Космические магистрали Москвы
№16 апрель 2016
Первый полет человека в космос ознаменовал не только появление в стране новых героев, но и возникновение на карте столицы названных в их честь улиц и площадей. Сегодня наша прогулка – по «космическим» улицам Москвы.
Торжественный кортеж на Ленинском проспекте в день встречи героя-космонавта Юрия Гагарина в Москве. 14 апреля 1961 года (Фото: Юрий Иванов/РИА Новости)
Торжественная встреча первого космонавта планеты состоялась в Москве через два дня после его успешного возвращения на Землю – 14 апреля 1961 года. В столицу он прилетел на самолете Ил-18, к которому уже у Москвы присоединился почетный эскорт из семи истребителей МиГ-17. Авиалайнер с эскортом, сделав круг над Красной площадью, приземлился в аэропорту Внуково. Приветствовать Юрия Гагарина вышел тогда весь город: космонавт триумфально въехал в столицу по Ленинскому проспекту в открытой машине, сопровождаемой мотоциклистами.
Это был грандиозный и неподдельный всенародный праздник, по эмоциональному накалу сравнимый, пожалуй, лишь с тем, что творилось на улицах Москвы 9 мая 1945 года. Люди не стеснялись своих чувств, ликовали и обнимались. Повсюду можно было увидеть наспех сделанные рукописные плакаты со словами: «Мы – первые в космосе!», «Москва – космос – Москва. Ура!», лозунги «Слава КПСС!». Хроника запечатлела смелый поступок одного москвича, прорвавшегося к ЗиЛу Гагарина, чтобы преподнести ему цветы. Кортеж направился на Красную площадь, где прошли митинг и демонстрация трудящихся.
Через семь лет после этой исторической встречи, 11 апреля 1968 года, в Москве появилась площадь Гагарина – на Ленинском проспекте, по которому космонавт въезжал в приветствовавшую его столицу. Правда, повод для нового названия был печальным: 27 марта, за две недели до седьмой годовщины полета человека в космос, Гагарин погиб во время испытаний самолета. Ранее северная часть площади Гагарина, когда-то отмечавшая въезд в столицу через Камер-Коллежский вал, именовалась площадью Калужской Заставы. А в 1980 году здесь был установлен огромный, 46-метровый памятник первому космонавту из специального титанового сплава. В честь летчика Владимира Серёгина, летевшего в тот злополучный день в одном самолете с Гагариным, назвали улицу в районе Аэропорт (до 1968 года Пеговский переулок).
В память о Комарове и Волкове
В истории советской космонавтики были не только победные взлеты, но и трагические падения. В апреле 1967-го весь мир облетело сообщение ТАСС: «23 апреля 1967 года в Советском Союзе был выведен с целью летных испытаний на орбиту Земли новый космический корабль «Союз-1», пилотируемый летчиком-космонавтом СССР Героем Советского Союза инженер-полковником Комаровым Владимиром Михайловичем. В течение испытательного полета, продолжавшегося более суток, В.М. Комаровым была полностью выполнена намеченная программа отработки систем нового корабля, а также проведены запланированные научные эксперименты. <…> Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большой скоростью, что явилось причиной гибели В.М. Комарова. Безвременная гибель выдающегося космонавта, инженера-испытателя космических кораблей Владимира Михайловича Комарова является тяжелой утратой для всего советского народа».
С Комаровым прощались как с национальным героем, похороны состоялись на Красной площади. В том же 1967 году на северо-западе столицы, в Петровском парке, его именем была названа площадь.
Памятник Юрию Гагарину на площади его имени был установлен в 1980 году (Фото: Сергей Басов)
В 1971 году Подмосковное шоссе рядом с платформой Красный Балтиец получило новое название – улица Космонавта Волкова – в честь дважды Героя Советского Союза Владислава Волкова. Его зачислили в отряд космонавтов в 1966-м, а через три года он совершил свой первый полет в качестве бортинженера корабля «Союз-7», продолжавшийся 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды. Тогда он удостоился своей первой «Золотой Звезды». А вот второй раз его наградили посмертно. 30 июня 1971 года во время посадки космического корабля «Союз-11» на Землю Владислав Волков вместе с Георгием Добровольским и Виктором Пацаевым погибли при разгерметизации спускаемого аппарата. Похоронили героев в Кремлевской стене на Красной площади. Уже не первый год обсуждается вариант переименования близлежащей к улице Космонавта Волкова станции метро «Войковская» в «Волковскую», что было бы достойным актом увековечивания памяти этого космонавта.
В честь всех покорителей космоса в Москве назвали улицу и аллею. Улица Космонавтов была образована в 1968 году из 8-го проезда Алексеевского студгородка и новой улицы, а в 1972-м проложили аллею Космонавтов в Останкинском районе. Каждый, кто когда-либо бывал на ВДНХ, наверняка проходил по этой аллее: она ведет к монументу «Покорителям космоса» и расположенному в его цокольной части Музею космонавтики. Это, по сути, мемориальная улица: по ее сторонам установлены бюсты космонавтов (Валентины Терешковой, Алексея Леонова, Павла Беляева и многих других) и памятники основоположникам советского ракетостроения, в честь которых в столице также названо немало улиц.
Премия под грифом «Секретно»
14 апреля 1961 года страна узнала о присвоении Юрию Гагарину высокого звания Героя Советского Союза, а вот относительно других наград и подарков, врученных ему в соответствии с закрытым постановлением «О денежном вознаграждении т. Гагарина Ю.А. за образцовое выполнение специального задания» и отдельным распоряжением правительства, оставалась в неведении.Первый космонавт планеты получил 15 тыс. рублей из резервного фонда Совета министров СССР и четырехкомнатную квартиру по месту службы, автомашину «Волга», жилой дом, мебель для спальни, столовой, детской, кабинета и кухни, телевизор «Рубин», радиолу «Люкс», стиральную машину, холодильник, пылесос, ковровые дорожки, пианино и другую «экипировку» согласно приложению к распоряжению.Под «экипировкой» в данном случае подразумевалась обычная одежда, вплоть до нижнего белья. Видимо, там, наверху, о плачевности дел в области обеспечения населения трусами и майками знали больше, чем сам народ. Поэтому-то соответствующие правительственные документы и не были опубликованы в «Правде» под портретом Никиты Хрущева – на них был наложен гриф секретности, дабы не дать повода «вражеским голосам» вещать, что, мол, у советских космонавтов нет элементарных предметов одежды.«Экипировка» для самого Гагарина включала: «Пальто демисезонное. Пальто легкое летнее. Плащ. Костюмы – 2 (светлый и темный). Обувь – 2 пары (черные и светлые). Рубашки белые – 6 штук. Шляпы – 2. Носки – 6 пар. Белье нижнее шелковое – 6 пар. Трусы, майки – 6 пар. Платки носовые – 12 штук. Галстуки – 6 штук. Перчатки – 1 пара. Электробритва – 1. Два комплекта военного обмундирования (парадное и повседневное). Чемоданы – 2».Обеспечили и жену космонавта: «Пальто демисезонное. Пальто летнее. Плащ. Платья – 3. Черный костюм. Шляпы – 2. Гарнитуры – 6. Чулки – 6 пар. Туфли – 3 пары. Сумки дамские – 2. Перчатки – 2 пары. Косынки – 2 (шерстяная и шелковая). Блузки – 2. Кофта шерстяная – 1».Далее следовала «экипировка» для детей: «Кровать детская. Детская коляска. Платья шерстяные – 4. Пальто – 2 (зимнее и летнее). Шапочки – 2 (зимняя и летняя). Обувь – 4 пары. Белье – 6 пар. Куклы, игрушки. Детское приданое».Не забыли и родителей Гагарина. «Экипировка» для матери: «Пальто летнее и зимнее. Плащ. Платья – 2. Платок пуховый. Туфли – 2 пары. Белье – 6 пар. Чулки – 6 пар. Кофта шерстяная – 1». Для отца: «Пальто летнее и зимнее. Плащ. Фуражка. Белье – 6 пар. Рубашки – 6 штук. Костюмы – 2 (темно-серый и темный). Ботинки – 2 пары (светлые и темные). Галстуки – 4. Носовые платки – 6. Носки – 6 пар». Двум братьям и сестре космонавта выдали по 1 тыс. рублей.Юрий Гагарин был отличным парнем – общительным, улыбчивым и обаятельным. Он стал новым лицом «оттаявшей» Советской России. Не правы оказались те, кто сомневался: а не заменить ли его на всякий случай Германом Титовым? Мол, во время войны Гагарин жил на оккупированной немцами территории, мало ли что может в космосе случиться! Но нет, и даже сама английская королева Елизавета II, нарушая этикет, захотела сфотографироваться с первым космонавтом планеты.
Отцы и дедушки русской космонавтики
Так уж судьба распорядилась, что имена космонавтов известны почти всем, в отличие от имен ученых, многое сделавших для осуществления дерзкой мечты о покорении космоса… Московские улицы дают нам уникальную возможность вспомнить этих выдающихся изобретателей, талантливых конструкторов и неординарных мыслителей. Для начала наш путь лежит на улицу Константинова в Алексеевском районе, названную так в 1965 году в честь генерал-лейтенанта царской армии и племянника Александра I (факт примечательный!) Константина Константинова (1818–1871), инженера, крупнейшего специалиста и организатора в области ракетной артиллерии и техники, приборостроения и автоматики, начальника Николаевского ракетного завода.
В том же году на пересечении с улицей Константинова появилась улица (ранее 1-я Ярославская), прославляющая имя Николая Кибальчича (1853–1881). Именной улицы инженер удостоился не как жертва самодержавия (он был казнен 3 апреля 1881 года за участие в организации убийства императора Александра II), а за научные достижения. Уже находясь в тюрьме, незадолго до казни Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. Будучи уверенным в неизбежности космической эры человечества, он просил передать рукопись в Петербургскую академию наук. Но приговоренному в просьбе отказали, и проект был похоронен на долгие годы. Он был опубликован лишь после революции, в 1918 году, в журнале «Былое».
Памятник академику Мстиславу Келдышу на аллее Космонавтов (Фото: Сергей Басов)
В Покровском-Стрешневе с 1934 года есть улица Циолковского (1857–1935), получившая свое название в тот период, когда эти места еще не входили в черту Москвы. Когда-то здесь находилось общежитие, в котором жили первые советские стратонавты. Значение Константина Циолковского, школьного учителя математики и физики, ставшего основоположником теоретической космонавтики и ракетостроения, трудно переоценить. Его можно было бы назвать русским Эйнштейном, если бы он не отвергал теории относительности. Именно Циолковский на столетия вперед определил пути освоения космоса и обосновал необходимость использования не только ракет для полетов, но и так называемых «ракетных поездов» – прообраза многоступенчатых ракет. Так и не став ни профессором, ни академиком, Циолковский верил в заселение космоса землянами с помощью межпланетных сообщений и орбитальных станций, выдвинул идею космического лифта, а также представил теоретические разработки и схемы поездов на воздушной подушке. Ряд его изобретений еще ждут своего часа.
В 1919 году Циолковскому, жившему в Калуге, довелось посидеть в московской тюрьме на Лубянке – такова, к сожалению, судьба многих отечественных «космических» мыслителей, со своими идеями воистину проходивших путь через тернии к звездам…
Улица в Останкине, названная в честь Фридриха Цандера (1887–1933), талантливого ученика Циолковского, существует с 1964 года. Рижанин Цандер был одержим идеей полета на Красную планету: еще до 1917 года он выразил уверенность, что «и на Марсе будут яблони цвести». Для выполнения межпланетных перелетов ученый предлагал использовать крылатые ракеты. Его волновали проблемы жизнеобеспечения во время длительных полетов, и ему принадлежит идея создавать космические оранжереи на борту кораблей.
Цандер являлся членом организованного в 1920-х Общества изучения межпланетных сообщений, в которое входил и Юрий Кондратюк (1897–1942). В 1965 году 2-й Новоостанкинский переулок по соседству с улицей Цандера был переименован в память об этом ученом. Идеи Кондратюка пригодились американцам: их использовало агентство НАСА во время подготовки к полету и высадке астронавтов на Луну в рамках программы «Аполлон». Например, идея выводить основной космический корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки космонавтов на другую планету и их возвращения «на базу» применять другой, небольшой взлетно-посадочный корабль. Ученый также рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне, которую впоследствии назвали «трассой Кондратюка». Кроме того, он занимался вопросами использования нетрадиционных источников энергии – солнечной и ветряной, ставшими сегодня на редкость актуальными. Когда началась Великая Отечественная война, Кондратюк добровольцем ушел на фронт и погиб в 1942 году в Орловской области.
Улица главного конструктора
В январе 1966 года страна наконец узнала имя главного конструктора – того человека, на чьи плечи легла основная часть работы по организации и осуществлению полета Юрия Гагарина, узнала об академике Сергее Королеве (1907–1966), скончавшемся через два дня после своего 59-летия.
Советские академики, как правило, жили долго, даже те, чья работа была связана с опасным для здоровья атомным проектом. Королев же потерял здоровье еще в молодости, в 1938 году пройдя через изнуряющие допросы в НКВД. В архивах сохранился документ – завизированный Иосифом Сталиным список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР, в котором имя Королева стоит в первой, то есть расстрельной, категории. Каким-то чудом расстрела он избежал и получил 10 лет лагерей. Его отправили на Колыму…
Мемориальный дом-музей академика Сергея Королева (Фото: Сергей Басов)
Если имя Гагарина после исторического полета 12 апреля 1961 года прозвучало на всю планету, то Королев оставался сверхсекретным ученым. Однажды его даже не пропустили в Кремль во время очередного всенародного торжества – не узнали. Да и кто мог знать его в те годы в лицо? Секретность не позволила ему также получить Нобелевскую премию. Хотя на этот счет есть и другое мнение. Сын первого секретаря ЦК КПСС Сергей Хрущев вспоминал: «В конце 1957 года в Москву, в президиум Академии наук СССР, пришел запрос из Стокгольма из Нобелевского комитета с предложением выдвинуть на Нобелевскую премию главного конструктора, запустившего на орбиту искусственный спутник Земли. Не анонимного, естественно, а с именем, отчеством, фамилией и всеми биографическими данными. Предложение формулировалось в сослагательном наклонении: если советские академики сочтут возможным выдвинуть кандидатуру создателя спутника, то, получив такое обращение, Нобелевский комитет, скорее всего, отнесется к нему положительно. Министр Устинов и президент Академии наук Несмеянов пришли к отцу советоваться.
– Кого же вы предлагаете назвать? – поинтересовался он.
– Королева, естественно, только придется его рассекретить, – считали министр и академик.
– Дело тут не в секретности, и Королев, естественно, заслуживает награды, но что же делать с остальными членами Совета главных конструкторов? – засомневался отец.
– Нобелевские премии не присуждаются большим группам ученых, один-два, максимум три автора, – пояснил Несмеянов.
– Вот видите! – оживился отец. – Они хотят за нас выбирать, кого награждать, а кого нет. <…> Мы наградили всех поровну (отец имел в виду главных конструкторов, членов Совета), стоит выделить кого-то одного, как они перессорятся между собой и работа встанет.
Тогда все мало-мальски важные участники спутниковой эпопеи получили высшие государственные награды, им присудили Ленинские премии, никого не обидели. Самые "главные" главные конструкторы – члены Совета главных конструкторов – вдобавок к орденам и премиям получили от правительства в подарок еще и по даче, двухэтажному каменному особняку. Их выстроили по единому проекту на Успенском шоссе, близ поселка Жуковка. Вот только Сергей Павлович отказался жить рядом с коллегами "в коммуналке", попросил построить дом поближе к "фирме", по соседству с ВДНХ. Эту улицу потом назвали именем Королева».
Аллея Космонавтов в Москве (Фото: Сергей Басов)
Улица в Останкине, вобравшая в себя прежние Большую Кашёнкинскую (Кашёнкин Луг) и 3-ю Останкинскую, получила новое название 1 марта 1966 года.
Звездные академики
Если главным конструктором был Королев, то главным теоретиком советской космонавтики называли Мстислава Келдыша (1911–1978), президента Академии наук СССР в 1961–1975 годах. Он, как и Цандер, родился в Риге, и в его роду все сплошь генералы и дворяне. В 24 года Келдыш стал кандидатом наук, а в 26 лет – доктором. Его многочисленные научные интересы были направлены в том числе и на изучение возможностей полетов на Луну и планеты Солнечной системы. Площадь на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Обручева стала площадью Академика Келдыша в 1978 году.
В 1993-м в Северном Бутове появилась улица, названная в честь академика Валентина Глушко (1908–1989), еще одного главного конструктора, разработчика многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия – Буран». Глушко, также бывший «враг народа», тесно сотрудничал с Королевым и в молодые годы даже какое-то время был его начальником. Их отношения носили противоречивый характер, что в итоге привело к сворачиванию деятельности Совета главных конструкторов (Глушко отвечал там за разработку жидкостного ракетного двигателя) почти сразу после полета Гагарина в 1961 году.
Память об академике Владимире Челомее (1914–1984), которому страна обязана используемой до сих пор ракетой-носителем «Протон», увековечивает улица в Обручевском районе (с 1985 года). Челомей руководил разработкой искусственных спутников Земли и орбитальных станций типа «Салют».
Немало сделал для укрепления обороноспособности страны и академик Михаил Янгель (1911–1971) – его именная улица в Южном Чертанове появилась в 1972 году. Янгель посвятил себя в основном военной космической программе, проектировал знаменитые ракеты Р-11, Р-12, Р-23 и многие другие, в том числе для боевого железнодорожного ракетного комплекса, способного передвигаться по территории СССР, оставаясь невидимым для противника.
Можно прогуляться в столице и по «космическим» бульварам. Они расположены на северо-востоке Москвы, вблизи станции метро «ВДНХ»: Звездный бульвар был образован на месте заключенной в трубу речки Копытовки в 1964 году, а Ракетный – в 1967-м.
Интересно, что есть в Москве и Гагаринский переулок, и улица Титова, и даже две улицы Леонова, но их названия к членам первого отряда космонавтов отношения не имеют.
Александр Васькин
Александр Васькин