Что почитать и что увидеть в октябре?
№106 октябрь 2023
Чупринин С.И.
Оттепель. Действующие лица
М.: Новое литературное обозрение, 2023
Непродолжительный период хрущевской оттепели – один из самых противоречивых и малоизученных в советской истории – интересен не только совокупностью событий, сформировавших определенную культурную среду, но и жизненными стратегиями, которые выбирали герои этой эпохи. Новая работа главного редактора журнала «Знамя», доктора филологических наук, профессора Литературного института имени А.М. Горького Сергея Чупринина – это продолжение исследования, начатого им в книге «Оттепель: События», вышедшей в 2020 году. На этот раз автор обращает внимание читателя на знаковых действующих лиц того времени. По сути дела, он создал внушительный по объему (более 1100 страниц) и глубокий по качеству проработки материала справочник, содержащий биографические очерки о 358 ныне покойных деятелях хрущевского десятилетия – чиновниках, партийных функционерах, писателях, редакторах, переводчиках, издателях, тех, кто формировал атмосферу оттепели. «Я филолог, но я неправильный филолог, – подчеркивает Чупринин. – Филолога должны интересовать тексты, а меня интересуют судьбы. Поэтому в числе 358 главок есть главки про Хрущева, Андропова, Микояна». Как отмечается в аннотации, «в задачи автора входило не только установить точные сведения об этих людях, но и создать их психологические портреты, чтобы по возможности реконструировать мотивировки, стоящие за их поступками – благородными или бесчестными». Впрочем, даже столь обширное собрание не смогло, да и не должно было включать в себя абсолютно каждого, кто был связан с той порой. Автор утверждает, что свое исследование видит как огромную пьесу, где у каждого персонажа должна быть своя роль, поэтому, по его признанию, ему пришлось удалять тех, чью роль кто-то сыграл ярче. Одновременно с этим пришлось выбирать, кого из деятелей культуры необходимо упомянуть именно в контексте оттепели, а кто, по мнению публициста, является представителем уже иной эпохи. Несмотря на то что сам Чупринин рассматривает свою книгу как энциклопедию или справочник, каждый очерк написан как самостоятельное художественное произведение со своим героем, своим сюжетом и собственной драматургией.
Сергей Чупринин занимается событиями и действующими лицами хрущевской оттепели на протяжении последних 10 лет. Он считает, что в истории нашей страны в XX веке было целых четыре оттепели: первая связана с царским Манифестом 17 октября 1905 года и бурно расцветшим в этот период Серебряным веком; вторая – с творческим подъемом, возникшим после начала нэпа; третья – это собственно хрущевская оттепель, начавшаяся после смерти Иосифа Сталина и достигшая пика после знаменитого доклада Никиты Хрущева на XX съезде КПСС в 1956 году, и четвертая оттепель – горбачевская перестройка. У каждой из этих оттепелей есть общие черты, полагает Чупринин. Во-первых, все они были инициированы, а затем – по тем или иным причинам – свернуты «сверху», и, во-вторых, каждая из них оказала огромное влияние на литературу ХХ века. Именно это влияние в конечном счете и исследует автор.
Империя Каролингов. Между двором и монастырем. VIII–IX века. Источники
Сост. и отв. ред. А.И. Сидоров
СПб.: Евразия, 2023
Книга посвящена исторической культуре франков в период наивысшего расцвета Каролингской империи (конец VIII – IX век). Каролингская эпоха занимает особое место в истории средневековой Западной Европы. Именно тогда были заложены прочные основания того, что сегодня принято называть европейской цивилизацией с ее ощущением внутреннего единства, ни в коей мере не противоречащего культурному многообразию, удивительной способностью к изобретению новых социальных институтов и склонностью к активной экспансии. Истоки всего этого так или иначе восходят к Каролингской империи. Тексты, созданные при королевском дворе и в монастырях, дают представление о том, как франки видели свое прошлое и настоящее, осмысливали историческое знание. Все сочинения впервые полностью переведены на русский язык.
Подберезкин Ф.Д.
«Юрьевская дань» в русско-ливонских отношениях (XIII – середина XIV века)
М.: Квадрига, 2022
С 28 апреля по 1 июня 1554 года в Москве между послами Ливонской конфедерации и представителями русского царя Ивана IV проходили напряженные переговоры о заключении мира. Они начались с предъявления русской стороной письменных претензий ливонцам. Среди прочего указывалось, что епископ Дерпта (в прошлом – русского города Юрьева) должен заплатить «дань по старине со всеми старыми задолженностями, согласно крестному целованию и праву». Немецкие послы отвечали, что «ни один человек в Ливонии, хотя бы ему было и 200 лет от роду, не знает, что это за дань». Ливонцы пытались и далее противиться, но в конце концов были вынуждены подписать и мирный договор, и обязательство выплаты дани, включая задолженность. Однако эти обязательства так и не были выполнены. На основе новых и малоизвестных источников автор освещает обстоятельства происхождения вопроса о загадочной «Юрьевской дани», послужившей поводом для начала Ливонской войны (1558–1583).
Власов Н.А.
Бисмарк
М.: Молодая гвардия, 2023
«Железный канцлер» Отто фон Бисмарк (1815–1898) заслуженно считается одним из крупнейших государственных деятелей Европы эпохи Нового времени. Создание на месте россыпи княжеств единого германского государства – самое знаменитое, но далеко не единственное его достижение. Известностью и неослабевающей популярностью продолжает пользоваться имя Бисмарка и в современной России. Неудивительно, что оно оказалось окружено множеством весьма устойчивых мифов. Кандидат исторических наук Николай Власов, специализирующийся на изучении истории Пруссии и объединенной Германии второй половины XIX века, стремится развеять эти мифы и показать, каким был «железный канцлер» на самом деле – не только как политик, дипломат, государственный деятель, но и как человек. Книга основана на широком круге отечественных и зарубежных источников.
Васькин А.А.
Алексей Щусев. Архитектор № 1
М.: Молодая гвардия, 2023
«У красоты рецептов нет!» – любил повторять Алексей Щусев (1873–1949). Удивительный человек: сооружений, построенных по его проектам, хватило бы на целый город, в котором нашлось бы место храмам и театрам, вокзалам и мостам, станциям метро и гостиницам, жилым домам и санаториям и даже одному мавзолею. И все сделано с большим вкусом и чувством меры. Но как один архитектор мог все это успеть? Где черпал вдохновение? Об этом и рассказывает новая книга писателя, автора журнала «Историк» Александра Васькина. Фигура Щусева предстает на фоне той противоречивой эпохи, в которой творил выдающийся зодчий. Вернее, двух эпох – царской и советской.
Осокина Е.А.
Судьбы икон в Стране Советов. 1920–1930-е
М.: Новое литературное обозрение, 2023
Икона является главным героем исследования доктора исторических наук Елены Осокиной – центром притяжения действий власти, музейных работников, торговцев и покупателей. Как ни парадоксально это звучит, но создатели «нерыночной» советской экономики внесли немалый вклад в развитие мирового рынка произведений иконописи. Поиск валюты для индустриализации обернулся развитием всеобщего интереса к иконе. На рубеже 1920–1930-х годов был собран колоссальный экспортный иконный фонд, проведена грандиозная рекламная кампания – первая советская зарубежная иконная выставка, организованы продажи за рубеж. Книга рассказывает о том, кто и как отбирал экземпляры на экспорт, какая судьба ожидала образа в дальнейшем.
Прилепин З.
Михаил Шолохов. Незаконный
М.: Молодая гвардия, 2023
Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии по литературе Михаил Шолохов (1905–1984) – один из крупнейших писателей ХХ века. По праву считаясь советским патриотом и убежденным коммунистом, он в то же время постоянно подвергался партийной критике и едва избежал расправы со стороны ретивых чекистов. Любимый миллионами читателей, он был чужим для завистливого литературного бомонда, в среде которого родилась до сих пор не изжитая версия о том, что самый знаменитый шолоховский роман «Тихий Дон» создан не им. В новой полномасштабной биографии Шолохова известный писатель и публицист Захар Прилепин убедительно разоблачает эту и другие легенды, окружающие имя классика.
Войтиков С.С.
Екатерина Фурцева. Женщина во власти
М.: Политическая энциклопедия, 2023
Самого яркого министра культуры СССР Екатерину Фурцеву (1910–1974) за глаза часто именовали «Екатериной Третьей». Ей посвящена новая книга старшего научного сотрудника ИРИ РАН, доктора исторических наук Сергея Войтикова. Начав свой трудовой путь на прядильно-ткацкой фабрике в Вышнем Волочке, в годы хрущевской оттепели Фурцева оказалась на вершине партийной и государственной иерархии, став первой женщиной в Советском Союзе, которая доросла до поста члена Президиума ЦК КПСС. В 1960-м, после того как попала в опалу, была назначена министром культуры СССР. Впервые эту должность занял не блеклый функционер, а умная женщина, устами которой власть по-новому заговорила с творческой интеллигенцией.
Петров Н.В.
Время Андропова
М.: Политическая энциклопедия, 2023
Пятнадцать лет Юрий Андропов (1914–1984) руководил грозным ведомством на Лубянке и лишь пятнадцать месяцев стоял во главе страны. Оставленный им в истории след до сих пор вызывает жаркие споры. Пожалуй, Андропов – самый загадочный руководитель СССР. Воображение будоражит все – от нераскрытой тайны его происхождения до так и не обозначенных внятно замыслов на посту генерального секретаря ЦК КПСС. В работе сделана попытка раскрыть тайну рождения, детства и отрочества Андропова и описать его короткое и драматичное пребывание на вершине власти. Не обойден вниманием и период его службы в госбезопасности. В основе книги – многочисленные ранее неизвестные документы, включая и материалы архива КГБ.
13 апреля – 19 ноября
Отдаждь мне первенство
Музей Москвы
Москва, Зубовский бульвар, 2
На выставке представлены печные изразцы первой половины XVIII столетия, найденные в 2015 году во время реставрационных работ в здании палат купцов Журавлевых на Пятницкой улице в Москве. Посетители могут увидеть самые примечательные из 914 экземпляров. XVIII век – переломный для изразцового искусства в России: в начале столетия на смену рельефным полихромным отечественным изделиям в знатные дома пришли ровные сине-белые голландские плитки – кафли. А к середине века рисунок вновь приобрел полихромность. Покрытые роскошными керамическими изображениями печи стали привычным элементом внутреннего убранства. Работой по проектированию печей занимались даже самые знаменитые архитекторы того времени – Дмитрий Ухтомский, Василий Баженов, Доменико Жилярди и Матвей Казаков.
14 сентября – 14 января 2024 года
Век спорта. К 100-летию московского спорта
Новая Третьяковка
Москва, улица Крымский Вал, 10
27 июня 1923 года постановлением Президиума ВЦИК были образованы высший и местные Советы физической культуры трудящихся РСФСР. Появившись в отечественном искусстве, спортивная тема сразу заняла в нем важное место. Массовое увлечение спортом нашло отражение не только в произведениях художников тех лет, но и в их непосредственном участии в различных видах единоборств. Так, например, Юрий Пименов играл в футбол и был заядлым болельщиком, а Александр Дейнека занимался боксом. В экспозицию вошло более 150 произведений живописи, графики, скульптуры, монументального искусства.
15 сентября – 21 января 2024 года
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Москва, Лаврушинский переулок, 12
Крупный выставочный проект представляет творчество выдающегося мариниста и пейзажиста Алексея Боголюбова (1824–1896), обширное наследие которого включает все разновидности пейзажной живописи – от морских видов и баталий до городских и природных ландшафтов. Потомственный дворянин, внук писателя Александра Радищева, Боголюбов снискал расположение и дружбу императора Александра III. Профессиональный моряк и военный гидрограф, он стал академиком «по живописи морских видов» Императорской академии художеств, активным участником Товарищества передвижных художественных выставок, коллекционером и просветителем, создателем Общества русских художников в Париже и Саратовского художественного музея. Выставка объединяет около 120 живописных и графических произведений.
22 сентября – 31 октября
Право выбора. Краткая история российского народовластия
Государственный исторический музей
Москва, Красная площадь, 1
Тридцать лет назад была образована Центральная избирательная комиссия РФ. Однако традиции народного волеизъявления имеют более чем тысячелетнюю историю, считают создатели выставки. В рамках экспозиции объединены предметы и документы, раскрывающие историю формирования института выборов в России: возникновение вечевого порядка на Руси, развитие сословного представительства с появлением Земских соборов, зарождение дворянской демократии, проблемы и успехи земского самоуправления, первые всесословные выборы и другие важные вехи становления традиции народовластия в нашей стране. На выставке представлены масштабные произведения живописи, уникальные архивные документы, образцы плакатного искусства советского периода, а также подборка артефактов избирательного процесса новой и новейшей истории России.
11 октября – 28 января 2024 года
«Умелых рук искусная работа…» Французская художественная бронза XIX века в собрании Эрмитажа
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 32
Выставка знакомит с эрмитажной коллекцией французских бронзовых скульптур, созданных в период с 1800-х годов до рубежа XIX–XX веков. Превосходные по качеству небольшие статуэтки и группы, изготовленные в лучших литейных мастерских Франции, украшали дворцы и картинные галереи, а также были самостоятельными объектами собирательства. Выполненные в разных стилях и жанрах, они свидетельствуют о разнообразии художественных течений во французском искусстве XIX столетия. В экспозиции представлено около 60 наиболее значимых скульптур, некоторые из них ранее никогда не демонстрировались.
13 октября – 14 января 2024 года
Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата
Музеи Московского Кремля
Москва, Кремль, выставочные залы Патриаршего дворца и Успенской звонницы
Легенды столетиями окружают предметы из кремлевского собрания. В начале XIX века под влиянием идей романтизма любители древностей переосмысляли существовавшие предания и создавали новые мифы. Тогда и началось научное исследование древних памятников Оружейной палаты. При этом многие из них получали вымышленные атрибуции. Так в музейном собрании «появились» посох великого князя Андрея Боголюбского, шлем великого князя Александра Невского, детский доспех великого князя Дмитрия Донского, хотя на самом деле эти предметы не имели отношения к названным персонажам русской истории. Выставка расскажет о творцах легенд и первых исследователях кремлевского собрания.
Варвара Рудакова