Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Первая империя

№115 июль 2024

Символ варварства и деспотизма – такой мы знаем из традиционных учебных курсов Древнюю Персию. Однако историю пишут победители, и если в случае с Карфагеном это делали римляне, то о персах нам известно в основном от их исторических врагов – греков. Очевидно, что ждать объективности в такой ситуации не стоит. Именно в противостоянии с персами эллины стали осознавать себя как единую нацию, тем самым заложив первые камни в здание своего будущего национального государства. Более того, «в столкновении греков и персов решалось, каким путем пойдет вся мировая цивилизация, какие архитектурные, литературные, изобразительные, музыкальные и в целом культурные каноны станут образцами для потомков… Победи Персия – и весь культурный пейзаж цивилизации был бы другим». Писатель и журналист Алексей Гамзов, реконструируя для современного читателя историю державы Ахеменидов, разбивает созданную ее могильщиками «черную легенду».

Прежде всего, пишет он, Персия была по-настоящему первой империей на Земле. Действительно, это было выдающееся политическое и управленческое достижение, плодами которого мы пользуемся до сих пор. Ни Ассирия, ни Вавилония, ни Урарту, ни Древний Египет не смогли сплотить вокруг себя такие разные народы и установить долговременный и прочный миропорядок – а персам это удалось. Они первыми «поделили государство на области, примерно равные по экономическому потенциалу и намеренно не совпадающие с этническими ареалами. Разграничили гражданскую власть и "силовиков", назначили каждой независимого руководителя. Установили принцип регулярной сменяемости власти путем назначений из центра. Разработали единую, прозрачную и посильную для населения систему налогообложения». Создали отличную инфраструктуру дорожно-транспортной сети (первая в истории транснациональная магистраль – «Царская дорога» из центра страны на запад) и связи. В ратном деле персов характеризует небывалое внимание к вопросам логистики и снабжения, что позволяло масштабно увеличивать численность армии, не рискуя обречь ее на голод и истощение. Они также первыми из восточных царств оценили преимущества военного флота и взяли под контроль Восточное Средиземноморье. Как результат, «долгое время персы вообще не проигрывали кампаний, а их поражения и неудачи носили сугубо тактический характер».

Как и римляне, персы мало что создавали с нуля, но мастерски развивали и доводили до ума уже имеющиеся идеи и изобретения. Так, они впервые организовали гигантский «общий рынок» в масштабах империи и сделали ставку не столько на земледелие, сколько на торговлю. А вот что действительно нового они подарили миру, так это монотеизм! Именно иранец Заратуштра в VI веке до н. э. «разработал концепцию четкого разграничения Добра и Зла, Света и Тьмы, Возвышенного и Низменного». Иудаизм и христианство многое взяли от религии персов. Так что сражались отнюдь не примитивные мракобесы из Персии и прогрессивные мыслители из Греции – напротив, религиозная система эллинов на тот момент была уже архаичной и реакционной, тогда как дуалистическое восприятие мира и единобожие, исповедуемые персами, имели в высшей степени прогрессивный характер. При этом завоеватели-персы никому не навязывали свою религию и уважали местные культы. В целом они придерживались подхода, ставшего известным в XIX веке благодаря Британской империи как «косвенное управление». Суть его в том, что персидские владетели не стремились изменить образ жизни покоренных народов, сохраняли почти в неприкосновенности структуры власти и элиты присоединенных территорий, старались не вмешиваться в местное управление, если выполнялись их главные требования: поддерживался порядок, шла торговля, платились налоги, а в случае войны местные воинские контингенты присоединялись к армии Царя царей. И если раньше завоеватели обычно ухудшали жизнь простых людей в захваченных землях, то при персах она, наоборот, улучшалась!

Держава Ахеменидов просуществовала чуть больше двух веков – совсем немного по сравнению с такими национальными государствами, как Древний Египет или Ассирия. «За геополитические преимущества и масштаб деяний существует своя цена. Первыми узнали настоящую цену величия именно персы», – заключает автор. Он видит несколько главных причин краха Персии. Первая – столкновение с эллинами, чья скудная родина не могла прокормить достаточное число жителей, из-за чего в каждом поколении выбрасывала вовне громадное количество колонистов, переселенцев или наемных воинов. Постоянные конфликты между греческими городами-государствами привели к формированию высокой военной культуры, которая в конце концов победила на поле боя несметные полчища персов, чьи оснащение и тактика за два столетия практически не изменились. Осознав преимущество иностранцев, персы принялись активно вербовать их в свою армию, так что она из национальной постепенно превратилась в наемную. При большой эффективности наемники служили только тому, кто им платил и пока платил. В лице европейских греков персы нашли достойного противника, подорвавшего их господство на поле боя.

Второй причиной гибели империи стали внутриэлитные противоречия – как между короной и персидской аристократией, так и между персами и элитами покоренных ими стран. В стремлении нейтрализовать аристократическую угрозу Цари царей начали нарушать заведенные Киром – основателем империи – принципы ее устройства, навязывать разношерстным подданным все более высокий уровень централизации. По сути, это было движение к унитарному государству, что давало лишь временный выигрыш, но стратегически только приближало крах державы Ахеменидов. Местные правители – сатрапы – всеми силами пытались передать полномочия по наследству, соединить в своих руках гражданскую и военную власть, превратиться в полунезависимых царьков. Финансовая же база государства подтачивалась «скопидомским» подходом персов к богатству: вместо того чтобы расширять денежную массу, Цари царей предпочитали копить огромные суммы в золоте и серебре в собственных сокровищницах… 

Персия пала! Но не из-за своих грехов или варварства и не оттого, что находилась на «неправильной стороне истории». Ойкумена уже тогда, в VI–IV веках до н. э., была не ареной битвы Добра и Зла. Она была «сложным многополярным миром, в котором находилось место не только греческой демократичности и философским озарениям, но и греческой же тирании и жестокости, не только персидскому чинопочитанию и деспотии, но и персидской же толерантности и либерализму».

персеполис shutterstock_1298384731.png
Развалины Персеполя – древнеперсидского города на юго-западе Ирана, одной из столиц империи Ахеменидов

«За геополитические преимущества и масштаб деяний существует своя цена. Первыми узнали настоящую цену величия именно персы»

ydCuZm5GyPs.png
Гамзов А.Ю. Персия: первая империя на Земле. М., 2023

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ