Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Время первых

№33 сентябрь 2017

Люди быстро ко всему привыкают. Какое бы удивительное новшество ни возникло в городе, спустя некоторое время на него уже смотрят как на неотъемлемую часть привычного ландшафта столицы. Между тем многие городские объекты, которые сегодня нам кажутся обыденными и повседневными, когда-то появились в Москве впервые

Первый каменный храм

Фото предоставлено М. Золотаревым

При Иване I Калите в Москве началось строительство каменных зданий. Первым в списке оказался собор во имя Успения Пресвятой Богородицы, заложенный 4 августа 1326 года. Незадолго до этого митрополит Киевский и всея Руси Петр по приглашению Ивана Калиты переехал из Владимира в Москву, сделав ее своей основной резиденцией. Так город стал духовным центром всей Русской земли, что потребовало возведения новых храмов. Москве нужен был собор, способный показать ее новый статус. Строительство продлилось год, освящение каменного одноглавого Успенского собора состоялось в августе 1327 года. Митрополит Петр скончался еще до завершения работ, но его прах был упокоен в новопостроенном храме. С тех пор Успенский собор в Москве стал усыпальницей глав Русской церкви – митрополитов, а позднее патриархов. При великом князе Иване III был возведен новый, более обширный пятиглавый Успенский собор, сохранившийся до наших дней.

Первая типография

Фото предоставлено М. Золотаревым

Первые книги в Москве были напечатаны в 1550-х годах, однако их создатели и точное место издания остаются неизвестными. Первая же государственная типография в городе появилась по указу царя Ивана IV на Никольской улице: именно здесь Иван Федоров и его друг и помощник Петр Мстиславец в 1564 году напечатали книгу «Апостол», а затем «Часовник». Вскоре тут было выстроено двухэтажное каменное здание с погребами – Государев печатный двор, включавший Правильную (то есть корректорскую) и Книгохранительную палаты. Фасад здания украшала эмблема с изображениями льва и единорога, символизировавших царскую власть и премудрость. Здесь выпускались богослужебные книги, но уже в XVII веке появились и иные издания. На печатном дворе увидели свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Букварь» Кариона Истомина, а в 1703 году из-под станка вышел первый номер первой русской газеты «Ведомости». В 1721-м, когда Государев печатный двор был передан в ведение Святейшего синода, типографию переименовали в Синодальную. В 1814 году завершилось строительство существующего ныне здания, которое после революции перешло к типографии «Гознак». В 1931 году здесь открылся Институт архивоведения (Историко-архивный институт).

Первый каменный мост

Фото предоставлено М. Золотаревым

Когда-то Москву-реку можно было пересечь только по деревянным наплавным мостам, разводившимся для пропуска судов. В XVII веке кремлевскую сторону реки связал с Замоскворечьем первый каменный мост, перекинутый от нынешней улицы Ленивки к Берсеневской набережной. Работы по его возведению начались по указу царя Михаила Федоровича в 1643-м, затем несколько раз прерывались и были завершены в 1692 году. Этот мост, получивший название Всехсвятского по близлежащей церкви Всех Святых, был запечатлен на гравюре 1708 года голландского мастера Питера Пикарта: крупный восьмиарочный мост с мощными быками (промежуточными опорами) заканчивался двухшатровыми воротами. Его длина составляла 170 метров, ширина – 22 метра. Всехсвятский мост часто называли просто Каменным, москвичи считали его одним из чудес своего города, а о его значении и дороговизне свидетельствовала поговорка: «Дороже Каменного моста!». Он даже оказался запечатлен на первых московских фотографиях. В 1858 году ему на смену пришел первый в Москве металлический трехпролетный мост. Наконец, в 1938 году был построен современный Большой Каменный мост, начинающийся теперь от Боровицкой площади.

Первая общедоступная аптека

Фото предоставлено М. Золотаревым

Первая аптека появилась в Москве в 1581 году, когда королева Англии Елизавета I прислала Ивану Грозному лекарства и «алхимистов», однако доступ к ней имела только царская семья – весь прочий московский люд прибегал к помощи книги «Травник» и советам знахарей. В XVII веке сформировался Аптекарский приказ. Наконец, в 1700 году по указу Петра I была учреждена Главная казенная аптека, расположившаяся в здании Земского приказа на Красной площади. Она занималась не только продажей лекарств москвичам, но и снабжением аптек в других городах, закупкой препаратов за границей, поставкой медикаментов в действующую армию. Датский посол Юст Юль в 1710 году называл ее одной из лучших аптек в мире. В 1744-м Главная аптека переехала на Моховую улицу, в бывшую усадьбу Апраксиных. А то здание на Красной площади было снесено в 1874 году для постройки Исторического музея.

Первый музей

Фото предоставлено М. Золотаревым

Начало музейному делу в Москве было положено указом императора Александра I от 10 марта 1806 года «О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Оружейная палата существовала в Кремле уже в XVI столетии – как хранилище оружия, воинского снаряжения, знамен и драгоценностей. В XVII веке в ее мастерских трудились также иконописцы, резчики по дереву и кости. С переносом столицы в Санкт-Петербург она потеряла свое былое значение, однако в начале XIX века название «Оружейная палата» получила кремлевская сокровищница. Для нее в 1809 году возле Троицкой башни по проекту зодчего Ивана Еготова было построено специальное здание – в стиле высокого классицизма, с портиком и куполом. У истоков музея стоял главноначальствующий над кремлевской экспедицией Петр Валуев. А строительство того здания, в котором музей располагается сегодня, было завершено к 1851 году. Архитектор Константин Тон включил его в комплекс Большого Кремлевского дворца. Основу собрания Оружейной палаты составляют предметы, изготовленные в царских мастерских, а также посольские дары иностранных монархов. Здесь можно увидеть государственные регалии, включая корону Российской империи, коронационные одеяния русских царей, богатые церковные облачения, шедевры ювелирного и оружейного искусства, уникальную коллекцию экипажей и многое другое.

Первый скульптурный памятник

Фото предоставлено М. Золотаревым

На протяжении многих веков в России в память о знаменательных событиях строились храмы. Только в первой четверти XIX века появился первый в Москве скульптурный монумент – памятник Минину и Пожарскому. Фигуры героев Второго ополчения были выполнены знаменитым скульптором, профессором Императорской академии художеств Иваном Мартосом. На двух барельефах на постаменте памятника представлены ключевые эпизоды истории освобождения России от интервентов в 1612 году: на лицевой стороне – сцена сбора пожертвований на Второе ополчение, на задней стороне – наступление русского войска и разгром поляков. Сбор средств на создание монумента, согласно указу Александра I, велся по всей стране. Об этом говорит надпись на пьедестале: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императорской фамилии, при огромном стечении народа и сопровождалось парадом сводных гвардейских полков. В 1931 году памятник был перевезен с центра Красной площади к стенам храма Василия Блаженного, где он и остается до сих пор.

Первый железнодорожный вокзал

Фото предоставлено М. Золотаревым

В феврале 1842 года император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги, соединяющей Санкт-Петербург и Москву. Архитектору Константину Тону было поручено разработать единый проект для вокзалов в столице и Первопрестольной. В Москве вокзал, для которого выбрали Каланчевское поле (теперь Комсомольская площадь), был построен уже в 1849-м. Первый рабочий поезд прибыл на него в начале августа 1851 года, и через несколько месяцев было налажено регулярное железнодорожное сообщение со столицей. Вокзал неоднократно переименовывался: после воцарения Александра II в 1855 году он получил название Николаевского (как и сама железная дорога), в 1923-м стал Октябрьским, а после переименования города на Неве в 1924-м – Ленинградским. Это название он и носит до сих пор, несмотря на возвращение Ленинграду исторического названия. В XX веке здание вокзала несколько раз перестраивалось и переоборудовалось, что позволило приспособить его к значительно увеличившемуся пассажиропотоку. При этом был сохранен исторический фасад здания, выходящий на Комсомольскую площадь.

Первая публичная библиотека

Фото предоставлено М. Золотаревым 

Еще с 1755 года существовала библиотека при Московском университете, но она предназначалась только для студентов и профессоров. Своим появлением первая общедоступная библиотека в Москве обязана стечению ряда обстоятельств. По завещанию государственного канцлера Николая Румянцева его коллекция, в которую в том числе входило обширное собрание книг и рукописей, составила основу музея в Санкт-Петербурге. Однако этот музей, получивший имя канцлера и включенный в состав Императорской публичной библиотеки, не вписывался в структуру столичных учреждений культуры и влачил убогое существование. Хранитель Румянцевского музея князь Владимир Одоевский подал записку о его бедственном положении и предложил перевезти коллекцию в Москву. Записке дали ход, и в 1862 году Александром II было утверждено «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме». Оно и определило структуру, управление, поступление в библиотеку музеев обязательного экземпляра, штатное расписание создававшегося в Москве музея с публичной библиотекой. В 1917 году музей стал Государственным Румянцевским, а в 1925-м его библиотека получила название Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина. Несмотря на то что в 1992 году она была переименована в Российскую государственную библиотеку, старое название сохранилось в надписи на фасаде главного здания и в обиходе – в качестве сокращения «Ленинка».

Первый кинотеатр

Фото предоставлено М. Золотаревым

В 1909 году Москва получила первый настоящий кинотеатр – здание, построенное специально для демонстрации фильмов. Ранее, еще в 1896-м, москвичи познакомились с синематографом в саду «Эрмитаж», затем киносеансы начали проводить в Верхних торговых рядах, частные предприниматели стали организовывать кинопоказы в арендованных помещениях. И вот наконец на Арбатской площади появился «Художественный электро-театр». Заказывал строительство предприниматель Альберт Брокш, архитектором проекта стал Николай Благовещенский. Зрительный зал с экраном в светящемся гроте, рассчитанный на 400 человек, и фойе с фонтаном не могли не привлечь состоятельную публику. Однако посетителей оказалось так много, что в 1912–1913 годах здание пришлось расширять и перестраивать. Теперь «электро-театр», преображенный благодаря архитектору Федору Шехтелю, вмещал уже 900 человек. После революции «Художественный» получил статус главного кинотеатра Москвы. Здесь в 1926 году впервые демонстрировался «Броненосец Потемкин», в 1931-м состоялась премьера первой советской звуковой картины «Путевка в жизнь», а в 1936-м – первого советского цветного кинофильма «Груня Корнакова». С 2014 года кинотеатр «Художественный» находится на реставрации.

Первый каток

Фото предоставлено М. Золотаревым

Москвичи любили кататься на коньках, и долгое время площадками для таких занятий им служили пруды и реки. А в конце 1880-х самым большим в городе (только на нем была 200-метровая дорожка) стал каток на Петровке. Известно, что в 1812 году именно на этом месте располагался штаб французской армии, возглавляемый маршалом Бертье. А теперь москвичи приходили сюда на каток, содержавшийся Императорским речным яхт-клубом – первой спортивной организацией Москвы. В 1889 году здесь прошел первый в России чемпионат по скоростному бегу на коньках. О популярности этого места говорит и упоминание о нем в рассказе Николая Носова «Каток»: один из героев хвастается, что их дворовый каток был залит раньше, чем зимний каток на Петровке.

Первое трамвайное депо

Фото предоставлено М. Золотаревым

Днем рождения московского трамвая считается 25 марта 1899 года, когда была торжественно открыта первая в городе электрическая трамвайная линия, проходившая от Бутырской заставы до Петровского парка. На углу Новой Башиловки и Нижней Масловки начало работу Бутырское трамвайное депо. Предшественником трамвая была конка – вагоны на конной тяге, передвигавшиеся по рельсам. Поэтому упомянутое выше депо, ведущее свою историю еще с конца 1880-х, сначала называлось Бутырским парком конно-железных дорог Бельгийского акционерного общества. В 1898–1899 годах парк был реконструирован по проекту инженеров Владимира Шухова и Александра Бари и преобразован в трамвайное депо с шестью путями на 30 вагонов. Помимо собственно депо в состав комплекса зданий вошли жилой дом с квартирами для штатного инженера и его помощников, а также казармы для вагоновожатых. Стоимость проезда в трамвае составляла 6 копеек. В 1931 году на базе Бутырского депо был создан первый в Москве грузовой трамвайный парк. Особую роль грузовой трамвай сыграл в годы Великой Отечественной войны. В 1966 году Бутырское депо было отключено от линии, пути к нему разобраны. Вскоре прекратил свое существование и грузовой трамвай. В наши дни эта территория и комплекс зданий принадлежат Мосгортрансу, здесь находится служба ремонта пути.

Первый небоскреб

Фото предоставлено М. Золотаревым

В начале ХХ века в Москве уже были свои небоскребы, или, как их называли тогда, «тучерезы». Они насчитывали восемь-девять этажей – этим они разительно отличались от современных высоток. Первый такой дом был спроектирован архитектором Осипом Шишковским в 1904–1905 годах. Заказчиком выступил один из «водочных королей», купец 1-й гильдии Федор Афремов, купивший несколько земельных участков возле Красных Ворот и пожелавший построить самый высокий дом во всем городе. 35-метровое восьмиэтажное здание вызвало грандиозный ажиотаж в Москве, были выпущены открытки с его изображением, а горожане боялись ходить и ездить на трамвае возле этого необыкновенного сооружения, опасаясь, что оно вот-вот рухнет на Садовое кольцо. Некоторое время дом Афремова считался самым высоким жилым зданием в Европе, на его крыше даже была открыта смотровая площадка. Несмотря на «исполинскую» высоту, архитектурные достоинства этого здания весьма скромные, его фасад не изобилует деталями, хотя и несет в себе черты модерна. Хозяин явно делал ставку на величину, а не на красоту дома. Самые маленькие квартиры в нем состояли из четырех комнат, самые большие – из шести. Пальму первенства у дома Афремова уже через семь лет, в 1912 году, перехватил другой «тучерез» – Дом дешевых квартир, построенный архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке.

Первый аэропорт 

Первый аэродром в Москве был построен в 1910 году на Ходынском поле в основном на деньги любителей авиации. Именно здесь в 1922-м началась история российских международных авиаперелетов (рейсы осуществлялись по маршруту Москва – Кёнигсберг – Берлин), а еще через год было налажено регулярное междугороднее авиасообщение (рейс Москва – Нижний Новгород выполнялся за два с половиной часа). С этого же времени Центральный аэродром стал носить имя первого председателя Реввоенсовета Республики Льва Троцкого. Однако вскоре Троцкий был снят со всех должностей, и в 1926 году аэродром назвали именем его сменщика на постах главы Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам Михаила Фрунзе, умершего в октябре 1925-го. Первое в СССР здание аэровокзала было открыто на Ходынском поле в 1931 году (в ходе реконструкции 1936–1937 годов оно было расширено, здесь также появилась бетонная взлетно-посадочная полоса). В 1938-м к Ходынке была проведена Горьковско-Замоскворецкая линия метро со станцией «Аэропорт». Впрочем, уже во второй половине 1940-х Центральный аэродром потерял свое значение для пассажирских авиаперевозок, с него осуществлялись лишь испытательные полеты. В 2003 году аэродром был выведен из эксплуатации, в настоящее время его территория активно застраивается жилыми домами.

Первая телефонная станция 

Фото предоставлено М. Золотаревым

Кузнецкий Мост по праву считался одной из главных торговых улиц старой Москвы. На этой улице в 1877 году по проекту архитектора Александра Резанова и построил свой пятиэтажный пассаж чаеторговец Константин Попов. По его желанию и на его средства помимо магазинов, контор и квартир в здании была устроена первая в Москве телефонная станция. Она начала работу в июле 1882 года и обслуживала 800 номеров. Хозяин пассажа стал первым абонентом станции. На крыше здания была возведена деревянная башня, от которой тянулись телефонные провода. Основу персонала станции составляли незамужние девушки-телефонистки – с хорошим образованием и обязательно владевшие несколькими иностранными языками. Работа их была трудной, но престижной и высокооплачиваемой. Здесь же в 1885 году впервые в Москве появилась световая реклама: пассаж Попова украсила выложенная из электрических лампочек надпись «Пассажъ». Позднее, в начале ХХ века, в Милютинском переулке была создана новая, более мощная телефонная станция. А в пассаже Попова на Кузнецком Мосту с 1958 по 2014 год работала Государственная публичная научно-техническая библиотека.

Первый светофор

Фото предоставлено М. Золотаревым

Светофорам на московских улицах предшествовали появившиеся в конце 1920-х годов семафоры, напоминавшие часы: стрелка на «циферблате» указывала поочередно на красное и зеленое поля, разделявшиеся маленькими желтыми полями. 30 декабря 1930 года на углу Петровки и Кузнецкого Моста был установлен первый в Москве светофор. Через год такой же появился неподалеку – на углу Неглинной улицы и Кузнецкого Моста. В конце 1933-го, когда эксперимент был признан удачным, по всему городу поставили уже около ста светофоров. Тогда они управлялись вручную регулировщиком, стоявшим на посту. Светофоры тех лет были похожи на сегодняшние, но набор цветов и их очередность отличались: сверху синий, далее желтый (иногда вместо него использовался еще белый), а затем красный. Лишь в 1950-х место синего цвета занял зеленый. А в 1959 году, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, порядок цветов на светофоре стал привычным для нас: красный, желтый и зеленый.

Первый банкомат

Экономические реформы начала 1990-х годов и радикальные изменения в финансовой сфере страны потребовали установки в столице современных устройств для выдачи денежных средств – банкоматов. В 1994 году в универмаге «Новоарбатский» начал функционировать первый в Москве банкомат, выдававший наличные. Тремя годами ранее, еще в СССР, в Центре международной торговли также был установлен банкомат, однако он выдавал не наличные деньги, а лишь дорожные чеки. Теперь же на Новом Арбате работал полноценный банкомат. Работники универмага вспоминали, что посетители приходили в изумление, когда видели «ящик с деньгами и без охраны». Спустя несколько лет банкоматы в столице уже никому не казались диковинными устройствами – они стали неотъемлемой частью повседневной жизни москвичей.

Никита Брусиловский, Варвара Рудакова