Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Документы Победы

№69 сентябрь 2020

Вышедшее в свет пятитомное историко-документальное издание «В штабах Победы. 1941–1945» призвано представить Великую Отечественную войну через призму главных документов военного времени. Об этом и других издательских проектах, подготовленных при участии АФК «Система», «Историку» рассказал председатель совета директоров компании Владимир Евтушенков

 

Пятитомник о войне, вышедший в год 75-летия Победы и вобравший в себя около 1200 архивных документов, – уже второй масштабный издательский проект, осуществленный усилиями российских архивистов и сотрудников АФК «Система». Год назад увидел свет подготовленный ими пятитомный сборник документов под общим названием «Вождь». Он включает свыше 600 важнейших документов, относящихся к периоду 1917–1953 годов, то есть ко времени пребывания Иосифа Сталина на высших постах Советского государства. И вот теперь – пятитомник о Великой Отечественной войне. Важная особенность обоих изданий – все документы в них публикуются факсимильно: их можно не только читать, но и внимательно разглядывать – почерки, стиль редактуры, характер резолюций. Большинство исторических источников в таком виде представлено впервые. 

– Как возникла идея создания столь масштабных издательских проектов? 

– Все началось с того, что года два назад мы решили снять фильм о Сталине. Не для того, чтобы в очередной раз возвысить его или, наоборот, осудить, а прежде всего чтобы разобраться в личности этого человека. И смех и грех: о Черчилле, Наполеоне, даже Гитлере сняты десятки и сотни лент, а полномасштабного фильма о Сталине, опирающегося на документальную основу, по-прежнему нет. Есть масса фильмов, в которых он появлялся в эпизодах, но более или менее серьезных картин, на мой взгляд, нет. Мне было удивительно, почему никто за это дело не брался. Видимо, по той простой причине, что очень мало фактуры, мало документов введено в широкий общественный оборот. 

Тогда мы начали работать с архивами и собрали большое количество документальных материалов – свыше 40 тыс. единиц хранения, которые так или иначе характеризовали Сталина, причем по-разному. Были и абсолютно правильные, даже гениальные решения, но было и такое, о чем даже помыслить невозможно, что подобное могло исходить от нормального человека. 

Многие из документов никогда не видели свет по целому ряду причин: и в силу их былой секретности, и, может быть, в силу того, что ими никто не интересовался. В итоге я пришел к выводу, что правильно будет их просто воспроизвести, и пусть каждый сам, в зависимости от образования, вероисповедания, культуры и понимания мира, даст собственную оценку личности этого человека. Так появился пятитомник «Вождь», воспроизводящий документы за все годы пребывания Сталина у власти. Мы попытались показать, как жила страна и как она управлялась. Хотя любая страна управляется документами, за ними стоят люди. 

– Новое издание «В штабах Победы» построено по тому же принципу? 

– Совершенно верно: это тоже пятитомник, и каждый том – один год Великой Отечественной войны, представленный нами через призму тех решений, которые принимались в широком смысле слова «штабами» – не только военными, но и государственно-политическими органами управления. Мы хотели показать, как страна решала стоящие перед ней судьбоносные задачи. Поэтому приказы по фронтовым частям перемежаются с решениями, мнениями, записками, докладами, постановлениями Ставки Верховного главнокомандования, отдельных наркоматов, иных органов тылового обеспечения. Огромный документальный массив, благодаря которому вырисовывается впечатляющая картина. При этом можно открыть издание с середины или даже с конца – в зависимости от времени, желания, степени интереса к тому или иному периоду войны. 

– Какое ощущение вынесли вы, читая изданные вами документы о войне? Как оцениваете качество и объем менеджерской работы, проведенной советским руководством в экстремальных условиях Великой Отечественной? 

– Объем менеджерской работы колоссальный, качество ее на разных этапах было разным, но конечный результат нам хорошо известен: страна победила в войне. Однако дело даже не в объемах работы. Военная мощь определяется не только количеством техники. Иной раз говорят: «Вот если бы летчиков было побольше, танков побольше и многого другого побольше, мы бы быстрее и легче выиграли войну». Мне кажется, тут все сложнее. Версальский договор не позволял Германии иметь полноценную армию, и Гитлер создавал ее фактически с нуля. Это оказалось гораздо эффективнее, чем перестраивать старую военную машину на новый лад, в итоге немцы сравнительно быстро построили современную армию. Мы же эту задачу, я считаю, смогли решить только к 1943 году, потому что до того у нас в известном смысле была армия образца 1919–1920 годов. Когда читаешь документы, видишь, как много внимания уделялось вопросам перевооружения, новым типам самолетов и танков. Тут просто надо снять шляпу перед теми людьми, которые в предвоенные годы решали эти задачи. И перед Сталиным, кстати, тоже: он досконально входил в суть дела. 

Но где взять новых военачальников, как их быстро воспитать смелыми и находчивыми и, самое главное, как сделать так, чтобы они мыслили по-новому, категориями будущей войны, а не прошедшей? Готовность к войне означала не только обеспеченность машинами – она затрагивала психологию людей. Техника крайне важна, но прежде всего важен человеческий фактор. Иначе как подготовишься к танковой войне, если в голове у командиров сидит представление о том, что танки – это лишь вспомогательные средства для поддержки пехоты? Это же разные военные доктрины, разная психология войны, если хотите. 

И в таком случае нет смысла обсуждать, сколько у кого танков. Было бы у нас даже в три раза больше, чем у них, мы бы их все равно придали пехоте. Понимаете? Поэтому весь вопрос в том, что мы строили нашу армию начиная с середины 1942 года, когда чуть-чуть передохнули после 1941-го. А в 1941–1942 годах это было не строительство, тут, как говорится, лишь бы выжить. Только с середины 1942-го мы начали создавать новую военную машину. И это была новая армия, новая военная машина, которая смогла победить. 

– У Гитлера был шанс на победу? 

– История не имеет сослагательного наклонения, но почти все, кто анализировал ситуацию, сходятся на том, что невозможно было такой маленькой стране, как Германия, съесть такую огромную страну, как СССР. И хоть это и был колосс на глиняных ногах, как мы сегодня это понимаем, но вместе с тем волей Сталина и предыдущими годами репрессий он был достаточно сильно сцементирован. Поэтому не развалился после первых ударов, несмотря на несогласованность действий, большое количество предателей и парализовавший многих страх брать на себя ответственность. Если вы посмотрите план «Барбаросса», то он сводился к тому, чтобы занять Москву и пройти еще чуть дальше на восток. Урал держать под непрерывными бомбовыми ударами, а Дальний Восток отдать японцам. Все эти планы рухнули еще в 1941 году под Москвой. 

Поэтому я считаю, что Гитлер, хоть и являлся очень талантливым человеком, все-таки просчитался, напав на СССР. Но с другой стороны, у него не было иного пути, откровенно говоря. Огромная отмобилизованная армия требовала движения вперед. Европа была у него под сапогом, а идти на Англию представлялось бессмысленным: она сама по себе крошечная и притом такая же, как Германия, не сырьевая, не ресурсная страна. То есть только положишь зря людей, и Гитлер это понял в 1940 году. Оставался путь на восток, на Советский Союз – здесь было чем поживиться. Не случайно нацистские лидеры рассматривали СССР как будущий сырьевой придаток Германии. И если бы у них здесь все удалось, то удалось бы и остальное. Опираясь на наши ресурсы, можно было завоевывать весь мир, развивать науку и технологии. Что скрывать – им до атомной бомбы оставалось всего ничего. Но к счастью, все пошло по иному пути. И мы победили. 

– Как Сталин проявил себя в качестве стратега? 

– Вы знаете, когда в таких непростых, скажем прямо, условиях начинаешь заниматься ежедневной оперативной работой, тут уже не до стратегии. Была одна задача – выжить, и этой задачей честно занимались. Сейчас теоретизировать на этот счет бессмысленно и глупо. Получилось так, как получилось. Мы выиграли войну, остальное в тот момент не имело значения. 

– «Штабы Победы» сработали четко, эффективно? 

– Как только появились люди, мыслящие по-современному (а жизнь их выковала, причем в очень тяжелых обстоятельствах), все встало на свои места. Собственно, с того момента наши штабы и стали превращаться в «штабы Победы». Этим людям нужно было только не мешать. И им максимально не мешали: и военачальники, и руководители крупных оборонных производств получили достаточно большие полномочия и широкую свободу действий. Что имело решающее значение. 

– Есть ли у вас новые планы по изданию исторических документов? 

– Есть задумка создать серию книг о деятелях последнего столетия – с 1917 по 2017 год. Мы собрали авторов, наверное, человек тридцать – тех, кто ярко пишет, – они сейчас задействованы в этом проекте. Уже подготовлены три книги о сталинских наркомах госбезопасности – Генрихе Ягоде, Николае Ежове и Лаврентии Берии. Потом будем писать о Михаиле Тухачевском, Николае Вознесенском, которого Сталин считал чуть ли не своим преемником, далее – об Алексее Косыгине, Анастасе Микояне. В итоге должна появиться серия биографий людей, которые в той или иной степени повлияли на ход нашей истории в последние сто лет. Каждая книга будет снабжена обширными подборками архивных документов, имевших отношение к деятельности этих людей. 

– Это будут только государственные деятели, политики? 

– Не только. Например, я хочу, чтобы там были и Николай Вавилов, и Сергей Королев, и многие другие деятели эпохи. Мы никуда не торопимся, нас никто не гонит, все делается на нашем энтузиазме, а там посмотрим, что из этого получится. 

 

 

 

«В штабах Победы. 1941–1945. Документы» 

Подготовленное Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ) совместно с АФК «Система» издание включает в себя пять книг, в которые вошло около 1200 документов и фотографий периода Великой Отечественной войны. Издание, как подчеркивают его составители, имеет научно-популярный характер и рассчитано на всех, кто интересуется историей России в ХХ веке. 

В пяти крупноформатных книгах представлены официальные документы высших и местных органов политической (партийной) и государственной власти СССР, директивы и приказы Ставки Верховного главнокомандования и командующих фронтами, переговоры Ставки с фронтами и Иосифа Сталина с представителями стран антигитлеровской коалиции. Для публикации отобран ряд важнейших документов, которые призваны отобразить главные события военных лет, узловые моменты развития тех или иных исторических процессов, возникновения проблем, анализа и поиска путей их решения советским руководством. 

Пятитомник выстроен по хронологическому принципу. Каждая из пяти книг представляет события одного года Великой Отечественной войны и имеет свое название: книга 1 – «1941. “Вставай, страна огромная”», книга 2 – «1942. “Ни шагу назад!”», книга 3 – «1943. “Ломая упорное сопротивление врага…”», книга 4 – «1944. “Освободить народы Европы”», книга 5 – «1945. “Добить фашистского зверя”». Исторический комментарий к каждому тому написан научным руководителем РГАСПИ Андреем Сорокиным. 

В состав научно-справочного аппарата каждой книги входят введение, авторская аналитическая статья, вводящая читателя в контекст каждого года Великой Отечественной войны, перечень публикуемых документов и именной указатель. Каждый документ представлен факсимильно, а также в виде расшифровки. Большинство документов печатается впервые. Публикация сопровождается архивной легендой, в которой указываются название документа, архив, в котором он хранится, номера фонда, описи, дела, листов. Указаны также подлинность и копийность документа, авторство подписей, резолюций и правок.

Фото: РИА НОВОСТИ, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА

Беседовал Владимир Рудаков