Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

События января

№85 январь 2022

475 лет назад

Самодержец русский

Иван IV венчался на царство

Ларец-ковчег для хранения грамоты об утверждении Ивана IV в сане царя. 1852–1853 годы

До этого московские правители носили титул великого князя. В конце XV века Ивана III, усилиями которого многие русские земли были присоединены к владениям Москвы, стали величать «государем всея Руси». Некоторые иностранные послы и самого Ивана III, и его сына Василия III именовали «цесарем», но официально они считались великими князьями. Царями в русских источниках чаще всего называли либо византийских императоров (отсюда привычное наименование Константинополя – Царьград), либо ханов Золотой Орды.

16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась важная торжественная церемония – венчание на царство. Чин венчания был составлен митрополитом Макарием, одним из наиболее близких советников будущего царя. Митрополит возложил на Ивана IV знаки царского достоинства – «крест честной животворящий» (с частицей Креста Господня), бармы и шапку Мономаха – и благословил его. Затем он обратился к нововенчанному государю с наставлением: «Братию свою по плоти люби и почитай». В союзе с церковью, которая объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. В течение нескольких десятилетий вся Европа (кроме Речи Посполитой) признала царский титул правителя Москвы. Он стал символом того, что после падения Византии ее значение и величие перешли к Московскому царству. При этом подчеркивался самодержавный и сакральный характер власти обладателя царского титула. Не следует также забывать, что само слово «царь» произошло от латинского «цезарь», являвшегося титулом древнеримских и византийских императоров. Таким образом, русский царь становился на один уровень с европейскими монархами.

 

340 лет назад

Конец местничеству

Упразднена система распределения должностей «по знатности рода»

Портрет царя Федора Алексеевича. Первая половина XIX века

С XV века государственные должности в Великом княжестве Московском (а затем и в Русском царстве) распределялись в соответствии с местничеством – системой, заимствованной из Литвы и основанной на знатности и старшинстве. Чем выше стояли предки претендента, тем более высокое место в государственной иерархии он мог получить. Играли свою роль и непосредственные заслуги предков: так, сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед собственным двоюродным братом, отец которого ничем не прославился. Поскольку обойденным соискателям назначения часто казались несправедливыми, возникали местнические споры. Их урегулированием занимался сам царь, а местнические книги, на основе которых выносилось решение, вел Разрядный приказ. В условиях собирания русских земель такая система имела смысл, но во второй половине XVII века она стала неэффективной. Принцип подбора кадров по знатности рода, а не по личным способностям и талантам тормозил развитие государства. Вопрос об отмене местничества рассматривался на Соборе государевых ратных и земских дел, и 12 (22) января 1682 года в присутствии патриарха Иоакима, высшего духовенства, бояр и выборных людей соответствующее «Соборное деяние» утвердил царь Федор Алексеевич. По царскому указу огню предали разрядные книги, что означало конец местничеству. Однако новый порядок государственной службы Федор Алексеевич установить не успел, так как в том же году скончался. Петр I, взявшийся сразу за многие преобразования, долгое время не уделял этой проблеме должного внимания, хотя де-факто при назначении на ту или иную должность руководствовался проверенными качествами и достижениями соратников, а не их происхождением. Лишь через 40 лет, в 1722 году, появилась «Табель о рангах» – закон, поставивший продвижение по службе в зависимость от личных способностей и выслуги лет.

 

230 лет назад

«Времен Очаковских и покоренья Крыма»

Ясский мирный договор поставил точку в Русско-турецкой войне

Спустя несколько лет после присоединения Крыма к Российской империи османское правительство направило Екатерине II ультиматум с требованием отказаться от полуострова и поддержки Царства Грузинского (Картли-Кахетии). Императрица отвергла ультиматум, что стало поводом к боевым действиям. Война 1787–1791 годов ознаменовалась блистательными победами русского оружия: Григорий Потемкин штурмом взял крепость Очаков, Александр Суворов – Измаил, а Федор Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. Оглушительные поражения вынудили османов пойти на переговоры. Предварительный мир заключил князь Николай Репнин. Екатерину II в целом устраивало такое развитие событий, однако Потемкин посчитал условия прелиминарных соглашений невыгодными. Он дал понять, что готов продолжать войну. Осознав реальность этой угрозы, Османская империя согласилась на новые переговоры. Дипломаты сошлись в столице Молдавского княжества – городе Яссы (ныне в Румынии). После кончины Потемкина русскую делегацию возглавил Александр Безбородко, сумевший довести дело своего предшественника до успешного финала. 29 декабря 1791 года (9 января 1792 года) был подписан Ясский мирный договор, окончательно закрепивший за Россией Северное Причерноморье, включая Крым, и усиливший ее позиции на Кавказе и Балканах. Теперь граница между империями пролегла по Днестру. На вновь присоединенных к России территориях были основаны города Одесса, Тирасполь, Григориополь.

 

110 лет назад

Раскол по-социалистически

На конференции в Праге большевики отмежевались от бывших товарищей по партии

Барельеф на фасаде здания в Праге, где проходила VI Всероссийская конференция РСДРП. Фотография 1960-х годов

После поражения революции 1905–1907 годов Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) переживала тяжелые времена. Ее численность сокращалась, к тому же полиции удалось завербовать нескольких партийных активистов, которые информировали власти о планах революционеров. Вскоре после V съезда, состоявшегося весной 1907 года в Лондоне, РСДРП фактически распалась на ряд групп и течений, лидеры которых остро критиковали друг друга. Идейная борьба привела и к организационному расколу партии. По инициативе Владимира Ульянова (Ленина), стоявшего во главе большевиков (одного из крупнейших течений РСДРП), в январе 1912 года в Праге была созвана партийная конференция. Если на V съезде присутствовали 303 делегата с решающим голосом, то на Пражскую конференцию прибыли всего 16 большевиков и только двое меньшевиков. В этом собрании отказались участвовать все остальные ответвления РСДРП, национальные социал-демократические партии и думская фракция социал-демократов. Тем не менее сторонники Ленина объявили конференцию VI Всероссийской и именно с этого момента стали вести отсчет истории своей, большевистской партии. Конференция провозгласила стоящими вне партийной организации так называемых ликвидаторов, разногласия с которыми, как и с меньшевиками, оказались для большевиков непреодолимыми. Ликвидаторы призывали отказаться от нелегальной работы, рассчитывая превратить РСДРП в реформистскую партию западноевропейского типа. Ленин же, в отличие от меньшевиков и ликвидаторов, делал ставку на «профессиональных революционеров» и более радикальные методы политической борьбы. Уже в августе того же года социал-демократы «различных политических оттенков» во главе со Львом Троцким собрались на конференцию в Вене, которая лишь закрепила раскол РСДРП.

 

90 лет назад

Автогигант на Волге

Торжественно открыт Нижегородский автозавод имени В.М. Молотова

В 1929 году Высший совет народного хозяйства СССР заключил соглашение с американской компанией Ford о технической помощи по налаживанию выпуска грузовых и легковых автомобилей в нашей стране. Вскоре появился Первый автосборочный завод в Нижнем Новгороде. Строить автогигант решили там же, учитывая транспортное значение Волги и Оки – двух рек, на берегах которых раскинулся этот город. Завод проектировало американское архитектурное бюро Альберта Кана, а строительство доверили советскому тресту «Металлострой». Нижегородский автозавод имени В.М. Молотова торжественно открыли 1 января 1932 года. Его первым проектом стала знаменитая полуторка – грузовик НАЗ-АА. В октябре 1932-го Нижний Новгород переименовали в Горький – так родилась известная марка «ГАЗ». Крупнейший в СССР автозавод выпускал грузовики, легковые автомобили, автобусы, бронеавтомобили и танки. Уже в апреле 1935 года с его конвейера сошел стотысячный автомобиль.

В 1957 году завод снова сменил название: после разоблачения Никитой Хрущевым «антипартийной группы» Вячеслав Молотов навсегда покинул политический олимп. В 1960–1970-х автогигант прославили ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга», которые считались самыми престижными и мощными отечественными легковыми моделями и многие годы трудились на улицах советских городов в качестве такси. Кроме того, завод запускал в производство новые линейки грузовиков. Производились здесь и представительские «Чайки» – не поступавшие в продажу, а только распределявшиеся среди сильных мира сего. В последние десятилетия Горьковский автозавод сохранил позиции на рынке благодаря новым маркам микроавтобусов «Газель» и «Соболь». Он стал ключевым предприятием концерна «Группа ГАЗ». В 2020 году завод начал выпуск грузовика-внедорожника «Садко Next», который способен перевозить до 3 тонн. В газовских цехах собирают легковые автомобили Škoda и Volkswagen. История легендарного завода продолжается.

 

 

60 лет назад

Горючее для союзников

Начал работу нефтепровод «Дружба»

Идея уникального трубопровода, который бы связал пять европейских социалистических государств – СССР, Венгрию, Чехословакию, ГДР и Польшу, впервые прозвучала на Х сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в Праге. Через год, в 1959-м, эти государства подписали в Москве договор о совместном строительстве нефтепровода, по которому черное золото можно было бы доставлять из Волго-Уральской нефтегазоносной провинции в страны Восточной Европы. Название будущей магистрали споров не вызывало: конечно, «Дружба». Сам проект создания небывалой нефтяной артерии повышал авторитет и популярность СССР среди союзников. В нашей стране стройку объявили Всесоюзной комсомольской, что гарантировало быстрый приток квалифицированных рабочих рук. Основные затраты несла Москва, но все государства – участники договора стали собственниками своих отрезков трубопровода и внесли лепту в его строительство. Металлоконструкции поставляли СССР и Польша, вентили и арматура поступали из Чехословакии, в ГДР производили насосы, а в Венгрии – автоматику и средства связи. Столь масштабного международного экономического сотрудничества история еще не знала.

14 января 1962 года начала работу первая очередь нефтепровода «Дружба». Нефть из Советского Союза пошла через Карпатские горы в Чехословакию, в резервуары «Будковце». Систему полностью ввели в строй в 1964-м. Трасса протянулась на 4665 км. Впервые в мире в системе нефтепроводов появились полуавтоматизированные резервуары и насосные станции. Уникальный нефтепровод много раз модернизировали и расширяли. В наше время трубы «Дружбы» проходят по территории 10 стран и вносят важный вклад в развитие нефтяного экспорта России. Сегодня система объединяет 8900 км трубопроводов, из которых 3548 км – на территории нашей страны. Эксплуатацией российского отрезка этой грандиозной сети занимается АО «Транснефть – Дружба».

 

Фото: LEGION-MEDIA, ©ГИМ, РИА НОВОСТИ, ©ПАО «ТРАНСНЕФТЬ»

Арсений Замостьянов