Отец современной философии
№112 апрель 2024
Триста лет назад родился Иммануил Кант – один из величайших мыслителей в истории человечества. О нем и значении его учения «Историку» рассказал член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор Вадим Васильев.
Беседовал Вадим Эрлихман
Вадим Васильев
Одна из главных заслуг Канта, по мнению профессора Васильева, состоит в том, что «он научил европейскую философию критическому мышлению: до него большинство философов, хоть и не все, были слишком уж поспешны в своих выводах, слишком смелы в умозаключениях и при этом достаточно догматичны».
Почва для гения
– Про Канта иногда говорят, что не только он сам, как однажды он выразился, «пробудился от догматического сна», но пробудил от этого сна все человечество. Вы с этим согласны?
– Безусловно. Его «Критика чистого разума» – это непревзойденная вершина человеческой мысли. Другое его важное и непреходящее достижение состоит в том, что он четко и недвусмысленно сказал, что человеческая личность имеет абсолютную ценность. Подобная идея была тогда новой, даже шокирующей – ведь до этого как абсолютная ценность воспринимался только Бог, и во многом она сформировала современную культуру. Устойчивыми оказались и идеи Канта в области эстетики: многие эстетические теории прошлого исчезли без следа, а вот кантовское учение об эстетических идеях хорошо работает и сегодня на материале современного искусства. Он создал исключительно работоспособную теорию, объясняющую природу прекрасного, суть творчества, природу гениальности и так далее. Немало он сделал для философии политики: его, к примеру, считают одним из архитекторов ООН. Понятно, что эта организация плохо работает, но сама идея некоего всемирного правительства, которое должно предотвращать войны и содействовать «вечному миру» – а его Кант называл высшим политическим благом, – она, конечно, очень глубока. Так что можно смело сказать, что Кант напрямую влияет на современных мыслителей, в свою очередь во многом определяющих облик сегодняшнего мира.
– Иммануил Кант родился и всю жизнь прожил в Кёнигсберге, в захолустье Европы. Как он сумел стать философом мирового уровня?
– Можно поспорить с тем, что Кёнигсберг был таким уж захолустьем: во времена Канта он считался одним из главных городов Пруссии, мощной по германским меркам державы. Это был большой и богатый по тогдашним масштабам город с 43 тыс. жителей, а еще, что важно, там находился не только королевский дворец, но и один из двух прусских университетов. Но, конечно, европейским интеллектуальным центром он не был, и Кант, проживая в нем, смог стать такой величиной прежде всего потому, что был гениальным философом.
Важным в этом плане было и его преподавание в университете. Он имел множество учеников, которые потом уезжали в Берлин (уж он-то точно был крупным центром) и в другие места. К тому же в Германии, несмотря на ее раздробленность, все общались между собой, существовало общее идейное пространство, вдобавок в эпоху Просвещения там наблюдался в некотором роде философский бум. Поэтому, когда Кант писал свою главную работу – «Критику чистого разума», а писал он книгу целых 12 лет, ее ждали во всей стране как нечто необычное. И когда она появилась, немецкие интеллектуалы не вдруг, но поняли, что это действительно глубочайшая работа, совершившая идейную революцию. Правда, за пределы германских земель влияние Канта распространилось далеко не сразу. Но XIX век в Великобритании, Франции и других, так сказать, философских странах прошел во многом под знаком кантовской философии, ведь и Шеллинг, и Фихте, и Гегель, и Шопенгауэр, практически уйдя от Канта, отталкивались от его идей.
Портрет Иммануила Канта. Худ. И. К. Фриш. 1768 год
Кант отрицал право народов на революцию, поскольку революция не только свергает плохого правителя, но разрушает саму правовую среду, и последствия этого разрушения оказываются еще более страшными
– Каких философов можно считать предшественниками Канта?
– У него дома на Принцессен-штрассе, где он жил в годы профессорства, висел портрет Жан-Жака Руссо. Этот философ оказал на Канта огромное воздействие – как бы очистил его ум от ложного аристократизма, внедрил идеи равенства и свободы. Также шотландский философ Дэвид Юм – по словам Канта, именно Юм пробудил его от догматического сна. Но если погрузиться в источники, в письма и рукописи Канта, мы увидим, что его вдохновляли и другие философы – например, ученик Христиана Вольфа Александр Баумгартен, по учебнику которого он 40 лет преподавал в университете. Влияние на Канта самого Вольфа, наиболее известного тогда немецкого философа, было слабее. Можно назвать и другие, уже полузабытые сейчас имена: так, когда Кант завершал «Критику чистого разума», на его столе лежал гигантский 1500-страничный трактат Иоганна Тетенса «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии».
– Насколько тесно Кант был связан с современной ему философией Просвещения?
– Кант, можно сказать, был соткан из воздуха Просвещения, которое основывалось на призыве пользоваться собственным умом, мыслить самостоятельно – и именно эта идея главенствует в кантовской философии. Но есть моменты, отдаляющие его от просвещенческой парадигмы, которую в Германии лучше всего выражала насквозь рационалистическая философия Вольфа. Кант отступает от вольфианства, оно кажется ему слишком гладким, вылизанным, так сказать, и вдобавок чересчур оптимистичным. Правда, в молодости сам Кант находился под влиянием Вольфа и был оптимистом, однако позже уже не считал наш мир лучшим из возможных. Потому неудивительно, что он подготовил кризис Просвещения: философы, выросшие на его идеях, пошли уже другими путями.
От этики к политике
– Этика Канта была продолжением христианской традиции или ее отрицанием?
– Споры об этом идут уже не первое столетие. Кант вырос в пиетистской среде – это такое обновленческое движение в лютеранстве – и учился в пиетистской гимназии, от муштры в которой у него остались самые негативные впечатления. Поэтому к формальной, внешней стороне христианской веры отношение у него было очень сложным. Он никогда не отрицал религию, не был атеистом (хотя порой его считали таковым), но говорил, что религия должна пребывать в пределах разума. Это религия, которая сопряжена с моралью, с нравственной жизнью: Кант полагал, что нравственный человек не может не верить в Бога, хотя эту веру понимал скорее как надежду на высшую справедливость.
Я бы не разрывал идеи Канта и христианство, но, безусловно, его этика носит светский характер, то есть нравственные ценности для него являются объективными, независимыми от религии. О независимости морали от религии говорили, впрочем, и до Канта – тот же Юм, к примеру, или даже Христиан Вольф.
– Как можно оценить идею Канта о «вечном мире»? Была ли она реалистичной?
– На мой взгляд, эту идею надо оценить однозначно позитивно, а вот насчет ее реалистичности вопрос сложный. Он и сам считал ее идеалом, к которому следует стремиться, но достигнуть можно только в неопределенном будущем. Идеалы всегда нереалистичны, но не в том смысле, что это какие-то фантазии – это именно регулятивы, цели, к которым мы должны идти. Кант полагал, что войны наносят страшный урон человечеству, что они препятствуют возникновению правового общества, в котором люди могут чувствовать себя свободными и в безопасности. Поэтому надо пытаться их искоренить, и это можно сделать путем создания всемирного союза государств – наднациональной структуры вроде нынешней ООН, как я уже говорил.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Худ. К. Ванлоо. 1760 год
– Бытует мнение, что Кант, в отличие от Гегеля, не изобретал законов истории. Как он относился к истории, считал ли ее наукой?
– Кант читал лекции по разным предметам, но не по истории – она не входила в ближний круг его интересов. Наукой он признавал только то, в чем присутствует математика: к примеру, химию или психологию он наукой не считал. Так что история как эмпирическое исследование тех или иных эпох существования человечества, конечно, для него была не наука. При этом история человечества интересовала его в философском плане, он задумывался о ее предполагаемом начале и даже написал работу с таким названием. Размышлял Кант и о движущих силах истории, то есть действительно выступал как философ истории. По его мнению, история – это некий естественный процесс, поскольку людьми движут эгоистичные животные устремления. С другой стороны, они как разумные существа в процессе общения сдерживают свой эгоизм, и в результате общество делается более совершенным, свободным и идет к достижению всеобщего правового состояния, где будут в полной мере уважаться права личности. Но у Канта этот прогресс не является следствием какой-то особо сильной моральной мотивации людей, а происходит как бы сам собой, помимо их воли.
– Скажите, отрицал ли он революцию как способ решения социальных проблем?
– У него есть известная поздняя работа «Метафизика нравов», где он размышляет о праве народа на революцию. И отрицает это право, поскольку революция не только свергает какого-то плохого правителя, но разрушает саму правовую среду. А последствия этого разрушения гораздо более страшные, чем тот вред, который наносит неумелый или злонамеренный правитель, так что Кант рекомендует людям, которые оказались под управлением такого правителя, просто потерпеть. Это достаточно реалистичный взгляд на вещи.
Иммануил Кант в кругу друзей. Худ. Э. Дёрстлинг. 1892–1893 годы
В 1758 году, когда в ходе Семилетней войны Кёнигсберг заняли русские войска, Кант присягнул императрице Елизавете Петровне и подал прошение о назначении на должность профессора, но так им и не стал
Нерусский россиянин
– Когда Канта узнали в России и как там относились к его идеям?
– С Кантом при его жизни общалось не так много россиян, и не всех из них он впечатлил. Его идеи стали известны в России еще до 1789 года, когда Николай Карамзин приехал к Канту, уже что-то зная о нем. В конце XVIII века Иоганн Шаден читал в Московском университете – правда, недолго – лекции о кантовской философии. Позже немало русских обучались в немецких университетах и привозили оттуда идеи Канта, как пушкинский Ленский – «поклонник Канта и поэт».
Что касается непродолжительного периода, когда Кант был российским подданным, то тогда он, еще молодой преподаватель, читал русским офицерам лекции, но не по философии, а по артиллерийскому делу, фортификации, архитектуре – его интересы были разнообразны.
Дом Иммануила Канта в Кёнигсберге. Худ. Ф. Г. Билс. 1842 год
– А как сам Кант относился к России? Добровольно ли он принял русское подданство, когда Кёнигсберг в ходе Семилетней войны в 1758 году заняли русские войска?
– Этого мы не знаем. Думаю, он рассчитывал на какие-то преференции, поскольку подал русским властям прошение о назначении на должность профессора, но не получил ее. Тогда императрице Елизавете Петровне присягнули практически все горожане, и Кант не стал исключением. Позже он иногда писал о России в своих сочинениях, прежде всего в «Лекциях о физической географии», правда, не уделял ей большого внимания, хотя как-то раз назвал ее «главным врагом» Европы. Но это было тогда общим местом, как и рассуждения о том, что русские много пьют, бьют своих жен и так далее. В этом он был неоригинален.
Кант сегодня и завтра
– Почему идеи Канта пережили ренессанс в ХIХ веке и в чем его последователи неокантианцы отошли от взглядов своего предтечи?
– Ренессансом это назвать трудно, поскольку Канта никто не забывал, но лозунг «Назад к Канту» действительно прозвучал в 1865 году – его сформулировал Отто Либман в работе «Кант и эпигоны». Неокантианство стало реакцией на позитивистскую, материалистическую философию той эпохи, выросшую во многом из идей Гегеля. Однако это, на мой взгляд, было эпигонское направление, лишенное творческой мощи. Неокантианцы пытались избавиться от кантовского понятия «вещи-в-себе», очень важного для его философии. Если Кант напряженно размышлял о постижении реальности, то они ушли от этой проблемы, изучая исключительно процесс познания и бесконечно углубляясь в вопросы «как возможна наука», «как возможна история» и так далее. Истинными наследниками Канта можно считать других мыслителей – это, например, основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль, его ученик Мартин Хайдеггер, оригинальный толкователь кантовских идей, или выдающийся британский философ Питер Стросон.
– В Калининграде существует целая индустрия «мемориализации» Канта. Его именем назван университет, повсюду продаются сувениры. Насколько это оправданно?
– Не вижу ничего плохого в существовании такой индустрии. Кант, по моему глубокому убеждению, принадлежит к личностям, которые сделали наш мир немного – или намного – лучше, и чем больше людей будет так или иначе, пусть даже через сувениры, соприкасаться с его мыслями и сочинениями, тем лучше. В Кёнигсберге родилось и жило немало известных персон, но по масштабности их трудно сравнивать с Кантом. Он вышел за пределы немецкой культуры, приобретя общечеловеческое значение, поэтому неудивительно, что именно он стал главным местным героем.
– В этом году отмечается 300-летие Канта. В эпоху, когда умами правят не философы, а скорее блогеры и тиктокеры, чего ждать от этого юбилея? Нужны ли кому-нибудь сегодня философ Иммануил Кант и его наследие?
– В вашем вопросе содержится утверждение, что философы не правят миром. Конечно, это так, но их идеи во многом определяют этот мир. Сегодня вряд ли можно представить рассуждения о будущем человечества, где не использовалась бы концепция «черного лебедя», которую выдвинул ливанский финансист и философ Нассим Талеб [эта теория утверждает, что редкие и внезапные события имеют иные следствия, чем прогнозируемые, а рационалистическое объяснение им дается уже задним числом. – «Историк»]. Подобных примеров можно привести немало. И если популярные блогеры приходят и уходят, то идеи Канта владеют умами уже третье столетие.
Что касается юбилея, то он должен стать очень заметным событием. Уже давно для его подготовки создана правительственная комиссия, в конце апреля состоится большой международный конгресс, также готовится Кантовский фестиваль и еще множество мероприятий. Это лишний раз доказывает, что философ Кант нужен, и не только в этом году. Вообще философы нужны, потому что они позволяют получить ответы на вопросы, которые интересуют всех мыслящих людей: в какой мере мы свободны, каковы истоки нашего морального чувства, что мы можем знать, на что надеяться и так далее. На эти вопросы на фундаментальном уровне могут ответить только философы – и самые великие философы, такие как Кант, велики именно потому, что предлагают самые убедительные ответы.
Скамья Иммануила Канта. Ландшафтный парк «Старый порт» в Калининграде
Что почитать?
Васильев В.В. 100 этюдов о Канте. М., 2005
Гулыга А.В. Кант. М., 2019 (серия «ЖЗЛ»)
«Дерзай мыслить»
Сутью доктрины трансцендентального идеализма, разработанной Кантом, является утверждение, что «вещи-в-себе» (материальные объекты) отличны от их восприятия сознанием и их истинная природа непознаваема, но разум может выносить о ней суждения, основанные на опыте. Тот же разум философ считал источником эстетики (чувства прекрасного) и морали. Бога он тоже признавал непознаваемым, но выдвинул принцип: «Мы свободны, значит, Бог существует». Это означает, что человек свободен от присущего природе эгоизма, следовательно, эту способность заложила в нем высшая сила. Знаменитый категорический императив Канта – «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом» – означает, что человек должен проявлять к другим то же отношение, какого желает к себе. Философ призывал к утверждению «вечного мира» путем сближения государств друг с другом и в конечном счете их объединения. Кант был «синтетическим» мыслителем, рассматривая в своих работах не только философию, но и математику, астрономию, религию, этику и право. Девизом его было латинское выражение Sapere aude – «Дерзай мыслить».
Русские гости Канта
В близкой к Кёнигсбергу России о Канте узнали едва ли не раньше, чем на Западе. Еще в 1758-м его лекции в университете слушал мемуарист Андрей Болотов, служивший тогда в русских войсках в Восточной Пруссии. Кант на него большого впечатления не произвел, о чем он вспоминал в письме другу в 1809 году: «И мне случилось-таки в свой век… спознакомиться с системами и мыслями славнейших философов последних веков, а великого или, прямее сказать, бестолкового Канта лично самому видать. В то время как я находился в Кёнигсберге, был он еще простым, ничего не значащим магистром: но, читая потом его умствования, не мог довольно надивиться тому, что он имел такое щастие себя прославить и такое имя приобресть в свете, а кажется, были люди несравненно его основательнее».
В 1789 году, когда Кант уже был знаменит, его посетил молодой литератор Николай Карамзин, начавший с Кёнигсберга свое путешествие по Европе. Он воспринимал философа с почтением, хоть и слегка иронично: «Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный. <…> Он тотчас попросил меня сесть, говоря: "Я писал такое, что не может нравиться всем; не многие любят метафизические тонкости". С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель. Надобно было удивляться его историческим и географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин человеческой памяти; но это у него, как немцы говорят, дело постороннее». Изложение продолжавшейся почти три часа беседы с Кантом в карамзинских «Письмах русского путешественника» завершается так: «Вписав в свою карманную книжку мое имя, пожелал он, чтобы решились все мои сомнения; потом мы с ним расстались. <…> Кант говорит скоро, весьма тихо и невразумительно; и потому надлежало мне слушать его с напряжением всех нерв слуха. Домик у него маленький, и внутри приборов немного. Все просто, кроме… его метафизики».
Последним из русских Канта посетил в 1797 году дипломат Иван Муравьев-Апостол, но он отметил лишь то, что гений принял его «благосклонно и ласково», а его философия «темна» и «способствует к фатализму».
Андрей Болотов. Неизв. худ. XVIII век
Николай Карамзин. Худ. В.А. Тропинин. 1818 год
Иван Муравьев-Апостол. Худ. Ж.-Л. Монье. 1799 год
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
1724 год
Иммануил Кант родился в Кёнигсберге.
1746 год
Закончил первое произведение – «Мысли об истинной оценке живых сил».
1748 год
Стал учителем в деревне Юдшен близ Кёнигсберга.
1755 год
Получил звание магистра философии, докторскую степень, начал преподавать в Кёнигсбергском университете.
1755 год
Издал книгу «Всеобщая естественная история и теория небес».
1758 год
После занятия города русскими войсками принял подданство России.
1781 год
Опубликовал свой главный труд – «Критика чистого разума».
1788 год
Издал «Критику практического разума».
1790 год
Выпустил «Критику способности суждения».
1804 год
Скончался в Кёнигсберге.
Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук