Когда родился царь Борис?
№82 октябрь 2021
Долгое время точная дата рождения царя Бориса Годунова была неизвестна. Ее удалось установить совсем недавно – буквально в этом году. О том, как это произошло, в интервью «Историку» рассказал один из авторов открытия, член-корреспондент РАН, доктор филологических наук Федор Успенский
Борис Годунов – первый избранный государь «всея Руси», не принадлежащий к династии Рюриковичей по крови, рожденный не в царской, а во вполне рядовой с точки зрения знатности дворянской семье. Точные даты рождения таких детей, в отличие от царских и великокняжеских, в то время фиксировались чрезвычайно редко. Никто же не думал, что «Бориска» станет царем. Поэтому если даты рождения и многие другие важные детали биографии большинства правителей Руси нам более или менее известны, то юность Бориса Годунова, что называется, покрыта мраком. Исторические источники начинают фиксировать факты его биографии, когда сам Борис оказывается уже вполне взрослым и попадает ко двору вместе со своей сестрой Ириной Федоровной, вышедшей замуж за сына Ивана Грозного – царевича Федора Иоанновича.
Навеки с Москвой, навеки с русским народом. Худ. М.И. Хмелько. 1951 год
Незамеченная дата
– Итак, вам удалось установить точную дату рождения Бориса Годунова?
– Историки уже давно предположили, что он появился на свет незадолго до Казанского похода 1552 года. Сравнительно недавно, занимаясь темами, связанными с имянаречением в Московской Руси, мы с моим соавтором Анной Феликсовной Литвиной наткнулись на сообщение австрийского дипломата, который дважды побывал на Руси при Годунове. Это было посольство австрийского императора Рудольфа II к персидскому шаху Аббасу I. В составе посольства был замечательный во всех отношениях человек по имени Георг Тектандер фон дер Ябель. Первый раз он посетил Москву в 1602 году, когда ехал в Персию, второй – в 1604-м, когда возвращался назад.
По дороге в Персию с ним произошли разного рода трагические события, его посольство практически все вымерло, и он почти единственный уцелел и дошел до персидского шаха. Потом Тектандер через Русь возвращался к себе на родину, и это, как ни странно, имеет принципиально важное значение для установления даты рождения Годунова.
– Почему?
– Потому что он оставил записки о своем путешествии на немецком языке, где прямым текстом рассказывает о том, что в 1604 году праздновал день рождения великого князя – так он называет Бориса Годунова, – и дает точную дату. Сообщение Тектандера о дне рождения Годунова выглядит следующим образом: «Также и 2 августа, когда великий князь праздновал день своего рождения, нам, как и раньше, прислали из дворца двести человек, которые несли каждый по блюду с разными рыбами, ибо это был постный день у московитов».
Надо сказать, что в XIX веке на тот факт, что Тектандер приводит дату рождения Годунова, уже обращали внимание. Это, в частности, сделал замечательный просветитель Антон Фридрих Бюшинг: у него есть добавления к знаменитому изданию Герхарда Фридриха Миллера, где он указывает, что Георг Тектандер сообщает точную дату рождения Годунова – 2 августа.
Записки Тектандера были трижды опубликованы еще при жизни автора – в 1608, 1609 и 1611 годах, и любознательный историк или читатель может их открыть и посмотреть, что там сказано про день рождения Годунова. Наша работа заключалась скорее в том, чтобы верифицировать эту дату. И тут вскрылись довольно интересные обстоятельства.
Между стран и стилей
– А в чем сложность верификации даты, определенно указанной в сочинении Георга Тектандера?
– Необходимость верификации даты связана с тем, что Европа в это время жила по нескольким календарям. Поэтому, чтобы понять, что значит 2 августа 1604 года в его путевых записках, важно было определить, каким календарным стилем – юлианским или григорианским – пользуется Тектандер.
Результатом наших изысканий стал вывод, что, когда Тектандер в первый раз оказывается на Руси по пути в Персию, он, как и полагается уроженцу Богемии, нынешней Чехии, пользуется григорианским календарем, то есть все даты дает по новому стилю. В то время разница между григорианским и юлианским календарями составляла десять дней, и 2 августа означало бы 23 июля, если переводить на тот стиль, который был принят в Московской Руси.
Но этим дело не заканчивается. В середине своего повествования Тектандер описывает впечатления от Персии, где с ним случились упомянутые трагические события, и сетует на то, что у мусульман нет ни часов, ни чего-либо подобного: «Так что я как-то раз сбился в числах и жил целые полгода до возвращения моего в Московию, не отличая одного дня от другого».
– Почему это важно для верификации даты рождения царя Бориса?
– Это очень важная ремарка, которая свидетельствует о том, что Тектандер перестал ориентироваться в календаре, находясь в персидских землях, и смог восстановить счет времени, только вернувшись в Москву, ко двору Годунова. Но восстановил он его, уже перейдя на старый стиль, юлианский, тот, который использовали на Руси. Таким образом, во второй части записок, где говорится о дне рождения Годунова, Тектандер уже пользуется юлианским календарем. Причем в этой части он специально оговаривает, что дает даты по старому стилю – das altern kalenders, которым пользовались сам царь и его подданные, московиты.
Можно уверенно сказать не только о том, что 2 августа в сообщении Георга Тектандера дано по тому же стилю, который был принят на Руси, то есть по юлианскому календарю, но и о том, что это день рождения Годунова, а не именины.
– Иностранец же вполне мог их спутать?
– Конечно. Тем более что Борис Годунов праздновал свои именины 24 июля, в день Бориса и Глеба. Однако разница между 24 июля и 2 августа – это вовсе не десять дней, как разница между юлианским и григорианским календарями, а девять. Можно, конечно, счесть, что наш дипломат ошибся. Но в тексте Тектандера есть очень важная ремарка про постные блюда, которые подавались ему и его спутникам 2 августа 1604 года. Важна она потому, что 24 июля в том году было вторником, то есть не постным днем. А вот 2 августа – это как раз Успенский пост, который даже день рождения государя отменить никак не мог, и именно поэтому гостям были посланы постные кушанья…
Из всего изложенного можно заключить, что в конце лета царь Борис Годунов праздновал сразу два личных праздника. Один – 24 июля, в день памяти Бориса и Глеба, первых русских мучеников: это были его именины, поскольку он был наречен в честь одного из этих святых. Второй же праздник – 2 августа, его день рождения, что, возможно, было несколько непривычно для Московской Руси той эпохи.
– На Руси дни рождения тогда не принято было праздновать?
– По крайней мере, в современном смысле слова не принято. Мы знаем, что день рождения человека, а тем более государя был важен и тогда: достаточно сказать, что царь Федор Иоаннович – сын Ивана Грозного – венчался на царство в собственный день рождения, 31 мая. Не на именины, а в день рождения. Но тем не менее фактов того, что русские государи – цари и великие князья – специальным образом праздновали свой день рождения, мы не знаем. И это, может быть, первое свидетельство проникновения на Русь, к русскому двору каких-то западных традиций.
Борис Годунов. Неизв. худ. Начало XVIII века
Борисиум для гостей столицы
– Я знаю, что пока вы опубликовали только первую часть своего исследования. О чем будет вторая часть?
– Да, у нашей статьи есть, как сейчас говорят, сиквел, то есть продолжение, которое посвящено дополнительному уточнению дня рождения Бориса Годунова. Такое разделение на две части связано с одним простым, почти техническим обстоятельством: когда мы написали статью, доказывающую, что 2 августа было днем рождения царя Бориса, и сдали ее в печать, то через некоторое время, когда уже прошли корректуры и журнал должен был вот-вот выйти, нам стали доступны неопубликованные материалы из венского архива. Это записки другого австрийского дипломата – барона Генриха фон Логау, который в 1604 году был, в отличие от Георга Тектандера, послан напрямую на Русь, ко двору Бориса Годунова, для переговоров. В Москве к этому посольству присоединился Тектандер: он описывает, как встретился со своими соотечественниками и вместе с посольством Логау вернулся к себе на родину, ко двору австрийского императора. Таким образом, у нас есть как бы стереоскопическое видение и независимые свидетельства: одно – в записках Георга Тектандера, а другое – в неизданных и неопубликованных показаниях Генриха фон Логау.
Вид на Кремль со стороны Замоскворечья. Худ. К.И. Рабус. 1846 год
Когда нам прислали эти многочисленные листы немецкой скорописи начала XVII века, мы, заглянув в них, ахнули и поначалу нас охватил ужас. Дело в том, что у Логау сказано: «3 августа великий князь весьма пышно справил свой день рождения – Borisium – и прислал мне в апартаменты через одного из своих благородных бояр свыше двухсот кушаний на золотых блюдах и почти столько же сосудов с напитками со своего стола».
– 3 августа, а не 2-го!
– Да, в отличие от записок Тектандера, здесь называется не 2-е, а 3 августа, и получается какая-то каша из дат. Но, несколько придя в себя, мы поняли, что произошло. В отличие от Тектандера, Логау, попав на Русь, писал свои дипломатические записки, конечно же придерживаясь нового стиля – григорианского. У него не было тех приключений в Персии, которые заставили Тектандера выпасть из времени, отказаться от нового стиля и перейти на старый. Поэтому, как и полагается подданному Священной Римской империи, барон Логау пользовался новым стилем, и 3 августа 1604 года в его записках – не что иное, как 24 июля, то есть день Бориса и Глеба.
Иначе говоря, Генрих Логау сообщает не о дне рождения, а об именинах, которые пышно празднует царь Борис. И хотя он называет эти именины днем рождения – geburtstag, это как раз полностью укладывается в перспективу иностранцев, которые зачастую не очень-то понимали, в чем разница между днем рождения и именинами. Но как раз Логау, может быть, о чем-то и догадывался, потому что пишет, что царь Борис справлял свой день рождения – Borisium, то есть старается перевести русское выражение «Борисов день» или «Бориш день». Таким образом, свидетельство Логау не только не противоречит, но даже и подкрепляет свидетельство Тектандера. Как мы помним, в той части, где Тектандер пишет о дне рождения, есть загадочная фраза о том, что, «когда великий князь праздновал день своего рождения, нам, как и раньше (wiederumb), прислали из дворца двести человек», которые несли все эти постные блюда. И тут все встает на свои места, становится понятно, почему Тектандер говорит «как и раньше». Это значит, что он вместе с Логау сначала отпраздновал царские именины и получил двести кушаний на золотых блюдах, а потом, через девять дней, отпраздновал царский день рождения, когда уже был пост и они получили те же двести блюд, но уже постных. Оба австрийских дипломата предельно точны в своих показаниях, просто один рассказывает про именины, а другой – про день рождения. Один при этом пользуется новым стилем, а другой, говоря о дне рождения, – старым стилем, который был принят на Руси.
– Правильно ли я понимаю, что в Европе в то время дни рождения отмечали более активно, чем на Руси?
– Именно так. В Европе было в порядке вещей праздновать день рождения, но иностранцы не всегда понимали, что такое именины, которые называли namenstag или namnsdag, navnedag или nafnadagur, если это скандинавы. Что такое день рождения, им было понятно, а по поводу именин требовались некоторые комментарии от аборигенов, так сказать.
Разумеется, в разных традициях могло быть по-разному. Они могли отмечать день памяти того святого, во имя которого они крещены, но это не было регулярной практикой. Конечно, какие-то патроны, небесные покровители у европейцев были, и они могли справлять что-то похожее на русские именины, однако не соблюдали этот обычай так ревностно, как на Руси.
Сокровища ждут в архивах
– Если говорить о сочинениях иностранцев о России – по крайней мере о допетровской Руси, насколько они полно изданы, переведены и можно ли там найти еще какие-то неизвестные факты?
– Несомненно, там можно найти массу сокровищ. Конечно, на этой ниве сделано довольно много еще с XIX века, но тут остается большой простор для изысканий. Тот же Генрих Логау, о котором я говорил: ведь его записки посла австрийского императора, который специально приехал на Русь для переговоров с Борисом Годуновым, до сих пор не изданы и не переведены ни на один язык.
Я надеюсь, что в ближайшее время кто-то из издателей обратит на них внимание. Но такого немало, так что тут еще работы не на одно поколение исследователей.
– Что дает введение в научный оборот даты рождения Бориса Годунова?
– Во-первых, сведения о ранних годах жизни Годунова абсолютно нам неизвестны, поэтому приоткрыть хоть какую-то завесу уже самоценно. Во-вторых, есть возможность, что с датой рождения свяжется еще что-то и мы найдем, например, какие-то дополнительные свидетельства ее важности в политической биографии Годунова. Это тоже небезынтересная задача.
В-третьих, мне кажется, что за Борисом Годуновым в России тянется шлейф не то что недооцененности, но некоторой промежуточности, что ли, «пересадки» между эпохой Грозного и Смутным временем. Отчасти это справедливо. Но мне кажется, что Годунов – одна из нетипичнейших фигур в нашей истории, человек, который во многих отношениях оказался первым. Первый не-Рюрикович на престоле, первый, кто решил послать детей элиты для обучения за границу (вы знаете, что потом это возьмет за правило Петр I). То есть фигура, на мой взгляд, исключительно интересная своей неожиданностью появления на исторической сцене. А уж то, что Годунов был человеком невероятно одаренным, трудоспособным, ярким и неординарным, доказывать не приходится. Мне кажется примечательным уже сам факт того, что Борис Годунов на западный манер отмечал свой день рождения 2 августа 1604 года. Это ведь, в сущности, его последний день рождения перед скоропостижной кончиной в апреле 1605 года. Следующего пережить ему уже не довелось…
Фото: НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА, LEGION-MEDIA
Беседовала Раиса Костомарова