Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Что такое Грибоедов?»

№123 март 2025

Какими были отношения двух классиков русской литературы, полных тезок – Пушкина и Грибоедова?

 

 

Трудно не обратить внимания на «странные сближенья» между ними. Оба Александра Сергеевича родились в Москве, у обоих были заботливые дядюшки, готовившие их к литературному призванию. Оба в молодости с головой окунулись в светскую жизнь, в то же время презирая ее. Оба были чрезвычайно самолюбивы, и Петр Вяземский сравнивал их: «В Грибоедове есть что-то дикое… в самолюбии: оно, при малейшем раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело. Пушкин тоже полудикий в самолюбии своем, и в разговоре…»

В 1817 году оба с разницей в несколько дней были зачислены на службу в Коллегию иностранных дел. Тогда же они познакомились в театральном кругу, к которому всегда тяготели. Актриса Александра Колосова вспоминала о Пушкине: «Знакомцы князя Шаховского А.С. Грибоедов, П.А. Катенин, А.А. Жандр ласкали талантливого юношу, но покуда относились к нему как старшие к младшему: он дорожил их мнением и как бы гордился их приязнью». Возможно, впрочем, что они встречались еще в детстве: в «Рассказах бабушки», московской старожилки Елизаветы Яньковой (урожденной Римской-Корсаковой), записанных ее внуком Дмитрием Благово, говорится, что она около 1809 года будто бы видела в московском доме Пушкиных вежливого и хорошо одетого «мальчика Грибоедова» и Сашу Пушкина, «большого увальня и дикаря». Если рассказчица не ошиблась, то Пушкин все равно этого не помнил и называл датой знакомства 1817 год.

Общение двух гениев продолжалось недолго: в августе 1818-го Грибоедов уехал с дипломатической миссией в Персию, а Пушкина полтора года спустя отправили в южную ссылку. Но издалека они продолжали интересоваться друг другом. В декабре 1823 года Пушкин писал из Одессы Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева». Именно из-за слухов о том, что герой его пьесы списан с Петра Чаадаева, Грибоедов сменил его фамилию с Чадского на Чацкого. Тогда же в тетради Пушкина появилось первое – и далеко не последнее – изображение Грибоедова.

В январе 1825-го к Пушкину в Михайловское приехал Иван Пущин, привезя с собой список «Горя от ума», и друзья всю ночь вслух читали пьесу (этому посвящена известная картина Николая Ге). О первых впечатлениях поэт написал Вяземскому: «Читал я Чацкого – много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины». Правда, через несколько дней в письме Александру Бестужеву дал иной отзыв: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу». А в «Евгении Онегине» появились не только цитаты из «Горя от ума», но и упоминание его героя:

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

Оба гения увиделись вновь в марте 1828-го, когда жили в трактире Демута на Конюшенной: Грибоедов привез в Петербург заключенный им Туркманчайский договор. 18 апреля они снова встретились на квартире Василия Жуковского и решили вместе поехать в Париж, прихватив друга Вяземского. Позже Вяземский писал жене, что Пушкину передали: «как русский дворянин, имеет он право ехать за границу, но государю будет это неприятно». Поездку пришлось отменить. 16 мая все трое присутствовали на чтении Пушкиным «Бориса Годунова» в доме графини Екатерины Трубецкой, урожденной Лаваль. Хотя Грибоедов сделал ряд замечаний об исторических неточностях пьесы, она произвела на него сильное впечатление. Быть может, поэтому он отказался после Пушкина читать свою новую трагедию «Грузинская ночь», боясь невыгодных для себя сравнений. Несмотря на все «сближенья», соперничество разделяло двух гениев, которые шли по жизни рядом, но не вместе.

25 мая Пушкин и Грибоедов присутствовали на устроенном тем же Вяземским пикнике в Кронштадте, куда их доставило чудо техники – пароход. 6 июня 1828 года состоялась их последняя встреча – Грибоедов возвращался в Персию. В марте 1829-го, находясь в Москве перед отъездом на Кавказ, Пушкин узнал о гибели тезки. В гостях у сестер Ушаковых он отозвался об этом почти шутливо – в ответ на просьбу не ехать в те опасные края ответил: «Неужели в одном году убьют двух Александров Сергеевичев? Будет и одного». На самом деле поэт был глубоко взволнован: в те дни в его тетради появился новый портрет Грибоедова, а позже отголоски пережитого отразились в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года». Многим памятны эти строки: «Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. "Откуда вы?" – спросил я их. "Из Тегерана". – "Что вы везете?" – "Грибоеда". Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».

Размышляя о судьбе покойного, Пушкин писал: «Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении». И тут же признавался: «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».

Позже село Гергер, где Пушкин будто бы встретил арбу с телом Грибоедова, переименовали в Пушкино, а на месте встречи поставили памятник. Между тем многие исследователи считают, что в тот день, 11 июня 1829 года, встреча состояться не могла, к тому же тело убитого посла везли не на убогой арбе, а на катафалке, в сопровождении батальона солдат. Есть и другое мнение: встреча все же была, но не в Гергере, а у крепости Джелал-Оглы (ныне город Степанаван), находившейся ближе к Тифлису. Однако вряд ли Пушкин мог перепутать названия, которые перенес в «Путешествие в Арзрум» из своего путевого дневника. Возможно, он все-таки выдумал печальную встречу на Военно-Грузинской дороге…

Николай Ге «А. С. Пушкин в Михайловском»(«Пущин в гостях у Пушкина».png

Иван Пущин в гостях у Александра Пушкина в Михайловском. Худ. Н.Н. Ге. 1875 год

4606-scaled.png

Встреча Александра Пушкина с арбой, на которой везли в Тифлис тело убитого в Тегеране Александра Грибоедова. Копия с оригинала П.Ф. Бореля. 1892 год. Худ. В.Н. Гундарев

Антон Бехтерев