Игрушечный рай
№16 апрель 2016
Музей игрушки, расположенный напротив Свято-Троицкой Сергиевой лавры, на горе Волокуше, является одной из наиболее известных достопримечательностей Сергиева Посада.
Народная игрушка. Тряпичные куклы
Этот город издавна славился своими игрушечными промыслами. Существует даже легенда, согласно которой сам Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и раздаривал детям. Казалось бы, сложно найти более подходящее место для подобного музея, однако переехал он в краснокирпичное здание, возвышающееся над Келарским прудом, только в 1975 году.
Столица потешного царства
Музей был основан в 1918 году коллекционером, исследователем игрушки, педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Изначально коллекция Бартрама размещалась в Москве, в его квартире на Зубовском бульваре, откуда ее перевезли на другой бульвар, Смоленский, в особняк Лосевых, где в 1921 году и открылся Государственный музей игрушки Наркомпроса РСФСР. В 1925-м состоялся новый переезд – в усадьбу Хрущевых-Селезневых на Кропоткинской улице (ныне Пречистенка).
Коллекция стремительно пополнялась: собрания предметов детского быта поступали из Александровского дворца в Царском Селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов. Уже весной 1922 года музей принял участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке, организованной Академией художественных наук. Но этим его деятельность не ограничилась: вскоре в помещении музея прошли смотры всех кукольных театров Москвы, а в марте 1927 года открылась выставка кукольных театров, сопровождавшаяся показом спектаклей. Кроме того, в мастерской при музее работали курсы художественной игрушки, готовившие специалистов в этой области. Занимательная экспозиция, ценная коллекция и новаторские методы работы с детьми – все это обеспечило музею настоящую популярность. Согласно сохранившимся документам, в те годы Музей игрушки уступал по посещаемости только Третьяковской галерее.
Один из залов музея, в котором представлены игрушки детей последнего российского императора
Однако со смертью Бартрама в 1931 году стабильному существованию музея пришел конец. Его ждал очередной переезд, на этот раз уже в другой город – подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад), куда он был переведен Комиссией по разгрузке Москвы при СНК РСФСР. Переезд обернулся целым рядом проблем. Сначала коллекция оказалась в стенах Троице-Сергиевой лавры, потом ее переместили в здание, специально построенное для научно-экспериментального Института игрушки. И лишь много лет спустя, в 1975 году, она добралась наконец до места, где находится по сей день, заняв дом из красного кирпича, возведенный в конце XIX века по проекту архитектора В.В. Шервуда как учебное заведение для мальчиков. Здесь в 1980 году и открылся вновь Музей игрушки.
Стоит отметить, что он мало проиграл от выселения из Москвы, поскольку новое место жительства для него подобрали весьма удачно. Уже на рубеже XVIII–XIX веков в Сергиевом Посаде большое развитие получил игрушечный промысел. «Русская игрушечная столица», «столица потешного царства» – все эти прозвания наглядно показывают, насколько тесно история города связана с историей игрушки.
Основу коллекции, которая на данный момент насчитывает около 20 тыс. единиц хранения, составляет русская народная игрушка. Материал, который использовали при ее создании, многообразен – это дерево, глина, природные материалы, папье-маше, ткань и металл.
Часто игрушки делались из того, что было под рукой. Вот в одной из витрин стоит полено, и это тоже экспонат: повязать платок, завернуть в старую тряпицу – игрушка готова. Тут же представлены игрушки из соломы, которые мастерили почти во всех хлебосеящих районах. Из них часто составляли на столе хороводы: качаешь стол – кукла пританцовывает. К большей интерактивности, оказывается, стремились еще в те давние времена.
Царские забавы
Особый интерес посетителей вызывает зал на втором этаже, где представлены игрушки детей последнего российского императора. При входе – коляска-лебедь, в которой катали маленьких Романовых. Заводная птичка в клетке, музыкальная игрушка «Пианистка». Небольшая скамеечка с выжженными инициалами трех княжон. Тут же столик, который крестьяне Рязанской губернии подарили цесаревичу Алексею на 300-летие дома Романовых. А вот паровоз – он был заказан специально, чтобы знакомить детей с достижениями техники. Выставлена и загадочная персональная игра «Христос Воскресе!», инструкция к которой, к сожалению, утеряна.
Игрушки детей императорской семьи
Экспонаты рассказывают о воспитании детей в императорской семье. Княжон учили шитью и вышивке, работе по коже, выжиганию – обучающие игровые наборы занимают значительное место в экспозиции. Здесь же – детский столовый сервиз, с помощью которого обучали этикету, правилам поведения за столом. Игрушки у них были в основном те же, что и у всех детей из обеспеченных семей того времени. У девочек – изящные куклы с фарфоровыми головками, для которых делались целые гардеробы с бельем и одеждой, мебель и сервизы. Подход же к воспитанию мальчиков был куда более строгим. Их игрушки готовили к совершенно иной жизни – военной карьере, а наследника престола – и к управлению государством. Винтовки, сабли, луки и стрелы, маленькие пушки и доспехи… По заказу Екатерины II для будущего царя Павла I русские мастера изготовили коня-качалку: кожаное седло, настоящие стремена, удила, потник украшен вензелем императрицы.
И конечно, солдатики. Под началом мальчишек ходили целые армии солдатиков, созданных из самых разных материалов. Вероятно, часть оловянных из тех, что заполняли детскую комнату будущего царя Николая II, перешла потом по наследству к его сыну Алексею. Хранятся тут и более поздние образцы, выполненные в начале XX века в Сергиевом Посаде. Помимо множества военных игрушек представлены спортивные наборы, призванные развивать в мальчиках силу и ловкость. Хорошо сохранился английский комплекс для игры в индейцев – с вигвамом, пирогой, луками и томагавками; наборы для игры в пинг-понг и серсо.
Воспитание, обучение, магия
Глиняная игрушка – древнее изобретение человека, и технология ее производства почти не менялась в течение столетий. Практически каждая область европейской части России имела свою глиняную игрушку, отличную от других. Проявляется это прежде всего в лепке, раскрашивании, используемых типах глины. А вот темы и сюжеты – общие. Основные изобразительные мотивы – конь, женщина, птица. С древности на Руси большое распространение получил и мотив всадника. Распространены также изображения медведя, козла, утки и петуха.
В экспозиции музея представлены наиболее известные промыслы, отражающие культурные особенности того или иного региона.
Филимоновский промысел (название происходит от деревни Филимоново ныне Одоевского района Тульской области) отличается особой глиной. По своему природному цвету она темно-синяя, однако при обжиге меняет цвет до белого – поэтому раскрашиваются игрушки уже по естественному фону. Кроме того, большое значение имеет мягкость глины: она позволяет лепить игрушки не отдельными деталями, а сразу из цельного куска, как бы вытягивая и формируя фигуры. Отсюда интересные пропорции, плавность линий; явственно ощущается законченность формы. А на древнее происхождение филимоновских игрушек указывает то, что большая часть из них – свистульки.
Паровоз, сделанный специально для цесаревича Алексея, сына Николая II
Наравне с игровой и воспитательно-образовательной функциями, которые выполняли игрушки в древности, они обладали еще и магическими свойствами. Никто не сомневался, что достаточно посвистеть в глиняную свистульку и сказать: «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» – и болезнь перескочит на другого человека. Вплоть до начала ХХ века верили, что разного рода погремушки, шаркунки и трещотки своим резким и сухим звуком отпугивают от ребенка злые силы. Интересно, что не только звук, но и внешний вид погремушек, представленных в экспозиции, свидетельствует об их особом предназначении. Погремушки составлялись из множества небольших щепочек и получались многогранными: считалось, что острота граней наравне с резкостью звука как нельзя лучше отпугивает зло.
Дымковская игрушка – один из самых известных народных художественных промыслов России
Естественно, сам процесс изготовления игрушек превращался в магическое действо. К дереву на Севере относились почтительно, рубили его с молитвой, заклинанием или просьбой, особенно если собирались сделать игрушку для ребенка. Оттого-то – и это еще одна важная особенность игрушек в древности – изготовление не носило массового характера. На продажу их почти не делали, распространялись они в ближайшем кругу – семейном или соседском.
Пряничной доской, при помощи которой на тесте отпечатывали узор, представлен в экспозиции особый вид игрушек – «съедобные». Генетически они восходят к ритуальной еде (это в том числе хлеб, печенье, молочные продукты). В России знаменитые «съедобные» игрушки – жаворонки и козули, выпекавшиеся из теста к весенним праздникам. Узорный пряник имел и вполне конкретное значение: в конце пира хозяйка выносила его, разламывала и давала гостю кусочек – это означало, что гостю пора удалиться…
Свистульки не просто игрушки – они обладали еще и магическими свойствами
Примечательно, что большинство народных кукол без лица. У этой особенности тоже есть символическое значение. Считалось, что делать куклу по образу и подобию человека нехорошо. Боялись, что в противном случае в нее может вселиться злой дух и причинить вред людям. В то же время бревно часто клали в колыбель, чтобы запутать, обмануть темные силы.
В музее представлен и более поздний, но, пожалуй, самый известный промысел глиняной игрушки в России – дымковский. Отличие его от остальных сразу обращает на себя внимание: игрушки выглядят гораздо более аккуратно, изящно и эффектно. Однако обусловлено это не столько техникой раскраски или свойствами используемого материала, сколько произошедшим ко времени возникновения промысла сдвигом в восприятии игрушки. Ослаблялась ее символическая функция, и на первый план все очевиднее выдвигалась функция эстетическая.
Уже к XIX веку дымковская игрушка заменяла слишком дорогой фарфор и пользовалась успехом у зажиточных крестьян и мещан. Фигурки дома воспринимались как украшение, но и функция оберега за ними все еще сохранялась – их ставили между рам, лицом на улицу.
Резной промысел
Значительное место в экспозиции занимают вырезанные из дерева сергиево-посадские и богородские игрушки. С ними связан очередной важный функциональный сдвиг. Начало игрушечному промыслу положила объемная и рельефная резьба по дереву, которой традиционно занимались лаврские монахи: точили посуду для паломников, резали ковши, иконостасы. Их примеру, вероятно, последовали жители околомонастырских сел, но предпочли светские формы декоративно-прикладного искусства. Тут важную роль сыграли и растущий спрос на игрушки, и знаменитость Троице-Сергиевой лавры. Приток богомольцев порой вдвое, а иногда и вчетверо превышал население самого города. По характеру некоторые посадские игрушки близки к фарфоровой пластике того времени, развившейся в первой половине XIX века. Игрушки эти также цельные, основой для каждой служило бревно.
Игрушки из Китая
Долгое время между Сергиевым Посадом и расположенным на берегу реки Куньи селом Богородским существовало своеобразное разделение труда: игрушки резали и там и там, а раскрашивали и продавали их только в Посаде. Лишь к середине XIX века богородская игрушка оформилась окончательно, выработав свой уникальный стиль. Отличительными чертами его можно назвать более тонкую обработку дерева (тщательно проработаны складки одежды, волосы, бороды, а также шерсть на фигурках животных) и зачастую отсутствие краски. Богородцы придумали и движущуюся игрушку. Чего только не делают медведи благодаря нехитрому механизму: музейные работники с радостью показывают, как они куют, ловят рыбу, играют в шахматы и пытаются надеть лапти.
В середине XIX века произошел перелом. Центр резной игрушки сместился в Богородское, а в Посаде появился новый материал – папье-маше, теперь дерево шло здесь лишь на изготовление болванок. Бумажную массу слой за слоем проклеивали на такую болванку, высушивали, аккуратно разрезали, потом склеивали и раскрашивали. В подставку прятали механизм. Получались игрушки как со звуком, так и «с движением». Пара таких игрушек украшает экспозицию музея: повар-объедало (крутишь ручку – птички и рыбки выскакивают из печки и попадают повару прямо в рот) и повар, рубящий мясо. Там же представлены куклы, фарфоровые головки для которых доставлялись со стороны, а в Сергиевом Посаде делали только платья. Именно в эту пору ключевым при производстве игрушки становится понятие рынка. Использование болванок превращало производство в серийное, а новый материал и механизмы, добавляя разнообразия, делали товар более привлекательным для растущего числа тех, кто желал приобрести игрушку уже известного «бренда».
Русский бренд
И конечно, отдельная витрина посвящена одному-единственному типу игрушки – матрешке. Сергиев Посад часто называют родиной русской матрешки. Это верно, но с некоторой оговоркой: родина эта скорее по прописке, нежели по рождению. Считается, что первый образец появился все же в Москве, в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей Анатолию Мамонтову (брату известного мецената Саввы Мамонтова) и занимавшейся восстановлением и развитием традиций народной игрушки. По одной из версий, эскизы матрешки были выполнены профессиональным художником Сергеем Малютиным, одним из создателей и пропагандистов русского стиля в искусстве. Однако образец привезли именно в Посад, где были все необходимые условия для изготовления игрушки.
Самые разные матрешки смотрят на посетителя из-за стекла: Наполеон и Кутузов, гоголевские персонажи
Здесь первую матрешку и выточил один из лучших мастеров Сергиева Посада Василий Звездочкин. Отсюда она начала свое триумфальное шествие по странам и континентам. Самые разные матрешки смотрят на посетителя из-за стекла: Наполеон и Кутузов, гоголевские персонажи, национальные типажи, богатыри и бояре. Хранится тут и самая первая матрешка, с печатью мастерской, – она представляет собой круглолицую крестьянскую девушку с черным петухом в руках. Внутри матрешки располагается еще семь кукол меньшего размера.
Кроме того, в витрине, посвященной восточному кукольному искусству, выставлена японская игрушка, привезенная с острова Хонсю женой Саввы Мамонтова, – это изображение мудреца Фукурамы, добродушного лысого старика. Возможно, именно эта игрушка и вдохновила Малютина. Впрочем, деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга, были распространены и до появления матрешки. Например, пасхальные яйца. Но отчего бы легенде не сопровождать историю возникновения матрешки, ставшей для России чем-то гораздо большим, нежели простая деревянная игрушка, ярким символом, одним из наиболее известных образов русской культуры?
Первые советские игрушки создают яркую документальную картину эпохи
«Игрушка – зеркало жизни»
А в соседней с матрешками витрине живут герои уже другого времени: «Крестьянка», «Молочница», «Баба рязанская», «Старик», «Комсомолка», «Железнодорожник», «Моссельпромщица», «Колхозная бригада», «Узбек». Более трети музейного собрания составляют советские игрушки. И снова: с одной стороны, в совокупности они создают яркую документальную картину эпохи – индустриализация страны, строительство Днепрогэса, освоение Севера и покорение космоса, социальные типажи; изготовленные из дешевого сырья (отходов бумаги, фанеры, кусочков байки и даже пакли) игрушки первого десятилетия советской власти свидетельствуют о трудностях, которые переживала страна в те годы. С другой стороны, находят свое отражение и идеология, и изменившееся соотношение функций игрушки: на первом плане – воспитательно-образовательная.
Игрушки демонстрируют новые требования к воспитанию, представления об идеальном советском человеке, чей взгляд устремлен в будущее. Они должны не столько развлекать ребенка, сколько знакомить его с миром. Причем не просто с тем, что его окружает, а с тем, что будет окружать. Со временем советские игрушки меняются: становятся мягче, больше подходят непосредственно для игры. Широко представлены в экспозиции и так называемые «вторичные игрушки» 1980-х годов, в которых воплощались образы, изначально созданные для фильмов и мультфильмов. Многие из них стали эмблематичными, укрепившись в культуре тех лет.
В музее регулярно проводятся временные выставки, в большей степени, чем постоянная экспозиция, ориентированные собственно на детей. Обычно это выставки тематические, для которых собирают самые разные игрушки. Например, текущая выставка посвящена транспорту. Привлекают детей также регулярные мастер-классы по изготовлению игрушек и кукольный театр. В этом, пожалуй, заключается главная особенность Музея игрушки: академичность и просветительская миссия сочетаются с интерактивностью и педагогической составляющей.
Так что совсем не детскую роль исполняет музейная игрушка: рассказывая свою историю, она рассказывает об истории страны. Прав был создатель музея Бартрам, утверждавший, что «игрушка – зеркало жизни».
Владимир Аверин
Как попасть в Музей игрушки
Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной армии, д. 123
Время работы: со среды по воскресенье – с 10:00 до 17:00; понедельник и вторник – выходные дни; последняя пятница каждого месяца – санитарный день
Телефон: 8 (496) 540-41-01
Владимир Аверин