не обошли эту картину и высокие награды: она получила премию Ленинского комсомола (1974) и Государственную премию СССР (1975). Киноленту Ростоцкого, снятую полвека назад, смотрят и пересматривают до сих пор, в том числе и те, кто родился после того, как перестал существовать Советский Союз. В 2005 году в Китае по мотивам повести Васильева сняли 19-серийный телевизионный фильм. В 2015-м на экраны вышла новая отечественная версия режиссера Рената Давлетьярова. Однако фильм режиссера-фронтовика так и остался непревзойденным.

RIAN_5643748.HR.ru.png

Митинг в честь освобождения Сталинграда 4 февраля 1943 года

Историк