Новости о прошлом
№82 октябрь 2021
Защитнику государственности
Владимир Путин открыл памятник Александру Невскому и его дружине
Скульптурный комплекс, возведенный на берегу Чудского озера, в районе, где 5 апреля 1242 года войска под предводительством новгородского князя Александра Ярославича разгромили рыцарей Ливонского ордена, представляет собой 50-тонную композицию. В центре ее возвышается фигура Александра Невского на коне, окруженного дружинниками. Над головами витязей – хоругвь и стяги с ликами святых, а под ногами – щиты и доспехи поверженных ими врагов. На оборотной стороне монумента находится мозаичное панно, где изображен решающий момент сражения. Образ воинов в бронзе воплотил скульптор Виталий Шанов, архитекторами выступили Константин Фомин и Дмитрий Смирнов, а мозаики выполнены в мастерской Ильи Красовского. Мемориал был возведен по инициативе митрополита Псковского и Порховского Тихона в рамках празднования 800-летия со дня рождения святого князя. На открытии монумента Владимир Путин подчеркнул, что Александр Невский «жил в сложнейший период отечественной истории, когда угроза утраты нашей государственности могла стать трагической реальностью». «Его чтут как правителя, всем сердцем радевшего за Отечество, как талантливого полководца и дипломата и, безусловно, как хранителя веры и традиций родного края, родного народа, его духовной, нравственной силы», – отметил президент.
Найденная дважды
Обнаружена потерянная берестяная грамота
Схема раскопа, где была найдена грамота № 13 (на пересечении улиц). Составлена А.В. Арциховским
При переезде в новое здание Санкт-Петербургского филиала Архива РАН в одном из сейфов была обнаружена берестяная грамота № 13, ранее считавшаяся утраченной. Эта грамота с несчастливым номером была найдена Новгородской археологической экспедицией под руководством Артемия Арциховского на Неревском раскопе еще в 1952 году. Она стала первой на тот момент берестяной грамотой, текст которой был не процарапан, а написан чернилами. Ее открыли в культурном слое 1430–1450 годов – вероятно, тогда же она и была написана. На месте не стали разбирать чернильную надпись, побоявшись угасания текста, и грамоту отправили в Ленинград для проведения дополнительных исследований. Тем более что археологам было чем заняться: сезон 1952 года принес 73 грамоты! В итоге об этой находке на какое-то время забыли, а потом она затерялась. О грустной истории ее утраты в № 7–8 журнала «Историк» за этот год рассказал замдиректора Института археологии РАН Петр Гайдуков. Сейчас найденная во второй раз грамота передана на временное хранение в Институт археологии, специалисты уже приступили к изучению ее текста и состава чернил. Впоследствии она пополнит экспозицию Новгородского государственного музея-заповедника.
Третий монумент
В столице появился еще один памятник Достоевскому
К 200-летию великого русского писателя в Москве на улице Воздвиженке по инициативе расположенного там книжного клуба «Достоевский» установлен памятник Федору Достоевскому. Автором скульптуры стала выпускница Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Анастасия Лужина. Писатель изображен в 25-летнем возрасте – в период, когда был опубликован его первый роман «Бедные люди», который сразу же привлек внимание к его творчеству. Молодой Достоевский сидит на скамейке, читая пушкинского «Бориса Годунова». Масштаб арт-объекта таков, что каждый прохожий может ненадолго присесть рядом с писателем. Любовь к Пушкину Достоевский пронес через всю свою жизнь. В 1880 году, незадолго до смерти, он произнес речь в дни торжеств по поводу открытия памятника поэту на Тверском бульваре. По признанию современников, это был настоящий гимн русской словесности и ее непревзойденному классику.
Москва – родной город Достоевского, в нем он провел детство и юность, и именно столица России теперь лидирует по числу памятников писателю. Здесь их уже три. Совсем рядом, в 200 метрах от нового памятника, у входа в Российскую государственную библиотеку, находится, вероятно, самый известный скульптурный портрет автора «Преступления и наказания». Монумент был открыт в 1997 году. Скульптор Александр Рукавишников изобразил пожилого Достоевского, в глубокой задумчивости сидящего на скамье. А первый памятник писателю появился в Москве уже более ста лет назад. Его автор – выдающийся русский и советский скульптор Сергей Меркуров. В 1918 году необычную и трогательную скульптуру установили на Цветном бульваре, но в 1936-м из-за строительства трамвайных путей ее перенесли к зданию Мариинской больницы, во флигеле которой осенью 1821 года и родился писатель.
Фото: РИА НОВОСТИ, АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЧУК/ТАСС, ЯРОСЛАВ ЧИНГАЕВ ©ИА REGNUM
Варвара Рудакова