Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События марта

№111 март 2024

325 лет назад

«Сей один был верен»

Умер ближайший сподвижник Петра I адмирал Франц Лефорт

Род Лифорти происходил из Шотландии, позже его представители открыли торговый дом в Женеве, где Франц Лефорт и родился в 1655 году. Поступив на русскую службу еще во времена царя Алексея Михайловича, он участвовал в нескольких военных кампаниях, а в 1689-м помог Петру I одержать верх в борьбе за власть. Вскоре он стал не только правой рукой, но и вдохновителем преобразований молодого правителя – создания гвардии и флота, организации походов на Азов и Великого посольства в Европу. Лефорт первым в государстве удостоился звания адмирала. Ему удалось привлечь на службу в Россию многих способных соотечественников. «Он старался распространить выгодное понятие об этой стране, утверждая, что там можно составить себе очень хорошую карьеру и возвыситься военной службой», – вспоминал племянник Лефорта Людовик.

В ряду соратников Петра Лефорт отличался нестяжательством, передав в казну большинство дорогих подарков, врученных ему иностранными сановниками. Петр высоко ценил это качество адмирала.

Увы, на 44-м году жизни, отпраздновав новоселье в московском дворце, который пожаловал ему самодержец, Лефорт заболел горячкой и через две недели, 2 (12) марта 1699-го, скончался. «Денно и нощно был в забавах… Дебош с дамами и питье непрестанное, оттого и умер» – так прокомментировал эту смерть князь Борис Куракин. Но для государя были важнее другие качества. «Уже я верного человека не имею, сей один был верен, на которого я полагаться мог», – говорил он после смерти сподвижника.

Похороны адмирала прошли с невиданным размахом. Царь приказал открыть гроб и долго плакал над ним. По преданию, на захоронение возложили мраморную плиту с эпитафией: «Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха». К сожалению, могила не сохранилась до нашего времени, но в память о царском любимце местность вокруг его дворца стала именоваться Лефортовой слободой. В дальнейшем эта часть города получила название Лефортово и до сих пор существует на карте Москвы.

040112.jpg
Франц Лефорт. Худ. М. ван Мюссер. 1698 год

 

 

225 лет назад

Корабли штурмуют бастионы

Эскадра адмирала Федора Ушакова взяла крепости Видо и Корфу

В кампанию 1799 года Россия вступила в качестве основной силы 2-й антифранцузской коалиции. На Средиземном море против революционной армии Франции действовала объединенная русско-турецкая эскадра под командованием Федора Ушакова. Русский флотоводец не раз громил турок на Черном море – и османы, став союзниками, относились к нему уважительно, величая Ушак-пашой. Задачей эскадры стало освобождение Ионических островов, которые вместе с другими владениями Венецианской республики в 1797-м захватили французские войска. Морякам предстояло взять крепость с 4-тысячным гарнизоном на Корфу, самом большом острове архипелага, и прикрывавшие ее бастионы на острове Видо. Осада началась в октябре 1798 года с возведения береговых батарей, обстреливавших цитадель, и длилась более трех месяцев. К штурму Ушаков перешел неожиданно для противника: утром 18 февраля (1 марта) 1799 года корабельная артиллерия открыла огонь по мощным укреплениям на Видо, а гренадерский десант – более 2 тыс. моряков – вступил в бой с неприятелем. Путь к Корфу был открыт. 20 февраля (3 марта) французы капитулировали. В плен сдался 2931 человек, в том числе четыре генерала. Трофеями победителей стали более 600 пушек и полтора десятка кораблей. На Ионических островах была учреждена греческая Республика Семи Островов, ставшая форпостом русского флота на Средиземном море. Блестящие действия моряков, отличившихся при штурме, потрясли современников. Никому до Ушакова не удавалось брать крепости с моря. Фельдмаршал Александр Суворов, которого адмирал считал своим учителем, в личном письме Ушакову писал: «Ура! Русскому флоту… Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?»

Виктор Бибиков. Штурм крепости Корфу. 1946.jpg
Штурм крепости Корфу. Худ. В.С. Бибиков. 1946 год

 

 

125 лет назад

Первая неотложка

В Петербурге заработала станция скорой помощи

По старинной традиции в России людей, нуждавшихся в немедленной медицинской помощи, направляли в церковные богадельни. В этих благотворительных заведениях лечили прежде всего покалеченных и обмороженных. Многих забирали прямо с улиц полицейские и пожарные. Но в конце XIX века пришло понимание, что экстренная помощь больным должна быть более системной и профессиональной.

7 (19) марта 1899 года по инициативе врача-хирурга, академика медицины Николая Вельяминова в Петербурге открыли первую станцию скорой помощи. Почин поддержала вдовствующая императрица Мария Федоровна – и благодаря ее усилиям неотложка в России с первого дня была бесплатной. В том же году в столице заработали еще пять станций, каждая из них имела две пароконные кареты и приписанные к ним бригады в составе извозчика, фельдшера и санитара. Вместе с ними часто выезжали на вызовы студенты медицинских университетов, а в дальнейшем начали дежурить и доктора. Медики осматривали больного, оказывали ему первую помощь и в случае необходимости оперативно доставляли в ту или иную больницу. Возглавлял петербургскую сеть по оказанию первой помощи известный хирург Генрих Турнер. В 1900 году была создана Центральная станция, которая принимала вызовы и регулировала деятельность всей структуры. К началу ХХ века подобные станции возникли в 10 крупнейших городах Российской империи, в 1912-м был разработан специальный санитарный автомобиль для перевозки больных.

За прошедшие 125 лет медицина изменилась, наука шагнула далеко вперед, система скорой помощи охватила всю Россию. Не сосчитать, сколько миллионов жизней спасли ее сотрудники за это время. Врачам помогает современная техника, но основные принципы, заложенные Вельяминовым, сохранились по сей день. И не случайно автомобили скорой помощи по традиции называют каретами. 

первые бригады.jpg
Первые кареты скорой помощи. Конец XIX века

 

 

70 лет назад 

Вокруг Москвы под землей

Завершилось строительство Кольцевой линии столичного метро

Различные варианты подземных кольцевых встречались уже на первых планах будущего Московского метрополитена на рубеже XIX и XX веков, однако эти начинания не были воплощены. Когда к идее возведения столичной подземки вернулись в советские времена, кольцо не предусматривалось: инженеры предлагали систему диаметральных линий с пересадками в центре. Но в 1938 году при открытии второй очереди метро – Горьковского радиуса – выяснилось, что нагрузка на такие пересадочные узлы слишком высока. В 1939-м на чертежах впервые появилась кольцевая ветка, приступить к сооружению которой удалось лишь в конце Великой Отечественной войны. Уже тогда в Москве собирались прокладывать не одно кольцо: строящуюся линию задумали сделать «большим», а «малое» проложить в центре города, под бульварами, правда, от последнего проекта в итоге отказались.

 Первый участок Кольцевой линии от «Парка культуры» (изначально станция называлась «ЦПКиО имени Горького») до «Курской» ввели в строй в начале 1950 года, последний же, замкнувший круг, – от «Белорусской» до «Парка культуры» – торжественно открыли 14 марта 1954-го. Кольцевая протянулась на 19,4 км и включала 12 станций. Сейчас каждая из них соединена с одной или несколькими радиальными линиями, а к моменту ее запуска переходов было только шесть. Последняя «развязка» – с «Новослободской» на «Менделеевскую» – была сдана в 1988 году. Все станции Кольцевой линии выполнены в стиле сталинского ампира, но в архитектуру большинства из них позднее вносились «косметические» изменения, связанные с развенчанием культа личности Иосифа Сталина или открытием новых вестибюлей. В 1957-м Кольцевая, как и остальные ветки, получила свой цвет – коричневый. Вплоть до запуска Большой кольцевой линии (БКЛ) в Москве в 2022 году она была единственной круговой линией метрополитена в странах бывшего СССР.

Киевская 1954.jpg
Открытие участка «Белорусская» – «Парк культуры» Кольцевой линии метро. Москва, 14 марта 1954 года

 

 

50 лет назад 

«Калина вызрела»

Состоялась премьера фильма Василия Шукшина «Калина красная»

Последняя работа Василия Шукшина создавалась в кратчайшие сроки. Режиссер задумал картину о Степане Разине по своему роману «Я пришел дать вам волю», но не встретил поддержки в худсовете «Мосфильма». Киностудия поручила ему сначала поставить фильм о современниках. Повесть Шукшин сочинил, пока лежал в больнице с обострением язвы, а название для нее подсказала жена писателя Лидия Федосеева-Шукшина, впоследствии сыгравшая главную героиню. Песню «Калина красная» композитора Яна Френкеля она пела будущему мужу еще в начале их знакомства. Шукшин считал эту песню народной.

В начале марта 1973 года вышел приказ о запуске фильма в производство. На его создание выделили небольшой бюджет и ограниченное количество иностранной пленки «Кодак». Это была первая и последняя цветная кинолента в режиссерском послужном списке Шукшина. Помимо работы над постановкой картины он исполнял главную роль – рецидивиста Егора Прокудина. Актерский состав был подобран им заранее, но без замен все же не обошлось: образ подруги Егора из воровской малины Люсьен Шукшин писал под Людмилу Гурченко, но затем решил снимать Татьяну Гаврилову. Мать Прокудина Куделиху вместо народной артистки СССР Веры Марецкой сыграла жительница деревни Мериново, где частично проходили съемки, Овфимия Быстрова – она рассказала в кадре о судьбе собственных сыновей. При монтаже часть ее монолога вырезали, но эпизод получился одним из сильнейших. 25 марта 1974-го «Калина красная» появилась на широких экранах и стала лидером проката 1974 года – ее посмотрели 62,5 млн зрителей. Фильм завоевал и официальное признание: он был удостоен главного приза VII Всесоюзного кинофестиваля. История о том, как у оступившегося человека просыпается совесть, рассказанная с горькой иронией, мало кого оставила равнодушным, как и гибель Егора Прокудина в финале картины. Трагично сложилась и жизнь режиссера, актера и писателя: в октябре того же года, в 45 лет, во время съемок ленты «Они сражались за Родину», где он исполнял одну из главных ролей, Василий Шукшин скоропостижно скончался.

555914.jpg
Кадр из фильма «Калина красная». Василий Шукшин в роли Егора Прокудина. Режиссер Василий Шукшин. 1974 год

 

 

25 лет назад

Бомбы над Белградом

Войска НАТО начали бомбардировки Югославии

 24 марта 1999 года страны НАТО приступили к выполнению военно-воздушной операции против Югославии под кодовым названием «Союзная сила». Она известна и под другим, откровенно циничным наименованием – «Милосердный ангел». Не менее циничным было то, что долго готовившуюся агрессию начали через 12 дней после первого этапа расширения НАТО на восток, когда членами альянса стали Польша, Чехия и Венгрия. Впервые после 1945 года европейские города подверглись бомбардировкам. Официальным поводом для них послужили присутствие югославских войск в автономном крае Косово и обвинения Белграда в проведении этнических чисток. НАТО поддерживало косовских сепаратистов и сделало ставку на окончательный распад Югославии. Совет Безопасности ООН отказался санкционировать военную операцию против Белграда – решение о ее осуществлении было принято руководством НАТО с подачи США.

При этом Вашингтон проигнорировал позицию России, которая выступала категорически против любой внешней агрессии по отношению к суверенной Югославии. Известие о решении учинить над ней расправу вызвало жесткую реакцию Москвы. Тогдашний глава правительства России Евгений Примаков был проинформирован о начале бомбардировок вице-президентом США Альбертом Гором, когда находился на борту правительственного авиалайнера в небе над островом Ньюфаундленд. Примаков летел в Вашингтон на переговоры о предоставлении России крупного кредита. В итоге премьер-министр РФ принял решение отменить визит в Штаты. Вести переговоры с американцами, когда натовцы наносили удары по Белграду, он полагал невозможным. Самолет развернулся в воздухе и взял курс на Москву. «Петля Примакова» над Атлантикой имела символическое значение, показав США и НАТО, что время, когда с интересами России можно было не считаться, прошло.

Варварские бомбардировки продолжались 78 дней. Их результатом стали тысячи жертв среди мирного сербского населения, сотни разрушенных зданий, школ, больниц и мостов, а также радиоактивное заражение местности, что позже привело к росту онкологических заболеваний в Сербии.

GettyImages-543923742.jpg
Пожар в здании Министерства внутренних дел Югославии после попадания бомбы НАТО. Белград, 2 апреля 1999 года

Варвара Рудакова