Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Они сумеют победить»

№102 июнь 2023

EN_01178396_0012.png
Сергей Никоненко

 

Я родился за два месяца до начала Великой Отечественной войны. Для моего поколения военная тема священна, как священна память о ветеранах войны, наших отцах и старших братьях. Со мной случилось так. 21 июня папа отправил нас с мамой в Смоленскую область, в деревню Слепцово, к родственникам на все лето. Очень скоро мы оказались в самом горниле – вокруг шли кровопролитные бои, горели города. Знаю об этом, конечно, по рассказам мамы. Со мной на руках она ушла в лес, в партизанский отряд. Была там и сестрой милосердия, и прачкой, и меня, грудного, выхаживала. Мы выжили чудом…

Мой отец, Петр Никанорович Никоненко, попал на фронт в первые дни войны, сражался на передовой. Водил ракетные установки, знаменитые «катюши». Потом папа вспоминал, как с однополчанами они переделали слова знаменитой песни: «Разлетались головы и туши, страх колотит фрица за рекой, это наша русская "катюша" немчуре поет за упокой»…

Пока мы были в партизанском отряде, мама ничего не знала об отце. В марте 1942 года мы перешли линию фронта, вернулись в Москву. Не могу представить, как мама все это выдержала. Через милицию мы отыскали часть, в которой воевал отец. И он ответил на письмо. Живой! А в 1943-м, после ранения, папу перевели в Москву. Он сумел остаться в армии, но – в пожарной команде. Водил большую красную машину, я ее хорошо помню. Как я гордился отцом! И тем, что он пожарный, но в первую очередь тем, что отец – боец Красной армии, фронтовик. Это было для нас, мальчишек, самое главное слово нашего детства – «фронтовик». И сейчас для меня нет ничего дороже. А еще помню дождь над Москвой в День Победы и салют…

И как я мог после этого, став актером, не сниматься в военных фильмах? Они для меня всегда на особом счету. У нас создавали замечательное кино и во время войны, даже в самые трудные первые два года. Такие шедевры, как «Два бойца»… Помню, как любили эти фильмы фронтовики. Они, эти киноленты, воевали вместе с ними. И мне нравится эта картина! А потом великие фильмы о войне снимали ветераны-фронтовики. Если вспоминать только режиссеров, это Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай, Юрий Озеров. Мне повезло, я сыграл роль Сашки-адъютанта в озеровском фильме «Освобождение». Эту киноэпопею создавали участники Великой Отечественной: автором сценария был Юрий Васильевич Бондарев, оператором – Игорь Михайлович Слабневич. И фильм получился настоящий, его можно в школах изучать, чтобы ребята знали историю не только по учебникам, но еще и видели, как все было. Когда играешь бондаревского героя, фальшивить или переигрывать просто стыдно. Думаю, поэтому картина и вышла такой правдивой. Я там даже контузию получил самую всамделишную. А какое волнение испытал, когда познакомился с генералом Александром Ильичом Родимцевым, который был одним из консультантов картины! Мой родной дядя Сережа служил в его дивизии. Случилось и еще одно редкое совпадение. Прошло 20 лет – и Юрий Озеров поручил мне роль… того самого генерала Родимцева в фильме «Сталинград». Это был великий русский характер – несгибаемый. Цепкий ум, умение учиться, простота в общении, никакой генеральской монументальности. Приглядываясь к таким людям, мы точнее чувствовали войну, поколение наших отцов. Не представляю, чтобы эти люди могли показать слабину. Я давно работаю в кино, сыграл, по подсчетам критиков, не в одной сотне фильмов. Но роль Родимцева – одна из самых дорогих.

Сегодня мы столкнулись с той же «силой темною», что и в 1941-м. Бываю в Донбассе, там, где проходит специальная военная операция. Читаю солдатам Есенина, Пушкина, Симонова, Твардовского. По их глазам и по вопросам понимаю: нынешние бойцы достойны своих дедов, они сумеют снова победить фашизм.

Сергей Никоненко, народный артист РСФСР