Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

А был ли преемник?

№95 ноябрь 2022

Оставил ли генсек Юрий Андропов хоть какие-нибудь внятные распоряжения по поводу того, кто придет ему на смену, – до сих пор большой вопрос. Ответить на него тем более сложно, что людям, возглавившим страну после Андропова, очень хотелось, чтобы их считали его ставленниками.

 

_DSC4945.png

 

Чтобы добавить популярности

– Готовил ли Андропов перестройку?

– Будучи хорошо информированным человеком, Юрий Владимирович понимал, что в стране накопились негативные явления, которые надо устранять. При этом в ноябре 1982 года на Пленуме ЦК КПСС он сказал, что у него нет готовых рецептов решения стоящих перед обществом проблем. Андропов ориентировал руководителей и весь советский народ на борьбу с нарушениями трудовой и технологической дисциплины, несунами, тунеядцами, коррупционерами, недобросовестными работниками и начальниками. Однако говорить, что он замышлял такую перестройку, которую потом развернул Михаил Горбачев и последствия которой мы пожинаем по сей день, категорически нельзя.

 

– Откуда же взялась эта версия?

– После смерти Юрия Владимировича его бывший помощник Аркадий Вольский заявил, будто в начале 1984 года находившийся в госпитале Андропов написал некий документ, в котором говорил, что своим наследником он видит Горбачева. Однако, похоже, никто, кроме самого Вольского, этого документа не видел.

Миф о том, что Горбачев является ставленником Андропова, скорее всего, сформировал сам Горбачев, а помогли ему в этом люди, вышедшие из андроповского окружения и перешедшие в окружение Михаила Сергеевича. Прежде всего это уже упомянутый Вольский, академик Георгий Арбатов и перестроечный публицист Федор Бурлацкий. Они понимали, что Андропов популярен в народе. И после его кончины эта популярность только росла. Горбачеву же, затеявшему перестройку, нужна была мощная подпорка. Ему важно было предстать в глазах общества в качестве наследника правоверного ленинца, «рыцаря без страха и упрека» Андропова, а не крайне непопулярных в 1980-е годы Леонида Брежнева и Константина Черненко.

 

– Можно ли считать Андропова и Горбачева единомышленниками?

– Не думаю, что они были в полном смысле слова единомышленниками. Андропов всегда держал дистанцию по отношению к Горбачеву. Известно, что вскоре после того, как в 1978 году Горбачев был избран секретарем ЦК, ему выделили государственную дачу по соседству с Андроповым. Однажды он пригласил Юрия Владимировича с супругой к себе на ужин, но, что примечательно, получил вежливый отказ. Более того, как мне представляется, в 1983 году по отношению к Горбачеву у Андропова произошло некоторое охлаждение. Мое личное убеждение, и по этому вопросу со мной сходятся другие исследователи, Андропов не видел Горбачева своим наследником.

TASS_18202211.png

Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко. 1984 год

 

– А кого он видел своим преемником?

– Выдающийся кардиолог Евгений Чазов, в то время начальник Четвертого главного управления при Министерстве здравоохранения СССР, вспоминал, что накануне избрания генсеком Юрий Владимирович спросил, долго ли здоровье позволит ему исполнять возлагаемые на него обязанности. Чазов сказал, что, наверное, лет пять. Вероятно, Андропов исходил именно из этого прогноза и на такой срок рассчитывал. Поэтому подготовка преемника не входила в число его политических приоритетов. Однако, как мы теперь знаем, такого исторического срока ему отпущено не было. И выдвинуть кого-то, кто мог бы стать его политическим наследником, он так и не успел.

 

В преддверии перестройки

– Андропов руководил СССР чуть больше года. Что было главным в его работе? Одни считают – попытка спасти социализм, другие – подготовка его демонтажа. Каково ваше мнение?

– Мне представляется, что по своей натуре Андропов был романтиком и идеалистом. Ему были близки и дороги идеи построения нового мира, которые захватили молодежь 1920-х и 1930-х годов. Он до конца жизни остался верным своим идеалам. Для него прогресс общественного развития был основан на социалистической идее.

Вместе с тем Андропов не скрывал ошибок, которые были допущены при строительстве социализма. Он болел душой за его судьбу. Андропов являлся одним из тех немногих руководителей, которые неоднократно говорили о необходимости изучения исторического опыта и извлечения уроков для сегодняшнего дня. В этом смысле краткий период правления Андропова никоим образом не способствовал демонтажу Советского Союза, в чем его упрекают. Напротив, он предпринял попытку осовременить и реформировать социалистическое общество.

TASS_1194226.png

«Перестройка» – один из главных лозунгов демонстрации трудящихся в день 71-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Москва, Красная площадь, 1988 год

– А была такая возможность?

– Конечно. Как только Андропов стал генеральным секретарем ЦК КПСС, конгресс США сразу же потребовал от ЦРУ доклад о состоянии советской экономики с прогнозом ее развития. Уже в декабре 1982 года пространный документ на 80 машинописных страниц был подготовлен. В нем анализировались сильные и слабые стороны советской экономики. Главный вывод состоял в том, что никаких предпосылок для экономического краха в СССР в обозримой перспективе – как минимум в течение 15 лет – нет.

 

– Как вы думаете, если бы Андропов прожил чуть дольше, смог бы он реформировать Советский Союз и тем самым его спасти?

– Полагаю, что Юрий Владимирович смог бы придать реальное ускорение развитию народного хозяйства СССР, сделал бы его более эффективным. Для этого были бы поставлены новые задачи и приняты новые программы социально-экономического развития страны. При Андропове Советский Союз продолжил бы существовать и не был бы демонтирован, как это произошло при Горбачеве.

 

– Какой миф о Юрии Владимировиче вы считаете самым вредным?

– Как и о любом крупном руководителе, об Андропове существует множество мифов. Одним из наиболее расхожих является миф о нем как о «палаче» Венгерского восстания 1956 года. Однако если посмотреть на состав советской партийно-правительственной делегации (члены Президиума ЦК Анастас Микоян и Михаил Суслов, а также тогдашний председатель КГБ Иван Серов), прибывшей утром 24 октября 1956 года в Будапешт, то станет ясно, что посол (а именно эту должность занимал Андропов) не мог быть здесь главным действующим лицом. А самым вредным мифом я считаю утверждение, что горбачевскую перестройку, приведшую к развалу Советского Союза, замыслил и подготовил Андропов.

Беседовал Олег НАЗАРОВ