Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Война в Африке

№93 сентябрь 2022

Первой жертвой фашистской агрессии была далекая экзотическая Эфиопия. И она же в 1941 году стала первой страной, освобожденной от фашизма.


Узнав в октябре 1935-го о вторжении итальянцев в Эфиопию, многие не сразу поняли, где это произошло, ведь долгие годы эта африканская страна носила название Абиссиния. Переименование было связано с реформами, которые начал новый император Хайле Селассие I. Впрочем, они не изменили средневекового облика государства, жившего по феодальным законам. Абсолютным владыкой считался император («негус негести», то есть «царь царей»), бо́льшая часть населения находилась в крепостной зависимости, существовало и рабство. Армия состояла из феодальных ополчений, верных только своим вождям: солдаты были вооружены кремневыми ружьями, копьями и луками. Последняя независимая страна Африки, не считая Либерии, должна была стать легкой добычей европейцев.

 

Мечты о реванше

На это и рассчитывали итальянские колонизаторы, которые в конце XIX века захватили Эритрею и Сомали, начав оттуда наступление на Эфиопию. На их беду, страной в то время управлял талантливый полководец Менелик II, разбивший агрессоров при Адуа в 1896 году; на поле боя тогда осталось до 5000 итальянцев. Любопытно, что на стороне эфиопов сражались русские добровольцы, поддержавшие «братьев по вере», хотя эфиопские христиане были не православными, а монофизитами.

Унизительное поражение при Адуа много лет не давало покоя лидерам Италии, грезившим о реванше. Мечты стали особенно навязчивыми в годы правления Бенито Муссолини, строившего планы включения всей Северной Африки в Итальянскую империю. Эфиопия должна была стать жемчужиной этой империи, хотя практического смысла в ее завоевании не было: полезные ископаемые здесь отсутствовали, почвы не отличались плодородием, бо́льшую часть страны занимали горы и пустыни. Тем не менее в 1934 году дуче приказал генеральному штабу готовить план наступления.

Эти приготовления не укрылись от эфиопских властей: в сентябре 1935 года Хайле Селассие обратился к Лиге Наций с просьбой защитить его страну от агрессии. Лига создала комитет, деятельность которого свелась к вялым призывам к обеим сторонам жить дружно. Тогда император объявил мобилизацию; в армию удалось призвать до 500 тыс. человек, но в основном это были крестьяне, незнакомые ни с оружием, ни с боевой тактикой. Итальянцы бросили против Эфиопии более 400 тыс. человек (включая навербованных африканцев), на их вооружении состояло 700 орудий, 150 танков и больше сотни самолетов. Армия генерала Эмилио Де Боно должна была наступать с севера, армия генерала Родольфо Грациани – с юга, чтобы встретиться у столицы – Аддис-Абебы.

 

Неравная битва

3 октября 1935 года захватчики без объявления войны перешли границу. Сразу после этого Лига Наций признала Италию агрессором и запретила поставлять ей оружие и стратегическое сырье. На практике эмбарго никто не соблюдал: Германия помогала Муссолини как своему союзнику, США и прочие – как выгодному торговому партнеру. Франция и Великобритания заняли откровенно соглашательскую позицию: выработанный ими «мирный план» превращал Эфиопию в итальянский протекторат, но в Риме от него отказались, желая полной победы.

Боевые действия, как и ожидалось, показали полное превосходство современной армии над средневековой. Эфиопские войска несли громадные потери от пушечного огня и бомбардировок с воздуха. Несмотря на это, бойцы сражались отчаянно и не раз добивались успеха. В декабре рас Имру, двоюродный брат Хайле Селассие, разбил захватчиков у Аксума, древней столицы. Это привело Муссолини в ярость, и он приказал новому главнокомандующему маршалу Пьетро Бадольо в нарушение Женевской конвенции применить в Эфиопии химическое оружие. Итальянские самолеты распыляли над позициями противника хлор и иприт, что привело к мучительной смерти десятков тысяч людей. Император позже писал: «Мы голыми руками захватывали танки, мы переносили воздушные бомбардировки, но против отравляющих газов, которые незаметно опускались на лицо и руки, мы ничего сделать не могли».

В январе 1936 года итальянцы перешли в наступление на севере и разделили эфиопские войска на три части, разбив каждую из них поодиночке. 31 марта уцелевшие отряды (30 тыс. человек) сошлись со 125-тысячной итальянской армией при Май-Чоу и были, несмотря на отчаянную храбрость, почти полностью уничтожены огнем пушек и пулеметов. После этого поражения Хайле Селассие бежал за границу, передав власть расу Имру. 5 мая итальянцы вошли в Аддис-Абебу, а 9-го их король Виктор Эммануил III объявил себя императором Эфиопии. В декабре Имру с остатками армии был окружен в горах и взят в плен, где пробыл до капитуляции Италии в сентябре 1943 года.

 

Горящая земля

В захваченной стране не наступил мир: повсюду действовали отряды партизан. В феврале 1937-го они даже совершили покушение на Грациани, назначенного вице-королем Эфиопии. Чудом уцелевший маршал (получивший это звание за победу в Африке) приказал карать эфиопов «без жалости и снисхождения»; жертвами этого приказа стали тысячи людей, включая 320 монахов монастыря Дэбрэ-Либанос, якобы давших убежище повстанцам. Тем более не церемонились с партизанскими командирами: главный из них, рас Деста Демтю, был взят в плен и казнен, а его отрубленную голову продемонстрировали журналистам. Сменивший его рас Микаэль Гебрэ Имру в 1938 году предстал перед трибуналом. Когда председатель суда назвал его «черным дикарем», аристократ гордо ответил: «Я – потомок сорока поколений воинов, чей род восходит к царю Соломону, и оскорбления миланского колбасника мне безразличны». Его расстреляли.

Земля буквально горела под ногами оккупантов. В том же 1938 году партизанские отряды по всей стране объединились в Комитет единства, установивший контакты с правительством Хайле Селассие в изгнании. Нападение Италии на Египет дало повод Великобритании, приютившей императора, развернуть боевые действия в Эфиопии. В январе 1941 года командующий британскими войсками на Ближнем Востоке Арчибальд Уэйвелл дал приказ начать наступление, и в апреле англичане и эфиопские партизаны подошли к Аддис-Абебе. Местные части, вооруженные итальянцами, тут же перешли на сторону Хайле Селассие, который 5 мая торжественно въехал в свою столицу. От военных действий и репрессий оккупантов погибло до 760 тыс. эфиопов, Италия потеряла около 15 тыс. человек.

Иван ИЗМАЙЛОВ

1234567844.png

Война Италии против Эфиопии. 1935–1936 годы

Иван Измайлов