Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Что почитать и что увидеть в марте?

№99 март 2023

Хлевнюк О.В. 

Корпорация самозванцев. Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР

М.: Новое литературное обозрение, 2023

IMG_6070.jpg

В ряду российских самозванцев, список которых украшают имена Лжедмитриев и Лжепетров, скромный лжеполковник инженерных войск Советской армии Николай Павленко занимает вполне почетное место. Новая книга доктора исторических наук, профессора Олега Хлевнюка посвящена анализу главного детища этого человека – нелегальной военно-строительной организации, которая на протяжении нескольких лет (с 1948 года до разоблачения в конце 1952-го) строила шоссейные дороги и железнодорожные ветки для различных государственных ведомств. Фактически Павленко создал в сталинском Советском Союзе параллельную государству экономическую единицу, которая в разное время называлась Управлением военного строительства (УВС) № 1 и № 10 и по документам находилась в ведении Военного министерства СССР. Впрочем, в самом министерстве об этом долго не подозревали…

Фальсифицируя приказы военного ведомства, Павленко присваивал себе и своим помощникам воинские звания, ездил на «служебном» автотранспорте, а его контора приобретала на заработанные деньги дефицитную строительную технику – краны, экскаваторы, грузовики. Достаточно быстро предприятие Павленко пошло в рост. На стройках, которыми занималось УВС, были заняты сотни рабочих, получавших, как они полагали, официальную зарплату. Создавались новые площадки в городах и поселках Украины, Молдавии, Эстонии, России. В общей сложности в 1948–1952 годах корпорация Павленко вела работы в 32 населенных пунктах, всего же за этот период было заключено 64 договора на строительство различных объектов на сумму более 38 млн рублей. Интересно, что практически все полученные по договорам деньги «корпорацией самозванцев» были отработаны, а «намеченные объекты построены или находились в процессе строительства». В этом смысле особых претензий у государства к фальшивой структуре Павленко не было…

«Провал организации, как это часто бывает, произошел достаточно случайно, – отмечает автор книги. – Один из рядовых работников организации, обиженный обсчетом, написал жалобу в Москву. Там, хотя и не сразу, начали проверку, которая привела к неожиданному результату: организация под названием УВС в системе Военного министерства не значится, а является фиктивной». В ноябре 1952 года, за несколько месяцев до смерти Иосифа Сталина, Павленко и часть его сотрудников были арестованы. К этому времени число членов «корпорации самозванцев» превысило 300 человек. О ходе следствия чекисты информировали руководство страны, включая Сталина. Уже после кончины вождя сам Павленко был расстрелян, а 16 его ближайших соратников получили различные сроки заключения.

Как была устроена «корпорация самозванцев»? И как ей удалось просуществовать столь долгий срок в условиях тотального государственного контроля за всем и вся и строго централизованного планирования экономики? В своей книге Олег Хлевнюк на основании новых архивных материалов подробно отвечает на эти и другие вопросы.

 

 

Бобров А.Г. 

Ефросин Белозерский в поисках Рая

СПб.: Алетейя, 2023

i773392.jpg

Книга доктора филологических наук Александра Боброва представляет собой научное исследование, посвященное судьбе древнерусского монаха ХV столетия, но построена она по законам детективного жанра. Работа основана на гипотезе о тождестве двух известных по историческим источникам лиц – князя Ивана Дмитриевича Шемякина и известного книжника, священноинока Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Князь был правнуком Дмитрия Донского, единственным внуком его второго сына Юрия Дмитриевича Галицкого и сыном Дмитрия Шемяки, отравленного летом 1453 года в Новгороде по поручению великого князя Василия Темного. Как полагает автор, после смерти отца Иван сначала бежал в Литву, а затем, вернувшись на родину, принял постриг с именем Ефросин. В начале повествования обнаруживается возможное место захоронения персонажа, и далее в обратном хронологическом порядке реконструируются его биография и творческий путь. Для этого автору пришлось обратиться к изучению рукописных сборников, истории мироварения («сотворения мира»), места образа кентавра в культуре Древней Руси. Книга увлечет читателей на самый край земли, к берегам Северного Ледовитого и Индийского океанов…

 

Чудинов А.В.

Французские гувернеры в России. История одной семьи

М.: Политическая энциклопедия, 2022

dheHkNFFHMo.jpg

Доктор исторических наук Александр Чудинов реконструирует историю жизни супружеской пары гувернеров Пьер-Иньяса Жонес-Спонвиля и Элизабет-Аделаиды Матис, оказавшихся в екатерининской России. Читатель увидит, как на основе писем, случайно найденных в архиве, возник сначала смутный абрис облика главных героев, который затем, по ходу исследования, сложился в подробный коллективный портрет сообщества французских учителей, служивших в домах российской аристократии. Эти люди не только воспитывали детей знати, но и участвовали в экспедициях по отдаленным провинциям нашей страны, запускали аэростаты, ставили естественно-научные опыты. Возвратившись на родину, они внесли существенный вклад в ее культуру и сыграли видную роль в политической жизни.

 

Морохин А.В.

Николай I и «династические документы» Романовых. Из истории «засекречивания былого» в 1825–1855 гг.

М.: Кучково поле, 2022

1 1.jpg

Книга кандидата исторических наук Алексея Морохина посвящена исследованию «семейных тайн» дома Романовых и усилиям императора Николая I и его агентов по поиску, отбору и засекречиванию документов, относящихся к истории династии. Автор рассматривает эпистолярное наследие Александра I и его ближайшего окружения, исследует судьбу бумаг, вышедших из-под пера императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. Значительная часть этих материалов представляет собой «неуместные» для фамильной истории Романовых письменные источники, освещавшие потаенные стороны нескольких царствований.

 

Гагкуев Р.Г., Репников А.В.

Великий и страшный 1918 год. Иллюстрированная летопись начала Гражданской войны в России

М.: Яуза-каталог, 2022

o.jpg

«Велик был год и страшен был год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй» – этими легендарными словами Михаил Булгаков навсегда увековечил начало Гражданской войны в России. Кто стал виновником катастрофы? Этот вопрос вот уже более столетия занимает не только профессиональных историков, но и простых обывателей. До сих пор успехи или неудачи нашей страны связываются с событиями 1917 года и трагедией братоубийственной распри. Богато иллюстрированная книга докторов исторических наук Руслана Гагкуева и Александра Репникова посвящена завершающему этапу Великой русской революции (октябрь-декабрь 1917-го) и первому году Гражданской войны в России. В работе отражены ключевые события того времени – создание первого советского правительства во главе с Владимиром Лениным и заключение большевиками Брестского мира; разгон Всероссийского Учредительного собрания и образование Красной армии и Белого движения; начало интервенции стран Антанты и диктатура Верховного правителя России адмирала Александра Колчака; убийство царской семьи. На страницах издания можно увидеть сотни уникальных фотографий (многие из них публикуются впервые), а также карикатуры революционной эпохи, хорошо передающие ее дух и борьбу между политическими противниками, переросшую в полномасштабную войну. Книга является логическим продолжением вышедшего пять лет назад альбома «Великая Революция 1917 года. Иллюстрированная летопись».

 

Тотров Ю.Х.

Английская разведка в России

М.; СПб.: Нестор-История, 2023

XsMRsXX7Ui0.jpg

Книга является результатом более чем 20-летнего исследования ветерана внешней разведки Юрия Тотрова и охватывает период с конца XIX века до 1920 года. Автор анализирует неизвестные ранее эпизоды деятельности английской военной разведки в России до Первой мировой войны и работы против нее отечественной контрразведки. Впервые рассказывается об открытии официального представительства SIS (Secret Intelligence Service) в нашей стране. Дается оценка версии об «английском следе» в убийстве Григория Распутина. Особое место занимает информация о подрывной работе бывших союзников против Советской России после октября 1917 года в Петрограде и Москве, об английской военной интервенции на Русском Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.

 

Карташов Н.А.

Василий Чуйков

М.: Молодая гвардия, 2023

i774036.jpg

Книга историка Николая Карташова посвящена дважды Герою Советского Союза маршалу Василию Чуйкову (1900–1982), принадлежащему к славной когорте блестящих военачальников и полководцев Великой Отечественной войны. В дни Сталинградской битвы имена Чуйкова и бойцов его 62-й армии стали символом несокрушимого русского духа, свидетельством стойкости, мужества, героизма и силы нашего народа. Для гитлеровских стратегов истоки такого явления так и остались неразгаданными. А Чуйков со своей армией, выстояв, пошел дальше, освобождая Донбасс, Украину, Польшу от фашистской нечисти, и дошел до Берлина. В послевоенные и последующие годы он также отдавал всего себя без остатка служению Отечеству.

 

Наумов А.О.

«Цветные революции»

М.: Кучково поле, 2023

qkzrm7yug23g4gi3pgrekknw28ifx4hd.jpg

Монография доктора исторических наук Александра Наумова посвящена исследованию цветных революций – операций по смене политических режимов, которые на протяжении первых пятнадцати лет XXI века произошли сразу в шести государствах Восточной Европы, Закавказья, Центральной Азии и Северной Африки. Основной акцент сделан на анализе технологий «мягкой силы», которые использовались США и их союзниками для осуществления государственных переворотов в Сербии, Грузии, на Украине, в Киргизии, Тунисе, Египте и вновь на Украине. Организованные коллективным Западом с помощью новейших приемов геополитической инженерии цветные революции привели к драматическим последствиям как для системы глобального управления, так и для внутреннего развития суверенных стран.

 

ВЫСТАВКИ

 

23 февраля – 17 апреля

Реставрация картины и исторической рамы. Константин Маковский. «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»

Русский музей, Михайловский дворец

Санкт-Петербург, Инженерная улица, 4

русский музей.jpg

Выставка посвящена восстановлению масштабной картины Константина Маковского (215 х 321 см) и ее оригинальной рамы. Художник создал это полотно в 1869 году. На нем изображен один из самых любимых народных праздников, символизирующий окончание зимы и приход весны. Возраст картины, равно как и смена исторических условий, отразились на ее состоянии. Полномасштабная комплексная реставрация полотна была завершена в Русском музее в канун Масленой недели 2023 года.

 

24 января – 10 мая

Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли

Новая Третьяковка

Москва, улица Крымский Вал, 10

ohnueeo33tdugs9nx8ugtmjo91a6rv39.jpg

Выставка приурочена к тысячелетней годовщине первого летописного упоминания о Суздале, которая будет отмечаться в 2024 году. Суздаль и Владимир относятся к древнейшим городам Северо-Восточной Руси. Благодаря князю Юрию Долгорукому и его сыновьям Андрею Боголюбскому и Всеволоду Большое Гнездо эти земли в середине XII – первой трети XIII столетия приобрели значение важнейшего политического и культурного центра Русской земли. Всего на выставке демонстрируется около 600 экспонатов. Некоторые из них представлены публике впервые. Самые ранние предметы относятся к IX–X векам.

 

9 февраля – 21 мая

Отличники

Музей Русского импрессионизма

Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11

otlichniki-2023.02.09-34.jpg

Выставка «Отличники» рассказывает о европейских путешествиях молодых русских мастеров – лучших выпускников Императорской Академии художеств в Петербурге и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Начинающие амбициозные живописцы на рубеже XIX–XX веков отказались от подражания иностранцам и, переосмыслив полученный за границей опыт, положили начало новому витку развития отечественного искусства. Этот переломный период можно проследить в работах участников «пенсионерских» (то есть осуществляемых на выделенный пенсион) поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до импрессионистических экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей. 

 

23 февраля – 8 октября

Александр Македонский. Путь на Восток

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» (Государственный Эрмитаж)

Казань, Кремль, центр «Эрмитаж-Казань»

5-6-964x1150.jpg

Около 400 экспонатов рассказывают об Александре Македонском (356–323 годы до н. э.) и о распространении греческой культуры на огромных территориях Азии. Фигура реального Александра давно и прочно слилась с мифами о защитнике человечества и о боге, принесшем цивилизацию далеким народам. Разделы экспозиции объединяются в три тематические группы. Первая погружает посетителя в атмосферу классической Греции, взрастившей юного завоевателя. Вторая посвящена Восточному походу, который длился 11 лет, принес македонскому царю мировое господство и изменил судьбу Древнего мира. А третья рассказывает о наследии Александра Великого.

 

27 января – 11 апреля

Страсти Христовы

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Москва, Андроньевская площадь, 10

KP_3290_2021.jpg

Выставка посвящена изображению последних дней земной жизни Христа, когда, согласно Евангелию, Сын Божий был предан одним из своих учеников. События Страстной недели – суд над Христом, заключение под стражу, осуждение на казнь, Распятие – представлены в иконах и произведениях декоративно-прикладного искусства, скульптуры и книжной графики, составляющих основу экспозиции. В нее вошли как ранее не экспонировавшиеся памятники из фондов Музея имени Андрея Рублева, так и предметы, предоставленные церковными и частными собраниями, а также государственными музеями. 

 

3 февраля — 1 апреля

Дом культуры СССР

Центральный Манеж

Москва, Манежная площадь, 1

644581_900.jpg

Выставка приурочена к 100-летию со дня образования СССР. Экспозиция соответствует логике устройства советского Дома культуры и делится на независимые залы – «выставки в выставке». Более 700 предметов представляют искусство того времени, раскрывая идею Домов культуры, появившихся именно в СССР. В трех разделах, которые рассказывают о художественных течениях в искусстве, представлена живопись Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и многих других. В разделе фотомастерской собраны более 50 работ Евгения Халдея – портреты людей, для которых и создавались ДК. Часть экспозиции посвящена советскому кино и индивидуальным чертам кинематографа каждой из союзных республик.

Варвара Рудакова