Движение вверх
№40 апрель 2018
12 апреля 1961 года – особый день в мировой истории. Юрий Гагарин не просто открыл новую космическую эру – он помог человечеству поверить в свои созидательные возможности. Это не забудется никогда
Первый пилотируемый полет человека в космос – это начало начал, заслуга на все времена, достижение мирового уровня, которым все мы должны гордиться. Неудивительно, что День космонавтики стал международным праздником. Я не раз убеждался, что его действительно празднуют не только в России. Недаром американский астронавт Нил Армстронг, первым ступив на поверхность Луны, признался, что именно Гагарин «позвал нас всех в космос».
Полет Юрия Алексеевича Гагарина продолжался 108 минут. По современным меркам – недолго. Но эти минуты бесценны. Риск и ответственность в первом полете были огромны. Гагарин – первопроходец, и его подвиг повторить невозможно. Он первым попробовал невесомость, облетел вокруг Земли, первым испытал возможности человека в космосе. Это стало для нас основой, чтобы продвигаться вперед в исследовании космического пространства. И поэтому чем больше лет проходит со дня полета Гагарина, тем выше значение этого события.
Мой первый полет в космос состоялся через 27 лет после гагаринского. Что вспоминается о нем? Взгляд в иллюминатор, когда ты видишь, что Земля на самом деле круглая. Это сильнейшее впечатление, которое я помню до сих пор. Но не менее ярко помнится и первый полет на самолете, когда ты не в иллюминатор смотришь, когда ты пилот и над головой видишь землю.
Когда мы готовились полететь в космос, задавали вопрос нашему выдающемуся летчику-испытателю, Герою Советского Союза Сергею Николаевичу Анохину, который с честью выходил из нескольких аварийных ситуаций: «Чего вы боялись больше всего?» Не забуду его ответ: «Больше всего я боялся осрамиться». С годами, в своих шести космических полетах, я убедился в правоте выдающегося летчика.
У российской пилотируемой космонавтики, которая ведет свое начало с полета Юрия Гагарина, огромное будущее: работа будет строиться на взаимодействии человека и автоматических систем. Сложные космические исследования требуют вмешательства человека, соответствующих знаний и умений. Автоматы могут успешно выполнять задания, которые грамотно и продуманно поставил перед ними человек, но в нештатных ситуациях, без которых серьезной исследовательской работы не бывает, требуется творческий подход, необходима мгновенная реакция. Поэтому человек в космосе был и останется первопроходцем. Без человека не обойтись – ни на Земле, во время подготовки космических исследований, ни на орбите.
Одно из преимуществ работы космонавта – то, что мы получаем очень разносторонние знания. Разумеется, в каждую из областей нельзя погрузиться очень глубоко, но тем не менее это захватывает – познавать и биологию, и географию, и медицину, и химию, и физику… Не случайно ведь говорят, что быть космонавтом – это даже не профессия. Это образ жизни, которому подчиняется все твое время.
Традиции, которые заложил Юрий Гагарин, не исчезли. Еще недавно многие пессимистично оценивали будущее российской космонавтики. Но сегодня космическая отрасль в России развивается, модернизируется. В наших планах – движение за пределы низкой околоземной орбиты. При этом, конечно, сохранится постоянное присутствие российских космонавтов и на низкой орбите – там, где сейчас действует Международная космическая станция. Эту работу прекращать нельзя. С низкой орбиты удобно наблюдать за Землей, там проще налаживать производство и ставить эксперименты, связанные с невесомостью.
Между тем первый шаг, который нам предстоит сделать для продвижения вперед, – это Луна. В этом направлении идет разработка техники. Задача современной космонавтики – не просто прилететь на Луну, воткнуть флаг и улететь. Так можно было рассуждать 40–50 лет назад. А нам сегодня нужна база, где люди будут строить новую инфраструктуру. Возможно, именно Луна станет перевалочной базой для более дальних экспедиций.
Наш новый корабль будет летать дальше, чем нынешние. Это будущее российской космонавтики. На 2022 год запланированы летные испытания нового корабля в беспилотном варианте. Чтобы выдержать этот план, надо интенсивно работать. Так, как работали первопроходцы мировой космонавтики. Уверен, нам по силам эта задача.
Сергей Крикалёв