Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Верю в молодых»

№34 октябрь 2017

Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли стал явлением всемирно-исторического масштаба

Прошло много лет, но я хорошо помню те дни, когда мы впервые узнали о запуске искусственного спутника Земли как о состоявшемся факте. В тот год я поступил в Пермский техникум железнодорожного транспорта. И вот – известие о первом спутнике. Как только прозвучало сообщение о нем по радио, других тем для разговоров у нас не было.

Конечно, мы гордились, что уникальный научно-технический проект разработан не где-нибудь, а в нашей стране. Мы пытались понять, что это такое, искусственный спутник, каковы его возможности, как он подает сигналы. По крупицам собирали информацию. В итоге мы узнали, когда спутник должен появиться над Пермской областью, и в назначенный час отправились на берег Камы. Там есть живописное место, которое официально называется сквером Решетникова, но в народе более распространено старинное название – Козий Загон. Там собралось немало народу – и студенты, и школьники, и пожилые, много повидавшие люди. Всех охватило радостное волнение, равнодушных не было. И это не преувеличение. Нам было важно увидеть техническое чудо, приобщиться к этому историческому событию. Некоторые даже вооружились оптическими приборами – кто чем мог. И мы все-таки увидели светящуюся точку – тот самый спутник!

Я в то время готовился стать путейцем, эта профессия мне нравилась. Тем более что такова была семейная традиция: железнодорожником был мой дед. Правда, к тому моменту я уже интересовался космонавтикой, читал Циолковского, однако не мог представить, что это будет иметь отношение к моей собственной судьбе. Мне еще предстоял долгий и непростой путь на орбиту…

Апрель 1961 года застал меня в армии. Это был тоже незабываемый день. Неожиданно дневальный объявил боевую тревогу. Нас построили. По репродуктору диктор Юрий Левитан объявил: через несколько минут будет передано важное сообщение ТАСС. Тогда были напряженные отношения с американцами, многие подумали о возможной войне. Но когда прозвучало сообщение о полете Гагарина, мы не могли удержаться от русского «ура-а!». Командир крикнул: «Сдать оружие!» – и мы собрались на митинг в честь первого в мире человека, полетевшего в космос.

Полет Гагарина многих заставил поверить в себя. Наверное, и меня тоже. Я поступил в Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (теперь это Московский университет геодезии и картографии), потом стал заниматься оптическими приборами как исследователь. На многих проектах мы работали совместно с «фирмой» Сергея Королева. И меня туда пригласили. А у королевцев существовала традиция: каждый исследователь, который был уверен в своем физическом состоянии, писал заявление «в космонавты». В декабре 1978 года меня зачислили в отряд летчиков-космонавтов.

Мне повезло, ждать первого космического полета пришлось недолго. В 1979-м я оказался в дублирующем экипаже, а через полтора года состоялся мой первый космический полет. Я работал на «Салютах» и на «Мире» – знаменитых советских орбитальных станциях. Эти станции во многом стали прообразом будущего космонавтики. Уверен, что будущее – за беспилотными кораблями и станциями. Но необходима и пилотируемая космонавтика, ведь человек должен научить машину работать.

ХХI век рождает новые тревоги. Компьютер – великая вещь, он помогает нам в космосе и на земле, однако тотальная компьютеризация жизни опасна. Людям, которые оторваться не могут от телефона, трудно стать настоящими исследователями, первопроходцами. Теряется личность. Но в последние годы я вижу и позитивные изменения. В 1990-е казалось, что мы безвозвратно потеряли молодежь. Наука и космонавтика тогда заметно «постарели»: молодым просто неинтересно было отдавать свои силы исследованиям, жить ради открытий. Торжествовали иные ценности, более примитивные. Пропал тот энтузиазм, который заставляет работать днем и ночью, чтобы сделать что-то новое, чего не существовало до тебя.

К счастью, в последние годы мы видим, что деградация прекратилась, приходит другое поколение, которое чем-то напоминает нас. Молодые люди интересуются новыми направлениями в науке и технике, стремятся к открытиям. Верю, что среди них найдутся продолжатели дел и идей наших великих исследователей, настоящих рыцарей науки и техники, таких как Константин Циолковский, Сергей Королев, Владимир Бармин…

Виктор Савиных, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, член-корреспондент РАН

Виктор Савиных