Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в марте?

№123 март 2025

Лескинен М.В.

Визуальные репрезентации русскоcти в Российской империи второй половины XIX – начала ХХ в.: в 2 кн.

М.: Кучково поле, Музеон, 2024

wvtd7r5dnk330t274eucbf56k0tjlljn copy 1.png

Двухтомная монография доктора исторических наук Марии Лескинен, ведущего научного сотрудника Института славяноведения РАН, исследует, как в эпоху правления Александра II, Александра III и Николая II формировались визуальные представления об «идеальном русском» и как они отражались в культуре того времени. 

Первый том («Облики – обличья – облаченья») посвящен возникновению русского национального костюма. Автор показывает, как он создавался на основе традиционной народной и исторической одежды и как использовался в официальной униформе, маскарадных нарядах и патриотической моде. По мнению Лескинен, в XIX веке интерес к материальной культуре играл ключевую роль в формировании национальной идентичности – этот процесс был характерен для всей Европы. Люди того времени создавали особый набор вещей и предметов, который ассоциировался с национальным прошлым, причем в том виде, в каком они себе это прошлое представляли. В книге анализируется более 600 визуальных источников: фотографии, рисунки путешественников и антропологов, иллюстрации из прессы, картины, архитектурные объекты, скульптуры, гравюры, материалы из журналов, учебников, юбилейных изданий, а также открытки, афиши и плакаты. Отдельное внимание уделено придворным балам «в русском стиле», которые были популярны в 1880–1900-х годах, и их связи со вкусами императорской семьи. 

Второй том («Русское зеркало») рассказывает, как на протяжении двух столетий (XVIII – начало XX века) формировался образ России-женщины. Автор исследует эволюцию этого представления на основе разнообразных изобразительных материалов: гравюр, картушей, конклюзий, фейерверков, журнальных иллюстраций, карикатур, проектов монументов, банкнот, коронационных аллегорических полотен, скульптур, медалей, рекламы, афиш и открыток. В книге подробно рассматриваются разные типы визуальных воплощений России: Россия-матушка, дева-воительница, державная Россия и др. Также анализируется, как женские образы России взаимодействовали с антропоморфными изображениями Москвы-матушки в XIX веке.

 

 

Устинов В.Г.

Ричард I Львиное Сердце: Повелитель Анжуйской империи

М.: Молодая гвардия, 2025

2_1 copy 1.png

Громкой славе Ричарда I Львиное Сердце (1157–1199) мог бы позавидовать любой другой правитель, даже из числа неоспоримо великих. Само имя его отзывалось победным звуком боевых труб в сердцах современников и потомков. Он считался одним из величайших правителей Англии, да и всей Европы XII века. На основе документов Вадим Устинов подробно рассматривает все аспекты жизни и деятельности Ричарда Львиное Сердце, разоблачает многочисленные исторические подделки и представляет свою версию жизни и деяний великого короля.

 

 

Куриев М.М., Темников А.В.

Марш! Марш! Люди и лошади в наполеоновских войнах

М.: У Никитских ворот, 2024

3.png

«Как они летели вперед! Русские кавалергарды под Аустерлицем, французские конные гренадеры в снежной метели в Прейсиш-Эйлау, британские "Серые" драгуны в битве при Ватерлоо…» Новая книга историка Мурата Куриева и художника Алексея Темникова рассказывает о лошадях и людях, о людях на лошадях, о кавалерии в золотое для нее время войн с Наполеоном. По словам авторов, о людях той эпохи мы знаем гораздо больше, чем о лошадях, и это несправедливо. Лошади тоже полноправные герои тех событий.

 

 

Зазулина Н.Н.

Гарде королеве: Екатерина Павловна в погоне за короной

М.: Бослен, 2024

гарде.png

Книга историка и публициста Наталии Зазулиной повествует о жизни великой княгини Екатерины Павловны (1788–1819). Четвертая дочь императора Павла I, любимая сестра будущего государя Александра I, она прожила всего 30 лет. Это по ее просьбе Николай Карамзин написал свою знаменитую «Записку о древней и новой России» – манифест просвещенного консерватизма. Екатерина могла бы править в Вене – ее едва не выдали замуж за императора Священной Римской империи Франца II. А могла сидеть на троне в Париже – к ней сватался сам Наполеон Бонапарт. Кроме того, за ней ухаживал любимец русской армии генерал Петр Багратион. Но умерла она королевой Вюртемберга – крохотного государства на юге Германии.

 

 

Латонова А.В.

Религиозные взгляды декабристов. Ист. очерки

М.: Квадрига, 2025

otFWnsQOPu0TGtc6NMtshjVdAdJuffiAGoqG95B-7mghEE--azWKj2qdHvrUaaVZQ1lCXwiS6OtINCAwpaUBmIlM.png

К 1820-м годам религия, которую еще недавно подвергли сокрушительной критике радикальные деятели Просвещения, оказалась реабилитирована в глазах общественного мнения. Это произошло во многом благодаря войне с Наполеоном, в которой русские офицеры впервые столкнулись с проявлениями воинственного атеизма французов. Автор книги исследует религиозную рефлексию участников восстания 14 декабря 1825 года – во время его подготовки и проведения, в период следствия и предварительного ареста и, наконец, на протяжении их долгой сибирской ссылки.

 

 

Таранков В.И., Сахарова М.О.

Менделеев: экономическая независимость России

М.: Бослен, 2024

4FEKQRkScvn8vLipCBevftXThfztfSKqifnYsh6KSPcwuizBFSOvAjJ-Woa7J7ignhEIxBz4sQLYEl8Mbg0_k5L3.png

Великий химик Дмитрий Менделеев (1834–1907) был непревзойденным экономистом, уверены авторы книги. На основе архивных документов анализируются источники глубоких коммерческих и финансовых знаний ученого. Впервые представлен уникальный материал, демонстрирующий то, как Менделеев управлял личными финансами (в том числе 40-летний опыт инвестирования в разнообразные российские акции и облигации), а также его проекты в сфере переработки углеводородов, травосеяния, повышения эффективности молочного животноводства, производства сыра и др. Показан вклад ученого в индустриализацию России: описаны его программы развития нефтяной, угольной, металлургической и судостроительной промышленности.

 

 

Дикое поле. В вечном движении

М.: Государственный исторический музей, 2024

dikoe_pole_v_vechnom_dvizhenii_izdanie_k_vystavke_np_print_1062_00.png

Дикое поле – область причерноморских и приазовских степей, в центре которых протекает Днепр. Книга, созданная историками, археологами и искусствоведами, помимо интересных статей включает в себя уникальный иллюстративный материал: рисунки, фотографии, изображения археологических памятников, произведений ювелирного искусства, оружия, доспехов, одежды, предметов быта кочевых племен, населявших территории Дикого поля с III тысячелетия до н. э., а также произведения живописи и скульптуры XVIII – начала XXI века.

 

 

Красноперов В.М.

Анатомия «кремлевского дела»

М.: АСТ: СORPUS, 2025

cover1-anatomia.png

Дело секретаря ВЦИК СССР Авеля Енукидзе (1877–1937), известного своей любовью к светской жизни и обладателя скандальной репутации, обернулось трагедией для более чем сотни человек. Внимательному читателю, стремящемуся вникнуть в суть советской эпохи, будут интересны не только подробности работы следствия, но и зарисовки нравов московских околовластных кругов, отраженные в протоколах «кремлевского дела». Никогда прежде широкой аудитории не предоставлялась возможность в столь исчерпывающих подробностях познакомиться с деятельностью советского репрессивного аппарата и его высокопоставленных жертв.

 

 

Грейсон Г.

Операция «Скрепка». Нацисты на службе Америки

М.: Картина мира, 2025

4.png

После завершения Второй мировой войны наука США сделала скачок в развитии – не без помощи немецких научных кадров, бежавших за океан. Как ученые, некогда работавшие на Третий рейх, стали частью американской научной элиты? Почему после окончания войны Штаты пошли на сотрудничество со своими недавними противниками, верой и правдой служившими Гитлеру? Историк Гарри Грейсон раскрывает тайны операции «Скрепка», исследуя, как Америка для разработки оружия и технологий холодной войны прибегла к услугам нацистов.

 

 

Огрызко В.В.

Юрий Бондарев

М.: Молодая гвардия, 2025

1202497670552_m copy 1.png

Писатель Юрий Бондарев (1924–2020) – один из классиков советской литературы, основатель так называемой «лейтенантской прозы». Его повесть «Батальоны просят огня», романы «Горячий снег», «Тишина», «Берег», «Выбор», которые многократно переиздавались и экранизировались, стали новым словом в отображении военной темы. Много лет Бондарев занимал руководящие позиции в Союзе писателей России, а позже стал его главой. Однако о его жизни известно мало: он избегал публичности, не выносил личное на всеобщее обозрение и не делился воспоминаниями. Автор первой биографии Бондарева, известный критик и публицист Вячеслав Огрызко в своей книге создал не только портрет самого писателя, но и панораму литературной жизни СССР в послевоенные годы.

 

 

14 февраля – 1 июня

Изображая воздух. Русский импрессионизм

Музей русского импрессионизма

Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11

02b321124b6144f8bb8496c871f5.png

Ставший для одних основным направлением, а для других – лишь временным увлечением, импрессионизм закрепил право художников на живописные эксперименты. На выставке представлены работы 70 мастеров – от Константина Коровина, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря до Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Произведения позволяют оценить, насколько масштабным и распространенным было это явление в русской художественной культуре XIX–XX веков. Выставка познакомит с ключевыми чертами импрессионистической стилистики, покажет ее национальные особенности. На трех этажах музея собрано более 150 работ из 75 частных и государственных коллекций со всей страны – от Калининграда до Владивостока и Хабаровска.

 

 

29 ноября 2024 года – 18 мая

Магия акварели. Из фондов графики XVIII – начала XX века

Государственная Третьяковская галерея

Москва, Лаврушинский переулок, 10

2zmomqmkhuls8n6bbpgnynj5d060jeyz.png

Выставка предлагает проследить эволюцию акварельной живописи в России: ключевые этапы освоения этой техники и разнообразие ее применения. Посетители смогут самостоятельно выделить общие и наиболее характерные черты, раскрывающие богатейший потенциал акварели, а также оценить многообразие индивидуальных художественных манер. В экспозиции представлено более 250 работ: знаменитые парадные портреты Александра Брюллова и Петра Соколова, листы из библейского цикла Александра Иванова, серии итальянских и испанских натурных зарисовок Василия Сурикова, произведения Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова.

 

 

21 февраля – 14 апреля

Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения

Государственный Русский музей

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

1 copy 1.png

Александр Дейнека (1899–1969) – один из выдающихся художников советского периода, чье творчество стало зеркалом времени. В его работах оживает дух эпохи: труд, индустрия, город, спорт, новый человек. Главной темой для мастера стала современность не только в сюжетах, но прежде всего в самом строе и ритме произведений. Русский музей представляет уникальную коллекцию мастера, охватывающую все грани его творчества: 29 произведений живописи, около 50 работ на бумаге (рисунки, акварели), 10 плакатов, одна фарфоровая скульптура. Настоящей изюминкой выставки стали неповторимые мозаики Дейнеки, которые не демонстрировались публике последние 50 лет. Коллекция также отражает все периоды его творческого пути – от ранней графики начала 1920-х до поздней большеформатной живописи конца 1950–1960-х годов. Особое место в экспозиции занимают произведения, относящиеся к послевоенному периоду творчества художника, которые редко выставляются из запасников.

 

 

13 декабря 2024 года – 30 марта

Кружево России: технологии, традиции, символы

Российский этнографический музей

Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4/1

a_q419k1i7y.png

Выставка приглашает окунуться в изысканный мир кружевоплетения – искусства, которое уже три столетия остается символом роскоши и мастерства. Здесь представлены не только удивительные работы, созданные в различных техниках – от вязания крючком и спицами до игольного кружева и плетения на коклюшках, но и уникальные инструменты, с помощью которых мастера создавали свои шедевры. Музейная коллекция демонстрирует богатство кружевных традиций: от изящных образцов до предметов одежды и интерьера. Особое внимание уделено этнокультурному разнообразию: в первой половине ХХ века кружево было неотъемлемой частью быта русских, коми-зырян, удмуртов, чувашей, карел, армян и других народов.

Варвара Рудакова