Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События февраля

№110 февраль 2024

240 лет назад

Город славы

Новому городу-порту в Крыму присвоено название Севастополь 

В ноябре 1782 года на зимовку в Ахтиарскую бухту для ее обследования были направлены русские корабли – фрегаты «Храбрый» и «Осторожный» под общим командованием капитана 1-го ранга Ивана Одинцова. Наименование Ахтиар (Ахтияр) дала этому месту располагавшаяся в бухте татарская деревушка Ак-Яр, что переводится как «белый овраг». Через полгода Крым стал российским, а в Ахтиаре моряки возвели деревянную казарму – первое здание будущего города и главной военной базы Черноморского флота. Одинцов с восторгом докладывал начальству, что Ахтиарская бухта «во всегдашнее время тиха и волнения никакого не бывает». 

Строительство начали князь Григорий Потемкин-Таврический и адмирал Фома Макензи, шотландец на русской службе, который распорядился прежде всего соорудить возле гавани добротные бани. «Петербург, поставленный у Балтики, – северная столица России, средняя – Москва, а Херсон Ахтиярский да будет столица полуденная моей государыни» – так Потемкин намеревался наречь новый город. Но императрице пришлось по душе более величественное название – Севастополь. В переводе с греческого – «священный, благородный город», «город славы». Кроме того, слово «севастос» в Византии было аналогом латинского титула «август», принадлежащего правящему монарху, поэтому Севастополь – еще и «императорский город».

10 (21) февраля 1784 года Екатерина повелела Потемкину «строить крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для перваго ранга кораблей, порт и военное селение». С этого времени город и обрел свое гордое имя.

В июне 1787 года Екатерина II посетила Севастополь, и Потемкин продемонстрировал ей новую черноморскую эскадру. Порт стал истинно императорским. Его стратегическая важность определялась еще и тем, что отсюда русский флот мог за 30 часов дойти до Стамбула. Так рождалась история города русских моряков, прославленного в боях Крымской и Великой Отечественной войны.

Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города. 1-9.jpg

Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города. 1840–1842 годы. Худ. К. Боссоли

 

160 лет назад

Звери на Пресне

Состоялось торжественное открытие Московского зоопарка

С незапамятных времен правители и состоятельные люди для забавы оборудовали зверинцы, в которых содержались дикие и экзотические животные. Первый публичный зверинец в России создал Петр I: по его указу в Летний сад Санкт-Петербурга свозили живность со всех уголков России. Со второй половины XVIII века в Европе начали появляться зоологические сады и парки, главной целью которых было не развлечение, а научно-просветительская деятельность. В 1856 году в Москве учредили комитет, позднее преобразованный в Императорское Русское общество акклиматизации животных и растений. Среди его задач было исследование ценных видов беспозвоночных, например тутового шелкопряда, перспективных для разведения в разных регионах империи. Ученые-биологи выступили с инициативой обустройства в Москве зоосада. Место для него удалось получить в районе Пресненских прудов. 

31 января (12 февраля) 1864 года состоялось открытие первого в России зоологического сада. На церемонии присутствовал покровитель Общества великий князь Николай Николаевич, брат императора Александра II. К тому времени в вольерах получили прописку 134 экземпляра домашних животных и 160 – диких, в том числе редких: два льва, два тигра, ягуар, леопард, носорог и аллигатор. В 1919-м зоосад был национализирован, а спустя пять лет получил новую территорию и новое имя – зоологический парк. «Живой музей на открытом воздухе» стал любимым местом для семейных прогулок и даже во время войны не прекращал работу: с 1941 по 1945 год его посетили 6 млн человек, хотя наиболее ценные представители фауны были отправлены в эвакуацию. Сейчас в Московском зоопарке содержится более 1100 видов и почти 8 тыс. питомцев. По богатству коллекции он занимает четвертое место в Европе и входит в десятку мировых лидеров.

1.jpg

Вход в Московский зоологический сад. 1902 год

 

70 лет назад

Полуостров в подарок

По инициативе Никиты Хрущева Крым передан Украинской ССР

Уроженец Курской губернии Никита Хрущев долгое время был первым секретарем Украинской ССР. За годы работы на Украине в партийно-государственном аппарате у набиравшего политический вес Хрущева появились сторонники, которых он рассматривал как свою опору. «Будучи до крайности честолюбивым человеком, он хотел, чтобы после перевода его на работу в Москву украинский народ видел в нем своего щедрого "шефа" и "покровителя". Этими чувствами и продиктован был ряд мер со стороны Хрущева, на которых была явная печать заискивания перед украинскими кадрами», – вспоминал министр иностранных дел СССР (1956–1957) Дмитрий Шепилов.

В январе 1954 года Никита Сергеевич, уже будучи первым секретарем ЦК КПСС, отправился в Киев на празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией. В Москву он вернулся с идеей передать Крымскую область УССР. По его словам, это должно было помочь развитию хозяйственных связей Крыма с Украиной и укрепить дружбу русского и украинского народов. Первый секретарь Крымского обкома Павел Титов попытался выступить против этого решения – и немедленно был освобожден от должности. Для других это стало уроком.

19 февраля 1954 года «крымский вопрос» рассматривал Президиум Верховного Совета СССР. Взявший слово председатель Президиума ВС РСФСР Михаил Тарасов заявил: «По географическим и экономическим соображениям передача Крымской области в состав братской Украинской республики является целесообразной и отвечает общим интересам Советского государства». Его поддержали все участники заседания. Выступавший последним представитель Карело-Финской ССР Отто Куусинен заметил: «Только в нашей стране возможно, чтобы такой великий народ, как русский народ, без всяких колебаний великодушно передал другому братскому народу одну из ценных областей». Куусинен будто не знал, что согласия русского народа на передачу Крыма Украине никто не спрашивал…

c266beb1452309c517556eb442706bc5_783x0.png

 

60 лет назад

«В память павших и во имя жизни»

Состоялась премьера фильма «Живые и мертвые»

Творческое содружество писателя и военкора Константина Симонова и кинорежиссера Александра Столпера началось еще во время Великой Отечественной с легендарных фильмов «Парень из нашего города», «Жди меня» и «Дни и ночи». В 1959-м Симонов опубликовал первую часть эпопеи «Живые и мертвые», посвященную самому страшному военному году – 1941-му. Автор показывал войну не в триумфальном духе – рассуждал о предвоенных ошибках Иосифа Сталина, рассказывал не только о героях, но и о приспособленцах, трусах. Вскоре Столпер приступил к экранизации нашумевшего романа, скрупулезно следуя его содержанию, не смягчая «окопной правды».

Писатель сам выбирал актеров на главные роли. Генерала Федора Серпилина сыграл Анатолий Папанов – артист, которого до этого относили к комическому амплуа. Папанов, в годы войны старший сержант, зенитчик, удивительно достоверно показал «думающего генерала». В роли военного журналиста Ивана Синцова, утратившего документы и вернувшегося на фронт рядовым, автор видел только Кирилла Лаврова, для которого этот образ также стал этапным. Столперу и оператору Николаю Олоновскому удалось уловить главную идею симоновского романа: на экране после поражений, отступлений в душах бойцов и офицеров мучительно рождается дух победы.

Премьера состоялась накануне Дня Советской армии и Военно-морского флота, 22 февраля 1964 года. За несколько месяцев проката в СССР «Живых и мертвых» посмотрело около 41 млн человек. Фильм, поразивший зрителей непарадным, трагическим восприятием войны, получил главный приз I Всесоюзного кинофестиваля, а Папанов – приз за лучшую мужскую роль. 

«В память павших и во имя жизни сделана эта картина. И хотя война поделила ее героев на живых и мертвых, все они остаются в памяти зрителей как живые, в одном строю с живыми», – отмечал маршал Иван Конев. В наше время многие сцены этой черно-белой картины, вошедшей в классику отечественного кинематографа, воспринимаются как почти документальный фильм о тех, кто сорвал блицкриг и защитил Москву в 1941-м.

 

RIA_11205.HR.jpg

Кирилл Лавров (слева) и Анатолий Папанов на съемках кинофильма «Живые и мертвые» режиссера Александра Столпера. Киностудия «Мосфильм», 1964 год

 

 

50 лет назад

Франкфуртский рейс

Писатель Александр Солженицын изгнан из СССР

В декабре 1973 года на Западе вышел первый том «художественного исследования» Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Книгу считали «атомной бомбой», которой отныне могли пользоваться противники Советского Союза в холодной войне. Автор не только вскрывал преступную суть сталинского режима, но и приравнивал к нему «ленинское наследие», а также утверждал, что с тех пор в СССР ничего не изменилось и «красная империя» брежневского времени не менее агрессивна по отношению ко всему миру и к своим гражданам.

Судьбу Солженицына обсуждали на заседании Политбюро. Сначала большинство выступало за арест и далекую ссылку – считалось необходимым изолировать его от западных СМИ. Председатель Совета министров Алексей Косыгин предложил: «Отбывать наказание его можно сослать в Верхоянск, туда никто не поедет из зарубежных корреспондентов: там очень холодно». Но у председателя КГБ Юрия Андропова и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева сложилось другое мнение. Москва в то время выступала за политику «разрядки международной напряженности», укрепляя взаимоотношения с недавними непримиримыми противниками. Арест известного публициста не вписывался в эту стратегию. Андропов предложил выдворить «литературного власовца» из страны.

12 февраля 1974 года Солженицына арестовали в его московской квартире в Козицком переулке. Его обвиняли в «совершении действий, направленных на оказание помощи реакционным кругам некоторых иностранных государств в проведении враждебной деятельности против СССР». Он провел ночь в Лефортовской тюрьме, а на следующий день был готов указ о лишении Солженицына советского гражданства. Против желания писателя его в тот же день самолетом доставили во Франкфурт-на-Майне, снабдив небольшой суммой денег. В марте к нему присоединились жена и дети. Некоторое время они прожили в Цюрихе, потом поселились в тихом поселке в американском штате Вермонт. В 1989-м, на волне перестройки, крамольные произведения Солженицына большими тиражами стали выходить в СССР, а весной 1994 года на родину вернулся и он сам. 

 

1049262934.jpg

Александр Солженицын после депортации из России. Дания, Копенгаген, 1974 год

 

 

40 лет назад

Смена караула

Новым лидером СССР стал Константин Черненко

Период с 1981 по 1985 год в СССР называли «пятилеткой пышных похорон». После смерти Леонида Брежнева в ноябре 1982-го генеральным секретарем ЦК КПСС стал Юрий Андропов, долгое время возглавлявший КГБ СССР. Многие видели в нем интеллектуала и прагматика, который способен на продуманные и необходимые государству реформы. Но уже осенью 1983-го болезнь уложила Андропова на больничную койку, а спустя полгода, 9 февраля 1984-го, на 70-м году жизни он умер, не успев воплотить и десятой доли того, чего от него ожидали. Вместо Андропова новым генеральным секретарем был избран 72-летний Константин Черненко – опытный аппаратчик, человек с репутацией «тени Брежнева», как и Андропов, не отличавшийся крепким здоровьем.

Не имея возможности полноценно работать, Черненко тем не менее успел наградить самого себя – в связи с 73-летием – третьей золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Возрождение брежневской традиции самонаграждения вряд ли сыграло на укрепление репутации нового руководителя страны. Впрочем, похоже, это обстоятельство стремительно угасавшего Черненко уже не сильно заботило.

Тяжело болевший Константин Устинович умер 10 марта 1985 года. Он стал последним главой государства, похороненным в некрополе у Кремлевской стены. Ему на смену пришел лидер, принадлежавший к новому поколению советских вождей, – 54-летний Михаил Горбачев. Именно он затеял реформы, о которых в то время мечтали многие. Однако результатом этих преобразований стало вовсе не укрепление социализма в СССР, как заявлялось самими авторами перестройки, а полный демонтаж и страны, и социализма как такового.

TASS_36472291.jpg

Варвара Рудаков