Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Бои над Берлином

№91 июль 2022

Как уживались в небе над послевоенной столицей Германии советские и британские летчики? Одна из таких историй отражена в ранее не публиковавшемся документе из фондов Российского государственного архива новейшей истории

В 1945 году в ходе Ялтинской (4–11 февраля) и Потсдамской (17 июля – 2 августа) конференций представителями трех крупнейших мировых держав были определены основные принципы урегулирования спорных вопросов, возникших на завершающем этапе войны, и установления послевоенного миропорядка. Важнейшим пунктом договоренностей стал вопрос о судьбе Германии, территорию которой решили разделить на несколько оккупационных зон – советскую, американскую, британскую и французскую.

Особый статус в этой системе получила столица Германии – Берлин. Формально город находился в советской зоне оккупации, однако в соответствии с вышеупомянутыми соглашениями контроль над ним был поделен между четырьмя державами. Таким образом, Большой Берлин после 1945 года состоял из двух крупных секторов – западного, контролируемого США, Великобританией и Францией, и советского. При разделении некогда единого города также были достигнуты отдельные договоренности о правилах контроля держав над его дорожно-транспортным комплексом. Это касалось не только наземной инфраструктуры, но и воздушного пространства.

Специфика разделения воздуха над Берлином заключалась прежде всего в близком расположении друг к другу аэродромов, подконтрольных разным державам, а также в связанном с этим естественном пересечении воздушных трасс. Это неизбежно приводило к пролетам англо-американской и советской авиации над территорией соседних оккупационных зон. Подобные случаи провоцировали споры между контролирующими город державами. В относительно короткий период – с осени 1945-го по май 1946 года – в воздушном пространстве Берлина часто возникали необычные формы взаимодействия авиационных корпусов разных стран. Самолеты-истребители из западной и советской зон оккупации встречались в небе и вступали в турнирные бои. Их победителей каждая из сторон определяла по маневрам самолетов. Выход из боя и уклонение от дальнейших действий рассматривались как поражение.

Информация об этих воздушных боях содержится в рапортах и донесениях командиров советских истребительных авиакорпусов, базировавшихся на различных аэродромах в черте города или в непосредственной близости от него. Один из наиболее интересных и подробных таких документов был составлен дважды Героем Советского Союза, будущим маршалом авиации, а тогда генерал-лейтенантом Евгением Савицким, командовавшим 3-м истребительным авиационным Никопольским орденов Суворова и Кутузова корпусом.

Из этого документа мы узнаем, что примерно с октября 1945 года летчики советской зоны начали отмечать провокационные действия английской авиации (бреющий полет над чужой территорией, фигуры пилотажа в непосредственной близости от других самолетов). Иными словами, представители британских военно-воздушных сил, пользуясь близостью аэродромов и пересечением трасс учебно-тренировочных полетов, фактически навязывали советским истребителям воздушные бои без применения боевого оружия.

Поначалу наши летчики лишь наблюдали за подобным поведением англичан, не вступая при этом в состязание. Однако уже в феврале 1946 года с целью изучения тактики британской истребительной авиации, а также для поддержания престижа советского летчика-истребителя командирами авиакорпусов было принято решение об участии в турнирных воздушных боях (без получения на то официального разрешения от высшего командования). При этом особое значение придавалось наблюдению за сильными и слабыми сторонами английской военной авиации и последующему анализу боев.

В итоге за три месяца (февраль-апрель 1946 года) корпус Савицкого провел более 30 турнирных воздушных боев. На основе полученной таким образом информации были сделаны практические выводы об уровне подготовки английских летчиков и технических характеристиках их самолетов-истребителей. Эти обобщающие выводы и были изложены в рапорте на имя Иосифа Сталина, датированном 26 апреля 1946 года.

Журнал «Историк» предлагает вниманию своих читателей рапорт Савицкого с подробным рассказом об этой необычной форме взаимодействия представителей ВВС двух государств в небе над Берлином и анализом турнирных боев между советскими и английскими летчиками. Документ, ныне хранящийся в фондах Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), воспроизводится с сохранением стилистических особенностей источника.

Председатель Совнаркома СССР И.В. Сталин, президент США Гарри Трумэн и премьер-министр Великобритании Клемент Эттли (справа налево) на Потсдамской конференции. 1945 год

Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Евгений Савицкий

Рапорт командира 3-го истребительного авиационного корпуса (3 ИАК) Е.Я. Савицкого министру Вооруженных сил СССР генералиссимусу И.В. Сталину

26 апреля 1946 г.

Сов. секретно

С момента распределения оккупационных зон Большого Берлина истребители 286 ИАД1, входящей в состав вверенного мне 3 ИАК, базируются на аэродроме ДАЛЬГОВ, примыкающем непосредственно к границе оккупационной английской зоны Берлина.

Кроме того, все аэродромы аэроузла корпуса: ДАЛЬГОВ, ЭЛЬШТАЛЬ, ШОНВАЛЬДЕ, БРАНДЕНБУРГ, СТЕНДАЛЬ – лежат на трассе пролетов англо-американской авиации. Таким образом, пролет англо-американских самолетов через аэродромы корпуса является обычным.

Помимо всего, английский аэродром КЛАДОВ, на котором базируются истребители и бомбардировщики, находится в 9 км от аэродрома 286 ИАД – ДАЛЬГОВ.

Непосредственная близость аэродромов КЛАДОВ и ДАЛЬГОВ приводит к тому, что во время учебно-тренировочных полетов на большом круге наши истребители заходят в район английского аэродрома, а английские самолеты – в район аэродрома 286 ИАД – ДАЛЬГОВ.

29 октября 1945 года командир 286 ИАД доложил мне, что во время учебно-тренировочных полетов наших самолетов типа ЛА-7 английские истребители навязывают им проигрыш воздушного боя.

Я дал указание в бой не вступать, но вести наблюдение за поведением английских самолетов.

Об этом факте командующему 16 ВА2 я не докладывал, считая его малозначащим.

С 29.10.45 г. до февраля м-ца 1946 г. в связи с плохими метеоусловиями и неинтенсивной летной работой встреч в воздухе наших истребителей с английскими не отмечалось.

Британский одноместный истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon

В феврале м-це командир 286 ИАД вновь доложил мне, что английские истребители преследуют наших истребителей во время учебно-тренировочных полетов и упорно навязывают им турнирные бои.

Я, чтобы, с одной стороны, изучить тактику английской истребительной авиации, познать приемы ведения ими3 воздушного боя, подготовку их летчиков, материальную часть истребителей типа «ХАУКЕР» и, с другой стороны, поддержать престиж советского летчика-истребителя, дал указание командиру 286 ИАД в тех случаях, когда английские истребители навязывают бой, то в бой с ними вступать и выявлять их положительные и слабые стороны.

Одновременно поручил командиру 286 ИАД наблюдать за поведением и характером боевой подготовки английской истребительной авиации на аэродроме КЛАДОВ.

После этого в период [со] второй половины февраля м-ца и до 14 апреля, когда мною было отдано категорическое запрещение ввязываться в проигрыш боев с английскими летчиками, было проведено 36 воздушных боев. Первыми инициаторами воздушных боев были англичане. В последующем по инициативе наших летчиков было проведено 8 воздушных боев и по инициативе англичан – 28.

Советский одномоторный самолет-истребитель Як-3

Большинство проведенных воздушных боев разыгрывались над нашей территорией в районе аэродрома ДАЛЬГОВ.

Вызов на турнирный бой бреющими полетами и фигурами пилотажа над аэродромом применялся в равной степени английскими и нашими летчиками.

Специального отбора летного состава для проведения воздушных боев не производилось. Бои возникали во время учебно-тренировочных полетов и носили характер случайных встреч с английскими летчиками в воздухе, где та или другая сторона навязывала воздушный бой.

Участвовавшие в воздушных боях с англичанами 24 летчика 286 ИАД по уровню летной подготовки распределяются: отличных летчиков – 9, хороших – 6, средних – 8, плохих – 1.

Из проведенных 36 воздушных боев, по наблюдениям с земли и по оценке самих летчиков, считается выигранных нами 28, выигранных англичанами – 8 и 2 боя окончились вничью4.

13 марта 1946 г. я лично на самолете типа ЯК-3 вылетел с аэродрома ДАЛЬГОВ на аэродром БРАНДЕНБУРГ в подчиненную мне 265 ИАД. После взлета в районе аэродрома ДАЛЬГОВ на высоте 600–700 м был атакован одним истребителем типа «ХАУКЕР». Я принял бой и вел его на высоте до 3000 м с абсолютным преимуществом перед «ХАУКЕР».

В период воздушного боя подошла еще пара «ХАУКЕР», и я один вел бой против трех английских истребителей, сохранив преимущество за собой. Бой перенесся в район английского аэродрома КЛАДОВ, где тройка английских истребителей вышла из боя.

Я путем пилотажа вызвал с аэродрома КЛАДОВ еще пару английских истребителей типа «ХАУКЕР», с которыми вел бой над их аэродромом с прежним преимуществом. Бой шел с набором высоты до 3000–4500 м. Ведущий пары английских истребителей сорвался в штопор, что заставило меня прекратить воздушный бой.

Несмотря на то что разрешение летному составу вести воздушные бои с английскими истребителями и мое личное участие в них были моей ошибкой, могущей привести к нежелательным осложнениям, на основе проведенных лично мною 3 воздушных боев на самолете типа ЯК-3 с английскими истребителями типа «ХАУКЕР» (один на один, один на три и один на два) и на основе 33 воздушных боев, проведенных 24 летчиками 286 ИАД на самолете типа ЛА-7, можно сделать некоторые выводы о подготовленности английских летчиков-истребителей, базирующихся на аэродроме КЛАДОВ, и о материальной части самолета-истребителя типа «ХАУКЕР» (сказать точно, какой тип английского самолета-истребителя участвовал в боях – «ХАУКЕР-ТАЙФУН» или «ХАУКЕР-ТЕМПЕСТ», не могу, так как не знаю внешнего отличия одного типа от другого).

ПО МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ: английский самолет-истребитель типа «ХАУКЕР» имеет значительно лучшие летно-тактические данные на высоте после 3000 м вследствие установки на нем мощного высотного мотора.

До 3000 м самолет-истребитель «ХАУКЕР» имеет преимущество перед самолетами-истребителями типа ЯК-3 и ЛА-7 в скорости на пикировании и незначительное преимущество в горизонтальной скорости.

Почти на равных условиях с ЛА-7 «ХАУКЕР» дерется на левом вираже, но большинство наших летчиков после двух-трех виражей заходили ему в хвост.

Вертикальную скорость до 3000 м имеет значительно меньшую, чем ЯК-3 и ЛА-7.

Вообще, ЯК-3 до высоты 3000 м показал по сравнению с «ХАУКЕР» лучшие качества во всех отношениях, за исключением скорости на пикировании.

О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕТНОГО СОСТАВА: по наблюдениям лично моим и летчиков 286 ИАД, в результате проведенных воздушных боев можно сделать вывод, что английские летчики-истребители, базирующиеся на аэродроме КЛАДОВ, имеют хорошую подготовку:

а) Обладают хорошей групповой слетанностью;

б) Хорошо отработана посадка методом цепочки (метод, позволяющий производить посадку в минимальное время на аэродроме ограниченных размеров);

в) Хорошо отработан горизонтальный маневр, даже на малых высотах.

Но по приемам ведения воздушного боя можно заключить, что английские летчики, базирующиеся на аэродроме КЛАДОВ, не имели опыта воздушных боев во Второй мировой войне, а если и имели, то только с бомбардировщиками.

КОМАНДИР 3 ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО

НИКОПОЛЬСКОГО ОРДЕНОВ СУВОРОВА и КУТУЗОВА

КОРПУСА

ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ АВИАЦИИ (САВИЦКИЙ)

РГАНИ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 614. Л. 4–8. Машинопись. Автограф

 

Примечания

1 ИАД – истребительная авиадивизия.

2 ВА – воздушная армия.

3 Имеются в виду британские военно-воздушные силы.

4 Так в документе. В действительности получается – 38.

 

 

 

Фото: WIKIPEDIA.ORG, РИА НОВОСТИ, @ГРАНИ

 

 

Подготовил Тимур Джалилов