Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Добрый гений из Феодосии

№19 июль 2016

В день 200-летия Ивана Айвазовского мы хотели бы напомнить вам этот материал из архива «Историка». О жизненном пути художника и его творческом почерке «Историку» рассказала заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала ХХ века ГТГ Галина Чурак.

Девятый вал. Худ. И.К. Айвазовский. 1850

«Мой адрес – всегда в Феодосию»

– Айвазовский известен как очень плодовитый художник, создавший за свою жизнь более 6 тыс. полотен. Насколько эта цифра правдива?

– Она близка к истине и вполне может быть точкой отсчета, так как ее неоднократно называл сам Айвазовский. А если учесть, сколько картин находится в музейных собраниях и частных коллекциях, сколько их проходит через аукционы, то она может быть и больше. Но надо всегда иметь в виду, что Айвазовского, как, пожалуй, никакого другого художника, уже при жизни старались копировать, а затем и подделывать. И сегодня нередко встречаются, во-первых, копии его работ, выполненные в то время. А во-вторых, к этому, естественно, подмешивался меркантильный интерес. Особенно много подделок появилось позже, уже в наши дни, поэтому мне, как специалисту, приходится порой сталкиваться с непростыми загадками и задаваться вопросом: что это – копия или оригинальное творение Айвазовского? Или это авторское повторение? Ведь сам художник нередко повторял свои сюжеты, обращался к тем же мотивам, и такие работы могли различаться лишь некоторыми малозаметными деталями, мельчайшими особенностями в передаче состояния морской стихии. Что же касается «умельцев» нашего времени, то надо сказать, что они, к сожалению, добились немалых успехов в подделывании картин – современные технологии разного рода им в этом хорошо помогают. Так что работа специалистов становится все более ответственной. В нашем альбоме-каталоге, который мы готовим к открытию выставки, будет статья, специально посвященная технологии живописи и особенностям почерка Айвазовского.

– Не боитесь, что этими секретами могут воспользоваться, так сказать, не в самых благородных целях?

– Когда мы заказывали эту статью специалисту, много знающему о технической стороне живописи Айвазовского, то рождались сомнения: а стоит ли писать такое «руководство к действию» для современных подделывателей? Но в конце концов мы сошлись на том, что картины подделывали и без этого и будут подделывать – как со статьей, так и без нее. А получить ясное, внятное описание техники художника, рассказ о секретах создания удивительных шедевров Айвазовского – это очень важно, такая статья вызовет интерес как у специалистов, давно занимающихся творчеством мариниста, так и у любителей, которые придут на выставку и захотят узнать что-то новое.

– Как происходил отбор экспонатов для выставки и что именно смогут увидеть ее посетители?

– В основе нашей выставки – экспонаты Третьяковской галереи, Русского музея, Центрального военно-морского музея. Но нам казалось особенно важным привезти на нее еще и полотна из дворцовых музеев Петербурга. Ведь это те картины, которые раньше входили в состав царских коллекций, их приобретали Николай I, Александр II, Александр III непосредственно у самого художника. Эти работы, в подлинности которых сомневаться не приходится, являются и своего рода мерилом качества среди огромного количества полотен мастера. И конечно, когда заговаривают об Айвазовском, первая картина, которая сразу вспоминается, – это…

– …«Девятый вал»?

– Да. Разумеется, эта работа художника будет в экспозиции. Ведь «Девятый вал», написанный в 1850 году, – это и некая проекция срединной точки жизни Айвазовского, и в то же время вершина его славы. Он еще очень молод, ему 33 года – художник родился в 1817 году. А уйдет из жизни он через 50 лет – в 1900-м. Впереди еще очень много лет творчества, множество побед и поражений, удач и неудач – невозможно же, чтобы у мастера, создавшего более 6 тыс. картин, все было одинаково прекрасным, одинаково ценным и качественным.

Мы сочли очень важным, чтобы на выставке был представлен музей Феодосии – родного города Айвазовского, в котором он прожил всю свою жизнь. Конечно, был длительный период учебы в Академии художеств в Петербурге, куда он отправился в возрасте 16 лет, затем «пенсионерская» поездка в Италию, потом он вновь возвращался в столицу. Но, женившись, художник после свадьбы все равно уехал в родную Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосию», – сообщал он в письме Павлу Третьякову. Айвазовский очень много путешествовал, объездил почти весь мир, хорошо знал Россию, Европу, побывал даже в Америке. Трансатлантическое путешествие он совершил в 75 лет и несколько месяцев провел в Новом Свете. Но всякий раз возвращался в свой родной город.

Еще одна дальняя коллекция, которая будет на нашей выставке, – это произведения Айвазовского из собрания Национального музея Еревана. Ведь Айвазовский – армянин по происхождению, по своим корням. К XIX веку армяне были уже в значительной степени рассеяны по миру, и Крым являлся одним из давних центров армянской жизни и культуры начиная с XV века. В Феодосии в середине XIX столетия насчитывалось 47 армянских церквей. К сожалению, Айвазовский при всей своей любви к путешествиям так никогда и не доехал до Армении. Хотя и народ, и культуру этой земли он очень любил и многое делал для своих соплеменников. Поэтому мы были уверены, что ереванская коллекция тоже должна присутствовать на московской выставке.

Кроме того, есть еще ряд музеев, откуда мы точечно выбирали по две-три работы, которые показались нам интересными и привлекательными, определяющими важные моменты выставки.

Портрет И.К. Айвазовского. Худ. А.В. Тыранов. 1841

Художник-путешественник

– Будет ли представлено что-либо помимо живописи?

– Кроме живописных и графических работ Айвазовского посетители смогут увидеть экспонаты санкт-петербургского Центрального военно-морского музея – 15 предметов корабельного фонда. Это макеты нескольких кораблей, которые много значат для истории русского флота. Например, «Двенадцать апостолов» – корабль с очень славной и одновременно трагической историей: он был затоплен в Севастопольской бухте во время Крымской войны, ознаменовав тем самым конец русского парусного флота. Впрочем, затопили не только его: целая флотилия парусников нашла свою гибель тогда в Севастопольской бухте. Айвазовский несколько раз писал картины, посвященные истории этих кораблей.

В экспозиции будут представлены также компасы и большой глобус звездного неба – это то, что являлось непременным атрибутом корабельной жизни того времени и, естественно, представляло огромный интерес для Айвазовского как мариниста. Когда-то совсем еще юным воспитанником Академии художеств он был прикомандирован к свите еще более юного, чем он сам, великого князя Константина Николаевича, совершавшего учебное плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю. Впоследствии великий князь и художник совершали и другие совместные плавания, но именно тогда Айвазовский впервые узнал, что такое корабельный быт, увидел матросскую жизнь и обстановку, в которой жили офицеры, а также тщательно изучил оснастку кораблей.

– Как будет построена выставка?

– Размышляя над тем, как ее организовать, мы отказались от хронологического принципа. Экспозиция структурирована по ряду разделов, которые должны помочь посетителям сориентироваться в бурном океане полотен Айвазовского.

Открывающий выставку раздел мы решили назвать «Морские симфонии Айвазовского». Здесь будут картины, на которых художник передал ряд разных состояний моря – от спокойного до начинающего волноваться, от встревоженного до готовой разразиться бури и, наконец, от разыгравшейся до разбушевавшейся стихии. В музее Феодосии хранится масштабная картина-панно «От штиля к урагану»: на огромном семиметровом полотне художник изобразил все стадии жизни моря, его «дыхания» – от полного покоя до бушующей бездны. В этом же разделе мы увидим работы, представляющие разные варианты освещения морской поверхности и неба – от восхода солнца до заката. Айвазовского всегда увлекала идея света – стремление отразить в своих работах и раннее рассветное состояние, и зыбкие туманы над морской гладью, и лучи раскаленного солнца, и, конечно, таинственное, все преображающее лунное сияние. Он не раз говорил, что считает лучшими своими картинами те, где удачно решено освещение, где удалось передать силу света.

Вид Константинополя и Босфора. Худ. И.К. Айвазовский. 1856

Между тем ночные пейзажи Айвазовского составят особый раздел с поэтическим названием «Ноктюрны… И кончен день, настала ночь…». Художник очень любил ночную пору. Это время тайн, романтики, загадочных откликов на состояния человеческой души, но ночь способна и скрывать в себе грозные бури. Именно эта ее двойственность часто находит отражение на полотнах Айвазовского.

– А что можно сказать о нем как о «немаринисте»? Писал ли он картины иного характера?

– С подобными произведениями посетителей познакомит раздел «Между Феодосией и Петербургом». Художник несколько раз в течение года отправлялся в столицу, проезжая через самые разные города и местности, созерцая в этом путешествии, естественно, не морские пейзажи. Конечно, он изображал увиденное. Так, сохранился рисунок 1833 года, относящийся к его первой поездке в Петербург. Немного наивный, с ошибками, но тем этот рисунок и ценен и мил, что он показывает становление гения; мы видим работу Айвазовского, созданную еще до учебы в Академии. Совсем юный живописец изобразил город Екатеринослав (впоследствии Днепропетровск), увиденный им с высокой точки.

– Но признание пришло к нему в связи с совершенно другими сюжетами…

– Да, верно: он воспринимается в первую очередь как маринист, воспевавший в том числе историю морской славы России. Этой тематике мы посвятили раздел «Художник Главного морского штаба».

– Вернемся к путешествиям Айвазовского. Какие края он особенно любил?

В 1844 году Айвазовский вернулся из зарубежной поездки, уже завоевав известность в Европе. Его картины охотно покупали представители европейских королевских домов: неаполитанский король Фердинанд II, баварский король Людвиг I… Эти и многие другие имена Айвазовский часто упоминал в письмах, когда говорил о тех, кто приобретает его работы. Это льстило молодому художнику, давало ему заработок и возможность свободно путешествовать по Италии, Германии и другим странам Европы. Сохранился, кстати, паспорт, выданный ему при первом отъезде из Петербурга за границу. В нем 143 страницы, и все они заполнены! Огромное количество помет: сегодня в Венеции, через неделю – в Риме. Все перемещения тщательно отмечены, так что этот документ – уникальный исторический источник.

Безусловно, поездки Айвазовского не были вояжем праздного туриста: художника отличал глубочайший интерес ко всему, что попадалось ему в дороге, он не раз говорил, что неизвестность новых мест постоянно влекла его в путь. Страсть к путешествиям Айвазовский сохранил, повторюсь, на всю жизнь: за полгода до кончины он писал своему давнему другу и биографу Николаю Кузьмину, что планирует поехать еще раз в Италию, побывать снова в Неаполе – там, где начиналась его слава художника, где он почувствовал вкус к красоте природы и жизни. Эти места юга Италии были, пожалуй, самыми любимыми, их он чаще всего изображал.

– Но у него есть и картины, посвященные Турции, Константинополю?

– Да, у Айвазовского много картин, рисунков, акварелей, где мы видим эти уникальные места, представляющие собой причудливое сплетение востока и запада – географическое, культурное и архитектурное. Художник объездил все Средиземноморье, включая Турцию, где он побывал четыре раза. Когда Айвазовский в составе свиты великого князя Константина Николаевича посетил ее впервые, он был потрясен Константинополем. А в 1874 году его поездка в этот город состоялась по приглашению турецкого султана Абдул-Азиза. Написанные им тогда картины украсили дворец Долмабахче – одну из самых «европейских» султанских резиденций Константинополя. Это роскошное здание удивительным образом соединяет в себе европейские барочные традиции с сочной пышностью восточной архитектуры, и шедевры Айвазовского вписались в его помещения как нельзя лучше. Они находятся там и в наши дни.

А одна из уникальнейших работ живописца оказалась на острове Святого Лазаря близ Венеции. Еще в 1841 году в Италии он создал картину «Хаос», раскрывающую такую сложную тему, как тайны мироздания. Айвазовский изобразил Творца в небесной сфере, рождающего свет и отделяющего свет от тьмы. На картине нет ни одного рукотворного предмета – только Творец, сам являющийся источником света. Кто-то увидит здесь просто игру освещения среди небесного хаоса, а кто-то увидит именно образ Творца. Айвазовский преподнес эту свою работу в дар папе римскому Григорию XVI, и долгие годы она украшала библиотеку Ватикана. А в 1905 году ее передали монастырю ордена мхитаристов на острове Святого Лазаря. В музее этого-то монастыря и можно сегодня увидеть картину о сотворении мира, написанную Айвазовским.

– А почему это полотно передали именно туда?

– Это армянский католический монастырь. Когда-то старшего брата художника, Габриэла Айвазовского, родители по недостаточности средств отдали на воспитание именно в эту известную обитель. Там он рос, обучался и стал глубоко образованным, ученым человеком, историком и филологом. Спустя годы Габриэл под влиянием Ивана Айвазовского порвал с католической средой. Жил в Париже, занимался устройством армянских школ, а впоследствии переехал в Феодосию. Габриэл занимал высокие посты в Армянской апостольской церкви, знал 15 иностранных языков (как европейских, так и восточных), был одним из составителей толкового словаря армянского языка. Братьев связывала многолетняя дружба и полное взаимопонимание.

Вода для родного города

– Под чьим влиянием формировался творческий гений Айвазовского, кого можно назвать среди его учителей?

– Есть такое понятие, как гений места. Так вот, Айвазовский – гений Феодосии. Так же как и Черное море, она – первейший учитель художника. В детстве он рисовал на стенах дома, на обрывках газет, бумаги. Надо сказать, что Айвазовский был очень одаренным человеком в разных областях – не только в живописи, но и в музыке. Например, он самостоятельно выучился игре на скрипке. Местные мелодии (крымские, татарские, армянские), которые он воспринимал на слух, потом очень пригодились ему в Петербурге. Он входил в художественный кружок Карла Брюллова, братьев Павла и Нестора Кукольников, знал также Михаила Глинку, который, кстати, использовал некоторые мотивы мелодий, напетых Айвазовским, в опере «Руслан и Людмила».

В Петербурге главным учителем Айвазовского стал профессор Академии художеств пейзажист Максим Воробьев, из класса которого вышло много замечательных художников. Интересно, что в те годы покровительствовавший Айвазовскому коллекционер Алексей Томилов предложил начинающему живописцу скопировать одну из картин Сильвестра Щедрина. В каталоге нашей выставки мы воспроизведем оба этих полотна рядом, чтобы была возможность их сравнить.

Смотр Черноморского флота в 1849 году. Худ. И.К. Айвазовский. 1886

Учился Айвазовский и у великих мастеров прошлого, чьи произведения он знал по коллекции Эрмитажа. Там воспитанник Академии копировал старых голландцев, и первые его работы очень напоминают голландскую живопись. А потом была поездка в Италию, в которой он познакомился с трудами мастеров эпохи Возрождения.

– Айвазовского в Феодосии знали не только как художника, но и как благотворителя и мецената. Что об этом известно сегодня?

– Он был одним из самых преуспевающих в материальном отношении художников. В различных городах России и за рубежом прошло огромное количество его персональных выставок – всего свыше 120, а в год их порой насчитывалось более десяти. Его знала не только Европа. Не случайно в 1893 году Айвазовского пригласили на Всемирную выставку в Чикаго, получившую в память о 400-летии открытия Америки Христофором Колумбом название Колумбова.

Большинство своих выставок художник открывал с благотворительной целью: доход от продажи билетов передавали в поддержку нуждающихся студентов, раненых солдат (например, во время Крымской войны), голодающих и неимущих. Приезжая в Турцию, он активно контактировал с армянской колонией и обязательно устраивал выставки в ее пользу, продавал картины, иногда дарил свои творения школе или монастырю.

А родной Феодосии художник в 1880 году подарил большой выставочный зал, пристроенный им ранее к собственному дому для демонстрации только что написанных картин. В завещании Айвазовский отметил, что все полотна, которые на момент его смерти будут находиться в этом зале, должны принадлежать городу Феодосии.

И это лишь часть его добрых дел. Вспомним и о том, что Феодосия долгие годы страдала от нехватки питьевой воды и художник из своего имения Субаши, на территории которого били ключи, провел водопровод протяженностью несколько десятков километров, а также выстроил водоразборные фонтаны в городе. Из Субашей поставлялось 50 тыс. ведер воды в сутки. Примечательно, что в благодарность феодосийцы назвали один из фонтанов «Добрый гений». Кроме того, Айвазовский способствовал созданию библиотеки, многое сделал для открытия в Феодосии железнодорожной линии, связавшей ее с Центральной Россией, содействовал развитию порта, обеспечивающего жизнь города и дававшего рабочие места, устраивал многочисленные праздники. Иван Константинович Айвазовский и поныне является гордостью Феодосии – добрым гением этого места.

Беседовал Никита Брусиловский

Выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»

продлится с 29 июля по 20 ноября 2016 года

Адрес: Крымский Вал, д. 10, залы 60–62

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00 (кассы и вход на экспозицию до 17:00); четверг, пятница, суббота – с 10:00 до 21:00 (кассы и вход на экспозицию до 20:00); понедельник – выходной

Никита Брусиловский