Что почитать и что увидеть в июне?
№102 июнь 2023
Фицпатрик Ш.
Кратчайшая история Советского Союза
М.: Альпина нон-фикшн, 2023
Книга известного американского советолога и историка, профессора Шейлы Фицпатрик действительно кратчайшее из всех существующих описаний истории Советского Союза. Она была издана год назад и предназначена для массового американского читателя, но, будучи переведенной на русский язык, может быть полезна и тем, кто в России интересуется историей ХХ века.
Профессор Фицпатрик отмечает, что западный взгляд на СССР был не только упрощенным, но и крайне предвзятым: «За годы холодной войны Запад слепил из Советского Союза тоталитарный жупел, уравняв коммунизм с нацизмом в качестве антитезы западной демократии». Интересны размышления автора о так называемой «имперской сущности» СССР, о которой часто любили (и любят до сих пор, имея в виду и современную Россию) рассуждать на Западе. «Несмотря на то что территория его была несколько меньше, Советский Союз со всей очевидностью являлся преемником Российской империи», – пишет Фицпатрик. Однако «значило ли это, что он тоже был империей, где русские управляют горсткой внутренних колоний, которым придан вид национальных республик, – вопрос спорный». Далее она говорит о том, что большевистские лидеры «были кровными врагами российского империализма» и считали делом своей жизни «освобождение бывших колоний – как внутри СССР, так и за его пределами». При этом, как отмечает Фицпатрик, из всех национализмов в Советском Союзе по-настоящему вредным считался именно русский. В силу этого большевики «решили поощрять нерусский национализм»: «Административный аппарат СССР не только оберегал национальную идентичность, но и помогал ее формировать – и это лишь один из парадоксов советской власти».
Есть у Фицпатрик и весьма точные замечания о последних годах Советского Союза. Во-первых, она, в отличие от многих западных советологов, признает: западные лидеры давали Михаилу Горбачеву устные гарантии нерасширения НАТО на восток, однако «Горбачеву стоило помнить, что капиталистам доверять нельзя, а как юрист он должен был знать о необходимости получать письменные гарантии». Во-вторых, автор не скрывает, что особую роль в коллапсе Союза сыграли Борис Ельцин и его окружение, «подталкивавшие республики к выходу из СССР». В-третьих, по ее словам, «в 1990-е годы Запад, подливая масла в огонь, снова начал относиться к России с почти такой же враждебностью, как и в годы холодной войны, когда она была противостоящей ему сверхдержавой». И с этим трудно поспорить.
Разумеется, будучи произведением популярного жанра, книга не претендует на научную новизну. Однако надо отдать должное автору: в ее «Кратчайшей истории» практически не встретишь сознательных упрощений и заведомых натяжек. Профессор Фицпатрик старается быть объективной, что в современных условиях ожесточенной борьбы исторических нарративов уже немало.
Россия в глобальном конфликте XVIII века. Семилетняя война (1756−1763) и российское общество: коллективная монография
СПб.: Новое литературное обозрение, 2023
Первый по-настоящему глобальный конфликт Нового времени – Семилетняя война 1756–1763 годов – занимает скромное место в отечественной историографии. Участие России было отмечено блестящими триумфами, но драматические повороты политики привели к тому, что эти победы остались без видимых результатов, а война оказалась невостребованной в национальной исторической памяти. Между тем колоссальные военные усилия России отразились на социальных, культурных, экономических процессах, которые во многом повлияли на развитие страны в последующие десятилетия.
Болт В.С.
После Наполеона. Русская армия во Франции, 1815–1818 гг.
М.: Наука, 2023
По Парижскому договору 1815 года, заключенному после завершения Наполеоновских войн, русский корпус графа Михаила Воронцова входил в состав союзной армии, расквартированной во Франции в качестве гаранта нового миропорядка. В течение трех лет около 30 тыс. российских военных вынуждены были приспосабливаться к чужому для них культурно-языковому пространству. Кандидат исторических наук Валентина Болт рассказывает об истории русской оккупации Франции в 1815–1818 годах, описывая материальные и правовые условия пребывания российских военных в этой стране, реакцию местного населения и властей на непрошеных «гостей», влияние этих обстоятельств на повседневное поведение солдат и офицеров и на дисциплину в корпусе.
Черкашин Н.А.
Адмирал Колчак. Диктатор поневоле
М.: Молодая гвардия, 2023
Верховный правитель России, лидер Белого движения в годы Гражданской войны – именно это мы вспоминаем в первую очередь, говоря о герое книги. Но это далеко не все. Александр Колчак (1874–1920) – выдающийся исследователь Арктики (Колчак-Полярный – так, почти официально, называли его в российском географическом сообществе; имя адмирала присвоено острову в Карском море), герой Русско-японской и Первой мировой войн, организатор минных заграждений на Балтике, не позволивших немецкому флоту прорваться к Петрограду, командующий Черноморским флотом, Верховный правитель России… Об этих и других крутых поворотах в биографии Колчака рассказывает автор документально-художественного повествования Николай Черкашин.
Шишка Е.А.
Гражданская война в Донбассе. 1917–1920
М.: Берлин: Директмедиа Паблишинг, 2022
Работа посвящена истории Донбасса в годы революций и Гражданской войны. Опираясь на широкий массив исторических источников – архивные документы, мемуары очевидцев и современников, публицистику тех лет, автор не только раскрывает подробности важнейших и судьбоносных сражений, но и приводит яркие страницы из биографий выдающихся политических и военных деятелей России и Украины первой половины XX века. Эта книга о борьбе большевиков за власть Советов, белой армии – за единую и неделимую Россию, Украинской народной республики – за свою независимость, войска Махно – за первую анархистскую республику.
Коткин С.
Сталин. Том 2. В предчувствии Гитлера. 1929–1941. Книга 1 и 2
М.: Издательство Института Гайдара, 2023
Стивен Коткин, известный историк, профессор Принстонского университета (США), предпринял попытку написать тотальную историю всего сталинского правления, его воздействия на Евразию и остальной мир. Первый из трех томов, вышедший в России в 2022-м, – «Парадоксы власти. 1878–1928» – посвящен первым 50 годам жизни советского вождя, от его рождения до того момента, когда, как полагает автор, Иосиф Сталин сделал выбор, определивший дальнейшее развитие страны.
Второй том – «В предчувствии Гитлера. 1929–1941» – состоит, как и первый, из двух 900-страничных книг и рассказывает об истории мира и СССР в период подготовки к самому страшному мировому конфликту. Представляя собой яркое биографическое исследование, издание освещает и глобальные проблемы. В этом томе изучается роль Сталина в ключевых событиях, происходивших в СССР в 1929–1941 годах. В первой книге второго тома рассматриваются «революция сверху» (сворачивание нэпа и насильственная коллективизация), индустриализация, создание современной армии, Большой террор; практически вся вторая книга посвящена подготовке к войне с Германией. Автор показывает процесс создания диктаторского режима Сталина, объясняет его психологию и причины принятия важнейших решений. Если в первом томе повествование строилось так, что Сталин часто надолго пропадал со страниц книги, чтобы уступить место рассказу о Первой мировой войне или других глобальных процессах, в которых он не принимал участия, то во втором томе речь о нем идет почти на каждой странице. Первый том завершается победой Сталина над Львом Троцким (правда, после поражения эмигрант будет еще долго «преследовать» генсека), а во втором томе на сцену выходит соперник иного плана – диктатор во главе возрождающейся страны Адольф Гитлер. Книга заканчивается событиями субботнего вечера 21 июня 1941 года.
В настоящее время Стивен Коткин работает над третьим томом – «Тоталитарная сверхдержава. 1941–1991». Как видно из названия, он выходит далеко за пределы сталинской эпохи и охватывает период от сталинского военного и послевоенного лихолетья до брежневского застоя и горбачевской перестройки и гласности. Была ли советская сверхдержава тоталитарной? Не все историки, в том числе и на Западе, уверены в этом. Тем более если речь идет о последних годах существования СССР. Осталось дождаться третьего тома, чтобы узнать, почему профессор Коткин придерживается столь радикальной оценки.
Пленков О.Ю.
«Революция» 1968-го: эпоха, феномен, наследие
СПб.: Владимир Даль, 2023
Новая книга доктора исторических наук Олега Пленкова посвящена «молодежной революции» 1968 года, ставшей кульминацией изменений, происходивших в западном обществе после окончания Второй мировой войны. «Революция» эта не повлекла за собой серьезных политических реформ, однако принесла моральные перемены в общественную жизнь. Она быстро распространилась по всему миру, выступая против прошлого в лице буржуазного общества, разделенного по классовому и расовому признакам. Впрочем, за 1968 годом последовала лишь субкультурная эрозия старого мира, а не желанные изменения политического строя или преодоление капиталистической системы. Автор рассматривает истоки, историю и последствия этих загадочных событий.
Рубанов А.В.
Анастас Микоян. От Ленина до Кеннеди: история кремлевского лидера
М.: Молодая гвардия, 2023
Герой этой книги сталинский нарком Анастас Микоян (1895–1978) прожил долгую жизнь в политике. «От Ильича до Ильича (то есть от Ленина до Брежнева) без инфаркта и паралича» – так в шутку характеризовали карьерный путь Микояна. Как и почему никому не известный сын неграмотного крестьянина, вооруженный лишь интеллектом и волей, вознесся к вершине власти? В какие поворотные моменты истории оказались востребованы его качества управленца и политика? Об этом рассказывает работа, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей». В издании впервые опубликованы эксклюзивные фотоматериалы из архива внука Микояна музыканта Стаса Намина.
Выставки
26 апреля – 16 июля
In Memoriam. Остановленное время
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Москва, Лаврушинский переулок, 12
Третьяковская галерея впервые приподнимает завесу тайны над одной из своих самых закрытых коллекций. Экспонатами выставки, помимо живописных и скульптурных работ, стали посмертные маски великих людей. Проект позволяет одновременно увидеть и воспринять их и как историческое свидетельство, и как произведение искусства. Подобная маска запечатлевает жизненный итог, маркирует границу между жизнью и смертью человека, после которой в умах поколений начинает формироваться сложный комплекс памяти о личности. Выставка дает возможность сопоставления посмертной маски и портретного изображения.
19 мая – 10 сентября
ОТМА и Алексей. Дети последнего Российского императора
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 36
Экспозиция посвящена детям Николая II и охватывает период с 1895-го (рождение первенца) до 1914 года. Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия в письмах к родителям подписывались начальными буквами своих имен – отсюда и аббревиатура ОТМА. Алексей, цесаревич, был любимцем всей семьи. На выставке представлено более 270 экспонатов, в том числе уникальный комплекс личных вещей и костюмов – от распашонок до парадных придворных платьев. У каждой из сестер был собственный «Кодак», они много и с увлечением снимали себя, родных и друзей, вклеивая затем сотни фотографий в альбомы. Два из них можно увидеть на выставке.
24 мая – 13 мая 2024 года
Русский стиль в искусстве. От Николая I до Николая II
Государственный Эрмитаж, Малая церковь Зимнего дворца
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Основная цель выставки – всестороннее знакомство с особым художественным направлением, получившим название «русский стиль». Поддержанная Николаем I с подачи министра просвещения Сергея Уварова формула «Самодержавие, православие, народность» нашла отклик у многих деятелей искусства. Они стали искать источники вдохновения в старинных рукописях, памятниках архитектуры, народном творчестве. В период правления Николая I и Александра II были созданы разнообразные изделия из серебра, фарфора, стекла, дерева, в художественный образ которых органично вплетались мотивы, заимствованные из крестьянского быта. С 1880-х годов на фоне развития стиля модерн активизировались национально-романтические тенденции, нашедшие отражение в творчестве мастеров следующего поколения.
25 апреля – 23 июля
Золото сарматских вождей
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Москва, улица Волхонка, 12
На выставке впервые представлены вместе уникальные памятники Филипповских курганов. Регион Южного Приуралья от 2500 до 1600 лет назад населяли сарматы, они были классическими кочевниками и не имели долговременных поселений. Посетители могут увидеть произведения середины I тысячелетия до н. э., среди которых защитный доспех и детали амуниции, мечи и кинжалы, копья, луки и наконечники стрел, конская упряжь, одежда и элементы ее декора, ювелирные украшения, зеркала, костяные ложечки, каменные жертвенники, а также «золотые» олени и другие ритуальные предметы. Существенная часть экспонатов – подлинные золотые и серебряные предметы из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, которые впервые демонстрируются за его пределами. Некоторые из них не выставлялись даже в самом музее.
8 мая – 16 июля
Подарки Верховному главнокомандующему
Музей-заповедник «Сталинградская битва»
Волгоград, улица имени Маршала Чуйкова, 47
Экспозиция демонстрирует подарки, преподнесенные Иосифу Сталину в честь его 70-летнего юбилея в 1949 году. В сознании человечества Великая Победа советского народа была связана с именем вождя, юбилей которого стал поводом для выражения признательности за ратный подвиг всему народу в лице его руководителя. На имя генсека поступило более 30 тыс. подарков. Особое место на выставке занимают экспонаты, не относящиеся к подаркам. В частности, это орденские книжки о награждении Сталина (дважды) высшей полководческой наградой СССР – орденом «Победа», а также маршальский мундир вождя.
20 мая – 19 ноября
Александр Иванов – мастер акварели. Жанр и пейзаж
Государственная Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский переулок, 10
Выставка представляет Александра Иванова (1806–1858) как мастера акварели, автора жанровых и пейзажных композиций. Живописец впервые обратился к ним в декабре 1838 года, когда в Рим приехал великий князь Александр Николаевич. Художники задумали преподнести ему на Новый год свои рисунки, и Иванов подарил будущему императору акварель «Аве Мария», эскиз которой можно увидеть на выставке. Картины повседневного быта итальянцев оказались бесценным опытом для художника; в дальнейшем он использовал его в работе над знаменитым графическим циклом «Библейские эскизы». Пейзажные акварели Иванова – это натурные этюды, в которых мастер решает типичные задачи пленэрной живописи. На фоне искусства его современников Иванов-акварелист оказывается новатором, далеко опередившим свою эпоху.
Варвара Рудакова