Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Трумэн и его доктрина

№75 март 2021

Случайно оказавшийся на посту президента США Гарри Трумэн запомнился атомной бомбардировкой Японии и названной в его честь доктриной, превратившей Соединенные Штаты в «мирового жандарма»

 

В 1944 году, идя на свой четвертый срок, президент США Франклин Рузвельт дал отставку 56-летнему Генри Уоллесу, с которым победил на выборах в 1940-м, заменив его на 60-летнего Гарри Трумэна. 12 апреля 1945-го, после скоропостижной смерти Рузвельта, вице-президент Трумэн автоматически стал 33-м главой американского государства. 

 

«Мы, как руководители мира» 

Трумэн родился в 1884 году в штате Миссури в семье небогатого фермера. Рос тихим необщительным мальчиком, очкариком и книгочеем, почти не имевшим друзей. При этом мечтал о военных подвигах, и в 1918-м недолгое время провел на фронте Первой мировой. Никаких подвигов он там не совершил, но ореол героя позволил ему жениться на подруге детства Элизабет Уоллес (однофамилице будущего вице-президента) и получить поддержку в Демократической партии. Несмотря на отсутствие юридического (и вообще высшего) образования, Гарри стал судьей округа. Усердный и услужливый, он заслужил доверие сперва местных политических боссов, а потом и самого Рузвельта. Став президентом, тот назначил его ответственным за ликвидацию безработицы в штате Миссури. 

Успешно справившись с заданием, Трумэн вышел на новый виток карьеры: в 1934 году его избрали сенатором. Теперь он стал позволять себе громкие политические высказывания, а незадолго до войны выступил за скорейшее усиление армии и флота. Нападение японцев на Пёрл-Харбор, доказавшее его правоту, окончательно превратило Трумэна в политика национального масштаба. Еще до этого, узнав о вторжении немецких войск на территорию Советского Союза, он изрек знаменитую фразу: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше». 

Трумэн был убежденным антикоммунистом, поэтому вошел в число обличителей вице-президента Уоллеса, давно питавшего симпатии к СССР и лелеявшего мечты о конвергенции американского капитализма и русского коммунизма. Кто знает, какой была бы судьба советско-американских отношений, если бы Уоллес остался на своем посту и занял бы Белый дом после смерти Рузвельта? Не исключая, видимо, такого сценария, консервативные круги США оказали на Рузвельта беспрецедентное давление, и в итоге на выборах 1944 года он отказал леволиберальному вице-президенту в поддержке, остановившись на кандидатуре Трумэна. Правда, относился к нему Рузвельт без симпатии: за 82 дня своего последнего президентского срока – с 20 января по 12 апреля 1945-го – он всего дважды встретился с новым вице-президентом и запретил сообщать ему секретную информацию, в том числе сведения о разработке атомной бомбы. 

Заняв президентское кресло, Трумэн узнал о создании нового страшного оружия – и был потрясен. В дневнике он записал: «Даже если японцы беспощадны, жестоки и фанатичны, мы, как руководители мира, не можем сбросить на них эту ужасную бомбу». Правда, тут же похвастался: «Теперь у меня есть дубинка против этих русских». Дубинкой он впервые помахал на Потсдамской конференции, уклончиво сообщив 24 июля 1945 года Иосифу Сталину о наличии у США ядерного оружия. А несколько дней спустя военные эксперты предъявили президенту прогноз, по которому высадка на Японских островах должна была обойтись американцам в миллион жизней. Поняв, что это станет концом его карьеры, Трумэн санкционировал ядерные удары по двум японским городам. Расчет оказался верным: разрушительный эффект нового оружия вместе с наступлением советских войск в Маньчжурии привел к капитуляции японцев. 

 

Сдерживание коммунизма 

На словах благодаря советских «братьев по оружию», Трумэн готовил почву для решительного разрыва с ними. Большую роль в этом сыграла легшая ему на стол в феврале 1946-го «длинная телеграмма» дипломата Джорджа Кеннана, где доказывалась необходимость сдерживания СССР. Телеграмма была секретной, но уже 5 марта те же мысли озвучил в Фултоне Уинстон Черчилль (интересно, что Трумэн скромно стоял рядом, когда экс-премьер Великобритании оглашал свои воинственные призывы). Всего через год, 12 марта 1947-го, в выступлении перед конгрессом США президент выдвинул доктрину, направленную на борьбу с коммунистической экспансией. 

В первую очередь речь шла о выделении помощи Турции и Греции в размере 400 млн долларов (для начала), а в перспективе – о размещении в этих странах американских военных баз. О масштабной программе восстановления Европы впервые объявил 5 июня того же года госсекретарь США Джордж Маршалл. Согласно этому плану, пострадавшим от войны европейским странам предполагалось направить солидную помощь – но только если в их правительствах не будет коммунистов (об этом условии западная пропаганда умалчивала и умалчивает до сих пор). Понятно, что от американской поддержки отказались государства Восточной Европы, вошедшие к тому времени в орбиту влияния СССР, а также Финляндия, – а вот 17 стран Западной, Центральной и Северной Европы и Турция ее приняли. 

Препятствием для проведения в жизнь доктрины Трумэна стала Конституция США, запрещавшая создание баз за границей и заключение военных союзов с иностранными государствами. В 1948 году запрет удалось обойти с помощью резолюции, внесенной в сенат республиканцем Артуром Ванденбергом. Сразу после этого началась работа по основанию военных блоков с господствующей ролью США – и первым среди них стала Организация Североатлантического договора (НАТО), в которую в апреле 1949-го вошли 12 стран. Стержнем НАТО стали американские войска в Европе, которые еще в Потсдаме Трумэн согласился вывести, но позже передумал, ссылаясь все на ту же «коммунистическую угрозу». Более того, несмотря на сопротивление европейских союзников, он дал команду включить в новый блок Западную Германию, которой – опять-таки вопреки Потсдаму – было позволено воссоздать свои вооруженные силы. 

Позже по инициативе США были созданы и другие военные блоки: АНЗЮС с Австралией и Новой Зеландией, СЕНТО на Ближнем и Среднем Востоке, СЕАТО в Юго-Восточной Азии. В большинстве вошедших в них стран разместились американские морские и воздушные базы, где появилось и атомное оружие. В конце 1949-го был утвержден план «Дропшот», предполагавший нанесение по Советскому Союзу массированного ядерного удара. Впрочем, этот план устарел еще до его утверждения: несколькими месяцами ранее, в августе, в СССР прошло успешное испытание атомной бомбы, что заставило США отодвинуть агрессию на неопределенный срок. 

 

Корейский тупик 

Лишившись возможности уничтожить зловредный Советский Союз, президент повел с ним позиционную войну. При нем США помогали оружием режиму Чан Кайши, а после его бегства на Тайвань разместили на острове свои войска и начали бомбежки китайской территории (их прекратило только размещение в Шанхае советских истребителей). Проиграв в Китае, они попытались победить в Корее и установили на юге полуострова проамериканскую «демократическую» диктатуру. В июне 1950 года, когда стало ясно, что мирно объединить страну не удастся, войска просоветской Северной Кореи напали на Южную и быстро заняли большую ее часть. 

Внезапная кончина Франклина Рузвельта в 1945 году породила в СССР слухи о возможном отравлении президента Америки

Удачей Трумэна в этой ситуации было то, что он смог заблаговременно взять под контроль ООН, где преобладали союзники США (а место Китая продолжали занимать представители Чан Кайши). Под диктовку Вашингтона Совет Безопасности принял решение об отправке в Корею войск ООН, что стало прикрытием для американской интервенции. Однако «легкой очистки страны от красных», которую предвкушали западные газеты, не получилось. В войну вмешались Пекин и (опосредованно) Москва, американцы и их союзники несли большие потери. Популярность Трумэна, позволившая ему в 1948-м выиграть президентские выборы, резко пошла вниз. Вдобавок он воспользовался войной, чтобы «закрутить гайки» внутри своей страны. В конце 1950-го он продавил в конгрессе введение чрезвычайного положения в США: временно ограничивались забастовки, запрещалось повышение зарплат, вводилось регулирование цен на важнейшие продукты. В том же году сенатор Джозеф Маккарти начал разоблачать коммунистов и сочувствующих им в органах власти, и, хотя Трумэн в конечном итоге не поддержал его, маккартизм стал следствием развернутой им антисоветской истерии. 

Война в Корее затягивалась, а поток гробов из-за океана не прекращался. К 1952 году рейтинг президента стал рекордно низким, что позволило республиканцам во главе с популярным героем войны генералом Дуайтом Эйзенхауэром выиграть выборы. Покинув Белый дом, Трумэн удалился в родной городок Индепенденс, где по примеру других экс-президентов основал библиотеку, названную в его честь. Умер он в разгар разрядки в 1972 году. 

 

Фото: LEGION-MEDIA

Иван Измайлов