Храм нового культа
№109 январь 2024
В привычном всем нам виде Мавзолей Ленина появился лишь в октябре 1930 года: до этого соратники вождя целых шесть лет решали, каким именно должен быть главный склеп страны.
Вечером 21 января 1924 года члены ЦК РКП(б), заседавшие на XI Всероссийском съезде Советов, получили известие о кончине Владимира Ленина. Съезд был прерван, а руководители партии собрались на срочный пленум. На нем был поставлен один вопрос – подготовка и организация похорон вождя. Для этого учредили Комиссию ЦИК СССР во главе с Феликсом Дзержинским.
Впервые вопрос о Мавзолее обсуждался 23 января. Правда, тогда его так еще не называли, речь шла о склепе. Слово «Мавзолей» появилось в протоколе заседания комиссии только 27 января – в день похорон Ильича.
Первый Мавзолей В.И. Ленина. Зима 1924 года
Мавзолей за три дня
Трудно сказать, кто первым из партийных руководителей предложил выставить тело Ленина напоказ. Скорее всего, это было коллективное решение, исходившее из необходимости утвердить культ покойного вождя. Приходилось учитывать и то, что поток желающих проститься с Ильичом не убывал.
Сторонники сооружения склепа уже подобрали исполнителя проекта: им стал известный архитектор Алексей Щусев. Конечно, кандидатура академика, до революции прославившегося возведением храмов, нравилась не всем, но он был признанным мастером и к тому моменту имел опыт сотрудничества с новой властью, даже возглавил работу по перестройке центра Москвы. Зодчий вспоминал: «Около 12 часов ночи я был срочно вызван в Колонный зал Дома союзов… Несмотря на поздний час, непрерывной волной стекались потрясенные, взволнованные массы к гробу великого человека, величайшего друга трудящихся. В артистической комнате при Колонном зале, куда меня провели, находились члены правительства и Комиссия по похоронам В.И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного Мавзолея для гроба Ленина на Красной площади».
Щусев честно предупредил, что к назначенной дате похорон – субботе, 26 января, – склеп построить не удастся. Кроме всего прочего, ему предстояло предусмотреть два варианта – «на открытый гроб и на замурованный гроб». Позже архитектор писал: «Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из своей мастерской, а затем должен был направиться в помещение, предоставленное мне для работы. Уже наутро необходимо было приступить к разборке трибун, закладке фундамента и склепа. <…> На совещании я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на Мавзолее я предложил простую – одно слово… Это слово – ЛЕНИН. Все сооружение должно быть сделано из дерева и обшито досками».
Эскизный набросок Щусев завершил к утру 24 января. Вызвав техников «для подсчета деревянных конструкций», он отправился на Красную площадь, чтобы руководить работами на месте. По проекту зал с гробом Ленина располагался на глубине почти трех метров, и при строительстве сразу же возникли проблемы: скованная 35-градусным морозом земля не поддавалась лопатам и ломам. Курировавший возведение склепа профсоюзный лидер Тимофей Сапронов докладывал, что «земля на два с половиной аршина промерзла» (то есть на 178 см) и убирать ее будут «тихими взрывами». В связи с этим, по его расчетам, достроить склеп удастся только к 12 часам ночи 26 января. Комиссия ЦИК СССР решила, что это поздно, мало ли какой форс-мажор может случиться. Постановили: все работы должны завершиться к 18 часам этого дня. В печати появилась информация о переносе объявленной даты похорон на воскресенье, 27 января. В качестве причины указали «настоятельные просьбы об этом различных рабочих организаций провинции, что было связано с желанием проститься с В.И.».
Несмотря на все усилия и круглосуточную работу строителей, которым было выдано «100 бутылок коньяку для снабжения», мороз не позволил возвести склеп в полном соответствии с замыслом Щусева. Справа и слева от темно-серого куба как символа вечности, который венчала трехступенчатая пирамида, поставили две меньшие одинаковые деревянные постройки, похожие на будки, – для входа и выхода посетителей. Однако пришлось отказаться от установки на верху пирамиды ротонды из 10 колонн: ее антаблемент (перекрытие) должен был повторять контур двух пятиконечных звезд.
Согласно проекту Щусева посетители спускались в центральный зал по одной лестнице, и, обойдя гроб с телом Ленина, поднимались по другой, что ускоряло проход. По рисункам художника Игнатия Нивинского зал был задрапирован красной и черной материей. Архитектор вспоминал: «Вся работа по сооружению Мавзолея продолжалась около трех дней; строители удалились с Красной площади в момент, когда на нее уже вступали войска, участвовавшие в похоронах».
Строительство первого Мавзолея
Согласно проекту зал с гробом Ленина располагался на глубине почти трех метров, и при строительстве сразу возникли проблемы: скованная 35-градусным морозом земля не поддавалась лопатам и ломам
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о сохранении тела В.И. Ленина в склепе, доступном для обозрения. 25 января 1924 года
Дубовая пирамида
Размах и торжественность похорон вождя укрепили партийных руководителей в намерении сделать Мавзолей постоянным. Уже 27 января комиссии в составе членов ЦК Леонида Красина и Льва Каменева, а также секретаря ЦИК СССР Авеля Енукидзе поручили «заняться безотлагательным улучшением внешнего вида Мавзолея» и вместе с тем представить проект нового склепа.
1 февраля Красин доказывал на очередном заседании: «Единственной возможностью улучшения внешнего вида Мавзолея является отделка внешних стен всего сооружения столярной обшивкой, причем вместо окраски здесь будут применены химическое травление и лакировка». Кроме того, он считал, что «одновременно должна быть сооружена декоративная ротонда над центральной частью Мавзолея, переделаны кровли и обшиты боковые крылья», при этом речь шла о кровле латунными, а не железными листами, что позволяло «значительно выиграть во внешнем виде». Эти предложения были приняты, но все понимали, что необходим новый, каменный склеп. Уже тогда прозвучала идея провести в связи с его строительством всенародный конкурс.
Однако это было делом долгим. Между тем Комиссия ЦИК СССР постановила осуществлять допуск в усыпальницу вождя каждый день, кроме среды, с 18:00 до 22:00, но уже 30 января объявила, что «за поспешностью сооружения Мавзолей временно закрывается». 4 февраля Красин распорядился возвести над гробом стеклянный саркофаг (что впоследствии было сделано) и обеспечить в нем постоянную циркуляцию воздуха с помощью заказанной в Германии холодильной станции. 26 февраля исполнительная тройка комиссии в составе Красина, Енукидзе и члена ЦК Вячеслава Молотова одобрила проект второго временного Мавзолея, представленный тем же Щусевым, но с рядом поправок. Например, они настаивали, чтобы верхушка склепа приобрела вид «ступенчатой усеченной пирамиды на 15 колонках, облитых медью», а вход следовало устроить в центре здания. Интересно, что проект предусматривал возведение новой внешней части деревянного Мавзолея при сохранении старой внутренней. По сути, это было строение в строении.
Усыпальница стала больше и имела уже монументальный вид. Вертикальные дубовые доски нижнего яруса контрастировали с горизонтальными линиями ступеней пирамиды, придававшими зданию легкость. Колонны верхнего портика, тяги и двери были выполнены из черного дуба, что выражало скорбь по покойному вождю. Для лучшей сохранности дерево покрыли масляным лаком, благодаря которому строение приобрело светло-коричневый цвет, гармонирующий с Кремлевской стеной.
Мавзолей был открыт для посетителей 1 августа 1924 года, но уже осенью в стенах внутреннего (первоначального) здания обнаружили заметную деформацию. При участии самого Щусева пришлось срочно выравнивать конструкцию. В Мавзолей провели электричество, и там всегда дежурил монтер, следивший за исправностью освещения и соблюдением особого температурного режима. В траурном зале постоянно поддерживалась температура 14 ℃: как гласила инструкция для дежурных, «ни в коем случае не допускать колебания». Штат по обслуживанию усыпальницы вождя состоял из шести человек – четырех электромонтеров и двух рабочих-уборщиков. В конце 1924 года Мавзолей передали из ведения московских властей административно-хозяйственному отделу ВЦИК, а в 1926-м – Хозяйственному управлению ЦИК СССР.
Архитектор Алексей Щусев. 1930-е годы
Второй Мавзолей В.И. Ленина, возведенный весной 1924 года
В первом туре конкурса участвовало 117 проектов Мавзолея, большинство которых поступило от лиц, «далеко стоящих от искусства». Годными из них признали 23, сомнительными – 39, остальные отнесли к «явно негодным»
Конкурс без конца
В октябре 1924-го ЦК вернулся к идее сооружения постоянного каменного Мавзолея, поручив Красину «принять меры к тому, чтобы… были выработаны условия конкурса». 21 октября Красин и нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский выступили с докладом, в котором говорилось: «…монументы, посвященные великим вождям, есть вещь совершенно естественная». Мемориал Ленина, по мнению авторов доклада, «есть центр воздействия на массы», не только усыпальница вождя, но и трибуна для его наследников, символизирующая их связь с идеями основателя Советского государства. Для выбора лучшего проекта Мавзолея предлагалось провести несколько этапов конкурса, в которых мог принять участие «каждый мыслящий человек» – независимо от того, имелось у него профессиональное образование или нет.
К 13 ноября те же Красин и Луначарский представили основные технические характеристики проекта. Саркофаг с телом Ленина должен был находиться в центре траурного зала, вмещающего значительное число посетителей. Предусматривалось, что к нему будут примыкать другие просторные залы, предназначенные для ожидающих, а также отдельное помещение для партийных деятелей и делегаций, связанное с Красной площадью особыми лестницами и входами. Кроме того, требовались приемный покой и дежурная для медицинского персонала на случай внезапных происшествий с посетителями, комендатура, помещения для трансформаторов, контрольных и измерительных приборов, электрических вентиляторов, увлажнителей и т. д.
9 января 1925 года Президиум ЦИК СССР принял постановление «О конкурсе 1-й ступени проектов на сооружение монумента – постоянного Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в г. Москве». По условиям конкурса проектные материалы должны были содержать описательную часть идеи мемориала и рисунок. Объявлялось о 10 премиях, которые будут присуждаться «за относительно лучшие проекты».
Газета «Известия» опубликовала постановление о конкурсе за две недели до первой годовщины смерти Ленина. В октябре 1925-го, а потом в феврале 1926 года она вновь обращалась к желающим принять в нем участие. В ЦИК СССР, Комиссию по увековечению памяти Ленина и лично Луначарскому посыпались письма и телеграммы. В ответ потенциальным участникам посылали брошюру, где приводились план Красной площади и ее фотографии с разных ракурсов.
Надо сказать, несмотря на подробное изложение условий конкурса, их мало кто соблюдал. Девизы, которые должны были сопровождать проектные материалы, порой непонятно что обозначали: «Цхалтупо», «Черный колос», «На ходу». Часто эскизы представляли собой детские карандашные наброски (младшему из участников было 12 лет). Всего комиссия при художественном отделе Главного управления научных и музейных учреждений Наркомата просвещения РСФСР рассмотрела 117 проектов, большинство которых поступило от лиц, «далеко стоящих от искусства». Годными из них признали 23, сомнительными – 39, остальные оказались «явно негодными». Любопытно, что к сомнительным отнесли проектные материалы, которые «в очень условной мере» отвечали требованиям конкурса или формально удовлетворяли условиям, но обнаруживали «явный дурной, мещанский вкус». Отсеивались нелепые и фантастические по замыслу проекты, идеологически одиозные (например, эскизы церквей) и игнорировавшие заявленную тему, как, скажем, просто статуя Ленина.
Вторая ступень конкурса так и не была объявлена. Пришлось прислушаться к мнению главных специалистов по сохранению тела вождя – профессоров Владимира Воробьева и Бориса Збарского. Еще 31 декабря 1925 года они обратились с письмом в Комиссию ЦИК СССР по увековечению памяти Ленина: «Вопрос о постройке постоянного Мавзолея движется вперед очень медленно. В то же время дальнейшее длительное пребывание тела в существующем Мавзолее мы считаем совершенно недопустимым». Тревогу их нельзя назвать необоснованной, поскольку в деревянный склеп бесконечным потоком людей была занесена грибковая инфекция. Воробьев полагал, что ею «заражено буквально все здание».
Однако, несмотря на решение комиссии от 3 февраля 1926 года приступить к сооружению Мавзолея, члены Политбюро, обсуждая этот вопрос, постоянно его откладывали. К тому же в апреле Комиссию по увековечению памяти вождя ликвидировали, а ее дела передали Институту В.И. Ленина при ЦК ВКП(б). В результате вспомнили о конкурсе только в феврале 1929-го: Президиум ЦИК СССР постановил созвать жюри и в срочном порядке рассмотреть признанные годными эскизы. И тут выяснилось, что созданное в 1925 году жюри потеряло многих своих членов – кого-то уже не было в живых, другие поменяли место работы и даже страну. В итоге строительство нового Мавзолея поручили автору предыдущих проектов – Щусеву.
Очередь в Мавзолей В.И. Ленина – одна из примет советского времени
Красный гранит и черный лабрадор
4 июля 1929 года Политбюро наконец признало «целесообразным» приступить к постройке каменного склепа. Его облик во многом повторял прежний, что сам Щусев обосновал так: «За пять минувших лет образ стал известным во всех уголках земного шара, контуры его знают и любят даже маленькие дети. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуры Мавзолея, и мне было поручено точно воспроизвести его в камне». Строительством руководила новая высокая комиссия во главе с наркомвоенмором Климентом Ворошиловым, а осуществлял его государственный трест «Мосстрой». Работы были завершены за 16 месяцев – к октябрю 1930 года. Всего потребовалось 2900 кв. м облицовочного камня. Распилка и шлифовка велись прямо на Красной площади, где устроили временные мастерские.
По решению Политбюро Мавзолей строился только из отечественных материалов, причем добычу некоторых из них организовали специально для этого случая. Щусев лично объезжал каменоломни, отбирая для своего детища самый красивый и прочный камень – красный гранит и черный лабрадор из окрестностей Житомира, карельские порфир и кварцит. В итоге строительство обошлось в громадную для того времени сумму – 3 млн рублей. Одновременно была проведена реконструкция Красной площади с возведением около Мавзолея гостевых трибун на 8000 человек и переносом памятника Минину и Пожарскому с центра площади к храму Василия Блаженного.
Щусев не полностью сохранил прежний вид здания: его размеры увеличились на 15%, высота – с 9 до 12 метров. Отличие каменного Мавзолея от деревянного (новый материал диктовал иные формы) породило слухи, что истинным автором проекта является другой архитектор. Называлось, например, имя Исидора Француза, работавшего вместе с Щусевым над созданием гранитной усыпальницы вождя. Конечно, знаменитый зодчий, занятый и другими проектами, прибегал к услугам помощников, но стержневой план принадлежит именно ему.
Он же спланировал сооружение центральной трибуны на площадке Мавзолея для руководителей партии – длиной 17 и шириной 3 метра. Эту трибуну, впервые опробованную 1 мая 1939 года, остряки прозвали фразой из «Острова сокровищ»: «Пятнадцать человек на сундук мертвеца». Поучаствовал Щусев и в конкурсе на создание нового ленинского саркофага, который был отложен в связи с началом войны. Тогда известное на весь мир здание скрыли от вражеских бомб под камуфляжем, а тело вождя было эвакуировано в Тюмень. Уже после смерти своего создателя Мавзолей принял нового «жильца»: в 1953 году там появился саркофаг с телом Иосифа Сталина. Его убрали восемь лет спустя, а вслед за тем исчезла и двойная надпись на фасаде «ЛЕНИН. СТАЛИН», вернувшись к своему первоначальному варианту. С тех пор усыпальница вождя остается неизменной.
Журнал «Историк» благодарит РГАСПИ и лично научного руководителя архива А.К. Сорокина за помощь в подготовке материалов для темы номера.
Что почитать?
Абрамов А.С. Правда и вымыслы о Кремлевском некрополе и Мавзолее. М., 2005
Хан-Магомедов С.О. Мавзолей Ленина. М., 2012
Анна Кочетова, кандидат исторических наук, Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук