Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Кризис за кризисом

№94 октябрь 2022

С началом холодной войны бывшие союзники по антигитлеровской коалиции стали готовиться к противостоянию друг с другом. Демонизация врага в США достигла невиданного размаха. «Советская угроза» буквально сводила многих с ума: одна из ее жертв – американский министр обороны Джеймс Форрестол, в 1949 году выбросившийся из окна с криком: «Русские идут!» Впрочем, помимо надуманных были в то время и вполне реальные поводы для испуга. Ведь за 17 лет – с окончания Второй мировой до Карибского кризиса – мир несколько раз оказывался на грани глобальной, в том числе ядерной, войны.

975x0.png

 

Берлин-1948

Первый кризис холодной войны возник в столице Германии, с 1945 года разделенной, как и вся страна, на две части – восточную и западную. В Западном Берлине, находившемся в глубине советской зоны оккупации, активно работали иностранные разведки. 24 июня 1948 года в ответ на проведение американскими, британскими и французскими оккупационными властями денежной реформы советская сторона установила транспортную блокаду западной части города, перекрыв автомобильное, речное и железнодорожное сообщение. При этом было заявлено о готовности полностью обеспечить Западный Берлин продовольствием и иными товарами. В свою очередь, США и Великобритания под лозунгом «СССР хочет уморить голодом 2,5 млн берлинцев» организовали «воздушный мост». На угрозы советских военных сбивать самолеты руководство США ответило, что будет считать это объявлением войны. В итоге не обладавшей еще ядерным оружием Москве пришлось сдать назад: уже 29 июня перемещение гражданских лиц между секторами было восстановлено. Блокада Западного Берлина продлилась до мая 1949 года.

1 берлин 1948.png

 

Корея-1950

После победы китайских коммунистов в гражданской войне их единомышленники в Северной Корее решили освободить юг страны, где был установлен проамериканский режим. В июне 1950 года, заручившись поддержкой Пекина и Москвы, они начали полномасштабное наступление на Южную Корею и заняли ее столицу Сеул. США сразу же провели через Совет Безопасности ООН резолюцию о привлечении в Корею «международных сил», которые насчитывали 400 тыс. американцев и 100 тыс. их союзников. Им удалось нанести поражение северокорейским войскам, но на помощь поспешили китайские «добровольцы» – на деле кадровые части Народно-освободительной армии Китая. Также на Дальний Восток был срочно переброшен советский авиационный корпус из 300 самолетов, которые быстро навели порядок в корейском небе. Это было первое и единственное за годы холодной войны прямое столкновение вооруженных сил СССР и США, вызвавшее бешенство в Вашингтоне. Командующий американской армией в Корее генерал Дуглас Макартур настаивал на нанесении ядерного удара по северокорейским и китайским городам и даже говорил о целях в СССР, но это не нашло поддержки наверху, генерала-«ястреба» отправили в отставку. Фронт Корейской войны надолго застрял на 38-й параллели, а в июле 1953 года между двумя Кореями было подписано перемирие, до сих пор не ставшее миром.

Népszínház_utca_a_József_körút_felől_nézve,_balra_a_Csokonai_utca_torkolata._Fortepan_79402.png

 

Венгрия-1956

После смерти Иосифа Сталина Запад попытался, используя местные антисоциалистические силы, вырвать страны Восточной Европы из зоны советского влияния. Выступления против СССР и его сторонников вспыхнули в ГДР, Польше и Венгрии. В октябре 1956 года в Будапеште под давлением демонстрантов сталиниста Эрнё Герё сменил сторонник реформ Имре Надь. Добившись вывода из венгерской столицы советских войск, он фактически перешел на сторону восставших, которые начали кровавый террор против коммунистов. Власть оказалась парализована, через открытую западную границу в Венгрию направлялись оружие и наемники, войска НАТО в ФРГ были приведены в боевую готовность в ожидании, что Надь пригласит их вмешаться. Глава нового правительства сделал заявление о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора. В результате 4 ноября Советской армии пришлось снова вступать в Будапешт и брать его с боем. К 8 ноября сопротивление в городе было подавлено, власть перешла к сторонникам СССР. События в Венгрии не успели перерасти в крупный международный кризис, но сыграли важную роль в холодной войне. Именно ими впоследствии оправдывались гонка вооружений и военное вмешательство Запада в разных регионах.

 

Египет-1956

Одновременно с венгерским в мире разыгрался другой вооруженный конфликт, имевший не менее широкий резонанс. Пришедший к власти в Египте молодой офицер Гамаль Абдель Насер решил национализировать Суэцкий канал, которым с момента его постройки владели англичане и французы. Когда страны Запада ввели против Египта санкции, он обратился за помощью к СССР. 26 июля 1956 года был издан декрет о национализации канала, после чего Великобритания, Франция и Израиль тайно договорились о совместной интервенции в Египет. В конце октября выступавшая в качестве форпоста «коллективного Запада» израильская армия вторглась на Синайский полуостров, а потом и англичане с французами высадили войска в зоне Суэцкого канала. Успех агрессоров оказался недолгим: против них выступило большинство стран мира, а лидер СССР Никита Хрущев даже пригрозил ядерным ударом, если они не выведут войска. Поразмыслив, к общему осуждению примкнули и США, застигнутые врасплох действиями своих союзников. Уже в начале ноября Генеральная Ассамблея обязала противников Египта покинуть зону канала, заменив их своими силами. Это была первая миротворческая операция ООН.

Tanks_Destroyed_Sinai.png

1.1.Construction-of-Berlin-Wall.png

 

Берлин-1961

Очагом холодной войны в Европе долгое время оставался Берлин: руководство СССР требовало вывода из города англо-американских войск, но союзники не соглашались на это, понимая, что следующим шагом станет присоединение Западного Берлина к ГДР. Вместо созыва международной конференции для решения «берлинского вопроса», на чем настаивал Хрущев, США направили в город дополнительные силы. В августе 1961 года в Москве на совещании стран Варшавского договора было решено «изолировать» западную часть Берлина. В ночь на 13 августа вокруг нее началось сооружение бетонной стены общей протяженностью 155 км. Помешать строительству Запад не смог: советское руководство дало понять, что ответит на возможное вмешательство всеми средствами вплоть до ядерного удара. Война едва не разразилась 27 октября, когда на пропускном пункте «Чарли» в самом центре города американские танки двинулись навстречу советским. Их противостояние с нацеленными друг на друга стволами длилось целые сутки, и понадобились прямые переговоры президента США Джона Кеннеди и Хрущева, чтобы разрядить ситуацию.

Вадим ЭРЛИХМАН, кандидат исторических наук

Вадим ЭРЛИХМАН, кандидат исторических наук