Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Век «Мосфильма»

№109 январь 2024

Первая фабрика Госкино, из которой потом и вырос «Мосфильм», выпустила свою первую ленту в дни, когда страна прощалась с Лениным – человеком, сформулировавшим мысль о том, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино». Ленин, как бы к нему ни относились, уловил важнейшую вещь: чтобы построить новый мир, нужно сотворить нового человека, а для этого необходима культура. Именно кино стало одним из главных проводников этой новой культуры. И поэтому ему уделялось очень большое внимание. Во ВГИКе нам, начинающим режиссерам, вкладывали в головы, что мы должны не просто научиться снимать кино – мы должны создавать такие фильмы, которые делают жизнь лучше, которые самого человека делают лучше.

Сейчас, когда я вспоминаю эти слова, я понимаю, что Ленин предугадал будущее, потому что при его жизни кинематограф не был столь массовым. Все-таки это было немое кино: оно, конечно же, привлекало публику, но еще оставалось в большой степени аттракционом. И того влияния, которое приобрел кинематограф в 1930-е годы и потом, при жизни вождя еще не было. Я не очень большой любитель современного киноискусства, но будем честны: оно в разных формах (фильмы, сериалы, видеоролики) заполонило собой буквально все. Если раньше в самолетах, в электричках, в метро читали книги, то сейчас все смотрят на экраны гаджетов.

Впрочем, золотой век нашего кино – и советского в целом, и мосфильмовского – пришелся на две уже ушедшие эпохи. Во-первых, 1920–1930-е годы. Этот период был уникален по числу воплощенных художественных идей, которые выдвинули главные советские кинематографисты – Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Лев Кулешов. Они внесли колоссальный вклад в мировое кино с точки зрения, как сейчас принято говорить, инноваций. Малоизвестный сегодня Кулешов, например, фактически изобрел современный монтаж. До него не существовало монтажа как формы создания художественного образа, к которому мы привыкли. Во-вторых, золотым веком «Мосфильма» можно смело назвать 1960–1970-е годы – период, когда на студии работала целая плеяда выдающихся мастеров: Михаил Ромм, Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Александр Алов и Владимир Наумов, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Григорий Чухрай, Андрей Кончаловский, чуть позже – Никита Михалков, Лариса Шепитько, Элем Климов, Василий Шукшин. Потом все рухнуло в конце 1980-х и в 1990-е: многие не верили, что киноиндустрия возродится. Я сам в это почти не верил, проходя по разбитым студиям, полупустым коридорам «Мосфильма», по которым бегали собаки. Многое пришлось возрождать. 

Скажу без ложной скромности, что сейчас «Мосфильм» – современный, на мировом уровне сделанный комплекс по производству кино. Сегодня студия по своим возможностям не уступает никому в мире, а кое в чем даже превосходит. Все это мы делали без единой копейки государственных средств – на заработанные «Мосфильмом» деньги. Есть вещи, которыми я особенно горжусь. Мы реализовали программу реставрации картин. Начали водить экскурсии по «Мосфильму»: сейчас у нас более 150 тыс. посетителей в год. Между прочим, наш музей – один из самых популярных в Москве: по-моему, занимаем третье место после Третьяковки и Музеев Кремля по количеству посещений. Наконец, мы первые, кто запустил бесплатный youtube-канал, выложив с субтитрами лучшие советские фильмы. Сегодня он – третий в мире: первые, кажется, Universal и Warner, мы – третьи. У нас колоссальное количество просмотров, порядка 50 млн в неделю, а всего за время существования – более 3 млрд. Гигантская аудитория – и Латинская Америка, и Соединенные Штаты, и Азия, и Африка, кто только не смотрит наши картины! И неудивительно: советское кино всегда брало своим неповторимым стилем, который до сих пор ценится во всем мире.

_DSC7057.png
Карен Шахназаров, народный артист РФ, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»

Карен Шахназаров, народный артист РФ, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»