Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

За взятие Берлина

№125 май 2025

Штурм столицы Третьего рейха стал последним гвоздем, вбитым Красной армией в гроб гитлеровской Германии. О завершающем этапе Великой Отечественной войны «Историку» рассказал кандидат исторических наук Алексей Исаев.

 

Беседовал Олег Назаров

 

TN-1-1.jpeg
Алексей Исаев

 

 

В начале марта 1945 года Адольф Гитлер объявил Берлин городом-крепостью, оборонять который нацисты собирались до последней возможности. 16 апреля началась Берлинская стратегическая наступательная операция. Днем 20 апреля дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса генерал-майора Семена Перевёрткина дала первые залпы по столице Третьего рейха. Кровопролитные бои на улицах города продолжались до утра 2 мая, когда комендант Берлина генерал артиллерии Гельмут Вейдлинг отдал приказ сложить оружие.

Впечатляющий успех от хорошо разработанной и мастерски проведенной операции по взятию Берлина омрачает горечь от потерь, понесенных в последние дни войны. Что переживали родственники солдат и офицеров, погибших за «пять минут» до Победы, показано в пронзительном советском фильме «Отец солдата» кинорежиссера Резо Чхеидзе. Каждый раз, когда смотришь финал картины, ком подкатывает к горлу. Как и от предсмертных слов заместителя командира 29-й гвардейской мотострелковой Унечской бригады гвардии подполковника Романа Сердюка: «Напишите домой моей матери, чтобы не плакала. Я дошел до Берлина».

 


У последнего рубежа

– Когда взятие Берлина в качестве цели впервые было обозначено в планах советского командования?

– Это произошло 27 января 1945 года и связано с определенным головокружением от успехов, возникшим у советского командования после захвата плацдармов на Одере в ходе Висло-Одерской стратегической наступательной операции. Однако вскоре эти планы пришлось скорректировать по причине необходимости зачистить фланги – в Силезии и Восточной Померании.

 


– Каким было соотношение сил в Берлинской стратегической наступательной операции?

– Перед ее началом в составе 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов вместе с тыловыми частями насчитывалось 2,5 млн человек. Они имели свыше 40 тыс. орудий и минометов, 6250 танков и самоходно-артиллерийских установок, около 7,5 тыс. боевых самолетов. Этим советским войскам противостояли немецкие группа армий «Висла» и часть сил группы армий «Центр» общей численностью 800 тыс. человек. У них было свыше 10 тыс. орудий и минометов, 1500 танков и штурмовых орудий, а также порядка 3300 боевых самолетов, в том числе 120 новых реактивных истребителей Ме-262. Одерско-Нейсенский рубеж включал три полосы обороны. Когда они были преодолены, то непосредственно в боях за Берлин участвовали 120 тыс. человек, 40 тыс. из которых были кадровыми военнослужащими, а остальные – фольксштурмисты, пожарные и полицейские. Им противостояла советская группировка двух фронтов общей численностью примерно 440 тыс. человек.

 


– Какие задачи Ставка Верховного Главнокомандования поставила перед командующими каждым из трех фронтов?

– Берлин располагался почти в середине полосы ответственности 1-го Белорусского фронта маршала Советского Союза Георгия Жукова. Соответственно, он и должен был брать столицу Третьего рейха. Южнее нее действовали войска 1-го Украинского фронта маршала Советского Союза Ивана Конева: им надлежало продвинуться в обход Берлина с юга до реки Эльбы. Севернее Берлина, в Западной Померании, предстояло наступать войскам 2-го Белорусского фронта маршала Советского Союза Константина Рокоссовского, которые должны были обезопасить северный фланг фронта Жукова. Изначально директивами Ставки ВГК никаких поворотов войск 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов на Берлин не предусматривалось.

 


– Когда и где была прочерчена линия, на которой должны были остановиться советские, американские и английские войска на территории Германии?

– Договоренность о том, на какие оккупационные зоны будет разделена разгромленная Германия, была достигнута в Ялте в феврале 1945 года. Линия, на которой должны были остановиться войска западных союзников, лежала к западу от Эльбы. Де-факто к началу Берлинской операции боевые действия привели к тому, что союзники уже пересекли эту линию, она не рассматривалась как непреодолимый барьер.

 


– Значит, существовала вероятность, что союзники первыми войдут в Берлин?

– Да. Военная фортуна могла повернуться лицом к союзникам, и они могли войти в Берлин первыми. По большому счету это не противоречило заключенным в Ялте договоренностям. Стечение обстоятельств и грамотные действия советского командования и Красной армии привели к тому, что над Берлином был поднят красный флаг.

 


– На что рассчитывал Гитлер, отдавая приказ любой ценой отстоять Берлин?

– К этому времени представления о реальности нацистского руководства во главе с Гитлером и Йозефом Геббельсом были довольно туманными. Они рассчитывали на весьма эфемерные вещи. За четыре дня до начала Берлинской операции умер президент США Франклин Делано Рузвельт. Поскольку власть в Вашингтоне поменялась, у фюрера появилась надежда на раскол в стане антигитлеровской коалиции, вероятность которого будет увеличиваться, в случае если боевые действия затянутся. Чаяния германского военного руководства очень точно сформулировал командующий 9-й армией генерал пехоты Теодор Буссе. Он сказал: «Наша задача будет выполненной, если мы будем стоять до тех пор, пока нам в спину ударят американские танки». Немецкое командование и военнослужащие стремились сдаться в плен англо-американским союзникам, а не Красной армии, надеясь избежать наказания за свои преступления на территории Советского Союза.

 


На Одерском фронте

– Есть версия, что между маршалами Жуковым и Коневым существовала конкуренция, чьи войска возьмут Берлин. Так ли это? Была ли у 1-го Украинского фронта возможность взять столицу?

– На момент получения директив Ставки ВГК такой возможности у Конева не было, так что никакого соперничества фронтов не предусматривалось. Однако в первые дни наступление войск 1-го Белорусского фронта с Кюстринского плацдарма развивалось медленно. Поэтому Сталин как Верховный главнокомандующий на ходу стал менять план операции. Он отдал приказ на поворот на Берлин части сил 1-го Украинского фронта. Более того, аналогичную задачу Сталин поставил и перед войсками 2-го Белорусского фронта, хотя ее решение выглядело совершенно нереальным. Чтобы повернуть на Берлин, войскам Рокоссовского надо было сначала быстро форсировать два русла Одера. Столь торопливые шаги Верховного главнокомандующего были продиктованы опасениями, что первыми в Берлин вступят войска союзников, которым немцы оказывали слабое сопротивление.

Могли ли взять Берлин войска 1-го Украинского фронта? Желание войти в город и первым дойти до Рейхстага у Конева присутствовало. Проблема заключалась в том, что тех сил, которые он мог развернуть на Берлин, было явно недостаточно, чтобы прорваться к Рейхстагу. Конев смог двинуть туда две армии – танковую и общевойсковую. В реальности до Берлина дошла только 3-я гвардейская танковая армия генерал-полковника танковых войск Павла Рыбалко. Кроме того, войскам Конева надо было идти до столицы рейха дольше, а при повороте не был учтен Цоссенский оборонительный рубеж. Он пролегал по кольцу вокруг Берлина, в Цоссене располагалась ставка германского Генштаба. Штурмуя оборонительные позиции вокруг Цоссена, 3-я гвардейская танковая армия потеряла время. И даже передача Коневу из резерва Ставки ВГК 28-й армии генерал-лейтенанта Александра Лучинского положения не спасла, поскольку ей пришлось блокировать прорыв на запад из хальбского котла (юго-восточнее Берлина) крупной группировки немецких войск численностью примерно 210 тыс. человек. Борьба с ними потребовала немалых усилий. Это сократило численность войск, которые Конев мог выделить для штурма германской столицы. В итоге если соперничество между двумя фронтами и было, то просуществовало оно буквально пару дней, будучи ситуативным.

 


– Как действовал Жуков?

– Он требовал двигаться к Берлину быстрее. Этот приказ был продиктован прагматическими соображениями, далекими от желания выиграть «соревнование». Жуков считал необходимым окружить 9-ю армию Буссе на Одерском фронте – пространстве в 70 км глубиной от Кюстринского плацдарма до предместий Берлина – и не дать отойти в город ее основным силам. У Жукова было больше сил, чем у Конева, и он наверняка взял бы столицу Германии силами своих армий, подходивших к Берлину с востока и севера. Но сначала надо было поймать в капкан 9-ю армию, что и было сделано.

К исходу 19 апреля войска 1-го Белорусского фронта прорвали третью полосу обороны противника. На следующий день вражеский фронт был рассечен на две части: группа армий «Висла» оказалась отрезанной от группы армий «Центр». 21 апреля советские войска вышли на окраины Берлина.

TN-1-2.jpeg
Берлинская стратегическая наступательная операция. 16 апреля – 8 мая 1945 года


Штурм Берлина

– Какие проблемы при штурме германской столицы оказались самыми серьезными?

– Берлин основательно подготовился к обороне. Для уличных баррикад использовали блоки из камней и рельсов, которые даже тяжелые снаряды пробивали с трудом, а танки пройти их вообще не могли. Но вести боевые действия на территории немецких городов советские войска уже научились. Такой опыт имели даже поляки, получившие его при штурме Кольберга (ныне польский Колобжег). Однако, в отличие от Познани и Кюстрина, в Берлине было много затянутых в гранит рек и каналов. Главной проблемой для Красной армии оказалось их преодоление. Русло реки Шпрее стало естественным противотанковым рвом – через него требовалось переправиться, причем в очень сложных условиях, поскольку на другой его стороне стояли многоэтажные здания и из каждого окна мог застрочить пулемет или прилететь снаряд фаустпатрона. Так что развитие боев за Берлин во многом определялось форсированием водных преград на конкретных участках фронта.

Хорошим ходом Жукова было преодоление Шпрее в районе Трептов-парка силами 5-й ударной армии генерал-полковника Николая Берзарина, которая очень удачно форсировала реку в том месте, где сейчас стоит знаменитый памятник Воину-освободителю работы Евгения Вучетича. Выход в тыл одного из секторов обороны противника привел к обвалу позиций на этом участке.

 


– Кто отличился в форсировании водных преград?

– Наиболее успешно действовала 3-я ударная армия генерал-полковника Василия Кузнецова, он стал победителем в броске к зданию германского парламента. Причем здесь не было заслуги маршала Жукова, так как Кузнецов все спланировал сам. Его войска на очень узком фронте двинулись к Рейхстагу мимо тюрьмы «Моабит», которую взяли штурмом частями второго эшелона. Дорогу к заветной цели преграждал заполненный водой ров, оставшийся от строительства метро. Тогда зачистили Кролль-оперу, навели переправу и ворвались в Рейхстаг. Кузнецов осуществил блестящий проход через занятые гитлеровцами районы города.

Другой серьезной проблемой стали крупные комплексы различных сооружений: например, железобетонные корпуса гостипографии, массивная Иерусалимская церковь, башни ПВО – их неприступные стены не могли пробить снаряды крупнокалиберных орудий. За эти цитадели бои шли по несколько дней, они задержали 5-ю ударную армию. На территории Берлинского зоопарка продвижению вперед войск 8-й гвардейской армии генерал-полковника Василия Чуйкова и 1-й гвардейской танковой армии генерал-полковника танковых войск Михаила Катукова препятствовала башня ПВО. Из-за нее Чуйков и Катуков не смогли выйти к Рейхстагу первыми. Вместе с тем следует признать, что действия их армий ускорили капитуляцию берлинского гарнизона.

 


– Что вы имеете в виду?

– Именно бойцы 8-й гвардейской армии прорвались через Ландвер-канал, и до рейхсканцелярии, где находился бункер Гитлера, они не дошли несколько сотен метров. Появление советских войск в районе рейхсканцелярии вынудило фюрера покончить жизнь самоубийством…

 


– А советское командование знало о том, что Гитлер сидит в бункере под зданием рейхсканцелярии?

– Ни советское командование, ни разведка союзников при всех ее возможностях по взломам немецких шифров не знали о том, где именно находился в тот момент Гитлер. Строительство бомбоубежища велось в глубокой тайне. Этот небольшой по размерам объект общей площадью около 700 кв. м был строго засекречен.

 


– Были ли допущены серьезные ошибки при штурме столицы Германии?

– В целом нет. Хотя ошибки, конечно, были. Так, сомнительным решением было использование 2-й гвардейской танковой армии на северо-западе Берлина практически без поддержки пехоты. Мотопехота танковой армии была малочисленной. Только на завершающей стадии борьбы за город армия генерал-полковника танковых войск Семена Богданова получила некоторое количество польской пехоты и артиллерии. А ведь доходило до того, что зачисткой пройденных кварталов занимались сами танкисты. Они оставляли танки, брали автоматы и наганы и зачищали дома от гитлеровцев.

TN-1-3.jpeg
Советские воины в боях за Берлин. 30 апреля 1945 года

TN-1-4.jpeg
Красное знамя над Рейхстагом. Май 1945 года

 


«Два Днепра, а посередине Припять»

– Как развивалось наступление войск 2-го Белорусского фронта?

– 2-й Белорусский фронт начал наступление на четыре дня позже, чем соседи, так как Рокоссовскому потребовалось время на переброску войск из района Данцига и Гдыни к Одеру. Фронту предстояло форсировать сразу два русла Одера. В апреле 1945-го между ними образовалось пространство, залитое водой. Для лодок этот участок оказался мелковат, а пересекать его пешком было сложно и неприятно. Солдаты назвали этот район «Два Днепра, а посередине Припять», что достаточно четко показывало проблему форсирования водной преграды. Подобная операция являлась крайне сложной даже для Красной армии образца 1945 года.

Примером для всех стали действия 65-й армии генерал-полковника Павла Батова, которая имела серьезный опыт преодоления водных преград; после войны он даже написал об этом методические рекомендации. В итоге войска 2-го Белорусского фронта справились с форсированием обоих русел Одера и 26 апреля взяли Штеттин (ныне польский Щецин). К этому моменту ни о каком повороте на Берлин речи не шло, поскольку уже велись бои на улицах города. Войска 2-го Белорусского фронта продолжили продвижение по территории Западной Померании вплоть до встречи с англичанами.

 


– Каковы потери сторон при штурме Берлина и во всей Берлинской стратегической наступательной операции?

– Германская группировка была полностью разгромлена, ее войска были частично уничтожены, частично взяты в плен. Общие потери советских войск принято оценивать численностью 352 475 человек (из них безвозвратно – 78 291). Они распределяются на общую ширину фронта в 300 км. Однако эти цифры несколько неполные, потому что не были учтены потери 2-й армии Войска польского генерал-лейтенанта Кароля Сверчевского, понесенные в тяжелых боях под Баутценом на дрезденском направлении. Добавив их к потерям трех фронтов, получим немногим более 80 тыс. человек безвозвратных потерь.

Вычислить точную цифру только по Берлину затруднительно ввиду того, что в Красной армии потери считали десятидневками. Моя оценка общих потерь двух фронтов в боях за Берлин – примерно 50 тыс. человек. Но нельзя забывать, что потери в Берлинской операции не исчерпываются потерями на улицах города. До начала боев в столице в ходе наступления в районе Зееловских высот общие потери 8-й гвардейской и 69-й армий составили около 20 тыс. человек (в том числе примерно 5 тыс. человек – безвозвратно).

 


– Верно ли то, что первыми водрузили Знамя Победы над Рейхстагом бойцы 150-й стрелковой Идрицкой дивизии сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария?

– В данном случае официальная версия подтверждается документами. Водрузить знамя над Рейхстагом – в любой его точке – можно было только ночью, так как Рейхстаг простреливался со всех сторон с соседних строений. Напротив парламента высилось здание Кролль-оперы (сейчас его нет), которое вплоть до 1 мая находилось под контролем гитлеровцев. Егоров и Кантария в ночь на 1 мая водрузили Знамя Победы на южном фасаде Рейхстага, где на крыше стояла скульптура «Германия в седле». Руководил операцией лейтенант Алексей Берест. Раньше могли установить разве что штурмовой флажок. Например, группа лейтенанта Рахимжана Кошкарбаева поставила такой флажок на лестнице главного входа Рейхстага. 2 мая в 6 часов 30 минут комендант Берлина генерал артиллерии Гельмут Вейдлинг заявил о безоговорочной капитуляции гарнизона.

 


Лента времени

 


16 апреля 1945 года

Войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов начали Берлинскую стратегическую наступательную операцию.

228401328_0_316_3359_2216_2072x0_60_0_0_c415088a83830bbfe849b296417da37c.jpeg

 


20 апреля

В наступление перешли войска 2-го Белорусского фронта.

 


22 апреля

Войсками 47-й армии освобожден концлагерь Заксенхаузен, находившийся недалеко от Берлина.

 


22 апреля

Войска 4-й гвардейской танковой армии освободили в Тройенбритцене более тысячи английских, американских и норвежских военнопленных.

4 22 апреля Тройенбритцен.jpeg

 


24 апреля

Ударные соединения 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов замкнули кольцо окружения Берлина в районе Бранденбурга.

6 В районе г. Торгау на реке Эльбе произошла встреча советских и американских войск.jpeg

 


25 апреля

В районе города Торгау на реке Эльбе произошла встреча советских и американских войск. Москва отметила это событие салютом – прогремели 24 залпа из 324 орудий.

 


26 апреля

Войска 2-го Украинского фронта освободили город Брно.

 


26 апреля

Войска 2-го Белорусского фронта взяли город Штеттин (ныне польский Щецин).

7 Войска 2-го Украинского фронта освободили г. Брно.jpeg

 


Ночь на 1 мая

Советские солдаты водрузили в Берлине на крыше Рейхстага Знамя Победы.

 


1 мая

Истребители 2-й воздушной армии сбросили на Рейхстаг два 6-метровых алых полотнища и парадным строем прошли над Берлином.

 


2 мая

Красная армия взяла Берлин.

12 Войска 2-го Белорусского фронта овладели городом и морским портом Свинемю́нде.jpeg

 


5 мая

Войска 2-го Белорусского фронта овладели городом и морским портом Свинемюнде (ныне город Свиноуйсьце в Польше).

 


6 мая

Началась Пражская стратегическая наступательная операция войск 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов.

 


6 мая

Войска 1-го Украинского фронта после 85-дневной осады штурмом овладели городом Бреслау (ныне Вроцлав в Польше).

 


8 мая

Войска 1-го Украинского фронта взяли Дрезден.

 


Ночь на 9 мая

В пригороде Берлина Карлсхорсте подписана безоговорочная капитуляция Германии.

18 прага.jpeg

 


9 мая

Передовые части 1-го Украинского фронта вступили в Прагу, следом за ними в город вошли другие советские войска, завершившие освобождение столицы Чехословакии.

 


Что почитать?

Шеин Д.В. Танковая гвардия в бою. М., 2009

Исаев А.В. Битва за Берлин. Штурм столицы Третьего рейха. М., 2025

Олег Назаров