Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Великий нефтяной путь

№102 июнь 2023

К тридцатилетию ПАО «Транснефть» – давнего и верного партнера журнала «Историк» – мы продолжаем публикацию цикла материалов по истории российского трубопроводного транспорта нефти

logo_TN_g_color_RUS.png

 

К концу 1950-х годов СССР уже не первое десятилетие по дружественным ценам снабжал горючим своих союзников по социалистическому лагерю. Но доставка нефти железнодорожным или морским путем – дело дорогостоящее и не всегда надежное. Требовалась сеть трубопроводов, которая объединила бы «демократические» и «народные» республики Восточной Европы. И такая сеть была создана.

 

План пяти держав

В конце 1958 года в Праге проходила Х сессия Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Эта организация, объединявшая к тому времени десяток стран Европы и Азии, готовилась отметить свое десятилетие. Лучшим подтверждением эффективности ее работы накануне юбилейных торжеств стало решение о сооружении уникального объекта, который должен был связать прочными узами пять европейских социалистических государств – СССР, Венгрию, Чехословакию, ГДР и Польшу. В декабре 1959-го в Москве они подписали договор о совместном строительстве трубопровода для транспортировки черного золота из Волго-Уральской нефтеносной провинции в Восточную Европу. По поводу названия будущей магистрали разногласий не возникло – «Дружба». Это русское слово в СЭВ все понимали без перевода. Сама идея небывалого трубопровода символизировала нерушимое единство стран восточного блока и, бесспорно, повышала популярность СССР среди союзников, подчас весьма своенравных.

Маршрут продумывали скрупулезно. От Альметьевска на юге Татарстана через Куйбышев (ныне Самара) основная трасса шла до Брянской области. Там от нее отходила ветка к латышскому Вентспилсу. Далее в белорусском Мозыре главная магистраль разделялась на два рукава: северный тянулся через Польшу в ГДР, а южный – через Украину в Чехословакию и Венгрию.

Важный объект намеревались возвести в беспрецедентно короткие сроки, причем, вопреки обычной практике, начав с конечных пунктов принимающих сторон. Стройку объявили «всесоюзной комсомольской», что означало быстрый приток квалифицированных рабочих рук. Основные затраты несла Москва, но все страны стали собственниками своих участков трубопровода. Это был один из широких жестов Советского Союза, о которых, увы, в последние годы наши соседи вспоминают редко. В хрущевские времена СССР реализовал немало громких международных проектов. Можно вспомнить и Асуанскую плотину в Египте, и огромный (не хуже «Лужников») стадион «Гелора Бунг Карно» в Индонезии. Но «Дружба» затмила все. 

Каждая из пяти стран старалась показать себя в общем деле. Металлоконструкции поставляли Советский Союз и Польша, вентили и арматура поступали из Чехословакии, в ГДР производили насосы, в Венгрии – почти всю автоматику и средства связи. Главную ответственность за строительство взяла на себя Москва. Да, при сооружении нефтепровода во всех братских государствах трудились местные инженеры и рабочие, но опытные советские специалисты помогали им на каждом километре. Основным исполнителем проекта назначили Минспецстрой – одно из всемогущих ведомств СССР.

Главным инженером «Дружбы» стал Иван Москальков – крупнейший специалист по магистральным трубопроводам. В годы Великой Отечественной по его проекту в кратчайшие сроки Главному управлению аэродромного строительства НКВД удалось возвести необходимый фронту трубопровод Астрахань – Саратов. В 1960-м он разработал новаторский проект, аналогов которому не существовало. Москальков первым в мире доказал необходимость применения в строительстве нефтепровода труб диаметром 1020 мм, которые в те времена в Европе производили только в ФРГ. Что ж, было решено закупать их «у буржуев».

В декабре 1960 года работа началась – в строгом соответствии с проектом Москалькова. Он относился к тем руководителям, кому необходимо было собственными глазами видеть, как воплощаются в жизнь его чертежи, своими руками потрогать каждый шов. Несколько лет Москальков провел в бесконечных командировках по маршрутам трассы, вносил коррективы в проект, но никогда не терял веры в то, что в установленный срок – в середине 1963-го – эта махина заработает. Однако тут в дело вмешалась большая политика.

Москальков И.П.jpg
Иван Москальков

Осадчий_Яков_Павлович.jpg
Яков Осадчий

 

Трубы преткновения

Советский Союз разместил заказы на поставку труб большого диаметра в Западной Германии, в концернах «Маннесманн АГ», «Хёш АГ» и «Феникс-Рейнрор АГ». Против этой сделки в СССР выступал только один человек – знаменитый директор Челябинского трубопрокатного завода Яков Осадчий. Он рассчитывал наладить производство таких труб на своем предприятии и по личной инициативе провел консультации с учеными, а потом, не получив санкции министерства, даже начал строить стан «1020», предназначенный для выпуска труб-гигантов. Очень скоро, когда весь проект оказался под угрозой срыва, именно «партизанские» маневры Осадчего выручили «Дружбу».

На Западе, за железным занавесом, сэвовский «проект века» всегда воспринимали как часть советской экспансии, как московский вариант «плана Маршалла», который экономически надолго подчинит Советскому Союзу страны Восточной Европы. К тому же там понимали, что «Дружба» – это только начало «нефтяного наступления» СССР на Европу. В Вашингтоне опасались, что следующим этапом будет прокладывание трубопроводов в страны НАТО. Американский ответ был привычно жестким: задавить «Дружбу» санкциями. Сами США с Советским Союзом тогда практически не торговали, поэтому пришлось выворачивать руки правительству ФРГ.

В декабре 1962 года под давлением Вашингтона федеральный канцлер Конрад Аденауэр потребовал от своих промышленников отказаться от уже заключенных с русскими контрактов на производство 130 тыс. тонн магистральных труб. Немецкие компании понесли немалые убытки, однако, несмотря на приверженность идеалам «свободной экономики», подчинились грубому политическому прессингу. СССР попытался спасти ситуацию, но очень скоро советские дипломаты убедились, что пробить эту стену невозможно. Значит, нужно рассчитывать на собственные силы. Тут-то и пригодились старания Осадчего.

В нашей прессе сразу же появилось запальчивое – в духе тех лет – послание, которое подписали десятки рабочих челябинского завода: «Что же можно сказать господам аденауэрам по этому поводу? Все-таки плохо еще они знают нас, советских людей. Мы на такие пакости отвечаем просто: мобилизуем все свои силы, средства, сами сделаем все, что нам необходимо».

Конечно, внедрение нового производства потребовало времени, и открытие «Дружбы» пришлось отложить. Но – на полтора года, не более. Челябинский завод продемонстрировал классический пример импортозамещения. За счет собственных ресурсов сравнительно быстро удалось преодолеть технологическое отставание и уменьшить зависимость от западных партнеров. А Осадчего в 1963-м заслуженно удостоили Ленинской премии.

25 февраля 1963 года завод выпустил первую магистральную трубу большого диаметра, на которой сварщик Александр Дунаев начертал мелом – крупно, так, чтобы все видели: «Труба тебе, Аденауэр!!!» Фотография этого «рабочего ответа» западногерманскому канцлеру появилась сначала в десятках советских газет, а затем и в мировых таблоидах. Лидеру ФРГ восклицание перевели напрямую, не учитывая переносного смысла, и он долго предполагал, что челябинцы почему-то решили сделать ему подарок. Все ждал и ждал посылки из СССР. Между тем Дунаев не так уж преувеличивал. «Трубный скандал» сильно ударил по рейтингу Христианско-демократического союза, который возглавлял Аденауэр, и в октябре 1963 года, еще до пуска «Дружбы», канцлер был вынужден уйти в отставку. Это была не только технологическая, но и моральная победа. На Западе признали: Россию санкциями не остановить. «Страну, которая запустила первый спутник, не поставишь на колени из-за нехватки стальных труб», – размышляла в те дни британская Daily Express.

плакат.jpg

 

Нефть идет!

Монтировали нефтепровод так, чтобы горючее поступало в соседние страны как можно быстрее. Строительство ветки от города Броды в советском Прикарпатье до границы с Чехословакией началось уже в декабре 1960 года. Этот участок и заработал первым. Железнодорожные составы подвезли в Броды нефть – и оттуда по новеньким трубам, через Карпатские горы, она пошла в Чехословакию, в резервуарный парк «Будковце». Перекачка оказалась в пять-шесть раз дешевле, чем доставка в цистернах. «Наша страна первой получила советское горючее по трубопроводу "Дружба". Это историческое событие, которое мы, чехи и словаки, никогда не забудем, произошло 22 февраля 1962 года. Сейчас по участку магистрали Броды – Ужгород – Братислава перекачиваются миллионы тонн черного золота», – рапортовал Богумир Валдауф, заведующий отделом Министерства химической промышленности ЧССР. Восторг управленца неудивителен: благодаря дешевой советской нефти его стране удалось освоить новые отрасли промышленности. В том же году по трубам «Дружбы» сырье пошло в Венгрию, а в 1963-м – и в Польшу. Но вся система заработала только к осени 1964-го.

Никита Хрущев намеревался эффектно запустить нефтепровод под щелканье камер фотокорреспондентов – и в который раз попасть на первые полосы сотен газет, подтвердив свое лидерство в мировом коммунистическом движении. Но так уж совпало, что «Дружбу», по заранее намеченному плану, вводили в строй 15 октября 1964 года, и как раз в этот день «наш дорогой Никита Сергеевич» стал персональным пенсионером. Любопытно, что запуск не перенесли на несколько дней, чтобы новые руководители государства – первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и председатель Совета министров Алексей Косыгин – могли поучаствовать в торжествах. 15-го им, конечно, было не до этого: они только обживались на новых должностях. Знаменательное событие прошло без помпезных телеэфиров, скромно и деловито. Таков был стиль первых лет правления Брежнева – ведь Хрущева в числе прочего порицали за «показуху и звонарство». Одновременно со стартом «Дружбы» начиналась прагматическая эпоха «развитого социализма». 

Через два дня после запуска первая нефть, преодолев весь маршрут трубопровода протяженностью 5665 км, дошла из Альметьевска до Польши. Крупнейшая международная магистраль была оснащена передовыми полуавтоматизированными резервуарами и насосными станциями. Уникальное хозяйство потребовало новой системы контроля. В самом центре Москвы, в двух шагах от Кремля, расположилось диспетчерское управление крупнейшей нефтяной артерии мира. Первым главным диспетчером «Дружбы» в 1964 году стала Елизавета Болталина, поэтично названная журналом «Огонек» «королевой нефтяных рек».

В Брянске открыли комплексную лабораторию, в которой изучали и адаптировали для советских условий зарубежную технику, просчитывали оптимальные режимы перекачки нефти… Сложная аппаратура требовала исследовательской работы, уровень автоматизации на «Дружбе» не уступал лучшим мировым образцам, а во многом и превосходил их. В 1992 году в Брянске обустроили центр управления всей российской частью нефтепровода.

запуск на  ЧТПЗ «Челябинский рабочий» ЕвгенийТкачев.jpg
Первая магистральная труба, вышедшая со стана «1020» Челябинского трубопрокатного завода. 25 февраля 1963 года

 

Руки «Дружбы»

50 лет назад по маршруту «Дружбы» пошла и тюменская нефть. В июне 1973 года вступил в строй нефтепровод Самотлор – Усть-Балык – Тюмень – Курган – Уфа – Альметьевск. Эту трассу пришлось прокладывать в тяжелейших условиях полного бездорожья, и журналисты называли ее не иначе как «1850 километров славы». Возвели ее за 18 месяцев вместо изначально намеченных четырех лет. Таких темпов отрасль не знала. Обеспечение «Дружбы» сибирскими углеводородами считалось задачей государственной важности, и на ее выполнение бросали лучшие силы. 

В 1970-е годы Советский Союз осваивал колоссальные нефтяные месторождения, и неудивительно, что систему несколько раз модернизировали и расширяли. В 1974-м заработал трубопровод «Дружба-2», позволивший удвоить поток черного золота из Советского Союза в Европу. Помогла самотлорская трасса! В 1978-м от «Дружбы» через город Унечу на Брянщине потянулись магистрали к терминалам в Латвии и Литве, в 1981-м вошли в строй новые ветки в ГДР и Чехословакии. Наконец, в структуру включили и Югославию: трубы дошли до хорватского порта Омишаль в Адриатическом море. Руки «Дружбы» объяли пол-Европы.

Социалистическим странам горючее поставляли по цене, заниженной как минимум на треть. В годы «дорогой нефти» наши партнеры получали еще более существенную скидку по сравнению с рыночной стоимостью. И все-таки «Дружба» стала для СССР не только символом интеграции стран соцлагеря, но и чрезвычайно выгодным проектом. Это был самый надежный инструмент и для экспорта нефти на Запад. Русское черное золото завоевывало рынки. С учетом нефтепровода «Дружба» заключались контракты, строились дополнительные ветки, сокращались перевозки по морю и по железной дороге.

В наше время нефтепровод «Дружба» проходит по территории девяти государств. Общая протяженность магистральной части составляет 8900 км (из них 3900 км на территории России). Сегодня эксплуатацией и развитием этой грандиозной сети занимается АО «Транснефть – Дружба». В марте 2012 года новая Балтийская трубопроводная система (БТС-2) связала «Дружбу» с российским морским портом Усть-Луга. «Дружба» – это инновационное предприятие, которое успешно внедряет передовые технологии, применяет новейшее оборудование и методы работы, участвует в важнейших социальных и экономических проектах. Сеть модернизируется каждый день, что доказывает: нефтепроводная отрасль – одна из самых наукоемких и передовых. А название магистрали и в наше время не нуждается в переводе на большинство языков мира. 

 

Что почитать?

Славкина М.В. Триумф и трагедия: развитие нефтегазового комплекса СССР в 1960–1980-е годы. М., 2002

Чердабаев Р.Т. Нефть: вчера, сегодня, завтра. М., 2010

Евгений Тростин