Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События июня

№90 июнь 2022

210 лет назад

Нашествие «двунадесяти языков»

Армия Наполеона вторглась в пределы Российской империи

В 1811 году французский император Наполеон заявил своему послу в Варшаве: «Через пять лет я буду владыкой всего мира. Остается одна Россия – я раздавлю ее». Для войны между двумя сверхдержавами имелось немало поводов: Францию не устраивало нежелание России прерывать торговые связи с Великобританией, Петербург не мог смириться с влиянием Франции в герцогстве Варшавском, на западных рубежах Российской империи. Но главной причиной было стремление Наполеона к гегемонии в Европе и мире. 10 (22) июня 1812 года он обратился к войскам с воззванием, в котором обвинял Россию в нарушении Тильзитского мира. «Война положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение 50 лет оказывала на дела Европы» – такими словами он завершил свое обращение к армии. В тот же день посол Франции в России Жак де Лористон вручил председателю Государственного совета и Комитета министров Николаю Салтыкову ноту с объявлением войны. Ночью 12 (24) июня началась переправа передовых французских частей через Неман в районе Ковно (ныне Каунас, Литва). За первые четыре дня войны на территорию России вторглось более 220 тыс. солдат, затем – еще около 420 тыс. Колоссальную по тем временам армию составили французы, поляки, немцы, голландцы, бельгийцы. Русские назвали эти полчища нашествием «двунадесяти [то есть двадцати] языков». Петербург первоначально мог противопоставить им лишь армии под командованием Михаила Барклая-де-Толли и Петра Багратиона общей численностью менее 160 тыс. Лето 1812 года прошло для русских в отступлениях и героических арьергардных боях. Планом Барклая было заманивание армады Наполеона вглубь России. Битва на Бородинском поле, которую дал захватчикам главнокомандующий Михаил Кутузов, показала стойкость и боеспособность русской армии. Но второго генерального сражения под Москвой Кутузов избежал. Французы заняли Белокаменную – и это оказалось их стратегической ошибкой. Отрезанная от ресурсов колоссальная наполеоновская армия теряла боеспособность. В октябре Бонапарт был вынужден начать отступление на запад. Его войска таяли под ударами русских регулярных и партизанских частей. Для России это была Отечественная война, для французов – грабительская кампания, которая стала для них роковой. К середине декабря армия, не знавшая поражений в Европе, была практически полностью уничтожена. Спастись удалось немногим: лишь около 27 тыс., включая самого Наполеона, смогли отступить на запад.

 

 

150 лет назад

К юбилею императора

В Москве открылась Первая всероссийская политехническая выставка

В начале 1870-х годов стали очевидны первые результаты Великих реформ Александра II. Позитивные перемены ярко продемонстрировала Всероссийская политехническая выставка, открытая в Москве 30 мая (11 июня) 1872 года в присутствии великого князя Константина Николаевича, московского генерал-губернатора князя Владимира Долгорукова и других официальных лиц. Кульминацией церемонии стало прибытие по Москве-реке к Морскому павильону ботика Петра I – выставка была приурочена к 200-летнему юбилею первого русского императора. По обе стороны Кремлевской стены, в Александровском и Тайницком садах, а также на набережной возвели 86 павильонов, строительством которых руководил зодчий Дмитрий Чичагов. Было представлено более 10 тыс. разнообразных изделий из губерний Российской империи, а также около 2 тыс. различных «диковин» из других стран. С экспозицией ознакомилось более 750 тыс. человек. Самым примечательным техническим новшеством, которым москвичи начали пользоваться еще до окончания выставки, стали построенные впервые в истории Белокаменной паровая и конная пассажирские линии. Выставка продлилась до осени и показала достижения России в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военного дела, науки, техники и культуры.

 

 

125 лет назад

«Что тебе снится?»

Состоялась церемония закладки крейсера «Аврора»

В 1896 году петербургский Балтийский завод получил заказ на строительство трех новейших крейсеров, которым дали имена античных богинь – «Диана», «Паллада» и «Аврора». Корабелы трудились спешно: к тому времени Германия уже начала перевооружение своего флота на Балтике – и Россия намеревалась дать достойный ответ потенциальному противнику.

23 мая (4 июня) 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге прошла церемония закладки крейсера «Аврора». В ней участвовал генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович. Между 60-м и 61-м шпангоутами укрепили серебряную закладную табличку, а на специально установленных флагштоках подняли флаг и гюйс крейсера. Дальнейшие работы заняли менее трех лет, и 11 (24) мая 1900 года в присутствии императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду.

В сентябре 1903-го, окончив испытания, новый крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России. «Аврора» приняла участие в Русско-японской войне, в том числе в печально знаменитом Цусимском сражении, а потом вернулась на Балтику и стала учебным кораблем, на котором проходили практику гардемарины Морского корпуса.

Во время Первой мировой крейсер принял участие в морских сражениях, но вошел в историю прежде всего благодаря своей роли в революционных событиях. 25 октября (7 ноября) 1917 года «Аврора» встала на якорь в Петрограде, возле Николаевского моста, и дала холостой выстрел, который послужил сигналом для захвата Зимнего дворца большевиками. В дальнейшем крейсер вновь использовался как учебный корабль, а в 1948-м был пришвартован на вечную стоянку у Петроградской набережной. Тогда же на его борту открыли музей.

 

 

95 лет назад

Теракт в Варшаве

Полпред СССР Петр Войков застрелен эмигрантом из России

Петр Войков

Убийцей советского дипломата стал 19-летний эмигрант из России Борис Коверда. В мае 1927 года после отчисления за прогулы из гимназии Виленского русского общества он приехал в Варшаву. Узнав о предстоящем отъезде Войкова в СССР, Коверда ежедневно приходил на вокзал к 9:45 – времени отправления единственного поезда в Москву. 7 июня он увидел Войкова, который встречался на перроне с проезжавшим через Польшу советским полпредом в Англии Аркадием Розенгольцем. Приблизившись к Войкову, Коверда выстрелил шесть раз. Две пули достигли цели. В Москве погибшего дипломата с почестями похоронили у Кремлевской стены.

Террориста задержали, и 15 июня он предстал перед Чрезвычайным судом. Заявив, что убил Войкова «не как посланника, а как члена Коминтерна», подсудимый добавил: «Мне жаль, что я причинил столько неприятностей моей второй родине – Польше. Вот в газетах пишут, что я монархист. Я не монархист, а демократ. Мне все равно: пусть в России будет монархия или республика, лишь бы не было там той банды негодяев, от которой погибло столько русского народа».

Суд не стал выяснять, кто вручил юноше пистолет, научил им пользоваться и оплатил двухнедельное проживание в Варшаве. Заслушав речи четырех (!) адвокатов и показания сочувствовавших убийце свидетелей, его приговорили к пожизненным каторжным работам. Позже этот срок был сокращен до 15 лет, а в 1937-м Коверду освободили по амнистии.

Всю войну Коверда сотрудничал с гитлеровцами. В апреле 1945-го в числе 462 коллаборационистов из 1-й Русской национальной армии генерала вермахта Бориса Хольмстон-Смысловского он скрылся в нейтральном Лихтенштейне. С 1952 года жил в США. В 1984-м опубликовал статью, поведав о том, что в подготовке теракта ему помогли издатель газеты «Белорусское слово» Арсений Павлюкевич и белогвардейский казачий есаул Михаил Яковлев.

Борис Коверда на допросе в полицейском участке сразу после покушения на Петра Войкова. Варшава, 7 июня 1927 года

 

 

85 лет назад

«Мы покоряем пространство и время»

Начался первый трансполярный беспосадочный авиаперелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США)

Георгий Байдуков, Валерий Чкалов и Александр Беляков (слева направо) во время посадки на острове Удд в Охотском море. 22 июля 1936 года

Мечта перелететь из Европы в США через Северный полюс казалась несбыточной до середины 1930-х, пока не появился уникальный самолет конструкции Андрея Туполева – АНТ-25. Но первая попытка советских летчиков реализовать этот план оказалась неудачной: экипаж Сигизмунда Леваневского из-за неисправности двигателя был вынужден повернуть назад, не проделав и половины пути. Для второй попытки выбрали тройку пилотов – Героев Советского Союза, прославившихся рекордным по дальности перелетом Москва – остров Удд. Командир – Валерий Чкалов, второй пилот – Георгий Байдуков, штурман – Александр Беляков. Они стартовали 18 июня 1937 года со взлетной полосы в подмосковном Щелкове (ныне военный аэродром Чкаловский).

Полет выдался тяжелым. Чкалов и его соратники преодолели четыре циклона. Для их облета приходилось подниматься на высоту 6 тыс. метров. Температура в кабине опускалась до –9 °С. Самолет несколько раз покрывался коркой льда. Двигатель остыл, замерзла система охлаждения. В нее пилотам, уже пролетавшим над территорией Америки, пришлось заливать горячий чай и кофе из термосов.

Наконец 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени, после 63 часов и 16 минут полета, самолет совершил мягкую посадку на аэродроме военной базы Барракс в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон). Американцы с восторгом встретили советских летчиков. На смельчаков надели венки из роз. Первым их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл, будущий военный министр и госсекретарь США, служивший в то время в Ванкувере. Чкалов, Байдуков и Беляков побывали и на аудиенции у президента Франклина Рузвельта в Овальном кабинете Белого дома. Президент заметил, что эта тройка героев сделала для потепления международных отношений больше, чем сотни дипломатов. В Нью-Йорке гостей приветствовал многотысячный митинг. «Да здравствуют советские орлы!» – скандировали американцы. Обратно летчики возвращались через океан на лайнере «Нормандия». В Москве их встречали как триумфаторов. Этот перелет стал важной вехой в истории авиации.

 

30 лет назад

Кепка столичной кройки

Юрий Лужков назначен мэром Москвы

Первый мэр Москвы – избранный в июне 1991 года Гавриил Попов – быстро показал себя слабым управленцем. Он был ученым-экономистом, теоретиком, любимцем студентов, а Москве в то непростое время требовался «кризисный менеджер». В итоге 6 июня 1992 года Попов ушел в отставку. В тот же день указом президента Бориса Ельцина столичным мэром был назначен 55-летний глава московского правительства Юрий Лужков. Ему быстро удалось зарекомендовать себя «крепким хозяйственником». В Москве прекратились перебои с продовольствием, из городского бюджета Лужков стал выплачивать прибавку к весьма скудным в то время пенсиям. Энергичный мэр любил выступать по телевидению, объясняя жителям нюансы своей политики, разводил пчел, уделял внимание театрам и развлекательным мероприятиям, играл в футбол и окунался в прорубь, но еще чаще – в неизменной кепке – появлялся на строительных площадках. В те годы он устраивал и демократически настроенных избирателей, и тех, кто тосковал по советским временам. Неудивительно, что на выборах мэра в июне 1996 года он получил поддержку 88% москвичей. После этого Лужков еще дважды подтверждал свои полномочия на выборах и оставался главой города более 18 лет. Москва при нем превратилась в крупный финансовый и торговый центр. При этом мэр не отличался бережливым отношением к исторической части столицы, в которой как грибы прорастали «нуворишские» корпуса с яркими башенками. Тем не менее Лужков во многом опередил свое время. В 1990-е из политических тяжеловесов только московский мэр говорил о необходимости воссоединения Крыма с Россией, помогал развитию русских школ на полуострове и даже поддерживал Черноморский флот. После аномально жаркого лета 2010 года, к которому Москва во многом оказалась не готова, Лужков был освобожден от должности «в связи с утратой доверия». И хотя второй мэр столицы оставил о себе противоречивую память, без этой яркой личности невозможно представить ни постсоветской Москвы, ни новой России.

 

 

Мэр Москвы Юрий Лужков на открытии Музейно-выставочного комплекса «Рабочий и колхозница» в Москве. 4 сентября 2010 года

Фото: LEGION-MEDIA, В.ТЕМИН /ФОТОХРОНИКА ТАСС, РИА НОВОСТИ

 

Журнал «Историк»