Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Долгоруковы и царский трон

№40 апрель 2018

За многовековую историю этого рода сразу несколько его представительниц вплотную приближались к статусу царской жены, но каждый раз между ними и троном вставала смерть

Древний княжеский род Долгоруких (Долгоруковых), одна из ветвей рода князей Оболенских, возводит свою историю к князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому, убитому в Орде в 1246 году. Это давало основания наиболее амбициозным представителям рода претендовать на весьма высокие позиции в Русском государстве. В том числе посредством браков их дочерей с царствующими особами.

Первая любовная история – легендарная. Она относится ко времени правления Ивана Грозного. Любвеобильный самодержец имел, как известно, семь жен. О степени легитимности некоторых его браков историки не перестают спорить до сих пор. В «каноническом» перечне жен царя княжны Долгорукие не упоминаются. Зато имеется указание одного «Хронографа», ставшего достоянием исследователей в XIX веке. В нем говорится, что в 1572 году, «ноемврия 11 дня, прия [царь] молитву и сочетася отай на княжне Марии Ивановне Долгорукая, кою утопи в реце Сере, в колымаге, затисную крепце, на ярых конех, и воскручинися, занеже в ней не обрете девства; а погуби ю на утро ноемврия 12 дня». Впрочем, источник единственного «свидетельства» о трагической судьбе неудавшейся «жены» грозного государя, как доказано теперь рядом ученых, оказался подделкой, изготовленной, по всей видимости, знаменитым фальсификатором древних рукописей Александром Сулакадзевым.

Вторая невеста императора Петра II княжна Екатерина Алексеевна Долгоруков (Фото: FAI/LEGION-MEDIA)

Обстоятельства первого брака царя Михаила Федоровича, в отличие от предыдущей истории, вполне реальны, но не менее трагичны. В невесты ему была выбрана княжна Мария Долгорукова – дочь боярина князя Владимира Тимофеевича Долгорукова. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года и запомнилась современникам жаркими местническими спорами участников церемонии. Представители московской знати яростно отстаивали свое право сыграть во время бракосочетания самую достойную роль. Однако уже на следующий день молодая царица серьезно заболела. Было ли ее недомогание вызвано естественными причинами или к тому приложили руку придворные недоброжелатели, которые «испортили» государыню, осталось неизвестным. Проболев несколько месяцев, царица Мария Владимировна скончалась 7 января 1625 года, так и не став полноценной супругой первому монарху из династии Романовых.

Следующая история произошла спустя век. Вопрос о браке юного императора Петра II стал ключевым в политической жизни его времени. Придворные понимали, что, породнившись с государем, можно прочно закрепиться у власти. Попытка светлейшего князя Александра Меншикова выдать за царственного отрока свою дочь Марию провалилась. Составившие ближайшее окружение Петра II князья Долгоруковы стали искать ему невесту из своего рода. Постоянным спутником императора был тогда молодой князь Иван Долгоруков, в компании которого царь предавался отнюдь не детским развлечениям. Его отец, член Верховного тайного совета князь Алексей Григорьевич Долгоруков, стремился к тому, чтобы и три его дочери чаще контактировали с Петром. Современники отмечали, что он «таскает своих дочерей во все экскурсии с царем».

В итоге Петр II остановил свой выбор на княжне Екатерине Алексеевне Долгоруковой, которой было 17 лет. «Хорошенькая девушка, роста выше среднего, стройная», с томным взглядом, она была объявлена царем своей

невестой 19 ноября 1729 года, а уже 30 ноября в Лефортовском дворце в Москве состоялась торжественная церемония обручения императора и «принцессы невесты». Свадьба была назначена на середину января 1730 года.

Но, простудившись на параде в праздник Водосвятия 6 января, Петр II сильно занемог, через несколько дней у него диагностировали оспу. Болезнь развивалась столь быстро, что надежды на выздоровление не оставалось. Долгоруковы были в отчаянье: власть ускользала из рук. И тогда они решились на авантюру с завещанием императора. Был составлен текст, по которому Петр передавал престол своей невесте – княжне Екатерине Алексеевне. Правда, ее брат Иван так и не сумел подписать завещание у не приходившего в себя юного императора. В ночь с 18 на 19 января Петр умер. Князья Долгоруковы (Алексей и Сергей Григорьевичи, а также Василий Лукич) на этом не остановились, попытавшись использовать неподписанное завещание в пользу Екатерины. Они надеялись получить поддержку в гвардейских полках и возвести не успевшую стать законной женой невесту на трон.

Однако их планам не суждено было сбыться. Они не нашли поддержки даже у некоторых своих родственников. Так, член Верховного тайного совета генерал-фельдмаршал Василий Владимирович Долгоруков сразу отверг эту затею, «понеже неслыханное в свете дело», «чтоб обрученной невесте быть российского престола наследницею». Гвардейцы, не сомневался фельдмаршал, не только не захотят идти за Долгоруковыми, но будут их бранить и, пожалуй, могут и убить. Не признали фальшивое завещание и другие члены Верховного тайного совета, в первую очередь князья Голицыны.

Судьба клана Долгоруковых после воцарения Анны Иоанновны оказалась незавидной. В апреле 1730 года семья Алексея Григорьевича, включая его сына, фаворита Петра II, и дочь, невесту недавно скончавшегося императора, была отправлена в ссылку в сибирский Берёзов. Позднее, в 1738 году, было раскручено следствие по поводу подложного завещания Петра II,

приведшее на эшафот многих участников затеи с возведением на трон Екатерины: ее дядю Сергея Григорьевича, брата Ивана, а также двоюродного дядю Василия Лукича Долгорукова. Сама несостоявшаяся Екатерина II была освобождена из ссылки после вступления на престол Елизаветы Петровны. Она сумела вернуться в светское общество и в 1745 году вышла замуж за графа Александра Брюса. Спустя два года она скончалась.

Александр Самарин