Что почитать и что увидеть в январе?
№109 январь 2024
Болотина Н.Ю., Болотина М.О., Кононова А.Ю.
Петр I в кругу семьи. Исследование и документы
М.: Фонд «Связь эпох», Кучково поле Музеон, 2023
Личность Петра Великого всегда вызывала неизменный интерес и бурные дискуссии среди специалистов по истории России. В только что вышедшей коллективной монографии нет ни слова о его реформах, военных и политических решениях, создании новых органов управления и других важных государственных делах. Речь идет исключительно о человеке и круге его ближайших родственников. Огромный 870-страничный фолиант состоит из двух частей. Первая – это собственно комплексное междисциплинарное исследование истории семьи первого российского императора, которое историки-архивисты провели на основе значительного числа опубликованных и вновь выявленных архивных источников. Представлены ранее не изученные в историографии нюансы взаимоотношений Петра с родными на протяжении всей его жизни, которая, как известно, была наполнена страстной любовью и горячими конфликтами, верностью и предательством, надеждами и разочарованиями. Для инициатора масштабных реформ было важно вовлечение семьи во все свои начинания, связанные с переустройством России. Возможно, не понимая происходящие события умом, родные сопереживали государю и поддерживали всем сердцем, отмечают авторы. По их мнению, немалое влияние на становление будущего императора оказало то обстоятельство, что он «вырос и сформировался как личность по большей части в женском окружении, которое было весьма многочисленно». Это и тетушки по отцовской линии (Ирина, Анна, Татьяна), и старшие сестры от первого брака отца (Евдокия, Марфа, Софья, Екатерина, Мария, Феодосия, Наталия), «к ним добавились жены, невестка, племянницы, дочери – Петр Великий научился с ними ладить, заботиться, уважать и любить».
Вновь обнаруженные в отечественных архивах документальные свидетельства помогли иначе взглянуть на многие события семейной истории Петра, что, в свою очередь, изменило и оценку ряда устоявшихся в историографии положений, приоткрыло дверцу в эмоциональный мир царя-преобразователя, дало возможность со значительной временной дистанции по-новому взглянуть на его личность. Авторы постарались воссоздать психологический портрет Петра Великого и его взаимоотношения с окружением, осмыслить внутренние мотивы поступков, показать его фигуру более многогранной и разноплановой.
Вторая часть фундаментального труда – документы. Открывается подборка записями о рождении будущего правителя и включает в себя более 330 архивных документов, хронологически не выходящих за 1725 год – дату его смерти. Тексты, воспроизведенные в издании, позволяют персонифицировать близких царя, выявить их место и роль в его жизни, проследить за их судьбами. В работе приведен сводный перечень эпистолярного наследия, отразивший всю переписку монарха с детьми, женами, матерью, невесткой – царицей Прасковьей Федоровной (женой его сводного брата Ивана V), племянницами. Особое внимание в монографии уделено организации быта царской семьи, детским годам Петра I, отношению царя Алексея Михайловича к своему младшему сыну. Материалы повествуют о бытовании Петра при дворе его старшего брата Федора Алексеевича, о первом браке с Евдокией Лопухиной, о встрече с Екатериной и браке с ней, о деле царевича Алексея Петровича и о последних годах жизни императора. Издание богато и со вкусом иллюстрировано.
Тогоева О.И.
«Дева со знаменем». История Франции XV–XXI вв. в портретах Жанны д’Арк
М.: Новое литературное обозрение, 2023
История героини Столетней войны Жанны д’Арк (ок. 1412–1431) – одно из ключевых «мест памяти» для французской культуры. С XV века ее изображения воспроизводились художниками, скульпторами и карикатуристами. Короли эпохи позднего Средневековья, кардинал Ришелье и Наполеон Бонапарт, государственные деятели современной Франции использовали и используют образ Жанны, обыгрывая существующие мифы о ней или создавая новые. Доктор исторических наук Ольга Тогоева прослеживает, как в разные исторические периоды менялись подходы к иконографии Орлеанской девы и как эти изменения были связаны с политической культурой страны.
Накишова М.Т.
Светлейший князь А.Д. Меншиков в кругу сподвижников Петра I
СПб.: Алетейя, 2023
Кандидат исторических наук Марина Накишова на примере отношений светлейшего князя Александра Меншикова (1673–1729) с сановниками, занимавшими ключевые должности в петровской системе управления, рассматривает механизмы функционирования социальных связей в Петровскую эпоху, их влияние на государственное управление и карьерный путь каждого из действующих лиц. Особое внимание уделяется различным стратегиям поведения Меншикова, избираемым им в зависимости от социального статуса, материальных и должностных возможностей контрагентов, личной заинтересованности и дружеских симпатий.
Погодина О.В.
Пржевальский
М.: Молодая гвардия, 2023
Имя Николая Пржевальского (1839–1888) навечно вписано в историю не только русской, но и мировой науки и географических открытий. Однако, как отмечает автор, «мы все о нем слышали, но за бурными событиями, выпавшими на долю России в последние 150 лет, масштаб личности этого по-настоящему великого человека был незаслуженно забыт». Книга писателя Ольги Погодиной – подробный и волнующий рассказ о недолгой, но невероятно насыщенной событиями и открытиями жизни нашего знаменитого соотечественника.
Ланник Л.В.
Непосильная гегемония: Германская империя на фронтах Гражданской войны в России
СПб.: Евразия, 2023
Книга посвящена событиям 1918 года на пространстве бывшей Российской империи в период действия Брестского мира. Многослойный вооруженный конфликт рассматривается в контексте попыток Германской империи установить гегемонию после победы, одержанной на Восточном фронте Первой мировой войны в условиях продолжающегося противостояния с Антантой. Кандидат исторических наук Леонтий Ланник показывает непростые взаимоотношения Германии с ее союзниками, а также различными «наследниками» распавшейся империи Романовых, включая Советскую Россию и формирующееся Белое движение. Исследование направлено на пересмотр множества сложившихся стереотипов относительно истории Гражданской войны и ее взаимосвязи с Первой мировой.
Одинцов М.И.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Судьба хирурга и Житие святителя
М.: Молодая гвардия, 2023
В истории Русской православной церкви архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий; 1877–1961) стоит особняком. Он был выдающимся хирургом, спасавшим людей во время трех войн – Русско-японской, Гражданской и Великой Отечественной, оставившим научное наследие, ценность которого признается и по сей день, а также являлся ярким церковным деятелем, бесстрашно отстаивавшим духовные принципы русского православия, стойко перенесшим тяготы 11 лет скитаний по тюрьмам и ссылкам. Память о владыке живет и в научной, и в духовной среде. В 2000 году он был причислен к лику святых. Книга доктора исторических наук Михаила Одинцова рассказывает о судьбе хирурга-епископа, раскрывает содержание и зигзаги церковной политики Советского государства в 1920–1960-е годы.
Тихонов В.В.
Полезное прошлое. История в сталинском СССР
М.: Новое литературное обозрение, 2024
Контроль над прошлым в сталинское время был одним из важнейших способов манипуляции общественным сознанием. Используя исторические аллегории, пропаганда создавала так называемое полезное прошлое – неисчерпаемый ресурс для поддержания власти вождя. Работа доктора исторических наук Виталия Тихонова исследует сложные отношения, которые установились между властью и исторической наукой в ту эпоху. Автор рассказывает не только о том, как Иосиф Сталин вмешивался в производство научного знания. Значительное внимание уделено и профессиональным ученым. Книга показывает, как идеологические кампании 1930–1950-х годов меняли облик советской исторической науки.
Нефедов П.В.
Между небом и землей. История павильона «Космос» на ВДНХ
М.: Бослен, 2022
Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) богата достопримечательностями мирового уровня. Самым крупным и необычным на ВДНХ, несомненно, является павильон «Космос» (с 1939 по 1956 год – «Механизация», до 1967-го – «Машиностроение»). О перевоплощениях этого уникального здания рассказывает книга Павла Нефедова. Она помогает расшифровать необыкновенно разнообразный культурно-исторический контекст павильона, раскрывает его многослойное архитектурное и художественное содержание, повествует о личностях и судьбах архитекторов и художников, принимавших участие в его создании.
Н.С. Хрущёв: pro et contra, антология
Сост., вступ. статья, коммент. А.Н. Чистикова
Л.И. Брежнев: pro et contra, антология
Сост., коммент., указатель имен Л.К. Рябовой, А.В. Вороновича; вступ. статья Л.К. Рябовой
СПб.: РХГА, 2023
Издания, вышедшие в серии «Русский путь: Рro et contra», посвящены лидерам Советского государства – Никите Хрущеву (1894–1971) и Леониду Брежневу (1906–1982). Периоды правления и того и другого до сих пор привлекают внимание специалистов и обычных читателей, вызывают споры. В книгах собраны воспоминания современников, советских партийных и государственных деятелей, а также видных западных политиков; аналитические статьи советологов и зарубежных русистов; эмигрантская и диссидентская публицистика, фрагменты работ историков. Написанные в разное время и с различных позиций, они дают возможность оценить идеи и действия Хрущева и Брежнева на фоне истории зигзагообразно меняющегося советского общества. Смерть Сталина поставила перед руководством СССР весьма непростую задачу: методом проб и ошибок попытаться оживить базовые принципы марксистско-ленинской идеологии и устоявшейся советской практики. И Хрущев, и Брежнев по-своему решали эту задачу. Будучи долгие годы преданным соратником Хрущева, Брежнев в определенный момент фактически возглавил заговор, приведший к отставке предшественника, в результате чего занял его место. Отдельный раздел в обоих томах составили научные статьи современных отечественных и зарубежных исследователей и материалы российской публицистики 2000-х годов, в том числе и публикации журнала «Историк».
24 ноября – 19 мая 2024 года
Герои и современники Серебряного века
Государственная Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский переулок, 10
Выставка посвящена одному из самых блестящих и противоречивых периодов в русском искусстве – началу ХХ века. Рубеж столетий был отмечен сломом старой эстетической модели и поиском новой. Отсюда разнообразие стилей, направлений, объединений. Мирискусники, «голуборозовцы», символисты, авангардисты, примитивисты, футуристы, конструктивисты, неоклассики и другие – все сосуществовали параллельно в очень коротком временном промежутке, продлившемся всего лишь два десятилетия. В состав экспозиции, построенной вокруг ведущих персонажей эпохи, вошли графические работы Александра Бенуа и Казимира Малевича, Валентина Серова и Марка Шагала, Михаила Врубеля и Василия Кандинского, Льва Бакста и Михаила Ларионова. Проект позволяет увидеть наиболее объективный и выразительный портрет эпохи Серебряного века.
9 декабря – 31 марта 2024 года
«Думай о времени!» Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6/8
Жемчужиной выставки-инсталляции «Думай о времени!» стал «Роскошный натюрморт» голландского художника Яна ван ден Хекке (1620–1684). Этот шедевр фламандской живописи был создан во второй половине XVII столетия. Полотно приобретено Эрмитажем в 1935 году и никогда ранее не выставлялось. После тщательной реставрации картину впервые демонстрируют публике. Будучи одним из самых значительных произведений мастера, она превосходит другие его творения по красоте и масштабам. Основой для создания инсталляции послужили экспонаты из коллекции Эрмитажа. Соединение живописи XVII века, предметов декоративно-прикладного искусства из собрания музея, современного дизайна и музыки создает удивительное эстетическое высказывание в актуальном музейном пространстве.
1 декабря – 13 мая 2024 года
Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения
Русский музей, корпус Бенуа
Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
В состав грандиозной выставки Василия Сурикова (1848–1916) включено свыше 120 живописных и графических произведений из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», портреты, акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации. Отдельный раздел посвящен выдающимся полотнам на сюжеты из Библии и истории церкви. Впервые после сложной реставрации представлены монументальные работы Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин» из коллекции Русского музея, что дает возможность увидеть их в том состоянии, как их создал художник.
27 декабря – 29 июля 2024 года
Клады. Сокрытая история
Государственный исторический музей
Москва, Красная площадь, 1
Во все времена, стараясь сохранить свои ценности, люди прятали сокровища в земле и в других надежных, на их взгляд, местах. Это были не только драгоценности, но и заготовки для орудий труда, символы власти и оружие. Ценные вещи, сокрытые во времена нашествия Батыя, Смутного времени, Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны 1918–1922 годов, расскажут посетителям выставки о многообразии общественной жизни и эпохальных исторических событиях. В экспозиции представлены 117 уникальных предметов, в том числе знаменитый Бородинский клад II тысячелетия до н. э. Впервые в Москве демонстрируются предметы Нарышкинского клада: фамильное серебро дворянского рода Нарышкиных было найдено в Санкт-Петербурге в 2012 году. Это самый крупный в отечественной истории клад.
7 декабря – 11 февраля 2024 года
За три моря. Странствия Афанасия Никитина
Музей Востока
Москва, Никитский бульвар, 12А
Выставка приурочена к 555-летию с начала путешествия знаменитого тверского купца Афанасия Никитина и стала опытом музейного прочтения его бессмертного литературного произведения «Хожение за три моря». Посетители могут увидеть более чем 100 экспонатов – археологические находки, русские, иранские и индийские рукописи и миниатюры XV–XVI веков, предметы быта и этнографии народов и стран, которые посетил и описал Никитин. Экспозиция не просто иллюстрирует текст одного из величайших памятников древнерусской литературы – она позволяет познакомиться с религией, обычаями, нравами, материальной культурой и экономикой Золотой Орды, Дагестана, Азербайджана, Ирана, Индии, арабских государств, восточноафриканского берега, Османской империи между 1468 и 1474 годами.
4 ноября – 12 апреля 2024 года
Россия. Ближе к Востоку
Музей Востока
Москва, ВДНХ, павильон № 13
В экспозиции соседствуют произведения искусства народов, проживающих за многие тысячи километров друг от друга, но являющихся представителями одной большой страны. География проекта охватывает территорию России от Северного Кавказа до Чукотки, от Каспия до берегов Тихого океана. Выставка объединяет два понятия Востока – географическое (Дальний Восток России) и ментальное (Северный Кавказ, народы которого представляют традиционно восточную культуру). Демонстрируются более ста произведений последней четверти XX и XXI века: изобразительное и декоративно-прикладное искусство Адыгеи, графика художников Дагестана, живопись, посвященная Дальнему Востоку, косторезное искусство Якутии и Чукотки, резной камень тувинских мастеров, скульптура, керамика, мозаичные панно авторов из Бурятии.
Варвара Рудакова