Новости о прошлом
№110 февраль 2024
Памяти Герцена
В Москве открыли памятник основоположнику отечественной онкологии
Монумент советскому хирургу Петру Герцену установлен на территории Московского научно-исследовательского онкологического института, носящего его имя. Открытие памятника приурочили к 125-летию старейшего в Европе онкоцентра. Скульптор Константин Чернявский изобразил выдающегося врача сидящим в кресле за работой с микроскопом. Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена (ныне филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России) свою историю ведет с 1898 года, когда к директору госпитальной хирургической клиники Московского императорского университета Льву Лёвшину обратился его ученик Владимир Зыков с предложением открыть в Москве приют-лечебницу для «одержимых раком». Деньги на строительство собрали благотворители, наибольший вклад внесла семья Морозовых. Лечебница для раковых больных стала первой в Европе и второй в мире. Имя Герцена было присвоено институту в 1947 году. Петр Герцен (1871–1947) – внук российского революционера Александра Герцена, эмигрировавшего в Европу, но завещавшего собственным потомкам вернуться на родину. Он окончил медицинский факультет Лозаннского университета и приехал в Россию в 1897-м, не зная русского языка и не имея права работать врачом без российского диплома. В течение года Герцен выучил язык и блестяще сдал экзамены за весь курс медицинского факультета Московского университета. Работал хирургом в полевых госпиталях во время Русско-японской и Первой мировой войн. Два десятилетия жизни посвятил Старо-Екатерининской больнице для бедных, а затем возглавил Морозовский институт опухолей. Герцен – автор более 100 научных работ, он внес вклад в различные отрасли медицины, заложил основы современной онкослужбы и воспитал плеяду советских онкологов по всей стране.
Сокровища заброшенных могил
На Кубани обнаружили некрополь с древнегреческими амфорами
Захоронения рубежа IV–III веков до н. э. найдены во время археологических исследований, предшествующих строительству дорожной развязки в Краснодарском крае. Многие из них были разграблены еще в древности и, помимо этого, сильно пострадали при масштабных земляных работах в 70-е годы прошлого века. Тем не менее исследователями выявлено 22 могилы с костными останками, сохранившимися в анатомическом порядке, а также весьма ценный погребальный инвентарь. Наибольший интерес представляет несколько захоронений. В парной могиле мужчины и женщины обнаружено два бронзовых перстня и наконечник копья, в соседней – скелет лошади с уздечным набором и бронзовой бляхой. Почти нетронутым найдено захоронение, в котором покоились сразу пять человек. При них находились железные ножи и наконечники копий, бронзовые перстни, стригиль (скребок, использовавшийся до изобретения мыла). Шея одного из погребенных была украшена серебряной гривной, дополненной двумя серебряными височными подвесками. В единственной оказавшейся неразграбленной могиле ученые обнаружили в ногах костяка раздавленную амфору и чернолаковую миску, на руках – пять бронзовых перстней и браслет, в изголовье – бронзовые височные кольца и железный перстень. Поблизости сохранились развалы амфор. Возможно, это остатки поминальных комплексов, но нельзя исключить, что сосуды выкинули грабители, осквернившие некрополь. Исследователи считают, что захоронения относятся к греческой культуре. Большинство амфор были созданы в Гераклее Понтийской – греческой колонии, находившейся на территории современной Турции. Выходцы из Гераклеи продолжили колонизацию Северного Причерноморья.
В защиту «Алеши»
Госдума осудила попытки демонтировать памятник воину-освободителю
На первом пленарном заседании весенней сессии Госдума приняла заявление, осуждающее инициативу болгарских политиков снести известный во всем мире монумент «Алеша» в городе Пловдиве. Депутаты выразили «крайнее возмущение в связи с провокационным и циничным предложением членов муниципального совета Пловдива от партии "Демократы за сильную Болгарию" (ДСБ) до конца 2024 года демонтировать памятник советскому солдату-освободителю». По мнению российских парламентариев, «очередная безрассудная выходка представителей партии ДСБ – это откровенная демонстрация пренебрежительного отношения к истории своей страны, подлая попытка надругательства над общей исторической памятью наших братских народов, маниакально-отчаянное стремление принизить героический подвиг советских солдат, решающий вклад СССР и советского народа в борьбе с нацизмом во время Второй мировой войны». Прообразом памятника, возведенного в 1957 году по инициативе болгарского народа, стал уроженец Алтая красноармеец Алексей Скурлатов (1922–2013). После войны его встречали в Болгарии как национального героя, он был удостоен звания почетного гражданина Пловдива. В середине 1960-х поэт Константин Ваншенкин и композитор Эдуард Колмановский написали песню «Алеша», которая сразу же стала популярной и в СССР, и в Болгарии. По решению Пловдивского городского совета вплоть до 1989 года это произведение было официальным гимном города. Каждое утро радиостанция Пловдива начинала с него свои передачи, а текст знала наизусть вся страна: «Стоит над горою Алеша – в Болгарии русский солдат». К сожалению, это уже не первый случай, когда в Болгарии пытаются объявить войну нашей общей истории. В декабре 2023-го в Софии демонтировали памятник Советской армии, а в январе этого года неизвестные вандалы свалили с постамента бюст российского дипломата графа Николая Игнатьева в Варне, установленный в 1906 году. Это произошло на фоне заявлений министра обороны Болгарии Тодора Тагарева, сделанных им во время визита в США, о том, что учебную программу болгарских школ по истории нужно очистить от «фактов, способных вызвать признание роли России в нашем прошлом».
Варвара Рудакова