Тюрки в сердце Азии
№120 декабрь 2024
«Горный Алтай – прародина тюрков» – такое название носила научно-практическая конференция, прошедшая недавно в Горно-Алтайске
Алтай уже давно считается регионом, откуда началось расселение тюркских племен, сыгравших важную роль в истории многих государств Евразии. Тюркские народы преобладают в таких странах, как Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, а в России их доля превышает 10% населения. Поэтому изучению истории и культуры тюрков у нас уделяется немалое внимание, растущее с каждым годом.
О важности темы говорит то, что к участникам конференции обратился президент России Владимир Путин. «В последние годы, благодаря открытиям наших ученых, археологов, были изучены уникальные памятники тюркской письменности, духовной и материальной культуры, которые повествуют об особой роли Алтая для тюркских народов, – отметил он. – Особо подчеркну, что языки, традиции, самобытный жизненный уклад тюркских народов – важная часть исторического достояния России как уникальной страны-цивилизации».
Первая Международная научно-практическая конференция «Горный Алтай – прародина тюрков». Октябрь 2024 года
От Алтая до Дуная
Вопрос этногенеза тюрков сложен и до конца не прояснен – в том числе и потому, что эти народы имеют разное этническое происхождение и очень разную историческую судьбу. Объединяет их только язык, а точнее, языковая ветвь, несколько тысячелетий назад отделившаяся от монгольской и тунгусо-маньчжурской ветвей, с которыми до того составляла общую алтайскую семью языков. Само это название говорит о роли, которую Алтай играл в формировании тюрков, да и других народов Центральной Азии.
Впервые слово «тюрк», означающее, вероятно, «сильный» или «крепкий», встречается в китайских династийных историях под 542 годом. Веком раньше в этих же источниках появилось первое упоминание о кочевом роде Ашина, попавшем под власть завоевателей-жужаней и добывавшем для них железо в Алтайских горах. До нас дошла древняя тюркская легенда, приведенная Чингизом Айтматовым в романе «Буранный полустанок». Она рассказывает о том, как жужане превращали своих подданных в послушных рабов-манкуртов, сдавливая им голову и так лишая памяти. В итоге такое обращение надоело покоренным племенам, и они около 551 года восстали под руководством вождя рода Ашина по имени Бумын. Он уничтожил державу жужаней, а на ее развалинах создал свою империю (каганат), жителей которой стали называть тюрками или кок-тюрками.
Об их происхождении повествует другая легенда, также известная нам из китайских хроник. Согласно ей, после набега соседей на одно из племен хунну (гуннов) уцелел лишь один мальчик, которому враги отрубили руки и ноги. Его пожалела волчица: она приносила ему еду, а потом забеременела от него и родила десять могучих сыновей – прародителей тюркских племен. Это будто бы произошло в местности Эргенекон («Крутой склон»), в которой многие ученые видят горы Алтая. Легенда о происхождении роднит тюрков и монголов, праотец которых носил имя Бортэ-Чино («сивый» или же «голубой волк»). То же слово «голубой» («кок») входило первоначально в самоназвание тюрков, а именование их правящей династии – Ашина – иногда связывают с монгольским «чино» («волк»). Известно, что в состав Тюркского каганата, как и всех кочевых империй, входили самые разные народности – тюркские, монгольские, иранские, языки и традиции которых при этом причудливо соединялись.
Тюрки вырвались на арену мировой истории стремительно. Уже в 570-е годы они контролировали Северный Кавказ, их армии достигли Волги и Дона, в междуречье которых возник подвластный им (но потом ставший независимым) Хазарский каганат. Кочевая империя тюрков раскинулась от Дуная до Хинганских гор, перед ней дрожали Китай (династия Суй), Иран (династия Сасанидов) и Византия, но ее очень быстро сгубила огромность завоеванных территорий. Началась междоусобная кровавая борьба за власть – и в 603 году каганат распался на западную и восточную части. Восточный Тюркский каганат (так называемый Второй) продержался до 745 года, Западный прекратил свое существование почти веком ранее. На руинах тюркской империи сменяли друг друга ее наследники – державы уйгуров, карлуков, кыргызов. Последние в то время жили на Енисее и только после походов Чингисхана переместились в горы Тянь-Шаня. Эти походы снова, как много раз прежде, перемешали племена степных кочевников: под натиском монголов тюрки ушли и далеко на север, дойдя до Якутии, и далеко на запад, где их потомки создали великую Османскую империю, поставившую точку в истории Византии и несколько столетий державшую в страхе христианский мир Европы.
Тюркский каганат. VI–VII века
Новые факты и старые мифы
Выходит, прародина тюрков – Алтай? Эта идея давно привлекает как идеологов тюркского единства, так и некоторых российских мыслителей. Например, Льва Гумилева или Николая Рериха, который называл Алтай «сердцем Азии» и уравнивал его по духовному значению со своими любимыми Гималаями. В самом деле, Алтайские горы – место уникальное по красоте и энергетике, «плавильный котел» многих народов и культур. Известность получили найденные здесь древние памятники, в том числе обнаруженная в 1993 году мумия знатной женщины, которую назвали «принцессой Укока». Местные жители – тюркоязычные монголоидные алтайцы – считают ее своей прародительницей, ханшей или шаманкой. Однако ученым удалось воссоздать по черепу облик «принцессы» – вполне европеоидный, как и у ее современников, представителей пазырыкской культуры, родственных европейским скифам и живших на Алтае в VI–III веках до н. э.
Это значит, что в тот период тюрки никак не могли жить на Алтае. Правда, в III веке до н. э. на северных рубежах Китая возникла могущественная держава хунну, население которой кто-то считает тюркским, а кто-то – монгольским. Почти наверняка отдельные роды кочевников сочетали в себе признаки этих двух этнических групп, но после падения империи хунну примкнули либо к одной, либо к другой. Среди них был род Ашина, оказавшийся на Алтае. Конечно, его нельзя считать единственным предком тюрков. Были и другие – в Саянских горах, Минусинской котловине, оазисах Восточного Туркестана. Однако свои государства они или вообще не смогли создать, или создали гораздо позже Тюркского каганата, ставшего первой исторической державой тюрков. А потому Алтай, откуда вышли первые каганы, можно по праву считать родиной если не тюрков как таковых, то тюркской государственности.
Пребывание тюрков на Алтае рождает новую загадку: как они, типичные степные кочевники, могли жить в горах и притом заниматься металлургией? Завотделом Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Александр Васильев считает, что они не вели исключительно кочевой образ жизни. «Скорее всего, это были сезонные откочевки по маршруту север – юг. Еще у хунну были поселения, имелись посевы проса и ячменя, дававшие зерно для пропитания, и можно говорить, что тюрки продолжили эту практику, – полагает он. – Кочевое скотоводство было основой их жизни, но оно часто сочеталось с элементами оседлости, включая формирование отдельных очагов земледелия и выплавки металлов. Кстати, технологию металлообработки тюрки могли перенять у своих сородичей, которые, по некоторым данным, уже жили к тому времени на Алтае. Железные орудия вместе с другими новшествами вроде использования стремян позволили тюркам быстро захватить огромные территории».
Говоря о временах Тюркского каганата, ученый отметил, что центр этой державы находился на территории современной Монголии, но стратегический тыл, где можно было в случае поражения укрыться от врагов и восстановить силы, оставался на Алтае – более отдаленном и изолированном и, таким образом, сохранявшем свою важную роль. «Тюркская письменность, объединявшая державу, по-видимому, тоже возникла на Алтае, – уточняет Александр Васильев. – Во всяком случае, именно там (а также в Туве и Хакасии) найдены наиболее архаичные ее варианты».
О значении Алтая как прародины тюрков говорят и идеологи пантюркизма, поднявшие на щит древние мифы о матери-волчице и горе Эргенекон. Их цель – создание из всех населенных тюрками территорий «Великого Турана», очищенного от инородцев. Этой квазинацистской идеологии необходимо противопоставить историческую правду, в соответствии с которой тюрки всю свою историю находились в непростом взаимодействии с другими народами и странами, в том числе с Россией. В приветствии участникам конференции председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин подчеркнул: «На протяжении столетий формирования и развития тюркских этносов не прекращалось взаимопроникновение славянских и тюркских народов. Это историческое единство не только легло в основу становления российской государственности, помогая нашим предкам сообща развивать страну, но и стало залогом будущего успешного развития каждого народа России».
Тюркский мир по Махмуду Кашгари – первая известная науке карта расселения тюркских племен. XI век
Консолидируя народы
Конференции, проходившей на популярном алтайском курорте Манжерок, предшествовала большая подготовительная работа. На территории Горного Алтая и соседних регионов находятся памятники материальной и духовной культуры тюркских народов, собиранием и изучением которых занимаются местные музеи, библиотеки, научные учреждения. Помимо их сотрудников в конференции приняли участие представители других регионов России, а также Белоруссии, Венгрии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Организаторами выступили Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество, Институт востоковедения РАН, Российское общество «Знание», правительство Республики Алтай. Ученые, политики, деятели культуры обсудили не только вопросы зарождения тюркской цивилизации, ее культуры и письменности, но и историю взаимодействия тюркских народов со славянами, их роль в строительстве единого Российского государства.
Лейтмотивом выступлений и приветствий, прозвучавших на конференции, стал призыв к народам России и постсоветского пространства – в первую очередь тюркским и славянским – лучше узнавать историю и культуру друг друга, чтобы не поддаваться провокациям националистов и других врагов межнационального мира. Это отметил в своем выступлении и директор Института востоковедения РАН Аликбер Аликберов: «Если мы говорим о консолидации государства, консолидации народов России, то славяно-тюркская общность имеет большое значение. В Северной Евразии также славяне и тюрки являются двумя важными конгломератами народов. Их отношения и взаимодействия исторически были базисными, и через эти взаимоотношения сегодня мы можем находить соприкосновения со всеми народами евразийского пространства».
Помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, цитируя Льва Гумилева, назвал Алтай «местом пассионарного взрыва, откуда тюрки пошли по Евразии». Далее он сказал: «Расселение тюркских племен определило на многие века судьбу России и многих других государств. Евразия – не только родина всех мировых религий, но и родина многих ключевых цивилизаций. Это отдельная сфера интересов, сфера преломления научных дискуссий многих мировых ученых. Именно поэтому мы здесь собрали представителей разных стран, чтобы обменяться мнениями».
Обмен оказался плодотворным: ученым разных стран и специальностей было что рассказать. Среди докладов на конференции – взаимодополняющие сообщения Рустама Ганиева из Екатеринбурга и венгерского историка Иштвана Зимони на тему государственности у кочевников. Они говорили о том, как тюркскую политико-экономическую систему сменили в Центральной Азии конкурировавшие друг с другом арабо-мусульманская и китайская системы (первая в итоге победила). На конференции прозвучали и доклады археологов, открывших на Алтае новые курганы тюркской эпохи, где найдены оружие, утварь, хозяйственные предметы. Особенно впечатляет количество обнаруженных в последние годы памятников письменности древних тюрков: их общее число выросло от нескольких десятков до сотен. «Только на Алтае, – говорит Александр Васильев, – найдено свыше 120 надписей, что позволяет делать более точные выводы о политической и социальной истории тюрков».
Древнетюркский памятник рунического письма – эпитафия, найденная в Туве. VIII–X века
Прорисовка памятника с руническим письмом, обнаруженного экспедицией Д. Г. Мессершмидта в Хакасии в 1722 году
Иван Измайлов