Век «Мосфильма»
№109 январь 2024
Первая фабрика Госкино, из которой потом и вырос «Мосфильм», выпустила свою первую ленту в дни, когда страна прощалась с Лениным – человеком, сформулировавшим мысль о том, что «важнейшим из всех искусств для нас является кино». Ленин, как бы к нему ни относились, уловил важнейшую вещь: чтобы построить новый мир, нужно сотворить нового человека, а для этого необходима культура. Именно кино стало одним из главных проводников этой новой культуры. И поэтому ему уделялось очень большое внимание. Во ВГИКе нам, начинающим режиссерам, вкладывали в головы, что мы должны не просто научиться снимать кино – мы должны создавать такие фильмы, которые делают жизнь лучше, которые самого человека делают лучше.
Сейчас, когда я вспоминаю эти слова, я понимаю, что Ленин предугадал будущее, потому что при его жизни кинематограф не был столь массовым. Все-таки это было немое кино: оно, конечно же, привлекало публику, но еще оставалось в большой степени аттракционом. И того влияния, которое приобрел кинематограф в 1930-е годы и потом, при жизни вождя еще не было. Я не очень большой любитель современного киноискусства, но будем честны: оно в разных формах (фильмы, сериалы, видеоролики) заполонило собой буквально все. Если раньше в самолетах, в электричках, в метро читали книги, то сейчас все смотрят на экраны гаджетов.
Впрочем, золотой век нашего кино – и советского в целом, и мосфильмовского – пришелся на две уже ушедшие эпохи. Во-первых, 1920–1930-е годы. Этот период был уникален по числу воплощенных художественных идей, которые выдвинули главные советские кинематографисты – Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Лев Кулешов. Они внесли колоссальный вклад в мировое кино с точки зрения, как сейчас принято говорить, инноваций. Малоизвестный сегодня Кулешов, например, фактически изобрел современный монтаж. До него не существовало монтажа как формы создания художественного образа, к которому мы привыкли. Во-вторых, золотым веком «Мосфильма» можно смело назвать 1960–1970-е годы – период, когда на студии работала целая плеяда выдающихся мастеров: Михаил Ромм, Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Александр Алов и Владимир Наумов, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Григорий Чухрай, Андрей Кончаловский, чуть позже – Никита Михалков, Лариса Шепитько, Элем Климов, Василий Шукшин. Потом все рухнуло в конце 1980-х и в 1990-е: многие не верили, что киноиндустрия возродится. Я сам в это почти не верил, проходя по разбитым студиям, полупустым коридорам «Мосфильма», по которым бегали собаки. Многое пришлось возрождать.
Скажу без ложной скромности, что сейчас «Мосфильм» – современный, на мировом уровне сделанный комплекс по производству кино. Сегодня студия по своим возможностям не уступает никому в мире, а кое в чем даже превосходит. Все это мы делали без единой копейки государственных средств – на заработанные «Мосфильмом» деньги. Есть вещи, которыми я особенно горжусь. Мы реализовали программу реставрации картин. Начали водить экскурсии по «Мосфильму»: сейчас у нас более 150 тыс. посетителей в год. Между прочим, наш музей – один из самых популярных в Москве: по-моему, занимаем третье место после Третьяковки и Музеев Кремля по количеству посещений. Наконец, мы первые, кто запустил бесплатный youtube-канал, выложив с субтитрами лучшие советские фильмы. Сегодня он – третий в мире: первые, кажется, Universal и Warner, мы – третьи. У нас колоссальное количество просмотров, порядка 50 млн в неделю, а всего за время существования – более 3 млрд. Гигантская аудитория – и Латинская Америка, и Соединенные Штаты, и Азия, и Африка, кто только не смотрит наши картины! И неудивительно: советское кино всегда брало своим неповторимым стилем, который до сих пор ценится во всем мире.
Карен Шахназаров, народный артист РФ, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»
Карен Шахназаров, народный артист РФ, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»