Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Загадки «Балтийской легенды»

№3 март 2015

Более 150 лет тайна гибели линейного парусного корабля «Лефорт» не давала покоя исследователям. 4 мая 2013 года удивительная новость облетела весь мир: знаменитый парусник обнаружен на дне моря между островами Гогланд и Большой Тютерс. О том, как была найдена «балтийская легенда», рассказал «Историку» руководитель и организатор экспедиции «Лефорт», глава международной подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Константин Богданов. В конце 2014-го из рук президента России Владимира Путина он получил премию Русского географического общества «Человек года». За «Лефорта»…


Константин Богданов. Фото Александр Бурый

- Даже по горячим следам причины гибели корабля «Лефорт», несмотря на всю энергию дореволюционных следователей, так и не смогли разгадать. Поэтому первое, о чем хочется спросить: удалось ли наконец раскрыть тайну крушения «Лефорта»?

– Надеюсь, мы максимально приблизились к разгадке. Если помните, в ходе расследования катастрофы комиссией Румянцева, занимавшейся опросом свидетелей трагедии, строителей корабля, анализом материалов, было выдвинуто несколько версий гибели «Лефорта». Проверить некоторые из них сегодня уже нельзя. Например, недозагруженность парусника. Мы не можем сейчас выяснить, были ли до конца заполнены бочки водой, какой объем продовольствия был на борту, правильно ли весь этот груз был размещен. Точно так же мы не можем теперь проверить, как был расположен и закреплен груз пассажиров. Часть его истлела, часть находится под большим слоем ила… Или вот еще одна версия комиссии: она считала, что по левому борту корабля разошлись шпунтовые доски, то есть доски обшивки. Высказывались предположения: из-за того, что «Лефорт» долго стоял в порту, и из-за того, что он перевозил слишком тяжелые грузы, доски разошлись, началась течь и корабль набрал воду. Некоторые свидетели говорили, что «Лефорт» вышел из Ревеля с креном на левый борт. Повторюсь, все эти версии проверить сегодня уже невозможно.

– А какие все-таки удалось проверить вашей экспедиции? Ведь выдвигалась версия и о том, что пушки по правому борту были плохо закреплены и, когда корабль лег на левый борт, они перекатились и…

– Да, это была одна из версий. Но, как оказалось, на «Лефорте» все пушки находятся на своих местах.

– А груз на верхней палубе?

– Судя по всему, груз тоже был закреплен. Во-первых, трудно допустить, чтобы командир корабля в штормовую погоду не отдал приказ закрепить его соответствующим образом. Во-вторых, на тех бревнах, что разбросаны по палубе «Лефорта» (мы предполагаем, что это запасной рангоут), остались следы канатов. То есть они тоже были закреплены.


Премию Русского географического общества «Человек года» Константину Богданову вручил президент России Владимир Путин. Фото из личного архива

– Значит, и эта версия отпадает. Возможно, после обследования корабля вашей экспедицией появились новые предположения о причинах его гибели?

– Есть кое-что, что привлекло наше внимание. У «Лефорта» было три орудийных палубы. Самые тяжелые пушки располагались на нижнем деке. Когда корабль не ведет боевых действий или находится на переходе, нижний пояс пушечных бортовых портов закрывается. Делается это с помощью хорошо проконопаченных квадратных крышек, в каждой из которых есть небольшое смотровое окошечко. Так вот, когда мы обследовали «Лефорт», то увидели, что на нижней орудийной палубе по левому борту (тому самому, на который парусник лег перед гибелью) одна из пушек торчит из порта где-то на метр. И по правому борту, и по левому все остальные пушки убраны, а здесь одна торчит! Археолог Роман Прохоров, член нашей команды, подсчитал: если, когда корабль лег на левый бок, пушка сорвалась с крепления и выдавила крышку порта, то в такое отверстие за секунду могло поступать по полтонны воды! И тогда получается, что у корабля почти не оставалось шансов выправить ситуацию. А после того как на воду ложатся паруса, вариантов спастись уже просто нет.

– А почему ни один из кораблей эскадры, в составе которой шел «Лефорт», не смог ему помочь?

– Все произошло слишком быстро. «Лефорт» следовал вторым, между двумя другими линейными кораблями – «Владимиром» и «Императрицей Александрой». Был шторм. На рассвете 10 сентября 1857 года, когда «Лефорт» делал поворот, налетевший шквал ветра сильно накренил его. Как описывали очевидцы, недолгое время корабль лежал на левом борту, а люди карабкались на правый, пытались спастись, но парусник полностью ушел под воду. Что могли сделать на «Владимире» и «Императрице Александре»? Да, в общем, ничего. Они сами боролись со штормом. И не забывайте: это сентябрьский рассвет, темно, ветер, волны, дождь…


Фото из личного архива

– Но почему никто из команды и пассажиров «Лефорта» не сумел спастись?

– Мы тоже задавали себе такой вопрос. Как я уже говорил, было раннее утро. Скорее всего, на верхней палубе находилась только вахтенная команда. Все остальные, включая женщин и детей, понятное дело, в трюмах. Шансов на спасение у них не было. Кроме того, судя по описаниям, было довольно холодно и шел снег. Соответственно, люди наверняка были тепло, по-зимнему одеты. Тяжелая одежда быстро намокает и тянет ко дну. Знаете, до сих пор, когда проплываешь вдоль нижнего яруса корабля и в выбитые смотровые окошки заглядываешь, кое-где видишь человеческие скелеты практически в полной сохранности.

Кстати, на верхней палубе можно за метить рядом с костями остатки камзолов, ботфортов, ремней, а также шпаги, монеты, курительные трубки… Если вы зайдете на сайт нашего проекта и по смотрите 3D-панораму корабля «Лефорт» (http://lefortship.ru/panorams/), сами все это сможете увидеть…

Впрочем, один из очевидцев трагедии – сигнальщик – утверждал, что видел шлюпку с несколькими офицерами.

– То есть, возможно, кто-то пытался спастись, успев покинуть корабль… А сколько обычно шлюпок находилось на таких линейных кораблях, как «Лефорт»?

– Нам пока удалось обнаружить только две шлюпки: они лежат рядом с парусником на дне. Однако, судя по моделям линейных кораблей, шлюпок должно было быть больше чем две. Сразу скажу: да, за кормой «Лефорта» на некотором расстоянии есть какой-то объект, который мы еще не обследовали. Хотели, но для этого необходимо от дельное погружение. Объект нужно найти, локализовать и точно на него кинуть выброску для спуска. Мы этого не сделали, потому что перед нами и так стоя ли большие исследовательские задачи.

Перед погружением. Фото из личного архива

– А в каком состоянии проект «Лефорт» находится сегодня?

– Запущен и работает сайт музея: здесь благодаря подводным съемкам нашей экспедиции можно совершить виртуальную экскурсию по затонувшему «Лефорту». Данная технология не уникальна, она известна, но для подводных объектов ее редко используют. А в нашей стране это вообще первый подобный опыт. Сейчас осмотр «Лефорта» на сайте ограничивается внешним «облетом». Но мы хотим расширить возможности. Понимаете, ведь «Лефорт» – необыкновенный объект! Это единственный из линейных парусных кораблей, сохранившийся ровно в том виде, в каком затонул. Иными словами, он не горел, не воевал, не напарывался на рифы… Это огромный уникальный музей. И одновременно огромная братская могила.

– И к тому же потрясающая археологическая находка!

– Безусловно. Это последний памятник парусного кораблестроения такого масштаба. Я надеюсь, в ближайшее время нам удастся презентовать широкой общественности первый опыт знакомства и с внутренними помещениями «Лефорта».


Фото из личного архива

– То есть можно будет увидеть и трюм?

– Нет, пока у всех желающих появится возможность побывать в адмиральском салоне и капитанской каюте и увидеть вторую орудийную палубу. Там очень интересно. Где-то посуда, где-то стеллажи, где-то вазы или котлы остались. А рядом с одной из пушек стоит… самовар! Правда, заиленный наполовину.

– Представляю, как к вашей экспедиции приставали сотрудники музеев…

– Да, мы много спорили с сотрудниками музеев, которые нам говорили: «Поднимите все на поверхность!» Мы и между собой это долго обсуждали. И в итоге решили, что будет лишь виртуальный тур. Туда нельзя никого пускать, иначе повредим корабль и потревожим останки. И поднимать его тоже нельзя. Особенность балтийской воды в том, что в ней все подвергается очень сильной коррозии. Все, кроме дерева и драгоценных металлов. Так, чуть только тот самый самовар у пушки тронешь – он разлетится в прах. Но и это не главное. Давайте не будем забывать, что прежде всего затонувший корабль – огромная братская могила. На «Лефорте» погибло более 800 человек! По числу жертв эта катастрофа была крупнейшей на Балтике, пока не случилась трагедия с паромом «Эстония». Поэтому наша принципиальная позиция такова: ничего поднимать нельзя.

«ЛЕФОРТ» – НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ОБЪЕКТ!Это единственный из линейных парусных кораблей, сохранившийся ровно в том виде, в каком затонул. То есть он не горел, не воевал, не напарывался на рифы… Это огромный уникальный музей»

– В каких условиях проходили погружения вашей экспедиции, когда вы нашли «Лефорт»?

– Если коротко, то погружения совершались в пограничной зоне. Глубина – 65–70 метров, температура воды – всего 2–4 градуса, к тому же полная темнота. Прямо скажем, большинство даже из тех людей, кто умеет нырять, туда просто не нырнут. Что уж говорить о тех, кто не имеет никакого отношения к дайвингу. Поэтому появление виртуального музея «Лефорт» – огромное везение и удача для всех. И если бы не помощь и взаимодействие компании «Транснефть» и Русского географического общества, наш проект вообще не состоялся бы. Так что если в 2015 году его финансирование продолжится, мы сможем показать всем желающим не только адмиральский салон и вторую орудийную палубу, но и нижнюю орудийную палубу.


«Объект нужно найти, локализовать и точно на него кинуть выброску для спуска». Фото из личного архива

– Константин, а как вы выбираете участки для поиска? Ведь, например, на тот же «Лефорт» вы наткнулись совершенно неожиданно. На самом деле ваша экспедиция искала подводную лодку Щ-320, погибшую в годы Великой Отечественной войны. Вы по архивам смотрите, что вот, в частности, Щ-320 не вернулась из похода, и начинаете исследовать какой-то определенный квадрат?

– Да, примерно так. В нашей команде есть очень опытный и дотошный дайвер и историк Михаил Иванов. Он сопоставляет данные немецких, финских и советских военных архивов. А еще нам помогает один из крупнейших специалистов в этой области – военный историк, автор нескольких книг Мирослав Морозов. Он великолепный знаток подводных лодок. Вот они о чем-то друг с другом переговариваются…

– А потом указывают: «Искать нужно где-то здесь»?

– Да. Квадрат поиска определяется приблизительно. Подводную лодку С-9, которая подорвалась на мине в 1943-м, мы нашли за два часа. «Лефорт» неожиданно обнаружили. А «Щуку» [Щ-320 – подводная лодка типа «Щука»; подлодки данной серии строились в СССР в 30–40-х годах прошлого века. – «Историк»] не отыскали до сих пор. В этом году попробуем найти «Малютку» – подлодку М-95. Она тоже пропала в районе Гогланда. Там проходила линия минных заграждений Seeigel (в переводе с немецкого – «морской еж») и потому погибло немало кораблей и подводных лодок.

– Скажите, а когда вы увидели, что гидролокатор вместо «Щуки» засек что-то явно другое, какой была первая мысль: вы что нашли?

– «Лефорт».


Исследователи проекта «Поклон кораблям Великой Победы» обычно ставят на корпус найденной подлодки табличку, на которой указывается серия лодки, год ее закладки, по возможности – список экипажа. Фото из личного архива

– Вот так сразу и подумали, что это легендарный «Лефорт»? Но почему?

– Понимаете, когда бы мы ни выходили в тот район, парусник всегда незримо присутствовал в наших поисках.

– Простите, что вы имеете в виду?

– Мы вечно смеялись, что идем искать «Лефорт», хотя шли искать «Щуку»… Постоянно шутили на эту тему. Ну вот, шутили-шутили и дошутились. И потом – чайки. Как только мы выходили на объект, сразу появлялись чайки.

– Чайки в море, что же здесь удивительного?

– Говорят, чайки – это души погибших моряков. Знаете, когда мы нашли С-9… На таких подлодках команда – 50 с небольшим человек. И стайка чаек приблизительно такая же на воде сидела. А потом, когда нашли «Лефорт»… Сколько дней мы там работали – столько дней вокруг нас было несколько групп чаек. Всего на глаз – около тысячи. Там, как вы помните, погибло 800 с лишним человек. Так что, когда Миша Иванов, который нырял в тот день, вернулся и сказал, что час назад он был на «Лефорте», мы почти не удивились. Нет, конечно же, нам безусловно повезло, что мы нашли «балтийскую легенду», но я не очень верю в случайности и совпадения, особенно если они происходят в Великую субботу накануне Пасхи.

– Говорят, чайки – это души погибших моряков.

Сначала кажется, что история находки в целом достаточно банальна, но затем, когда вспоминаешь всю цепочку событий... Представьте, отыскали мы С-9, даем об этом новость. Вроде все идет нормально. Однако на следующий день нам запрещают выходить в район поиска, хотя все необходимые разрешения у нас есть. Я не буду пересказывать всю историю споров с пограничниками, скажу лишь, что в итоге мы начали исследования там, где можно было. На море – штиль. Не искать в такую погоду – грех. И вот на последнем галсе под вечер мы и зацепили гидролокатором большой деревянный корабль. Какие могли быть сомнения? Да никаких! Просто нет другого парусника такого класса на дне Финского залива, а в этом квадрате – тем более. Трехмачтовый, трехпалубный, многопушечный. Разумеется, это мог быть только «Лефорт».

– Что вы все почувствовали, когда поняли, что нашли «балтийскую легенду»?

– Каждый пожалел, что не нырнул туда первым.

– А что вас больше всего поразило, когда вы сами погрузились и впервые увидели «Лефорт»?

– Огромное количество костей. У нас «ходовичок» был привязан к грот-мачте, и когда я спустился, то увидел, что вокруг грота лежит очень большое число людей. Остальные – вдоль борта... Невероятно тяжело было. Хотя атмосфера там оказалась гораздо более легкой и светлой, чем, к примеру, на военных объектах.

– Простите, под водой тоже ощущается атмосфера?

– Да, и под водой она еще больше ощущается, чем на поверхности. Один знакомый как-то сказал мне, что, когда поисковики откапывают павших бойцов из какого-нибудь окопа, их же из того, 1941 или 1942 года поднимают сюда, в наше время. Понимаете? А у воды – иная память. Когда погружаешься на тот или иной объект, ты сам фактически идешь в то время. Первый раз мы это очень живо почувствовали, когда работали в Болгарии в 2009 году, вместе с болгарами проводили обследование подводной лодки Л-24. Перед нами стояла задача попробовать найти судовые документы. То есть нужно было проникнуть в подлодку. И когда мы открыли рубочный люк, оттуда вырвался пузырь воздуха 1942 года… Представляете, вы находитесь на глубине 60 метров и осознаете, что из люка вырывается воздух 1942 года? Фактически ты попадаешь в то время. Соответственно, и атмосфера вокруг становится совсем другой. Мы за всю историю деятельности экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» работали на шести подводных лодках. Опыт есть. Так вот, на «Лефорте» такой тяжелой атмосферы не было. Притом что там гораздо больше народу погибло. И я могу предположить, почему все именно так.


Фото из личного архива

– Почему?

– Трагическая гибель «Лефорта» потрясла всю Россию. И это не преувеличение. Вообразите, сколько людей после этой катастрофы заказывали панихиды в церквях, поминали погибших – начиная с родственников и сослуживцев и заканчивая просто небезучастными людьми. Санкт-Петербург, Кронштадт, другие города – все молились за упокой их душ. А за наших моряков, павших во Вторую мировую, кто молился? Единицы. Как до сих пор называют тех, кто погиб на затонувших кораблях и подлодках, которые еще не обнаружили? Пропавшие без вести. Чувствуете разницу?

– Потому и родился проект «Поклон кораблям Великой Победы»?

– Нет, с самого начала мы не ставили перед собой задачи искать затонувшие корабли и подводные лодки. Все родилось 10 лет назад из идеи поклониться нашим морякам, погибшим в Великую Отечественную. Вот в День Победы школьники обязательно пойдут и возложат цветы к Могиле Неизвестного Солдата, поисковики с почестями похоронят тех, чьи останки они нашли. А что с моряками? Кто им отдаст дань памяти? Так и появился на свет проект. Председатель наблюдательного совета нашего проекта, депутат Госдумы, генерал армии Николай Ковалев часто приводит такой пример. Всем известно, что на выходе из Цемесской бухты в августе 1986 года затонул теплоход «Адмирал Нахимов», тогда погибло 423 человека. Об этом все знают и помнят, это была страшная катастрофа. Но практически никто даже не слышал, что в той же Цемесской бухте, еще ближе к новороссийскому берегу, лежит «Червонный Казак».


Фото из личного архива

В марте 1943 года этот тральщик доставил пополнение в район села Мысхако, а затем принял на борт раненых. Но, отойдя от пирса, подорвался на мине и затонул. Катера сопровождения подобрали из воды 125 человек. Остальные, более 300, так и лежат на морском дне. Почему бы не вспомнить об этом и не отдать дань памяти этим людям? А потом уже мы решили искать те корабли и лодки, которые так и не найдены. Стали работать и на Балтике. Главная наша задача – найти объект и убедиться, что это действительно то, что мы искали. А еще у нас есть традиция: на корпус лодки мы ставим мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что здесь братская могила, что это лодка такая-то, заложена тогда-то, погибла тогда-то. Если есть возможность, помещаем список экипажа. Все эти данные на табличке, как правило, приводятся на двух языках.

– А на «Лефорте» вы тоже табличку поставили?

– Нет, не ставили. Мы хотим найти там колокол. Пока не получилось, но очень надеемся, что найдем. По крайней мере, постараемся. Ведь на нем должно быть вытравлено название – «Лефорт».


СУДЬБА «ЛЕФОРТА»

В ноябре 1833 года в Санкт-Петербурге был заложен 84-пушечный линейный корабль «Лефорт», названный в честь первого российского генерал-адмирала, сподвижника Петра I Франца Лефорта. На воду он был спущен в июле 1835-го. В длину «Лефорт» достигал 58,3 метра, в ширину – 15,6 метра.Линейный корабль – это класс парусных деревянных военных кораблей, полное водоизмещение которых могло колебаться от 500 до 5500 тонн. Строились такие в XVII – середине XIX столетия. Количество орудий на линейных кораблях варьировалось от 30 до 135, пушки размещались на двух, трех или четырех палубах (деках). Экипаж мог насчитывать от 300 до 800 человек.В 1836–1838, 1840, 1841, 1843 и 1846 годах «Лефорт» в составе эскадр находился в плавании в Балтийском море и Финском заливе. В июле 1836 года он прини- мал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1844-м и 1847-м совершал плавание в Северное море. В 1847 году прошел капитальный ремонт. В 1848–1850 годах в составе экспедиции Балтийского флота ходил в датские воды. Оборонял Кронштадт в 1853–1856 годах во время Восточной (Крымской) войны. В 1856-м и 1857-м перевозил войска и грузы между Кронштадтом и Ревелем (ныне Таллин).В сентябре 1857 года «Лефорт», которым командовал капитан первого ранга Александр Кишкин, в составе эскадры, включавшей еще два корабля – «Владимира» и «Императрицу Александру», вышел из Ревеля в Кронштадт для перехода на зимовку (на борту находились семьи офицеров и матросов и их имущество). 10 сентября в нескольких милях от острова Большой Тютерс, когда парусник совершал поворот, сильный шквал опрокинул его на левый борт. В течение нескольких минут корабль затонул. Не выжил никто: по разным данным, погибло 827 или 843 человека.Спустя несколько дней после этой катастрофы была создана государственная следственная комиссия под председательством вице-адмирала Василия Ивановича Румянцева. Наиболее вероятными причинами аварии комиссия признала ослабление связей корабля, вызванное перевозкой им тяжелых грузов; плохо проконопаченный корпус, недозагруженность и неправильное расположение груза на момент гибели; а также открытые орудийные порты, которые должны были обеспечить поступление свежего воздуха пассажирам.


Фото из личного архива

Лада Клокова