Что прочитать и что увидеть в октябре
№10 октябрь 2015
ИСТОРИЯ О ДЕЛАХ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ МОСКОВСКОГО
Курбский АндрейМ.: Наука, 2015
В академической серии «Литературные памятники» выпущено научное издание «Истории о делах великого князя московского», написанной Андреем Курбским. В предшествующей литературе за этим произведением закрепилось более позднее, видоизмененное название – «История о великом князе московском», однако в наиболее ранних из дошедших до нас списков сочинение Курбского озаглавлено иначе: «История о князя великого московского делех». Поэтому в настоящем издании перевод древнерусского текста приведен под осовремененным названием наиболее ранних и исправных списков – «История о делах великого князя московского». Особенностью данного издания является то, что оно – впервые – опирается на все известные науке списки памятника.
«История» Андрея Курбского принадлежит к числу самых ярких памятников древнерусской литературы второй половины XVI века. Ее автор – представитель ярославской ветви княжеского рода Рюриковичей Андрей Михайлович Курбский (1528–1583), воевода и боярин царя Ивана IV Васильевича Грозного. Находясь на годовой воеводской службе в пограничном городе Юрьеве (ныне Тарту), Курбский в сопровождении двенадцати верных слуг ночью 30 апреля 1564 года совершил побег в соседнюю ливонскую крепость Вольмар. Затем он перешел на польскую королевскую службу, получив за это от короля Польши и великого князя литовского Сигизмунда II Августа Ягеллона щедрые земельные пожалования в Литве и на Волыни. Пребывая уже на территории Короны Польской и Великого княжества Литовского, Курбский и написал свою знаменитую «Историю».
Он задался целью осветить годы правления Ивана Васильевича и объяснить причины духовно-нравственного перерождения царя на фоне ряда событий русской истории. Одной из задач Курбского было целенаправленное обличение законопреступных, по его мнению, деяний правителя в отношении его верных подданных, под пером талантливого писателя предстающих святыми «новоизбиенными мучениками», стоящими у Божьего престола и просящими у Господа воздаяния русскому царю-тирану за его преступления.
В историографии существуют разные подходы к оценке самого Курбского. В ряде работ (особенно советского периода) доказывалось, что беглый князь был едва ли не главным глашатаем боярской оппозиции, сопротивлявшейся политике централизации, которую проводил Иван IV. В других исследованиях утверждалось, что князь Андрей являлся идеологом того умеренного политического курса, которого придерживался царь в первый период своего правления и который вошел в историю под таким названием, как «реформы Избранной рады». Наконец, еще одна группа историков считает, что Курбский не был ни глашатаем, ни идеологом, а решал лишь собственные политические задачи.
Перейдя на службу к врагу своего бывшего сюзерена, он нуждался не только в моральном оправдании своего поступка, но и в накоплении политического капитала на новой родине. Так, академик Д.С. Лихачев отмечал, что «Курбскому надо было оправдать себя в глазах общественного мнения России и в Польско-Литовском государстве, но прежде всего в собственных глазах». «История о делах великого князя московского» позволяла решить эту задачу максимально эффективно. Также многие ученые называют «Историю» предвыборным памфлетом Курбского, созданным в связи с польским бескоролевьем в 1572 и 1574 годах с целью политической дискредитации царя Ивана IV как одного из кандидатов на вакантный королевский престол.
Курбский явился одним из первых просвещенных перебежчиков, оставивших после себя письменные обличения российской власти. Но он, конечно, был далеко не последним и уж наверняка одним из самых талантливых из них, коль скоро его произведения до сих пор на слуху. Как бы то ни было, «История» Курбского стала не только ярким памятником древнерусской литературы, вобравшим в себя самые разные ее жанры, но и ценнейшим источником сведений об эпохе Ивана Грозного. А автор этого сочинения, Андрей Курбский, – тем человеком, который спровоцировал грозного царя на формулирование собственных взглядов на природу власти вообще и власти в России в частности.
ЦАРЕВНА СОФЬЯ
Наумов В.П.М.: Молодая гвардия, 2015
Книга из серии «ЖЗЛ», посвященная сестре Петра I Софье, оборачивается то серьезным источниковедческим исследованием, то увлекательным политическим триллером, а то и настоящей мелодрамой. В массовом историческом сознании царевна Софья осталась оттененной своим великим братом-императором, да еще и с максимально неприглядной стороны – как ретроградка, пытавшаяся узурпировать трон и воспрепятствовать петровским нововведениям. Между тем, как считает ее биограф, уже тот факт, что в патриархальной стране она претендовала на высшую власть, свидетельствует о ее принадлежности не старой, а новой эпохе. Реформы были неизбежны, вопрос лишь в том, как они отразились бы на жизни обычных людей. И вот здесь склонность Софьи к компромиссам могла сыграть свою благотворную роль.
БОРИС ГОДУНОВ – ОТ СЛУГИ ДО ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ16 октября – 31 января 2016 года
Музеи Московского Кремля, Выставочный зал Успенской звонницы и Одностолпная палата Патриаршего дворцаМосква, Кремль
Борис Годунов – одна из самых сложных и противоречивых фигур русской Смуты. Его, с одной стороны, считают одним из ее виновников, а с другой – признают его неординарные государственные способности. На выставке будет представлено около 150 экспонатов, в основном датируемых концом XVI – началом XVII века, из ведущих российских музеев. Среди памятников – уникальные произведения иконописи, книжной миниатюры, лицевого и декоративного шитья, ювелирного и оружейного искусства. Многие из этих предметов выполнены по заказу Годунова и его родственников. Политическая смута набирала обороты, а древнерусское искусство достигало вершин художественного мастерства.
ПАВЕЛ ФЕДОТОВ. 1815–1852 22 октября – январь 2016 года
Русский музей, Корпус БенуаСанкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
Экспозицию выставки, приуроченной к 200-летию одного из основоположников русской реалистической живописи, составят примерно 40 его полотен и свыше 100 графических работ из собраний Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и Ивановского областного художественного музея. Автор «Сватовства майора» хоть и был самоучкой, но получил признание еще при жизни и был выдвинут Советом Академии художеств на звание академика по протекции Карла Брюллова, который, увидев его работы, пришел в настоящий восторг. Современники ценили остроумие отставного капитана лейб-гвардии, его ироничный взгляд на действительность, легкость кисти. Его называли «Гоголем живописи».
СЕРГЕЙ ЧЕЛНОКОВ. ОТКРЫТИЕ КОЛЛЕКЦИИ2–18 октября
Музей МосквыМосква, Зубовский бульвар, 2
Фотограф-любитель Сергей Челноков снимал повседневную жизнь Москвы рубежа XIX–XX веков. В объектив его фотокамеры попадали как самые обыкновенные сцены, так и уникальные события наподобие московского наводнения в 1908 году, лица горожан, а также памятники архитектуры, которых теперь уже нет на улицах российской столицы. Свыше 1,5 тыс. фотографических работ этого выходца из богатой купеческой семьи долгое время оставались невостребованными, находясь в архиве его потомков. Сейчас у москвичей появилась редкая возможность увидеть ту Москву, которая утрачена навсегда.
ТЯЖЕЛЫЕ ДНИ. СЕКРЕТНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ 16 ИЮЛЯ – 2 СЕНТЯБРЯ 1915 ГОДА
Яхонтов А.Н. М.: Кучково поле, 2015
Записи с секретных заседаний Совета министров, составленные бывшим помощником управляющего делами Совета министров Аркадием Яхонтовым и опубликованные под названием «Тяжелые дни», относятся ко времени серьезнейшего военного и общественно-политического кризиса. Уникальную картину событий середины 1915 года – паническое отступление на фронте, решение царя принять на себя верховное командование, внутренние раздоры в правительстве – автор описывает со слов первых лиц. Драма, разыгрывавшаяся на заседаниях Совета министров и впервые обнаженная перед публикой в этой книге, многое дает для понимания не только сложившейся тогда обстановки, но и всей истории российской государственности.
Подготовили Дмитрий Карцев и Владимир Рудаков
Дмитрий Карцев, Владимир Рудаков