Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Без права на забвение»

№126 июнь 2025

В Государственном историческом музее открылась выставка, приуроченная к 80-летию Великой Победы. Об уникальной экспозиции «Историку» рассказали генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин и директор Государственного архива РФ Лариса Роговая

 

 

Беседовал Олег Назаров

 

 

Выставка «Без права на забвение» организована по поручению президента России Владимира Путина. В подготовке участвовали Федеральное архивное агентство, Министерство культуры, Министерство обороны, Государственный архив Российской Федерации и Российское историческое общество. По словам Алексея Левыкина, 49 организаций предоставили для выставки 1230 архивных документов и музейных экспонатов. Это подлинные артефакты Великой Отечественной войны, обладающие особой исторической ценностью. Многие из них ранее никогда не демонстрировались публике. Выставка в ГИМ продлится до 25 августа.

20250428-5I3A2631.jpg

_MOS5950_1 copy 1.jpg

Алексей Левыкин

 

 

Подвиг народа

– Какие задачи решали создатели выставки?

– Нам было важно показать войну в ее хронологии – от трагических событий 1941 года, когда Красная армия героически сдерживала вражеское наступление, до ключевых сражений, побед, преступлений нацистов и освобождения советскими воинами европейских государств от фашистской чумы. Мы хотели напомнить о подвигах советских воинов, память о которых остается священной, и рассказать, какой ценой была достигнута Победа.

убитый мальчик с голубем Витя_Черевичкин_1.jpg

Убитый мальчик Витя Черевичкин с голубем в руках. Фото М. Альперт. Ростов-на-Дону, 1941 год

 

 

– Что оказалось самым сложным в подготовке выставки?

– Любая выставка требует какого-то нового подхода – необходимо представить новые документальные материалы с целью раскрыть разные стороны событий тех героических лет. Это особая форма научной работы: в отличие от монографий или научных статей, здесь нельзя детально осветить все аспекты. Сложности были связаны, во-первых, с ограниченным выставочным пространством. Во-вторых, с необходимостью отобрать из огромного массива материалов по истории Великой Отечественной войны именно те экспонаты и документы, которые наиболее актуальны для этой выставки. Это, наверное, самое сложное и важное.

Стоит также отметить, что нам приходилось работать в условиях, когда каждый музей и архив создавали и свои проекты. Например, в конце апреля мы открыли прекрасную выставку «Хранить вечно» в тульском филиале ГИМ. В свою очередь, экспозиция «Без права на забвение» объединила почти полсотни организаций – с каждой требовалось провести переговоры, согласовать условия участия и возможность показа тех или иных экспонатов. Решение о проведении выставки в Государственном историческом музее было принято лишь осенью прошлого года, поэтому работу мы вели в очень напряженном режиме.

 

 

Экспонаты с историей

– Решение вполне логичное, учитывая месторасположение ГИМ и его историю…

– Действительно, наш музей стал свидетелем многих знаковых исторических событий, в том числе военных парадов 7 ноября 1941 года и 24 июня 1945 года. Государственный исторический музей, единственный в Москве, не прекращал своей работы на протяжении всей войны, за исключением восьми дней – с 30 октября по 6 ноября 1941 года, когда в здании меняли выбитые взрывной волной окна. 7 ноября музей вновь открыл свои двери для посетителей.

 

 

– Сколько сотрудников ГИМ ушли на фронт и сколько из них не вернулись с войны?

– Накануне Великой Отечественной в музее работало около 300 человек, среди которых было много женщин. Война в корне изменила направление всей деятельности музея и судьбу его сотрудников. На фронт ушли 98 человек, 30 из них погибли.

Часть коллектива эвакуировалась сначала в Хвалынск, а затем сопровождала музейные фонды в Кустанай. Оставшиеся в Москве продолжали работать: готовили выставки, выезжали с лекциями в госпитали и на фронт, поднимая боевой дух красноармейцев. Сотрудники также занимались комплектованием коллекций – благодаря их работе сегодня на выставке можно увидеть многие из этих экспонатов. Всего за годы войны было собрано около 12 тыс. экспонатов. Командование подразделений Красной армии передало в наш музей целые комплексы.

 

 

– Какие экспонаты ГИМ представлены на выставке?

– Во-первых, предметы, связанные с выдающимися полководцами – маршалами Советского Союза Георгием Жуковым, Константином Рокоссовским, Иваном Коневым, Александром Василевским, Андреем Еременко, Семеном Тимошенко, Кириллом Мерецковым. Среди них – награды, оружие, фотографии и документы. Во-вторых, хранящиеся у нас личные вещи Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. Особая группа – это экспонаты, которые у меня лично всегда вызывают трепет. Например, дневник, пенал и другие вещи Зои Космодемьянской, переданные в ГИМ ее матерью. Рядом с известным портретом мужественной партизанки лежат эти трогательные предметы – немые свидетели судьбы девушки, у которой война отняла мечты, будущее, жизнь. Но подвиг обессмертил ее имя и имена ее героических ровесников. Мой отец, Константин Григорьевич Левыкин, начинал свой боевой путь в войсках специального назначения. Он был моложе Зои Космодемьянской, ушел на фронт 16-летним мальчишкой. Сражался под Волоколамском и Рузой, в 1942 году участвовал в рейде по брянским лесам. Позже его полк был переформирован в стрелковый и переброшен на Северный Кавказ, где в августе 1942-го он защищал Грозный и Владикавказ, освобождал Моздок, Краснодар и Новороссийск. В июне 1945 года прошел в составе дивизии особого назначения имени Ф.Э. Дзержинского по Красной площади на Параде Победы.

Большинство экспонатов выставки – оригиналы. Здесь можно увидеть куски расплавленного кирпича из Брестской крепости, шинель снайпера Людмилы Павличенко, личные вещи членов подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», маленький кусочек хлеба – дневной паек жителей блокадного Ленинграда. Здесь же – радиопередатчик, при помощи которого сержант Ольга Кривошеина (впоследствии директор Центрального музея имени В.И. Ленина) передала текст капитуляции гитлеровской Германии. Сама эта телеграмма хранится в коллекции ГИМ. Из документов я бы отметил наградной лист летчика Алексея Маресьева, блокадный дневник Владимира Гришина, умершего в Ленинграде 13 марта 1942 года в возрасте 17 лет, документы Александра Матросова и летчиц легендарного 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского полка, которых немцы называли «ночными ведьмами».

космодемьянскаяIMG_5587.png

Пенал, письменные принадлежности и дневник Зои Космодемьянской. 1940–1941 годы

1572132835_pavlichenko1_1.jpg

Младший лейтенант Людмила Павличенко – снайпер 2-й роты 54-го стрелкового полка. Июль-август 1942 года

IMG_5738.png

Шинель Людмилы Павличенко

 

 

– Особый интерес вызывает полный комплект подлинных боевых наград Сталина…

– Этот уникальный комплект многие из посетителей выставки увидят впервые. По нашей просьбе он был предоставлен Музеями Московского Кремля. Кстати, я не видел фотографий, на которых Сталин был бы запечатлен со всеми своими наградами одновременно…

Экспозиция включает не только редкие музейные предметы, но и архивные документы из 22 различных хранилищ – федеральных, региональных и ведомственных. Перед создателями выставки стояла непростая задача отобрать самые яркие и информативные документы, признается Лариса Роговая.

Снимок экрана 2025-05-28 в 20.54.35.png

Музеи Московского Кремля предоставили на выставку в ГИМ полный комплект наград Иосифа Сталина

Снимок экрана 2025-05-28 в 21.22.26.png

Лариса Роговая

 

 

 

Путь к Победе

– Какие документы на выставке наиболее интересны?

– В экспозиции представлено 485 подлинных архивных материалов и более 400 – в мультимедиа. Особый интерес вызывают около 50 экспонатов, включенных в государственный реестр уникальных документов России. Они обладают исключительной исторической и научной ценностью – согласно действующим правилам, эти документы недоступны для работы в читальных залах, и исследователи изучают только их электронные копии.

Из наиболее интересных выделю, например, написанный карандашом текст знаменитой речи заместителя председателя СНК СССР, народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, с которой он от имени правительства обратился к советскому народу по радио в первый день войны. Ее финальные слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» стали пророческими и легли в основу концепции выставки как пути к Победе.

Важны указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления советского правительства и Государственного комитета обороны первых дней войны, мобилизовавшие всю нашу страну на борьбу с врагом. За ними последовали организационные мероприятия по всей вертикали власти. В таком объеме эти документы демонстрируются впервые. Только ГА РФ представил на выставку 10 подобных актов. Уникальные материалы предоставили Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный архив новейшей истории, Российский государственный военный архив, Центральный архив Министерства обороны, Архив внешней политики Российской Федерации, Центральный архив Федеральной службы безопасности РФ и другие. Также экспонируются материалы Фонда памяти Александра Печерского. Отмечу активное участие в выставке белорусских коллег: это Национальный архив Республики Беларусь, Белорусский госархив кинофотофонодокументов и Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны.

 

 

– Имеются ли на выставке трофейные документы?

– Да, и их довольно много. Особенно трофейных фотографий: немцы вообще любили фотографироваться. Представлена телеграмма с графиком поставки рабочей силы в Германию, материалы о нацистских концлагерях, включая приказы о клеймении советских военнопленных и страницы из книги учета крематория концлагеря Маутхаузен-Гузен. Центральный архив Министерства обороны представил трофейную карту «План "Барбаросса"». Можно увидеть карту-план с указанием мест массовых расстрелов евреев айнзацгруппой А в Прибалтике, Белоруссии и на территории Ленинградской области с приложенной статистикой жертв на 1 февраля 1942 года. Российский государственный военный архив предоставил немецкую карту 1943 года с оценкой ущерба от действий советских партизан экономике оккупированных немцами территорий.

 

 

«Обыкновенный нацизм»

– Есть ли на выставке документы, специально для нее рассекреченные?

– Многие из перечисленных мной документов были рассекречены в последние пять-десять лет. Специально для этой выставки Центральный архив Федеральной службы безопасности России открыл весь массив документов по судебным процессам, которые проводились над нацистскими преступниками на территории СССР в 1943–1947 годах. Ранее публиковались лишь фрагменты, теперь же материалы доступны в полном объеме.

 

 

– Сколько всего экспонатов предоставил ГА РФ?

– Наш архив предоставил около 70 документов и предметов. У нас хранится фонд Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию нацистских преступлений и причиненного ими ущерба (ЧГК), который насчитывает более 43 тыс. единиц хранения. Из коллекции ГА РФ на выставке в разделе «Обыкновенный нацизм» демонстрируются вещи узников концлагерей, нашивки на их одежде и другие артефакты.

Мы впервые представляем фотографии и документы, собранные ЧГК, которые использовались как вещественные доказательства на Нюрнбергском процессе. В их числе акты о злодеяниях нацистов и коллаборационистов, списки их жертв и угнанных в Германию советских граждан. Особое значение имеют свидетельства о преступлениях коллаборационистов, которые замалчивались многие годы. В то время, когда Украина, Литва, Латвия и Эстония были советскими республиками, документы о преступлениях украинских и прибалтийских националистов на выставках вообще никогда не демонстрировались.

Наша задача – рассказать посетителям выставки всю правду о войне, какой бы жесткой и тяжелой она ни была. Например, вместе с актом эксгумации выставлены фотографии жертв нацистов и их пособников. Это производит сильное впечатление.

 

 

– Какие мифы развенчивает выставка?

– Главное оружие против фальсификаций – архивные документы и неприкрашенная правда. Наша выставка показывает, что у Советского Союза не было планов по завоеванию территории других государств. Иосиф Сталин и другие руководители СССР думали только об обеспечении безопасности страны и защите ее границ. Трофейные материалы свидетельствуют: гитлеровская Германия целенаправленно готовила войну, чтобы уничтожить Советский Союза и его население. Для реализации своих планов Берлин привлек другие государства Европы. Сразу после нападения Германии целый ряд государств разорвали дипломатические отношения с СССР. Например, на выставке представлены ноты миссии Словакии и МИД Венгрии в НКИД СССР о прекращении дипломатических отношений с СССР от 23 июня 1941 года. Документы показывают двуличную роль западных политиков в отношении нашей страны накануне и во время войны.

 

 

Прикосновение к живой истории

– Проект масштабный. Разбираясь в лавине самых разных документов, лично для себя вы что-то новое открыли?

– Да. Мне, конечно, были интересны материалы из других архивов. Например, речь маршала Советского Союза Георгия Жукова на Параде Победы 24 июня 1945 года. На машинописном тексте остались его пометы синими чернилами – указания, где повысить или понизить голос. В тот день хлынул ливень, чернила расплылись, а на бумаге сохранились следы дождя. Видеть их было очень трогательно. Не менее впечатляет автограф секретаря ЦК ВКП(б) Георгия Маленкова о создании Государственного комитета обороны СССР от 30 июня 1941 года, предоставленный РГАСПИ. Документ, написанный «на ходу» на девятый день войны на Ближней даче Сталина в Кунцеве, буквально передает атмосферу момента. Когда держишь в руках такие свидетельства, ощущаешь прикосновение к живой истории.

речь жукова на параде 1 2_1.jpg речь жукова на параде 1_1.jpg

Особый интерес представляет машинописный текст речи Георгия Жукова на Параде Победы 24 июня 1945 года с рукописными пометами маршала

 

 

– Граждане каких государств проявляют интерес к выставке?

– На юбилейные торжества, посвященные 80-летию Великой Победы, в Москву прибыли делегации и граждане разных стран мира. Многие гости столицы посетили выставку в ГИМ. Побывали на ней посольства Китая, Индии, Индонезии, ЮАР, Словакии, Бразилии, Белоруссии, Туркменистана, Южной Осетии и других государств.

 

 

– Какова реакция посетителей выставки?

– Только за первые четыре дня ее посетило более 2 тыс. человек. Интерес настолько велик, что мы столкнулись с нехваткой экскурсоводов – в праздничные дни в помощь к экскурсоводам ГИМ подключились сотрудники ГА РФ. Заявки на экскурсии получены на два месяца вперед, особенно активно посещают школьники и студенты. В ближайшее время мультимедийную версию выставки «Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы» покажут во всех парках «Моя история», первый из которых открылся 8 мая в Твери. Это позволит жителям разных регионов России увидеть уникальные документы и экспонаты, глубже узнав историю Великой Отечественной войны.

1035203421_168_0_2897_2047_1920x0_80_0_0_634f808bcd21198846d0eb879db00d2a_1.jpg

Советские танкисты празднуют День Победы в Берлине. 9 мая 1945 года

 

 

К юбилею Победы

 Вышел масштабный труд, посвященный истории высшего полководческого ордена Великой Отечественной войны

 

 

«Орден "Победа". Неизвестные страницы» – так называется книга, выпущенная ПАО «Транснефть» к 80-летию разгрома нацистской Германии. Прекрасно иллюстрированный том создан усилиями историков, фалеристов, музейных работников и архивистов, а его полноправными соавторами выступили близкие родственники маршалов Советского Союза, удостоенных этой высокой награды. Главный сюжет посвящен истории ордена, которым награждали лучших полководцев страны, победившей нацизм. Но это еще и история о людях – создателях награды и тех, кто был ее удостоен.

IMG_9663.png

 

 

Победа и слава

Считается, что одним из главных факторов, повлиявших на учреждение нового ордена, стало наличие «больших звезд» на мундирах высшего командования союзных армий. В Российской империи до 1917 года существовали аналогичные награды, но в советской наградной системе они отсутствовали. Это и подтолкнуло к созданию высшего военного ордена для поощрения выдающихся советских полководцев, организаторов боевых побед.

Еще в июле 1943-го полковник Николай Неёлов, сотрудник штаба начальника тыла Красной армии, представил главе технического комитета Управления тыла Семену Агинскому эскиз будущей награды. Тот, в свою очередь, ознакомил с ним руководителя тыла РККА генерала Андрея Хрулева. Проект ордена, названного «За верность Родине», представлял собой две наложенные друг на друга пятиконечные звезды с профилями Владимира Ленина и Иосифа Сталина в центре.

Но первый вариант ордена не получил одобрения Сталина. Работу над проектом возглавил Александр Кузнецов, уже отличившийся в качестве автора ордена Отечественной войны. Основная концепция с двумя наложенными звездами, предложенная Неёловым, была сохранена, но дополнена драгоценными камнями. Новая награда мыслилась Верховным главнокомандующим как символ триумфа Советского государства. Сталину было важно подчеркнуть многовековую историю страны: неслучайно он распорядился убрать с ордена советскую символику – государственный герб, красное знамя, серп и молот, а также барельефы вождей (Ленина и себя самого), заменив их нейтральным образом – изображением Красной площади. Помимо всемирной известности в этом образе был немаловажный идейный смысл: изображение объединяло и дореволюционное прошлое страны (стены и башни древнего Кремля), и ее славное настоящее (красные кремлевские звезды, Мавзолей В.И. Ленина). Из 26 представленных эскизов ордена Славы Сталину отобрали 4, среди которых он выбрал работу художника Николая Москалева с изображением Спасской башни в центре медальона. Даже в таких деталях было решено соблюсти стилистическое единство двух орденов – маршальского и солдатского.

5 ноября 1943 года правительство утвердило окончательный эскиз и образец ордена. Три дня спустя председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин подписал указ об учреждении двух наград: высшей воинской – ордена «Победа», а также ордена Славы трех степеней.

 

 

Стрелки на часах

В книге подробно рассмотрена «технологическая» составляющая создания высшего полководческого ордена. И здесь детали имели значение. Согласно распоряжению Сталина, орден «Победа» должен был создаваться исключительно из отечественных материалов. Однако возникла сложность: рубинов одинакового размера и цвета в природе не существует. В итоге было решено использовать искусственные камни, кроме одного элемента. Крошечная звезда на изображении Спасской башни выполнена из природного рубина.

Интересно, что орденская лента появилась лишь через девять месяцев после утверждения самой награды. Работе над этим на первый взгляд несложным элементом уделялось огромное внимание. Курировала процесс Полина Жемчужина – начальник Главка текстильно-галантерейной промышленности Наркомата легкой промышленности РСФСР и супруга народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. К созданию привлекли лучших ткачей. 17 августа 1944 года Сталин лично утвердил итоговый вариант. С этого момента кавалеры ордена «Победа» получали не только знак и орденскую книжку, но и специальную металлическую планку с лентой.

Каждый экземпляр ордена – это произведение ювелирного искусства, выполненное вручную. Над его изготовлением трудилась целая группа мастеров: один вырезал заготовки, другой работал над центральной частью, третий занимался полировкой, четвертый – шлифовкой. Примечательно, что у медальонов ордена не было порядковых номеров, но на всех деталях присутствовали технические – рабочие пометки, позволявшие ювелирам не перепутать элементы при сборке. Каждый знак ордена имеет визуальные отличия, например в форме и размере букв. «Где-то они изящные и тонкие, где-то потолще, где-то прямые, где-то более округлые. Отличается время на часах Спасской башни и толщина их стрелок. Размер звезды на Спасской башне тоже на одном ордене крупнее, на другом поменьше. Если присмотреться, то отличаются елочки у Кремлевской стены, окна-бойницы башни, да и сама башня имеет разное положение в пространстве. Можно обратить внимание и на фон, небо, выполненное эмалью. Его оттенок тоже различен…» –рассказала создателям книги фалерист Гохрана России Елена Зудина.

Их было всего 17 – кавалеров главной награды Великой Отечественной. Хотя изначально предполагалось изготовить 30 экземпляров ордена, реально было создано лишь 22. Двадцать орденов вручили (Георгий Жуков, Александр Василевский и Иосиф Сталин стали кавалерами дважды), два так и остались неврученными. Среди награжденных пятеро иностранных граждан: четыре военачальника союзных войск и король Румынии Михай I – самый юный кавалер (на момент вручения ему исполнилось всего 23 года). Формулировка его награды особо примечательна – «за мужественный акт решительного поворота политики Румынии в сторону разрыва с гитлеровской Германией и союза с Объединенными Нациями в момент, когда еще не определилось ясно поражение Германии».

Один из кавалеров, Леонид Брежнев, завершил войну в звании генерал-майора, однако высшую награду, предназначавшуюся для маршалов, все-таки получил в 1978-м, уже будучи лидером СССР. После смерти указ о его награждении был отменен. Согласно закону, родственники всех советских кавалеров обязаны были возвращать такие знаки отличия государству. В настоящее время часть орденов хранится в Гохране России, а часть – в музейных фондах. Два ордена, принадлежавших Сталину, можно увидеть на выставке в Государственном историческом музее.

Беседовал Олег Назаров