Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в сентябре

№93 сентябрь 2022

Девятов С.В., Сигачев Ю.В., Шефов А.Н.

Повседневная жизнь Сталина. Ближняя дача: опыт исторического путеводителя

М.: Журнал «Историк», 2022

2022-08-12 18-27-06.png

Иллюстрированная книга-альбом о Ближней даче Сталина, написанная на основе архивных материалов, предоставляет возможность узнать, в каких условиях в действительности жил и работал генеральный секретарь ЦК в последние два десятилетия своей жизни. «О даче не упоминали в официальных документах о приеме иностранных делегаций, не писали в периодической печати. Даже во время последней болезни Сталина в марте 1953 года о ней не было сказано ни слова. В правительственном сообщении фигурировала московская квартира вождя», – отмечают авторы книги. На планах Москвы окружавшая дачу территория в Волынском была отображена как обычный лесной массив без построек.

Желание перебраться на новое место возникло у Сталина вскоре после личной трагедии – самоубийства жены, Надежды Аллилуевой. Выбирая местом строительства Волынское, Сталин учел его близость к Кремлю – кратчайший путь от него до Ближней пролегал через старый Арбат, Смоленскую площадь и Можайское шоссе и занимал всего 12 минут. На месте строительства, где до 1933 года был пустырь, по указанию Сталина высадили более 60 тыс. деревьев. Среди них и спряталась дача, построенная архитектором Мироном Мержановым. В ней «вождь народов» жил, работал, принимал посетителей.

Волынское генсеку понравилось, а дом вызывал нарекания. В 1938 году Сталин потребовал разобрать его. На прежнем месте построили новую дачу, стены которой изнутри обшили деревом. Названия комнатам дал сам Хозяин. Он ревностно следил, чтобы обслуживающий персонал и охрана не ошибались. Если кто-то допускал промашку и говорил, например, «в Большой столовой» вместо «в Большом зале», то Хозяин обязательно поправлял. Уже после войны над первым этажом надстроили второй – со столовой и спальней для гостей, а неподалеку от главного дома возвели малый дом – с прихожей, столовой, кабинетом и спальней. Здесь останавливалась приезжавшая к Сталину его дочь Светлана. Почти два десятка лет на Ближней даче обсуждались и принимались решения государственной важности. Например, именно здесь 30 июня 1941 года в драматических условиях начала Великой Отечественной войны было решено создать Государственный Комитет Обороны во главе со Сталиным.

Неоспоримым достоинством книги являются многочисленные уникальные фотографии, позволяющие читателю осмотреть интерьер дачи. На Ближней сохранились личные вещи вождя, его телефоны, курительные трубки и пепельницы, грампластинки, знаменитые сине-красные карандаши, мебель, ковры, люстры, посуда, висящие на стенах увеличенные фотографии из советских журналов. Остался даже календарь с пометкой дежурного офицера о смерти Хозяина. Фотографии этих и других предметов интерьера также представлены в новой книге. Книга издана при участии журнала «Историк» и финансовой поддержке ПАО «Транснефть».

 

Фонтана Ж.

Европа перед зеркалом. Критика исторических представлений

СПб.: Александрия, 2022

268775.750x0.png

«Греки» и «варвары», «христиане» и «еретики», «отсталость» и «цивилизация» – откуда и зачем появились эти противопоставления, на которые опирается вся история Европы? Человек определяет себя, вглядываясь в «других» и выделяя черты, отличающие его от них. Но, приняв этот образ за истинный, он выстраивает в соответствии с ним представления об окружающем мире. По мнению испанского историка профессора Жозепа Фонтаны (1931–2018), сложившаяся общеевропейская идентичность – сумма отражений в кривых зеркалах, результат линейного, упрощенного взгляда на историю.

 

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б.

Годунов в кругу родни. Биографические разыскания

СПб.: Евразия, 2022

4869498.png

День рождения и имя – едва ли не самый очевидный зачин для рассказа о судьбе того или иного исторического лица. Однако при обращении к эпохе, которую принято называть Смутным временем, оказывается, что далеко не всегда столь значимые детали дошли до нас, даже если речь идет о правителях государства. Восстановление имен и дат подчас требует почти детективного подхода. Главными героями книги кандидата филологических наук Анны Литвиновой и доктора филологических наук, члена-корреспондента РАН Федора Успенского стали царь Борис Федорович Годунов и члены его семьи. Однако речь в книге идет не только о них – авторы попытались рассказать о расцвете и упадке целой традиции многоименности, охватывающей несколько столетий и столь значимой для человека русского Средневековья.

 

Апальков Д.И.

Внутрипартийная борьба в ВКП(б): от «коллективного руководства» к сталинской диктатуре

М.: АИРО-XXI, 2022

6306667569.png

Коллективное руководство партией заменило «компетентное слово» Владимира Ленина после того, как он отошел от политической деятельности. Но в реальности попытка коллегиального правления вылилась в ожесточенную борьбу за власть и влияние на партийные массы. На основе архивных документов, многие из которых впервые введены в научный оборот, в книге исследована борьба в высших эшелонах большевистской партии в 1920-е – начале 1930-х годов. Изучены перипетии политического противостояния, факторы его эскалации и сдерживания конфликтов внутри большевистского руководства.

 

Меркулов Р.С.

Муссолини и его время

СПб.: Алетейя, 2022

c8d248de5e95bb766bcaf988e2243bf2.png

В первой половине XX века имя этого человека не сходило с первых полос мировой прессы и беспрестанно звучало по радио. О нем говорили в новостной кинохронике и кинофильмах, в Италии о нем пели песни и писали книги. О нем спорили, его прославляли и проклинали, к нему обращали надежды и его же называли источником всех бед. Двадцать лет он разыгрывал роль спасителя Италии – роль нового Цезаря. Предельно скрытный, крайне тщеславный и не слишком последовательный, Бенито Муссолини оставался неизменным лишь в одном – он всегда стремился играть первую роль, будь то борьба за внимание деревенской красавицы в придорожной кантине, политические интриги в руководстве итальянских социалистов или дипломатические маневры европейской политики. Незаурядный публицист делал все, чтобы создать наиболее величественный образ самого себя, легко меняя факты своей биографии и, видимо, совершенно искренне веря каждому слову боготворившей его итальянской пропаганды. Как отделить «миф о Муссолини», созданный им самим, от реального Бенито Муссолини? Эта задача стоит перед каждым, кто берется создавать жизнеописание этого человека. В новой биографической книге предпринята попытка «без гнева и пристрастий» обрисовать личность основоположника фашизма Бенито Муссолини (1883–1945), в течение 20 лет правившего Италией. Автор попытался также передать «дух эпохи» – времени социальных экспериментов, массовых движений и масштабных геополитических сломов, приведших в конечном счете к глобальным потрясениям, навсегда изменившим мир.

 

Джентиле Э.

Фашизм. История и истолкование

СПб.: Владимир Даль, 2022

6337588616.png

История фашизма странна и самобытна: он появился более ста лет назад и уже полвека вроде бы как сошел на нет, но и по сей день этот политический феномен не поддается рациональному историческому определению. Странно и самобытно и его истолкование. Итальянский историк Эмилио Джентиле полагает, что фашизм – как и нацизм и некоторые иные авторитарные движения и режимы – стал результатом «сакрализации политики в XX веке», являясь своего рода религией, в рамках которой происходит обожествление нации и вождя. Она основана на иррациональной вере и имеет целый комплекс ритуалов и символов, а партия заменяет церковь.

 

Зубачевский В.А.

Германо-польское сотрудничество и политика СССР на востоке Центральной Европы (1930–1939)

М.: Российская политическая энциклопедия, 2022

73449877-1.png

Книга рассказывает о сотрудничестве Польши и нацистской Германии в 1930-е годы, а также о реакции СССР на это сотрудничество. В этот период Берлин и Варшава делали ставку на расширение двусторонних контактов с целью подрыва усилий СССР и ряда других стран, направленных на создание системы коллективной безопасности в Европе. Для Польши такая политика обернулась крахом осенью 1939 года. Исследование является продолжением работы авторов, вышедшей в 2019 году и посвященной польско-германским политическим контактам 1920-х годов.

 

Помни о нас… Люди с инвалидностью – малоизвестные жертвы нацистского режима в оккупированных регионах РСФСР. Сборник статей

СПб.: Европейский Дом, 2022

YQ5ahNNiZbc.png

Издание подготовлено в рамках реализации проекта «Помни о нас…». Его цель – исследование историй массовых убийств людей с инвалидностью, которые стали жертвами нацистов в оккупированных регионах РСФСР в годы Второй мировой войны. Проект призван сохранить память об этой малоизученной группе жертв. В сборник вошли аналитические статьи, реконструирующие истории массовых расстрелов, отравлений и иных преступлений в отношении пациентов психиатрических клиник, постояльцев домов инвалидов, воспитанников специализированных учреждений. Авторы изучили состояние памяти об этой группе жертв в России и работу над прошлым в Германии. Материалы сборника дополнены первоисточниками – публикацией устных интервью и воспоминаний очевидцев нацистских преступлений.

 

Выжутович В.В.

Николай Байбаков. Последний сталинский нарком

М.: АФК «Система»; Политическая энциклопедия, 2022

01adfbd5-f7a5-11ec-80df-b42353fc6d58_01adfbd7-f7a5-11ec-80df-b42353fc6d58.png

Многолетний председатель Госплана СССР Николай Байбаков (1911–2008) вошел в историю как создатель нефтегазового комплекса страны. Он работал со Сталиным, Хрущевым, Брежневым, Горбачевым и оказался единственным из сталинских наркомов, кому судьба дала возможность увидеть Россию XXI века. Он пережил крушение советской системы, плановой экономики, самого Союза ССР. Но его вера в правильность советского устройства жизни осталась несломленной. В книге предпринята попытка показать Байбакова таким, каким он был на самом деле, без «советской» или «антисоветской» ретуши.

 

ВЫСТАВКИ

 

3 июня – 23 октября

Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения

Русский музей, корпус Бенуа

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

04.png

Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Врубеля (1856–1910), представляет основные этапы пути одного из ведущих мастеров русского искусства. Творческие поиски и достижения художника намного опередили свое время. Высокой духовностью отмечены созданные им портреты современников и пейзажи, произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой. Экспозиция объединила более 220 произведений из собраний Русского музея и Третьяковской галереи, а также из частных собраний Москвы и Петербурга. На выставке представлены все сферы изобразительного искусства, в которых реализовал свой талант художник.

 

31 августа – 9 октября

Романовы. Урок рисования

Выставочный зал федеральных архивов

Москва, Большая Пироговская улица, 17

Выставка посвящена художественному воспитанию детей в семье Романовых. Уроки рисования были призваны развивать в юных августейших особах воображение и чувство прекрасного. Также они имели прикладное значение – умение быстро и точно сделать зарисовки местности, возможность самостоятельно выполнить технические чертежи были необходимы великим князьям в их будущей военной службе. Для выставочного проекта отобрано около 300 рисунков: работы императорских детей от Павла I до Николая II. Многие из них не только раскрывают внутренний мир авторов, но и детально фиксируют бытовые мелочи, внутренние дворцовые интерьеры, домашний уклад семьи.

 

16 июня – 30 октября

Василий Чекрыгин

Новая Третьяковка

Москва, улица Крымский Вал, 10

s5capxiq1v0xzff2hdlr1l95r9qtucgz.png

Расширенная экспозиция произведений Василия Чекрыгина (1897–1922) знакомит с наследием гениального графика начала ХХ века. Впервые перед публикой предстали 20 шедевров из серии «Воскрешение мертвых» (1921–1922), знаменующей заключительный этап творческой эволюции мастера. На излете 1920 года Чекрыгин познакомился с книгой «Философия общего дела» Николая Федорова и, потрясенный, решил отныне посвятить себя федоровской идее преодоления смерти. За короткий срок художник исполнил большой цикл рисунков и ряд живописных произведений, непосредственно связанных с учением Федорова. Все они посвящены мистическому «претворению плоти в дух» – объединению материального и духовного.

 

18 августа – 10 октября

Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков

Русский музей, Мраморный дворец

Санкт-Петербург, Миллионная улица, 5/1

27.png

Выставка знакомит посетителей с малоизвестной широкой публике коллекцией мебели Русского музея, а также позволяет по-новому взглянуть на хорошо знакомые произведения отечественного искусства. «Герои» выставки – мебель для сидения: от скамей и сундуков до стульев и кресел современных дизайнеров, а также изображения этой мебели и сидящих людей в разных видах искусства. Какими бывают стулья, из чего их делают? Чем заняты люди, когда сидят? Какие позы принимают? Что означают пустой стул или кресло? На эти и другие вопросы отвечает выставка в Русском музее, объединяющая живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство и дизайн.

 

26 июня – 30 октября

Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина

Государственный Эрмитаж, Манеж Малого Эрмитажа

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 36

i_3f.png

К 1914 году коллекция Сергея Щукина (1854–1936) была одной из лучших в мире, аналогов ей не было ни в Европе, ни в Америке. На выставке в Государственном Эрмитаже представлено более 150 произведений из этого всемирно известного собрания. Выставка построена не только на рассказе о самой коллекции Щукина, но и на образе его знаменитого дома в Знаменском переулке в Москве. Это великолепное здание было построено еще до пожара 1812 года и неоднократно меняло хозяев и интерьеры. На время работы выставки Манеж Малого Эрмитажа превратился в дом Щукина. Тем более что с 1907–1908 годов дом коллекционера был открыт для посещения. В путеводителях по Москве, изданных до 1914 года, особняк Щукина уже входил в число главных достопримечательностей.

i_2f.png

 

 

Подготовили Олег НАЗАРОВ и Варвара РУДАКОВА