Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

В память о ратной доблести

№103 июль 2023

Одно из главных сражений Второй мировой разворачивалось на огромной территории – от Болхова до Харькова. Это десятки крупных боев, тысячи подвигов, о которых не забывают потомки. Недаром в Курской, Орловской и Белгородской областях появились сотни памятников героям Великой Отечественной – поднятые на постаменты танки и артиллерийские орудия Победы, скромные обелиски с солдатскими звездами и величественные мемориалы. Они возвышаются там как знаки доблести, славы и памяти. Вспомним о самых ярких из них.

dreamstime_xl_85764646.jpg
Звонница на Прохоровском поле

 

Возле братских могил

Памятники участникам Курской битвы ставили еще в годы войны, когда в этих краях не умолкли залпы сражений. Первый начали строить в 4 км от поселка Поныри уже в августе 1943 года. По воспоминаниям маршала инженерных войск Виктора Харченко, «на этом участке фронта гитлеровцы потеряли 110 танков, из них 32 подорвались на минах, установленных саперами 2-го гвардейского батальона инженерных заграждений». Когда немцы по плану операции «Цитадель» начали наступление на Курск, минеры 1-й гвардейской инженерной бригады специального назначения не только занимались своим прямым делом, но и участвовали в боях, брали в руки автоматы. Красноармеец Иван Джим на глазах у товарищей бросился под гусеницы вражеской машины с противотанковой миной, гвардии сержант Николай Зыгин с двумя бойцами, закрывая проход в минном поле, подорвал пять танков. Вот командование и приняло решение поставить памятник героям-саперам. Возле их братских могил. Это был кирпичный обелиск: материалы достались ему от разрушенных во время июльских оборонительных боев зданий железнодорожной станции. Строили его всем миром. И бойцы, и местные жители – каждый вносил свой вклад. На открытии монумента воины, крещенные огнем и железом, не могли сдержать слез. «Не успели отгреметь бои на священной земле, как народ воздвигает памятники в честь героев, настоящих сынов Русской земли! Мы клянемся у памятника, что будем не покладая рук трудиться для помощи фронту», – говорил в тот день секретарь Курского обкома Алексей Легасов. После войны участники битвы не забывали об этом памятнике, всегда помнили, что именно он был первым… Поклониться памяти саперов приезжал маршал Константин Рокоссовский, который командовал войсками Центрального фронта, противостоявшими врагу на северном фасе Курской дуги.

К 25-летию великой битвы, в 1968 году, на месте старого обелиска установили новый памятник. Композицию создал курский скульптор Филипп Супонев. К небу взлетела многогранная стела, увенчанная пятиконечной красноармейской звездой. На постаменте – фигуры трех солдат с противотанковыми минами, один из них тяжело ранен. На гранитной плите надпись: «Саперы героически держали оборону, стояли насмерть и не пропустили врага». Вечный огонь у подножия монумента зажег Герой Советского Союза генерал-лейтенант Михаил Еншин – бывший командир 307-й стрелковой дивизии, сражавшейся на Курской дуге.

На стеле есть еще одна памятная надпись – слова из поэмы «Поныри» военкора Великой Отечественной Евгения Долматовского, не понаслышке знавшего о боях в этих перелесках:

Здесь не было ни гор, ни скал,

Здесь не было ни рвов, ни рек.

Здесь русский человек стоял,

Советский человек. 

Памятник_сапёрам._Поныри_(Курская_область).jpg
Памятник героям-саперам около поселка Поныри Курской области. Скульптор Ф.В. Супонев

 

Мемориальная деревня

Среди героев Курской битвы – тысячи партизан, народных мстителей. Недаром в одном из обращений немецкого командования к солдатам говорилось: «Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик». Под Железногорском с оккупантами боролись бойцы 1-й Курской партизанской бригады. Немцы отвечали карательными операциями, беспощадно уничтожая села, расположенные в лесных районах. 17 октября 1942 года они сожгли поселок Большой Дуб, казнив всех его жителей – 44 человека, включая 26 детей, пятерым из которых еще не исполнилось и года. Гитлеровцы в ярости облили бензином и подожгли 600-летний дуб, давший название поселку.

Куряне не забыли эту трагедию. Да и можно ли такое забыть? К 10-летию Победы, в 1955 году, там открыли первый памятник – скульптуру матери, прижимающей к себе сына-подростка в перетянутой ремнем шинели. Надпись на постаменте гласила: «Человек! Мы хотим, чтоб с войною повенчан ты не был, чтобы кровь наша самой последнею кровью была». В 1975-м памятник перенесли в бывший районный центр – слободу Михайловку – и установили возле школы. Несколько лет назад скульпторы Анатолий Киреев и Лев Постников отреставрировали этот скромный, но такой важный для народной памяти монумент.

Поселок Большой Дуб не возродился после войны. Однако сюда до сих пор приезжают люди, чтобы вспомнить тех, кого казнили гитлеровские оккупанты. К 9 мая 1975 года здесь создали мемориал. Скульптор Виктор Буякин и архитектор Иван Былинкин стали авторами нового памятника: около стилизованного могучего дерева стоят жители поселка – старик, мать, ребенок и подросток. В их глазах застыл ужас войны, но они не теряют мужества, не склоняют головы перед карателями. В наши дни пожарище превратилось в мемориальную деревню. На местах 14 сожженных домов установлены обгоревшие, чернеющие срубы, в центре которых – печные трубы с колоколами. Звон слышен каждые 150 секунд – по числу погибших жителей Большого Дуба и соседних поселков Холстинки и Звезда, стертых нацистами с лица земли.

Рядом Музей партизанской славы, который 9 мая 1977 года открыли ветераны – участники подпольной борьбы с оккупантами в Курской области. Тут рассказывается о каждом погибшем и сражавшемся против немцев уроженце этих мест. «Никто не забыт и ничто не забыто» – эта формула Ольги Берггольц как будто ожила на Курской земле.

 tWLDq38JIBs.jpg
Памятник «Большой дуб». Мемориал на месте сожженного гитлеровцами поселка в Железногорском районе Курской области. Скульптор В.И. Буякин

 

Человечность подвига

К 40-летию великой битвы, в 1983 году, на центральной аллее парка Победы в Белгороде установили памятник. Главное в нем – не грандиозный замысел, не игра метафор, а эмоции, настроение героев, которое удалось передать скульптору Валентину Чухаркину – уроженцу поселка Мармыжи Курской области. Мужчина и женщина, молодые воины-освободители, ликуют в миг Победы, подняв к небу знамя, автомат и букет цветов. А рядом пожилой усталый боец, тоже поднявший над головой автомат, придерживает развевающуюся плащ-палатку. Это самое трудное – создать реалистичную скульптурную группу. Изобразить солдат, фотографии которых хранятся в нашей стране едва ли не в каждом семейном альбоме. Именно это сходство бесценно.

Многие мемориалы в честь героев войны трагичны. Иначе и быть не может, ведь мы вспоминаем в первую очередь о павших. Чухаркин же увековечил радость, триумф, ликование бойцов, прошедших огонь и воду. Это тоже фронтовая правда, правда Победы. Белгород и Орел – города первого салюта Великой Отечественной. И герои Чухаркина как будто смотрят на цветные вспышки праздничных залпов.

Ветер играет полотнищем знамени и плащ-палаткой – и это придает композиции возвышенное, радостное, но взволнованное настроение. Победа досталась дорогой ценой, за Родину встали и стар и млад. И так будет всегда. По замыслу скульптора воинам-победителям не нужен высокий постамент. Они рядом с нами, на небольшом красном гранитном шестиграннике. А цветы и деревья, которые склоняются к трем бойцам, дополняют композицию. Быть может, это самый человечный монумент героям Курской битвы.

Тогда же, в 1983-м, в Курске был зажжен Вечный огонь – символ негасимой людской памяти о тех, кто отдал свою жизнь за родную землю. Через год рядом вырос мемориал «Памяти павших в Великой Отечественной войне». Архитектор Марк Теплицкий, после войны восстанавливавший город из руин, спроектировал стелы и обелиски на обширной территории, где похоронены воины, погибшие в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях. В десяти курганах покоятся останки почти 3 тыс. солдат и офицеров. Теплицкий создал торжественный, но некрикливый ансамбль. Мраморные тумбы и стелы как будто повторяют очертания пригорков и деревьев – и не тревожат вечный сон героев. Возле этого памятника мы умолкаем и низко склоняем головы. 

photo1686376959.jpg
Памятник «Победа в Великой Отечественной войне» в Белгороде. Скульптор В.А. Чухаркин

 

Колокол Прохоровки

Прохоровку называют третьим ратным полем России – после Куликова и Бородинского. Тысячи людей приезжают сюда поклониться памяти павших воинов, вспомнить своих дедов и прадедов, сложивших голову в жестоком побоище, в котором Красная армия дала решительный отпор «фашистской силе темной» и доказала свою непобедимость. К 50-летию Победы, в 1995 году, в 2 км от Прохоровки, на высоте 252,2, установили памятник, который невозможно забыть, однажды увидев. Это белокаменная звонница, взметнувшаяся над полем как мемориальная свеча – почти на 60 метров. Золотом на белом мраморе сияют слова из Священного Писания: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Это о тех, кто отдал жизнь за Победу на Прохоровском поле. В их честь на звоннице есть и золотой лавровый венок. На вершине купола – сияющая фигура Богородицы, заступницы России.

Идея необычной колокольни принадлежит скульптору Вячеславу Клыкову. Он же создал скульптуры и барельефы, украсившие звонницу. Среди авторов мемориала – архитектор Роман Семерджиев и инженер Геннадий Силохин. В трудные времена звонницу возводили всем миром. Строительству помогали политик Николай Рыжков, писатель Валерий Ганичев, певица Ирина Архипова, актриса Татьяна Доронина.

В любую погоду звонница видна издалека – и в туман, и в снег, и под проливным дождем. Под барабаном купола закреплен набатный колокол. Он бьет три раза в час, каждые 20 минут, в память о трех великих победах России – на Куликовом, Бородинском и Прохоровском полях.

А неподалеку, в селе Прелестном, которое после войны восстановили практически из пепла, совсем недавно, в 2020 году, была установлена пронзительная скульптурная композиция «Перекресток памяти»: пожилая женщина стоит у поминального стола. Две стопки, хлеб, два портрета фронтовиков… Такие столы в Прелестном накрывают каждый год 12 июля, в главный день знаменитого танкового сражения. Так повелось еще в дни войны. С фронта не вернулись 640 жителей Прелестного, почти все мужское население. Вдовы и матери, получая похоронки, накрывали у калитки стол, чтобы односельчане могли помянуть павшего воина.

Быть может, самое ценное, что этот щемящий памятник создавали дети ХХI века, правнуки Победы. Автором идеи композиции, которая посвящена женам и матерям, не дождавшимся своих мужей и сыновей, стала белгородская школьница Женнифер Леткеманн. «Это собирательные образы, это то, как я в 15 лет увидела войну», – поясняет она. Проект победил в региональном конкурсе «Мы – Белгородцы! Думай, решай, действуй!», а грант талантливая и настойчивая девушка получила через несколько лет, уже будучи студенткой Архитектурного института Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, на форуме молодых деятелей культуры и искусств «Таврида». Статую скорбящей женщины по замыслу Женнифер создал белгородский живописец, кандидат искусствоведения Максим Баранов. 

Рядом, в хуторе Сторожевое, находятся братские могилы – одно из крупнейших захоронений советских воинов на территории района. И в Прелестном, и в Сторожевом ясно слышен печальный звон прохоровской колокольни.

dreamstime_xl_66783087.jpg
Памятник «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран» в музее-заповеднике «Прохоровское поле». Скульптор Ф.М. Согоян

ALM2GTP05G.jpg
Триумфальная арка в Курске

эту надо поставить.jpg
Памятник «Перекресток памяти» в селе Прелестном Прохоровского района Белгородской области. Скульпторы М. Баранов, Ж. Леткеманн

 

Триумф победителей

Когда-то в Курске уже стояла Триумфальная арка – ее возвели к приезду императрицы Екатерины II. Увы, этот памятник архитектуры не сохранился до нашего времени. Но в 1997 году тогдашний губернатор Курской области Александр Руцкой принял решение к 55-летию завершения войны построить в конце улицы Карла Маркса (этот участок вскоре переименовали в проспект Победы) мемориальный комплекс. На выполнение задачи отводилось чуть больше двух лет. Руцкого захватила идея установить Триумфальную арку в честь победителей, а рядом – памятник маршалу Георгию Жукову.

В августе 1998 года над проспектом уже возвышалась 24-метровая арка – правда, еще не отделанная мрамором. Но уже было ясно, что группе под руководством главного архитектора Курска и Курской области Валерия Михайлова удалось создать гармоничную композицию в классическом стиле. Поблизости на возвышениях установили танки времен Великой Отечественной, началось строительство храма Георгия Победоносца. Мемориал открыли накануне 9 мая 2000 года. Тогда, на следующий день после своей первой инаугурации, в Курск приехал президент России Владимир Путин. Приехал поклониться героям великой битвы.

У памятника Неизвестному Солдату Курской земли горит Вечный огонь. Сверкает купол Георгиевской церкви. Но центром ансамбля стала Триумфальная арка. Через нее прошли ветераны-фронтовики. Только они, победители, достойны этой воинской почести. 

 

«Сила силе – не ровня»

 

В 80-ю годовщину победы в великой битве, 23 августа 2023 года, в Поныровском районе Курской области будет открыт новый памятник. Его автор скульптор Андрей Коробцов рассказал «Историку» о замысле мемориала и его воплощении

 

Беседовал Арсений Замостьянов

RIA_6389295.HR.jpg
Андрей Коробцов

 

Центральная композиция мемориала «Курская битва» почти готова. Идет доработка проекта. В творческом багаже его автора Андрея Коробцова – и Ржевский мемориал, и восстановление памятника защитникам Донбасса на кургане Саур-Могила. Но работа над монументом в честь героев сражения на Курской дуге стала для мастера настоящим вызовом.

 

– Что значит этот памятник в вашей творческой судьбе?

– Он идет от сердца. Я вырос в Белгородской области, в городе Губкине, там окончил художественную школу. Конечно, много слышал о Курской битве и с особым трепетом отношусь к ней и к тем, кто защищал нашу землю в этом сражении. Впитывал многое, что связано с боями в Курской, Белгородской, Орловской областях, хотя по-настоящему узнал историю битвы совсем недавно, уже во время работы над памятником. 

Война коснулась нашей семьи – наверное, как и любой семьи в России. Три брата моей бабушки воевали, один из них пропал без вести. С их портретами мы участвуем в шествиях «Бессмертного полка». Возможно, поэтому фронтовая тема стала для меня центральной. Память о павших героях священна, и выразить ее средствами скульптуры – очень непростая и потому захватывающая задача. Что может быть важнее, чем память о тех, кто остановил немецкие полчища, разгромил врага, переломив ход войны, которую развязали гитлеровцы?

 

– У вас есть ориентиры, любимые военные памятники, скульпторы, у которых хотелось учиться?

– Над этой темой работали выдающиеся мастера, и сделанное ими вдохновляет нас. Я считаю, в послевоенные годы в СССР был настоящий расцвет монументального мемориального искусства. Многие из скульпторов и архитекторов сами прошли фронт. Конечно, сильнейшее впечатление на меня произвела сталинградская «Родина-мать». Особенно когда я увидел ее не на страницах альбомов или учебников, а своими глазами, на Мамаевом кургане. Эта работа Евгения Вучетича много значит для каждого, в ком не умирает память о войне. Повторить ее невозможно. 

Огромное впечатление на меня еще со студенческих лет производит подмосковный мемориал, посвященный подвигу героев-панфиловцев. Сильный получился образ – стена из людей, преисполненных решимости защищать Родину, защищать столицу, и враг не сумел преодолеть эту стену. Памятник не оставляет равнодушным – думаю, это главное. Мы стараемся продолжать традиции российского монументального искусства.

 

– Как рождался ваш курский замысел?

– Сначала мы с архитектором Константином Фоминым представляли будущий памятник другим. Было несколько вариантов. Один из них – многофигурная композиция, эпизод битвы. Наши солдаты держат оборону, немцы наступают. Но чего-то в этой задумке не хватало… 

Мы искали ответ в истории. В общественном представлении Курская битва – это прежде всего Прохоровское поле. Однако те танковые бои – только часть грандиозного противостояния. На северном фасе Курской дуги, на Поныревском направлении, сражения оказались, быть может, еще более драматичными. Немецкие танки надвигались на позиции нашей пехоты. И она стояла насмерть, не отступила ни на шаг. Гитлеровцы пытались огромную нашу группировку взять в котел, показать свою силу после Сталинграда. Стойкость и доблесть советских бойцов разрушили эти планы. Курская битва действительно стала переломным моментом в ходе всей Второй мировой войны. После нее немцы уже не могли проводить таких крупных наступательных операций. Им сломали стальной хребет. И сделали это солдаты, принявшие бой против бронированных чудовищ. Как выразить в металле наше отношение к этому подвигу? Мы пришли к такой идее: человек не дает сомкнуться кольцу окружения, останавливает бездушную стальную армаду, которая уничтожала все на своем пути. Жизнь победила смерть, солдату удалось невозможное: он неимоверными усилиями раздвинул клинья танковых дивизий. Такова суть, идея нашего памятника. Две стихии, две силы. Противостояние солдата и брони, человеческой плоти и стали. И с того времени, как мы пришли к этой идее, проект складывается счастливо.

4170c79d-5af2-4fda-a22d-43ba96c8c1a4.jpg
Полноразмерная модель фигуры солдата. Мемориал «Курская битва»

proekt2-1.jpg
Проект мемориала «Курская битва». Скульптор А.С. Коробцов, архитектор К.Е. Фомин

 

– У Александра Твардовского есть строки: «Сила силе доказала: сила силе – не ровня. Есть металл прочней металла, есть огонь страшней огня!»

– Да, Твардовский много значит для меня, как, наверное, для каждого, кто прикасается к теме Великой Отечественной войны. Его стихотворение «Я убит подо Ржевом» стало нашим ориентиром во время работы над Ржевским мемориалом, а эти строки передают внутренний накал Курской битвы и памятника, который сейчас создается. Металл человеческой доблести оказался сильнее самых мощных танков того времени. Это и есть подвиг, когда люди совершают невозможное.

 

– Главный герой и битвы, и вашей художественной метафоры – человек, боец. Каким вы его увидели?

– Он в центре нашей композиции – солдат, который принял на себя удар и одолел врага. Мы долго искали образ бойца-фронтовика, были споры, разные эскизы… Нам хотелось понять, что происходит в душе человека, когда он жертвует собой, когда рождается решимость совершить подвиг. Получился собирательный образ солдата, который напоминает многих героев тех сражений. Задача историков – назвать их пофамильно, рассказать о судьбах этих людей. А мы показываем одного человека, чтобы каждый чувствовал: он – один из миллионов. Возможно, кто-то увидит в нем своего деда или отца, участника боев на Курской дуге. Мы хотели показать, что герои сражения не были железными людьми, но оказались сильнее железа. Солдат застыл в невероятном напряжении под тяжестью вражеской бронированной махины, он ценой своей жизни остановил наступление. Мы подчеркнули этот контраст, выполнив фигуру бойца из бронзы, а силу, которой он противостоял, – из кортеновской стали. Он – победитель, он несовместим с этой бесчеловечной армадой, как и с идеями, которые ее породили.

 

– Какой судьбы вы ждете для своего памятника?

– Очень надеюсь, что он будет вызывать сопереживание. Чтобы зрители прочувствовали: вот здесь, на этой земле, обыкновенные люди спасли всех нас от гибели и порабощения. Нам повезло: памятник создается в удивительном пейзаже. Там ничто не отвлекает от главной идеи мемориала – поклониться героям. Простор, широкое поле, лес позади памятника – все это защитил наш солдат. 

Арсений Замостьянов, кандидат филологических наук