Новый Арбат
№33 сентябрь 2017
Московский Бродвей или «вставная челюсть Москвы»? Оба этих прозвища даны Новому Арбату. Магистраль, обустройство которой стало настоящей революцией в градостроительстве 1960-х годов, с самого начала получила противоречивые оценки
Праздничная иллюминация на проспекте Калинина ко Дню Великой Октябрьской социалистической революции. 1969–1972 годы
Впервые строительство широкой магистрали, ведущей от Арбатской площади до Дорогомиловской Заставы, было обозначено в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года. Она должна была связать центр с новыми жилыми кварталами на западе столицы. Официально утвержденного названия магистрали тогда еще не существовало, и в качестве рабочих использовались проспект Конституции и Новый Арбат (или Новоарбатский проспект). Последние указывали на географическое положение улицы: предполагалось, что на начальном участке она пройдет почти параллельно Арбату. В целом Генеральный план предусматривал выпрямление и расширение основных существовавших радиальных и кольцевых магистралей (как это было сделано, например, с Тверской, еще в 1932-м переименованной в улицу Горького), а также прокладку новых проспектов прямо сквозь сложившуюся застройку. Если бы планы осуществились, некоторые из этих московских улиц вели бы к новой доминанте столицы – Дворцу Советов (который, впрочем, так и не был построен). В итоге из тех магистралей помимо Нового Арбата частично была проложена лишь одна – Новокировский проспект, в 1990 году получивший название в честь академика Андрея Сахарова.
Фрагмент карты Москвы 1907 года с указанием трассы будущего Нового Арбата
Великая Отечественная война прервала работу над реализацией плана реконструкции Москвы. После Победы все внимание городских властей переключилось на ликвидацию последствий немецких бомбардировок, а с 1947 года – на начатое строительство восьми высоток (из которых построили семь), так что проект Нового Арбата отложили до лучших времен. Вторую жизнь идея получила в конце 1950-х с подачи Никиты Хрущева, вдохновившегося видом американских небоскребов и застройкой Гаваны. Однако от названия Новый Арбат тогда отказались: на карте Москвы появился проспект Калинина, который включал в себя улицу его же имени, возникшую на месте дореволюционной Воздвиженки, и простирался до Калининского моста (ныне Новоарбатский мост).
При прокладке новой магистрали были укорочены Серебряный и Кривоникольский переулки, Трубниковский переулок оказался разделен на две неравные части, изменилась траектория Дурновского переулка (ныне Композиторская улица) и Большой Молчановки, а Собачья площадка и Кречетниковский переулок и вовсе исчезли. Эти не существующие теперь названия напоминали о допетровской эпохе, когда здесь находились царские псарни и Кречетный двор, где содержали кречетов (крупных белых соколов) для охоты. Там же обосновались «кречетники» – охотники с соколами. Значительно позже на Собачьей площадке были построены усадьба Лобановых-Ростовских (известная как дом славянофила Алексея Хомякова, в котором семья Хомяковых жила с 1844 года и где бывали лучшие писатели того времени) и неоготический особняк купца Мазурина – их пришлось снести. В то же время в ходе масштабного строительства, развернувшегося на Калининском проспекте, была отреставрирована церковь Симеона Столпника XVII века, которую ранее планировали к сносу. Наконец, прокладка проспекта Калинина позволила не вторгаться в историческую застройку Старого Арбата.
Собачья площадка. Угол Борисоглебского переулка. Конец 1950-х годов
Над новым обликом этой части города работала целая группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем. По четной стороне проспекта выросло пять 24-этажных жилых домов-башен с магазинами и заведениями общепита на первых двух этажах: популярностью пользовались кафе «Ивушка», ювелирный магазин «Малахитовая шкатулка», магазин грампластинок «Мелодия», магазин духов «Сирень». Между этими башнями расположились невысокие, но длинные здания. В первую очередь это Московский дом книги, который на момент открытия стал самым большим книжным магазином в Европе. Протяженность его книжных стеллажей составила три километра! Поражал воображение и кинотеатр «Октябрь»: его большой зал с широкоформатным экраном был рассчитан на 2450 мест, а в малом зале можно было смотреть стереофильмы. Предполагалось построить и другие здания, но этим планам не суждено было сбыться. Поэтому здесь уцелели некоторые дореволюционные дома, подчас выходящие на магистраль своей тыльной стороной.
Рождение новой магистрали. «Прорубают» проспект Калинина. Фото Д.Н. Бальтерманца. 23 сентября 1957 года
Нечетная сторона проспекта Калинина получила четыре необычных 26-этажных здания, которые напоминают раскрытые книги. Москвичи их так и прозвали – «дома-книжки». В них не было квартир, там располагались офисы и конторы различных государственных учреждений. Согласно замыслу архитекторов, все четыре «книжки» соединил двухэтажный стилобат, протянувшийся от Арбатского переулка до Садового кольца. Тут обосновались шикарные магазины и рестораны: гастроном «Новоарбатский», универмаг «Весна», магазины «Москвичка» и «Подарки», кафе «Валдай», «Метелица», ресторан «Арбат» и даже парикмахерская модных причесок «Чародейка». Для удобства доставки товаров в магазины был проведен подземный тоннель, использующийся и сегодня. Благодаря этому решению архитекторов удалось устроить здесь широкий тротуар с газонами и деревьями, располагающий, несмотря на всю активность и суетность торговой жизни проспекта, к неспешной прогулке. Все это делало Новый Арбат (а именно так называли проспект Калинина москвичи) своеобразной витриной Москвы, парадной магистралью советской столицы.
Демонстранты на строящемся проспекте Калинина. 1966 год
Эффектнее всего улица выглядела вечером в праздничные дни, когда окна «домов-книжек» высвечивали огромные буквы и цифры: СССР – к 7 ноября, КПСС – во время партийных съездов, 1 и 9 Мая – в День международной солидарности трудящихся и в День Победы, а в декабрьские дни тут появлялась цифра наступающего нового года. К 1970 году на четной стороне Калининского проспекта у выхода к Москве-реке была построена пятая «книжка» – здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Здесь также свет, проходящий сквозь стекла выборочных окон, «рисовал» отлично смотрящиеся на расстоянии цифры юбилейных дат, отдельные слова, лозунги. Такую «светопись» придумал художник-архитектор Николай Латышев.
Улица Большая Молчановка. Угол Арбатского переулка. Начало 1960-х годов
Еще одна световая диковинка появилась на проспекте Калинина в 1972 году: на стене одного из домов был установлен первый в СССР уличный видеоэкран, названный «электронным информатором», сокращенно – «Элин». Экран состоял почти из 104 тыс. автомобильных ламп накаливания с красными, синими и зелеными светофильтрами. Устройство позволяло демонстрировать плакаты, иллюстрации, текстовые материалы и даже показывать кино и телепередачи. Для «Элина» создавали специальные праздничные программы, трансляция которых под открытым небом тогда воспринималась как чудо техники. А на другом конце проспекта в том же году появился знаменитый вращающийся глобус «Аэрофлота». Вдоль его «экватора» парил маленький Ту-144, и яркими лампочками высвечивались города, куда можно было долететь рейсами авиакомпании.
Строительство домов на проспекте Калинина. 1967 год
В начале 1990-х годов бывшей части проспекта Калинина от Моховой улицы до площади Арбатские Ворота вернули историческое название – Воздвиженка, а в 1994-м для оставшейся части магистрали официальным стало давно уже привычное для москвичей название Новый Арбат. В те годы стилобат на нечетной стороне улицы оккупировали многочисленные казино и ночные клубы, исчезнувшие отсюда только после запрета на деятельность игорных заведений в Москве. Сейчас уже ушли в прошлое ларьки и прочие приметы 1990-х, и Новый Арбат снова стал популярным местом прогулок москвичей и гостей столицы, к нему вернулись былая чистота и праздничность.
Иван Никитин