Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События декабря

№84 декабрь 2021

280 лет назад

Дочь Петрова

Дворцовый переворот привел к власти Елизавету

 

После смерти Анны Иоанновны в октябре 1740 года согласно ее завещанию престол унаследовал двухмесячный ребенок – ее внучатый племянник Иоанн Антонович. Регентом при малолетнем государе был объявлен фаворит покойной императрицы герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон. Но слишком многих влиятельных вельмож не устраивало его усиление – и не прошло и месяца, как регентшей при Иоанне VI стала его мать Анна Леопольдовна. Ее муж и отец императора – принц Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебург-Вольфенбюттельский – вскоре после воцарения сына получил чин генералиссимуса русской армии. Однако в России существовала еще одна влиятельная политическая инстанция – гвардия, не желавшая считаться с новым императором и его семейством. В полках, созданных Петром Великим, созрело недовольство «немецким правлением». Любимицей гвардии была щедрая и обаятельная дочь первого российского императора – Елизавета Петровна. И она решилась вступить в борьбу за власть. В ночь на 25 ноября (6 декабря) 1741 года Елизавета сама отправилась в казармы Преображенского полка. Ей достаточно было произнести: «Знаете ли вы, чья я дочь? Хотите следовать за мною?» – чтобы гвардейцы в прямом смысле слова на руках торжественно внесли ее во дворец. Переворот получился на удивление бескровным. Арестованные Иоанн Антонович и его родители не пострадали. Правда, их ждала трагическая судьба. Свергнутый император, чье правление оказалось столь коротким, с 16 лет был заточен в Шлиссельбургскую крепость и погиб при неудачной попытке его освобождения в 1764 году. Анна Леопольдовна и Антон Ульрих умерли в Холмогорах, куда были сосланы по воле Елизаветы.

 

185 лет назад

Рождение жанра

В Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя»

Знаменитая история спасения будущего царя Михаила Федоровича крестьянином Иваном Сусаниным впервые была показана на оперной сцене вскоре после Отечественной войны 1812 года. Тогда композитор Катерино Кавос интерпретировал этот сюжет в жанре оперы-комик. В начале 1830-х молодой музыкант Михаил Глинка, которого решительно не устраивал «итальянский» репертуар русских театров, задумал написать такую оперу, чтобы его «дорогие соотечественники почувствовали себя дома, а не за границей». Сюжет подсказал ему Василий Жуковский, а за либретто взялся барон Егор Розен. Опера должна была получить название «Иван Сусанин», но Глинке посоветовали ее переименовать. После некоторых колебаний – «Смерть за царя» или «Жизнь за царя»? – он выбрал второй вариант. Премьера состоялась в Петербурге 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Главную партию исполнял лучший русский бас того времени Осип Петров. Успех превзошел все ожидания. В тот день артистам аплодировал сам император Николай I, пожаловавший композитору перстень с бриллиантом. И стилистика оперы, и ее патриотический сюжет соответствовали зарождавшейся в те годы идеологии, нашедшей выражение в формуле «Православие, самодержавие, народность». В первый раз со сцены зазвучали русские фольклорные мотивы, а финальный хор «Славься» стал одним из музыкальных символов нашей страны. Родился новый жанр – самобытная русская национальная опера. В советское время вновь вспомнили название «Иван Сусанин», а переделку либретто поручили поэту Сергею Городецкому. В этой версии исчезли монархические мотивы, а главной идеей стала ключевая роль народа в истории. Много лет именно этой постановкой открывался сезон в Большом театре.

 

145 лет назад

Книга для каждого

Основана первая типография Ивана Сытина

Будущий издатель-миллионер родился в семье волостного писаря в Костромской губернии и окончил только три класса школы. С 12 лет Иван Сытин был лоточным торговцем на Нижегородской ярмарке, а потом поступил на службу в книжную лавку купца Петра Шарапова в Москве. В 25 лет он, потратив приданое жены и заняв еще денег, сумел купить литографическую машину. 7 (19) декабря 1876 года Сытин открыл свою первую типографию на Воронухиной горе в Дорогомилове. В основном там печатали популярные в народе лубочные картины, которые быстро завоевали рынок благодаря сотрудничеству молодого предпринимателя с хорошими художниками. В 1882-м он получил награду на Всероссийской промышленной выставке, и вскоре у него появились собственные лавки. Тогда же было основано книгоиздательское товарищество на вере «И.Д. Сытин и К°». Одним из самых успешных его проектов стали красочно оформленные недорогие календари, продававшиеся как в городах, так и в селах. Тираж одного только «Всеобщего русского календаря», представлявшего собой настоящую народную энциклопедию, достигал 4 млн экземпляров. Казалось, дальше двигаться некуда, а к изданию серьезной литературы ход был закрыт. Но идеей печатать для народа дешевые книги известных авторов загорелся Лев Толстой. В итоге миллионы бедняков смогли приобщиться к лучшим образцам отечественной словесности. Издатель расширял свое производство вплоть до 1917 года, на его товарищество приходилась четверть всей выпускаемой книгопечатной продукции империи. После революции его предприятия одно за другим национализировали, однако Сытин продолжал работать, сотрудничал с Наркомпросом, а в 1927 году ему была назначена персональная пенсия.

 

90 лет назад

Взрыв на Волхонке

В Москве уничтожен храм Христа Спасителя

Еще в 1922 году на I Всесоюзном съезде Советов Сергей Киров предложил возвести в Москве дворец для заседаний органов советской власти. На какое-то время идея позабылась, но затем ей дали ход: летом 1931-го ЦИК СССР принял решение о строительстве Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. О том, что собор строился более 40 лет как памятник павшим героям Отечественной войны 1812 года и в его создании участвовали лучшие художники и скульпторы своего времени, предпочли не вспоминать. Вскоре храм закрыли для богослужений и начали готовить к сносу: демонтировали элементы внутреннего убранства, снимали позолоту куполов и мраморную облицовку, которую позже применяли при возведении новых монументальных зданий. Отдельные предметы декора оказались в музейном фонде: так, часть мраморного фриза, ставшая экспонатом Музея архитектуры, была перенесена в Донской монастырь. 5 декабря 1931 года Москву потрясли два мощных взрыва: после первого рухнули купола, второй практически уничтожил верхние ярусы храма. Но часть остова соборного здания все еще возвышалась над Волхонкой. На разбор завалов и очистку территории от обломков ушло полтора года. Построить на этом месте Дворец Советов так и не удалось: к началу Великой Отечественной войны были готовы лишь бетонный фундамент и стальные каркасы, которые в 1941-м разобрали для изготовления противотанковых ежей. А потом к строительству дворца здесь решили не возвращаться. В 1960 году чашу фундамента задействовали при сооружении бассейна «Москва». Он был закрыт и снесен в 1994-м, после чего началось воссоздание собора. Восстановленный храм Христа Спасителя открыли для посещения в последний день 1999 года.

 

80 лет назад

Удар по Пёрл-Харбору

Нападение японцев привело к вступлению США в войну

Коварные самураи любили начинать боевые действия без объявления войны. С внезапной атаки японских миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре началась Русско-японская война 1904–1905 годов. Тот опыт в Токио сочли успешным и использовали его при подготовке нападения на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах. В ноябре 1941 года авианосное соединение под командованием адмирала Ямамото Исороку вышло из района Курильских островов. Цель операции поначалу держалась в тайне даже от личного состава японских кораблей. И лишь когда на мачте флагмана появился тот самый флаг, который адмирал Того Хэйхатиро поднял на броненосце «Микаса» перед Цусимским сражением, японские моряки и летчики поняли, что направляются на войну. В Токио осознавали, что легкой она не будет. Американцы обладали передовой промышленностью и богатыми природными ресурсами. Выбрав целью нападения главную базу Тихоокеанского флота США, японцы рассчитывали нанести ему максимальный урон, что увеличивало их шансы на успех в кампании. 7 декабря 1941 года в шесть часов утра ударная группа японской палубной авиации поднялась в воздух. За ней последовали самолеты второй волны атаки. По утверждению военных историков, японцы допустили много ошибок, в том числе при планировании операции, что сказалось на ее результатах. Японская авиация уничтожила 4 линкора, 2 эсминца, минный заградитель и 188 самолетов. Еще 4 линкора, 3 крейсера и эсминец получили повреждения. Около 3 тыс. американцев погибли, было ранено более 1150 человек. Потери нападающей стороны составили 29 самолетов и 5 сверхмалых подводных лодок. Токио ожидал большего. Но на американцев эта атака произвела шокирующее впечатление. До удара по Пёрл-Харбору они колебались, стоит ли вступать в войну или следует ограничиться финансовой и технической помощью странам антигитлеровской коалиции. На следующий день после внезапного нападения конгресс США принял резолюцию об объявлении войны Японии.

 

75 лет назад

Народный автомобиль

Выпущен первый автомобиль «Москвич»

Сразу после войны Заводу малолитражных автомобилей в Москве (позже Автозавод имени Ленинского комсомола) поручили создание первой советской массовой и сравнительно недорогой легковой машины. По личному указанию Иосифа Сталина за образец взяли немецкий четырехдверный седан Opel Kadett K38. Но выпускавшее его предприятие в городе Рюссельсхайме сильно пострадало от бомбежек. Среди руин с трудом удалось найти документацию по производству шасси и кузова, а вот мотор с чугунным блоком пришлось в спешном порядке проектировать заново – вместе с немецкими коллегами. На все работы ушло полтора года, и 4 декабря 1946 года был собран первый автомобиль, получивший название «Москвич-400». Стоила эта модель около 8 тыс. – при средней зарплате в стране в то время примерно 600 рублей. Недешево. И все-таки «Москвич» называли народным автомобилем. Ведь «Победа» была вдвое дороже, а престижный ЗИМ (ГАЗ-12) продавали аж за 40 тыс. Недаром в фильме «Москва слезам не верит» владельцем легковушки столичного автозавода был один из главных героев – простой электрик Николай, приговаривавший: «На ней еще мои внуки ездить будут!» В 1947 году, когда Москва праздновала 800-летие, с конвейера сошла юбилейная партия машин – с миниатюрным знаком в виде древнерусского щита на капоте. На базе «Москвича-400» создали и весьма востребованную медицинскую машину, и фургон, и даже кабриолет, который особенно полюбили в южных республиках СССР. Автомобили этой марки ценились не только в Советском Союзе – их экспортировали в Финляндию, Польшу, Албанию, Китай. За девять лет завод выпустил 247 439 «Москвичей-400» разных модификаций. А потом пришло время новых моделей.

Фото: LEGION-MEDIA, АРXИВ ПРОЕКТА «ОЛДМОС», FINE ART IMAGES/LEGION-MEDIA, WIKIPEDIA.ORG

Арсений Замостьянов