Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Главная сцена советской дипломатии

№83 ноябрь 2021

В СССР Большой театр не просто был визитной карточкой «самого передового» искусства, но и активно использовался вождями для решения сугубо дипломатических задач

О месте и роли Большого театра в истории мирового оперного и балетного искусства написано немало. В советское время театр по праву превратился в витрину отечественной культуры: здесь работали выдающиеся артисты и режиссеры, музыканты и дирижеры, хореографы и художники. Власть всячески опекала театр, стараясь вникать в его многочисленные нужды и проблемы, в результате чего, можно смело сказать, Большой оказался на особом, привилегированном положении. Но и отдача от него была соответствующей: приезжавшие в Москву иностранные гости считали обязательным пунктом культурной программы просмотр спектаклей Большого театра. А демонстрируемый труппой высокий профессионализм работал, таким образом, на создание имиджа Советского государства на международной арене.

Но помимо собственно культурной и просветительской миссии посещение зарубежными гостями Большого театра имело и другие цели: прежде всего его спектакли были важнейшим средством советской дипломатии в достижении ее приоритетов. Глав иностранных государств и других официальных лиц приглашали в Большой не только для того, чтобы показать, на что способны наши артисты. Нередко это оказывало решающее влияние на исход сложных международных переговоров, проходивших в Кремле и на Смоленской площади. В отечественном внешнеполитическом ведомстве хорошо знали, какую важную поддержку в переговорном процессе может оказать, например, просмотр «Лебединого озера» с участием звезд. Таким образом, наиболее известный балет Петра Чайковского являлся не только частью культурной программы, но и своеобразным козырем в дипломатической игре. К тому же высокие гости зачастую сами изъявляли желание посмотреть «Танец маленьких лебедей» на прославленной сцене: настолько популярно было «Лебединое озеро» за рубежом!

 

Гости царской ложи

Приезжавшие в СССР главы зарубежных стран смотрели спектакли из так называемой центральной ложи Большого театра (бывшей царской). Это отражало максимальную степень гостеприимства, ибо ложа предназначалась исключительно для руководителей Советского Союза. Согласно протоколу тот или иной лидер иностранного государства должен был посещать спектакли Большого в сопровождении высших должностных лиц СССР. Когда члены делегации занимали свои места в первом ряду ложи, украшенной флагами двух государств, исполнялись гимны. Зрители приветствовали гостей стоя, продолжительными аплодисментами. Репортажи о подобном событии публиковались на первых полосах газет.

По фотографиям зарубежных гостей в центральной ложе Большого театра можно изучать историю международных отношений. Как в некоторых первоклассных отелях размещают портреты звезд, останавливавшихся под их крышей, так и стены Большого можно было бы украсить галереей побывавших в нем иностранных политиков, имена которых остались в истории. Среди них – индийские лидеры Джавахарлал Неру и Индира Ганди, президент Египта Гамаль Абдель Насер и шах Ирана Реза Пехлеви, афганский принц Мухаммед Дауд и император Эфиопии Хайле Селассие, президент Франции Франсуа Миттеран и канцлер Германии Гельмут Коль, глава Югославии Иосип Броз Тито и даже сам товарищ Ким Ир Сен, не говоря уже о руководителях «стран народной демократии» Тодоре Живкове, Густаве Гусаке, а также вожде кубинской революции Фиделе Кастро.

Примечательно, что среди высокопоставленных гостей бывали порою самые разные по своим воззрениям политики. Это отражало сложность международной обстановки. А разве когда-то эта обстановка была простой, учитывая, что на XX век пришлось столько войн и масштабных военных конфликтов, требующих умиротворения? К примеру, в сентябре 1939 года Большой театр в сопровождении председателя Совета народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова посетил Иоахим фон Риббентроп, министр иностранных дел гитлеровской Германии. В честь германской делегации давали «Лебединое озеро». Риббентроп вспоминал: «Мы сидели в большой центральной ложе и восхищались отличным музыкальным исполнением и неповторимой прелестью русского балета. Я часто слышал о том, что нынешнее оперное и балетное искусство в России не уступает существовавшему в царские времена. Прима-балерина, приехавшая ради нас из Ленинграда, танцевала великолепно. Я хотел было лично поблагодарить танцовщицу, но граф Шуленбург отсоветовал: это могут воспринять с неудовольствием. Я послал ей цветы, надеясь, что в Кремле это не вызовет неприятных последствий». Эта балерина – Галина Уланова, она не знала, что делать с букетом, принесенным ей в гостиницу. Вероятно, как и Риббентроп, Уланова надеялась, что цветы ни к чему плохому не приведут.

А в октябре 1944 года Большой театр принимал британского премьера Уинстона Черчилля, бывшего непримиримого противника, ставшего во время Второй мировой войны новым союзником советского премьера Иосифа Сталина. Черчилль послушал английские народные песни, кантату композитора Александра Александрова о Сталине, полюбовался Ольгой Лепешинской на сцене и приятно поразился радушному приему, оказанному зрительным залом. Но были спектакли и без аплодисментов. Так случилось осенью 1941 года во время переговоров с союзниками по ленд-лизу, когда американский посол Аверелл Гарриман и лорд Уильям Бивербрук смотрели «Лебединое озеро» из ложи при пустом зале. Одетту танцевала Галина Уланова.

 

Красный мак на Лебедином озере

Еще одним важным обстоятельством является то, что для иностранных гостей всегда выступали самые лучшие артисты. Одна из них – Майя Плисецкая, повидавшая многих вельможных зрителей в центральной ложе за три десятка лет, что блистала в «Лебедином озере». В феврале 1950 года ей выпала честь показать свое искусство председателю КНР Мао Цзэдуну. Интересно, что сначала Мао хотели порадовать балетом «Красный мак», но в последний момент все изменилось: Плисецкой сообщили, что танцевать будет именно она, и не в «Красном маке», а в «Лебедином озере». «В конце спектакля растроганный Мао шлет на сцену гигантскую корзину белых гвоздик. Выясняем – Председатель сам пожелал зреть "Лебединое". Для благоверного китайца красный мак – символ наркотика, порока. Не все то революционно, что "алеет"…» – вспоминала Майя Михайловна.

Члены делегаций Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в Большом театре на балете «Лебединое озеро». 1943 год

Программа посещения Большого театра была отработана годами, но однажды произошел такой случай. Одним из пунктов официального визита президента США Ричарда Никсона в Советский Союз в мае 1972-го был Большой театр и, разумеется, «Лебединое озеро». Все шло по плану. Высоким гостям зрители аплодировали стоя. И вдруг перед началом третьего действия случился конфуз, не перешедший, к счастью, в международный инцидент. Жена итальянского корреспондента закричала на весь зал по-английски: «Долой войну во Вьетнаме!» Такой лозунг был бы вполне уместен в любой советской газете, но только не здесь. Сопровождавший президента США председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный приказал немедленно включить свет, а публика была вынуждена вновь встать и минут десять аплодировать, сглаживая возможный неприятный осадок у американцев от устроенной провокации.

Сцена из балета Рейнгольда Глиэра «Красный мак»

Первая половина 1970-х ознаменовалась разрядкой мировой напряженности, а потому через два года Никсон вновь приехал в Москву (он, кстати, бывал в нашей столице чаще других американских лидеров – трижды!). Его следующий официальный визит в СССР состоялся в 1974-м. По протоколу Никсон прилетел в Москву с супругой, с нею пришел и в театр. Ну а кто же сопровождал его с советской стороны? Прежде всего, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев с женой Викторией Петровной, а еще Подгорный с Алексеем Косыгиным. Так и сидели они в первом ряду центральной ложи: Подгорный, жена Брежнева, Никсон, сам Брежнев, супруга Никсона, советский премьер Косыгин. А за спиной – неутомимый переводчик Виктор Суходрев и другие официальные лица. Столь многочисленный состав высокопоставленных советских лиц был обусловлен сложной системой верховной власти в СССР и действующим в те годы триумвиратом Брежнев – Подгорный – Косыгин.

Кубинский лидер Фидель Кастро, народная артистка СССР Майя Плисецкая (слева на первом плане) и артисты балета во время встречи в Большом театре. 29 апреля 1963 года

Суходрев рассказывал: «Ведение официальных переговоров специальным постановлением Политбюро ЦК КПСС поручалось группе лиц – Брежневу, Косыгину, Подгорному. Брежнев уверенно проводил встречи с президентом, подчас один на один, а по вопросам стратегических вооружений при поддержке Громыко. Но иногда он демонстрировал, даже как-то намеренно, что и лишнего шага не сделает без согласия товарищей. Это я наблюдал в правительственной ложе Большого театра на концерте в честь приезда Никсона. Выступал наш прославленный балет. Когда концерт закончился, Никсон предложил Брежневу пройти с ним на сцену и поблагодарить артистов за доставленное удовольствие. Брежнев с каким-то извиняющимся видом обратился к своим коллегам:

– Ну вот, понимаете, президент хочет, чтобы я с ним прошел на сцену к артистам.

Он как бы спрашивал их позволения на это. Косыгин сухо улыбнулся и, как мне показалось, несколько снисходительно промолвил:

– Ну что ж, иди, Леонид, иди…»

Леонид Ильич вместе с Никсоном поблагодарил советских балерин за полученное удовольствие, что было зафиксировано фотографами из кремлевского пула, снимки которых разошлись по всему миру…

Раиса Горбачева, президент США Рональд Рейган, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, Нэнси Рейган (слева направо) в центральной ложе Большого театра. 1988 год

Для Рейгана и Нэнси

Кстати, в последние годы советской власти гостей в центральной ложе стали потчевать своеобразным артистическим винегретом. В частности, когда в июне 1988 года в Большой театр пожаловали генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев с американским президентом Рональдом Рейганом (в сопровождении супруг), им показали адажио из «Спящей красавицы», «Аппиеву дорогу» из «Спартака», кусок из «Раймонды», танго из «Золотого века», а на десерт – па-де-де из любимого «Лебединого озера».

Визит Рейгана открывает для нас еще одну сторону посещения иностранными лидерами Большого театра – усиление охраны. В тот судьбоносный день Михаил Сергеевич с Раисой Максимовной никак не могли дождаться американского президента, решившего погулять по Москве, посмотреть Красную площадь, сходить на Арбат. Москвичи поразились открытости высокого гостя, ответно окружая его гостеприимным вниманием везде, где бы он ни появился, что внесло незапланированные коррективы в график визита. Охрана Рейгана потребовала от сотрудников КГБ принять усиленные меры безопасности вокруг Большого театра, где собралась уйма народу – поглазеть на живого американского президента. Кроме того, особо тщательная проверка документов на входе в театр создала очередь. Все это внушило американцам серьезные опасения относительно безопасности их лидера. В конце концов руководитель охраны Горбачева генерал Юрий Плеханов поставил ультиматум: «Если Рейгана и Нэнси не будет через пять минут в Большом театре, то Горбачев и особенно его супруга уедут!»

Только после того, как народ у театра рассеяли, появился кортеж с Рейганом и его женой. «Когда мы подъехали к центральному входу, площадь перед Большим театром была чиста, хотя у ЦУМа, Малого театра и у станции метро толпилось большое количество людей. Они встретили Рейгана и его супругу бурными аплодисментами и дружескими приветствиями, что явно оказалось им по душе», – вспоминал генерал КГБ Михаил Докучаев. Что касается американцев, то отвечавший за безопасность Рейгана сотрудник на всякий случай держал в руках пуленепробиваемый плащ, «который должен был накинуть на президента в случае какого-либо инцидента или угрозы для него». Но делать этого не понадобилось Переговоры прошли в обстановке полного взаимопонимания.

 

Что почитать?

Дмитричев Т.Ф. Курьезы холодной войны. Записки дипломата. М., 2012

Васькин А.А. Повседневная жизнь Большого театра от Федора Шаляпина до Майи Плисецкой. М., 2021

 

Фото: ©РГАСПИ, ©МАММ / МДФ, ВАСИЛИЙ ЕГОРОВ/ТАСС, РИА НОВОСТИ

Александр Васькин