Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Речь идет о том, чтобы восстановить нормальный суверенитет»

№19 июль 2016

50 лет назад, в июле 1966 года, Франция вышла из военной организации НАТО. Пятая республика вряд ли решилась бы на такой шаг, если бы ее президентом в то время не был Шарль де Голль, который всю жизнь шел к осуществлению своей мечты – сделать Францию великой державой.

Генерал Шарль де Голль, президент Французской Республики с 1959 по 1969 год

Как посмела Франция – страна, чьи руководители в числе глав других двенадцати государств в 1949 году подписали договор о создании Североатлантического блока, – принять решение о выходе из военной организации НАТО? Этот вопрос в те дни задавали многие, причем по обе стороны Атлантики. И действительно, в разгар холодной войны из НАТО выпадало одно из ключевых звеньев – и в этом видели важную победу Москвы. Впрочем, точнее было бы назвать это победой Парижа. Ведь выход из военной организации НАТО стал результатом целенаправленной политики президента Шарля де Голля, считавшего своей приоритетной задачей обеспечение подлинного суверенитета страны.«Человек 18 июня»Президенту Франции помогла его особая репутация: генерал вошел в историю Второй мировой войны как «человек 18 июня». Именно он 18 июня 1940 года, когда вся Франция находилась под пятой нацистской Германии и ее сателлита – правительства Виши, поднял знамя французского Сопротивления.

В 1958 году де Голля сначала призвали на пост премьер-министра, а затем – на пост президента Французской Республики. И прославленный генерал не упустил исторического шанса, сосредоточившись на том, чтобы сделать президентскую власть действенным инструментом своего политического курса.

В марте 1966 года Шарль де Голль (слева) направил послание президенту США Линдону Джонсону (справа), которым уведомлял, что Франция выходит из военной организации НАТО. На фото: встреча лидеров стран в Вашингтоне в 1963 году

Первым делом де Голль и его сторонники добились широкой народной поддержки для принятия Конституции Пятой республики. Во Франции вводилось полупрезидентское правление: глава государства получил большие полномочия в сфере внешней и военной политики.

Экономическая сила Франции была не настолько велика, чтобы бросить вызов лидеру западного мира – Соединенным Штатам Америки, которые жестко держали в своих руках руководство НАТО и не допускали, чтобы страны – члены блока проводили самостоятельную политику. Так что же позволило де Голлю совершить столь крутой поворот во внешней политике Франции, которая на протяжении почти десятилетия, с 1949 по 1958 год, следовала в русле так называемого «атлантизма» – курса на признание главенствующей роли США в политике Запада?

Де Голль сумел внушить если не всем, то значительной части французов осознание важности возрождения величия Франции как независимой державы, самостоятельно определяющей свою судьбу и направление своего развития.Американская опекаГенерал, хоть и не являлся ярым противником США, тем не менее никогда не считал, что Франция должна послушно следовать в фарватере американской политики и поддерживать все без исключения действия заокеанского союзника. Шарль де Голль отчетливо видел, как после войны Соединенные Штаты напористо и бесцеремонно старались установить доминирующие позиции в Западной Европе, проникая в экономику и политику многих стран, включая Францию.

Стремление де Голля и его сторонников вырваться из-под опеки США особенно усилилось в начале 1960-х годов, когда американцы в лице президента Джона Кеннеди объявили о далекоидущих планах создания неких многосторонних ядерных сил НАТО, которые должны были подчиняться командованию блока, то есть Соединенным Штатам.

В СССР Шарлю де Голлю, прибывшему с официальным визитом, был оказан исключительно радушный и теплый прием. На фото: встреча президента Франции в аэропорту Внуково 20 июня 1966 года (Фото: М. Ганкин/РИА Новости)

В ответ де Голль запустил крупномасштабную программу создания Францией собственных ядерных сил. А когда США и их многочисленные союзники-атлантисты во Франции вновь и вновь пытались разыграть карту «советской угрозы» как главного аргумента в пользу укрепления НАТО, генерал показал всю широту и незашоренность своих взглядов, преодолев паранойю такой «угрозы».«Вы хорошо держались»В отношении к Советскому Союзу де Голль резко отличался от многих современных ему западных лидеров, которые постоянно твердили и, более того, верили в то, что СССР по своей природе является агрессивной силой, которая обязательно попытается развязать новую мировую войну и сокрушить капиталистическую систему. Не подчиняясь чужим мнениям, он воспринимал нашу страну как вечную Россию, пусть время от времени и меняющую свой государственный строй, но остающуюся постоянной – и притом важной – величиной в европейской политике. Анализируя советский политический курс, генерал осознал, что СССР заинтересован во всестороннем сотрудничестве с Францией, что отвечает ее национальным интересам.

Будучи убежденным антикоммунистом, де Голль тем не менее одним из первых на Западе с самого начала, еще в 1941 году, открыто поддержал СССР в его борьбе против фашистской Германии. А в конце 1944 года по приглашению советского правительства он приехал в Москву с официальным визитом, в ходе которого был заключен советско-французский договор о союзе и взаимопомощи. Этот договор значительно укрепил международные позиции Временного правительства Франции во главе с де Голлем. Стоит отметить, что во время тех московских переговоров между сторонами возникли и довольно острые разногласия по поводу того, какую из политических сил в Польше следует признавать в качестве официальной. В конце концов эти противоречия удалось преодолеть, причем, по свидетельству самого де Голля, глава советского правительства Иосиф Сталин сказал ему: «Вы хорошо держались. Люблю иметь дело с человеком, который знает, чего хочет, даже если его взгляды не совпадают с моими». И этого генерал не забыл.Франция выбирает суверенитетВ 1965 году де Голль добился своего переизбрания президентом Французской Республики на второй срок. Опираясь на поддержку народа, укрепив экономику и располагая национальными ядерными силами, он решил, что может открыто бросить вызов Соединенным Штатам и вывести страну из военной организации НАТО, сохранив ей при этом место в политической организации блока.

Столь крутому повороту событий предшествовал ряд других неординарных шагов президента Франции. Он пошел на признание независимости Алжира, бывшего французской колонией, подверг резкой критике агрессию США во Вьетнаме, выдвинул идею создания Большой Европы «от Атлантики до Урала», наконец, заявил о намерении развивать всестороннее сотрудничество с СССР.

В июле 1965 года отношения Франции с Соединенными Штатами осложнились из-за так называемого «инцидента над Пьерлатом», когда американский разведывательный самолет несколько раз пролетел над секретным заводом по разделению изотопов в Пьерлате и сфотографировал этот объект. По личному приказу де Голля французские истребители принудили самолет-разведчик сесть во французской зоне ФРГ, и все фотопленки у американского летчика были изъяты.

Шарль де Голль вывел военно-морские силы Франции в Средиземном море из-под командования НАТО и неоднократно публично утверждал, что Североатлантический блок в том виде, в каком он существует, уже не соответствует реалиям мировой политики.

На пресс-конференции в феврале 1966 года президент Франции заявил: «Речь идет о том, чтобы восстановить нормальный суверенитет над всем тем, что действительно является французским, как то: земля, небо, море, вооруженные силы. А все те иностранные элементы, которые окажутся во Франции, отныне должны будут подчиняться лишь французским властям».

Вскоре после этого, в марте 1966 года, де Голль направил послание президенту США Линдону Джонсону, которым уведомлял, что Франция выходит из военной организации НАТО. Что обеспечивалось этим решением? Во-первых, нахождение французских вооруженных сил исключительно под национальным командованием и их участие только в тех военных действиях, которые правительство Пятой республики сочтет целесообразными. Во-вторых, речь шла об эвакуации штабов, баз и складов НАТО, а также о выводе американских и канадских вооруженных сил с территории Франции. И в-третьих, конечно, это означало перевод штаб-квартиры НАТО из Парижа.

Джонсон ответил де Голлю буквально на следующий день: «У меня вызывает недоумение ваше мнение, будто присутствие союзных военных сил на французской земле подрывает суверенитет Франции». Дальнейший диалог лидеров двух стран, стоявших в данном вопросе на диаметрально противоположных позициях, стал бессмысленным.

Против президента Пятой республики развернули оглушительную информационную войну. Но США при всем их политическом, экономическом и военном могуществе оказались не в состоянии противостоять воле руководства Франции.

В том же 1966 году Шарль де Голль совершил визит в СССР. Это было поистине историческое событие. Генералу был оказан исключительно радушный и теплый прием, и с 20 июня по 1 июля он посетил не только обычные для таких визитов Москву и Ленинград, но также Киев, Волгоград, Новосибирск и даже космодром Байконур, куда ранее не допускали ни одного западного политика.

Об атмосфере визита говорит хотя бы тот факт, что, выступая в Ленинграде, президент Франции вызвал всеобщий восторг, процитировав по-русски строки Александра Пушкина: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!» Де Голль провел успешные переговоры с руководителями СССР: были заложены основы беспрецедентного политического, экономического и культурного сотрудничества на благо обеих стран. Доступ на советский рынок получил целый ряд французских компаний, в СССР началось внедрение французской системы цветного телевидения SECAM, стартовало двустороннее сотрудничество в исследовании и освоении космического пространства. Тогда же была установлена линия прямой правительственной связи между Кремлем и Елисейским дворцом. Начались регулярные консультации между руководителями СССР и Франции по широкому кругу международных проблем.

***

В современной мировой политике проблема суверенитета стала одной из ключевых. Мы видим, как одни страны, по существу, теряют свой суверенитет, подчиняются чужой воле и постоянно поддаются давлению извне, а другие, осознавая свои национальные интересы, активно противостоят всяким попыткам внешнего диктата и стойко отстаивают государственный суверенитет, право оставаться свободными и независимыми в своей внешней и внутренней политике. И одним из поучительных примеров стала Франция, которая в 1966 году нашла в себе силы принять решение о выходе из военной организации НАТО.

 

С тех пор прошло немало лет, в мировой политике многое изменилось. При президенте Николя Саркози Францию вернули в военную организацию НАТО. Однако то, что удалось сделать Шарлю де Голлю в 60-х годах прошлого века, и поныне служит убедительным доказательством того, что даже в эпоху все подминающего под себя глобализма задача отстаивать и укреплять свой государственный суверенитет не является невыполнимой. Только так и можно добиться больших и плодотворных результатов в современном мире.

Николай Сахаров,доктор политических наукЧТО ПОЧИТАТЬ?

МОЛЧАНОВ Н.Н. Генерал де Голль. М., 1972АРЗАКАНЯН М.Ц. Де Голль. М., 2007 (серия «ЖЗЛ»)ЛАНДАУ А. Де Голль. История Франции 1940–1969. М., 2016

 

Николай Сахаров