Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Не выход для страны

№83 ноябрь 2021

Не выход для страны

Владимир Путин дал собственную оценку революционному пути России

 

Выступая в преддверии очередной годовщины Октября 1917 года на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», президент отметил, что в начале ХХ века «революционные потрясения привели к срыву, к распаду великой страны». К сожалению, уроки этой трагедии в свое время не были усвоены. «История повторилась 30 лет назад, – подчеркнул Владимир Путин, – когда потенциально очень мощная держава вовремя не вступила на путь необходимых гибких, но обязательно продуманных преобразований и в результате пала жертвой догматиков разного толка: и реакционеров, и так называемых прогрессистов – все постарались, с обеих сторон. Эти примеры нашей истории позволяют нам утверждать: революция – путь не выхода из кризиса, а путь на усугубление этого кризиса. Ни одна революция не стоила того урона, который она нанесла человеческому потенциалу». По словам главы государства, сегодня, «формируя свои подходы, мы будем руководствоваться идеологией здорового консерватизма». Как пояснил Путин, здесь он имеет в виду формулу выдающегося русского философа Николая Бердяева, считавшего, что «смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур». По мнению президента, «на предстоящий период мирового переустройства, которое может продолжаться довольно долго и окончательный дизайн которого неизвестен, умеренный консерватизм – самая разумная линия поведения».

 

Вдвое древнее

Уже в конце XI века на территории нынешнего Орла могла находиться укрепленная крепость

 

Это был довольно крупный административный и торговый центр, один из пунктов известной системы торговых путей из Балтики к Черному и Каспийскому морям. Площадь древнего укрепленного поселения вместе с посадом могла достигать минимум 12 га. К такому выводу археологи пришли на основании анализа уникальных находок, сделанных в ходе исследования исторической части Орла. «Ранее здесь археологические работы велись крайне спорадически и на очень незначительной территории, – рассказал «Историку» начальник Сейминско-Суджинской экспедиции Института археологии РАН Олег Радюш. – В этом году взяли немножко шире и получили такой результат». Среди наиболее значимых находок – монета из северогерманского города Гронингена, датируемая 1040–1050 годами, весовая гирька, типичная для эпохи викингов (такие часто встречаются при раскопках поселений пути из варяг в греки), а также древнерусская вислая печать. «Княжеская печать с надписью "Дьне слово" датируется концом XI – первой половиной XII века, – говорит замдиректора Института археологии РАН Петр Гайдуков. – На ней изображение святого Николая, однако пока отнести ее к какому-то конкретному князю не представляется возможным». Интересно, что в этом году Орел праздновал свое 455-летие. Датой основания города считается 1566 год, но новые данные позволяют предполагать, что он в два раза древнее.

 

Мировой съезд

В Москве прошел Всемирный конгресс школьных учителей истории

Трехдневный конгресс стал первым мероприятием такого рода в мировой практике – на нем собралось около 300 учителей истории: 100 иностранных педагогов из 37 стран мира и 200 отечественных из 57 регионов России. Инициатором проведения форума стал научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян. В приветственном слове он отметил, что во всем мире понимают огромное значение школьного исторического образования для формирования национальной идентичности граждан и «в этом смысле общество хочет, чтобы школа вносила свой вклад в этот процесс». В день открытия конгресса приветствие его участникам и организаторам направил Владимир Путин. Практикующие учителя обсудили насущные проблемы преподавания истории в разных странах и поговорили о возможностях преодоления разрыва в оценках ряда ключевых исторических событий. Главный редактор журнала «Историк», учитель истории московской школы № 1505 Владимир Рудаков выступил в качестве одного из модераторов круглого стола «Опыт преподавания истории Второй мировой войны в разных странах мира», а также сделал доклад о возможностях использования материалов журнала в учебной деятельности.

Фото: РИА НОВОСТИ, ©ИА РАН, РИА НОВОСТИ, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА

Варвара Рудакова