Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Таллинский прорыв

№82 октябрь 2021

Одной из самых героических и самых трагических операций начального периода Великой Отечественной войны стала эвакуация Балтийского флота из Таллина в Кронштадт

К лету 1941 года Краснознаменный Балтийский флот (КБФ), защищавший восточное побережье Балтийского моря и входы в Рижский и Финский заливы, располагал военно-морскими базами в Лиепае, Риге, Кронштадте и на полуострове Ханко. Главная база КБФ находилась в Таллине – вдали от советско-германской границы. К ее обороне с суши не готовились, ибо считали, что в случае нападения Германии на СССР флот будет сражаться с агрессорами на море.

Драматические события первых недель войны опровергли этот прогноз: угроза военно-морским базам на Балтике пришла не с моря, а с суши. Лиепая и Рига были потеряны в первые же дни. Наступление группы армий «Север» было стремительным. 9 июля, на 18-й день войны, гитлеровцы оказались в 60 км от столицы Эстонской ССР. В планах противника был захват Таллина и уничтожение КБФ.

 

Оборона Таллина

На подходах к эстонской столице стали спешно создавать три линии обороны, но возвести полностью ни одну из них не успели. Оборона Таллина началась 5 августа. Его защищали 10-й стрелковый корпус РККА генерал-майора Ивана Николаева, части войск НКВД, подразделения моряков и народное ополчение. Важную роль в обороне города и порта играла артиллерия флота.

Противник бросил на Таллин четыре пехотные дивизии 18-й полевой армии генерал-полковника Георга фон Кюхлера. Взять столицу Эстонии с наскока врагу не удалось, но немцы продолжили атаки и 7 августа прорвали позиции 8-й армии и вышли к побережью Финского залива, отрезав оборонявшие Таллин войска от основных сил Северо-Западного фронта. Германской авиации стало проще бомбить город и суда, перевозившие грузы и людей по Финскому заливу.

12 августа военный совет КБФ поднял вопрос об отходе флота из Таллина. Ответом наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова стала директива военному совету КБФ от 13 августа: «Ваши последние телеграммы по обстановке в конце сводятся к желанию перебраться на восток. Буду докладывать ваши телеграммы т. Сталину, но я лично против этого. Потому противник не идет в Финский залив, что в Таллине стоят наши силы, но стоит на несколько дней уйти оттуда, как войти туда снова будет уже невозможно. Корабли надо беречь, но превращать это в самоцель неправильно».

20 августа, проведя массированную артиллерийскую подготовку, неприятель перешел в наступление по всему фронту и к 25 августа вышел на ближние подступы к Таллину, откуда смог вести артиллерийский обстрел всей территории города и порта.

 

Подготовка прорыва

26 августа командующий КБФ вице-адмирал Владимир Трибуц получил явно запоздавший приказ военного совета Северо-западного направления перебазировать флот и войска, организовав «движение крупных конвоев в Кронштадт с тральщиками, катерами "МО", авиацией». О кораблях боевого ядра флота в директиве не было ни слова. Ничего не говорилось о том, должны ли они идти отдельно или в составе конвоев. Что требовалось готовить – переход из Таллина в Кронштадт или прорыв через минно-артиллерийскую позицию противника?

Автор книги о Таллинском прорыве контр-адмирал Радий Зубков пришел к выводу, что «военный совет КБФ уяснил директиву так: военный совет СЗН хочет сохранить корабли боевого ядра, но не хочет открыто говорить об этом, чтобы не быть обвиненным в больших потерях транспортов с войсками из-за слабого их охранения. Поэтому к охранению конвоев эти корабли привлекать не следует».

На подготовку эвакуации у штаба КБФ оставались сутки. 174 боевых корабля и гражданских судна разделили на: отряд главных сил под командованием Трибуца; отряд прикрытия под командованием начальника штаба КБФ контр-адмирала Юрия Пантелеева; арьергард под командованием контр-адмирала Юрия Ралля; четыре конвоя, включавшие в себя транспорты, гражданские суда и корабли непосредственного охранения. 51 малый корабль и судно в планах учтены не были, и им пришлось идти в Кронштадт вне конвоев.

Сведения о ходе погрузки и ее оценки сильно разнятся – от «организована в соответствии с планом» до «проходила стихийно». Военный историк Андрей Платонов пришел к выводу, что «истина где-то посредине. Это видно из сравнения плановой и фактической загрузки судов. С одной стороны, на борт приняли гораздо больше людей, чем это предусматривалось планом. С другой стороны, в Таллине на причалах осталось более 5000 человек, причем целыми подразделениями. При этом несколько судов вообще ушли пустыми, а транспорты "Тобол" и "Вторая Пятилетка" приняли на борт 18 и 250 человек соответственно, при вместимости 2000 каждый». Впрочем, этому есть объяснение. Два судна должны были загружаться в Купеческой гавани, но она оказалась в зоне досягаемости огня артиллерии противника. Пункт погрузки перенесли в Беккеровскую гавань, однако информация об этом до войск своевременно не дошла.

Моряки Балтийского флота ведут огонь по вражеской подводной лодке. Таллин, 1941 год

Погрузка продолжалась всю ночь. Одновременно команды подрывников взрывали железнодорожные вагоны с боеприпасами. Из-за плохой погоды и просчетов штаба КБФ конвой № 1 покинул порт лишь в полдень 28 августа.

Другие конвои ушли с опозданием на 10–14 часов от назначенного срока. В общей сложности на бортах 225 военных кораблей и гражданских судов оказалось около 42 тыс. человек – 9,4 тыс. личного состава кораблей, 28,6 тыс. военнослужащих и 4 тыс. гражданских лиц.

Несколько тысяч красноармейцев на корабли не попали и были взяты в плен.

 

По минному полю

Расстояние от Таллина до Кронштадта по прямой составляло 162 морские мили (300 км). Преодолеть его планировали за два дня, сделав ночную остановку на острове Гогланд. Идти в Кронштадт можно было тремя маршрутами. Северный и южный маршруты пролегали в опасной близости от побережья. На северном берегу Финского залива еще до войны финны воздвигли оборонительные сооружения, располагавшие 305-мм артиллерийскими орудиями с дальностью стрельбы до 42 км. На южном берегу за несколько дней до эвакуации Таллина немцы установили 170-мм орудия с дальностью стрельбы до 28 км и 105-мм орудия чешского производства с дальностью стрельбы до 18 км. Враг имел торпедные катера и авиацию.

Трибуц принял решение отступать по среднему маршруту, что снижало угрозу стать жертвой артиллерийского обстрела. Однако первая часть пути пролегала через Юминданинское минное поле, где были установлены 777 немецких и 1261 финская морская мина. На их разминирование не было времени, а главное, катастрофически недоставало минных тральщиков. Использовать переоборудованные для траления катера 28 августа помешал ветер, усилившийся до семи баллов.

Только к вечеру первые корабли и транспорты появились у мыса Юминда, где начиналось минное поле. Шедшие впереди тральщики стали подсекать мины, которые либо взрывались в тралах, выводя их из строя, либо всплывали на поверхность. Их полагалось расстреливать, а сделать это не всегда удавалось. Протраленная полоса была узкой, суда сносило от нее в сторону, где они подрывались на минах. В 18:05 такая участь постигла транспорт «Элла», который быстро затонул.

В 18:20 подорвались на минах два транспорта с людьми – хватило 10 минут, чтобы они ушли на дно.

Около 18:30 в районе острова Мохни подорвался на мине и затонул ледокол «Кришьянис Валдемарс». У мыса Юминда был атакован и поврежден люфтваффе штабной корабль «Вирония», около 22 часов он подорвался на мине и затонул. Та же участь постигла и эсминец «Володарский». В числе погибших на нем был председатель Совета народных комиссаров Эстонской ССР, секретарь ЦК КП(б) Эстонии Йоханнес Лауристин.

В 21:40 в параване (подводный аппарат для защиты корабля от мин) лидера «Минск» взорвалась мина. Корабль дал течь, команда начала борьбу за его спасение. В 22:15 к нему подошел миноносец «Скорый», чтобы взять на буксир: через 15 минут он тоже подорвался на мине, переломился пополам и затонул. Спущенные с «Минска» шлюпки спасли лишь 44 человека.

 

«Все море вокруг стало красным»

28 августа из-за плохой видимости вражеская авиация большой активности не проявляла, ограничившись шестью вылетами. Но 29 августа установилась хорошая погода. Немецкие бомбардировщики, торпедоносцы и истребители совершили 195 вылетов.

Еще до начала авианалетов с наступлением рассвета крейсер «Киров» с Трибуцем на борту и другие боевые корабли с максимально возможной скоростью ушли в Кронштадт.

Поэтому своими жертвами гитлеровцы выбрали суда и транспорты. Охранявшие их сторожевые корабли имели слабую артиллерию и мало снарядов, не могли обеспечить надежную защиту. И хотя огонь по самолетам они вели из всего, чем располагали, – зенитных орудий, пулеметов и винтовок – спасти транспорты с ранеными и гражданскими лицами им не удалось.

Свидетелем гибели транспортов стал комиссар подлодки Щ-307 старший политрук Сергей Заикин. В своем донесении он писал: «Эшелон с транспортами остался по существу без охраны. При переходе южной оконечности о. Гогланд авиация противника, бомбардировщики Ю-88 и "мессершмитты" налетали по 5, 6, 9 штук. Видя, что зенитной обороны почти не было, они безнаказанно бомбили транспорты. В 16:00 загорелось 5 транспортов. Люди, находившиеся в воде, расстреливались с бреющего полета из пулеметов».

Одной из жертв стал транспорт № 524 «Калпакс», трюмы и палубы которого были заполнены ранеными, женщинами и детьми. «Германские самолеты раз за разом заходили в атаку на беззащитное судно-госпиталь, обстреливая из пулеметов и сбрасывая на него бомбы. <…> Пароход начал быстро тонуть… Должен отметить, что команда судна не поддалась панике и все приказы исполняла сознательно и самоотверженно до последнего», – писал в рапорте капитан «Калпакса» Эрнст Вейнбергс.

В 16:45 юго-западнее острова Лавенсаари (ныне Мощный) транспорт пошел на дно. Получивший ранение в колено Вейнбергс, матросы и пассажиры оказались в воде, где пытались найти доски. За одну из них ухватился раненый 18-летний боец Валентин Виллемсоо. Он свидетельствовал: «Неподалеку от меня барахталась женщина с ребенком, кажется, с мальчиком. Прижимала его голову к груди, закрывала подолом юбки, чтоб не видел, какой кошмар творится вокруг. Только продержалась она недолго. Нырнула раз – поднялась, второй раз – тоже, а когда погрузилась в третий раз, уже не вернулась… Еще неподалеку от меня из последних сил пытался спастись какой-то офицер в шинели. Но сукно намокло и утащило его на дно своей тяжестью». Валентин и его товарищи по несчастью из плавающих досок соорудили плот, с которого во время авианалетов ныряли в воду. Виллемсоо на всю жизнь запомнил, как «самолет опустился низко-низко и стал в упор расстреливать тех, кто еще держался на воде. Все море вокруг стало красным».

Спасением утопающих занимались не участвовавшие в переходе корабли, суда и катера отряда под командованием капитана 2-го ранга Ивана Святова, сформированного из сил Кронштадтской базы и развернутого на Гогланде. С 15 судов, погибших 29 августа в районе островов Вайндло – Лавенсаари, ими были спасены более 3 тыс. человек – доставлены на острова Гогланд, Вайндло и Лавенсаари, а затем перевезены в Кронштадт.

Таллинский переход крейсера «Киров» и его сопровождения. Отражение воздушной атаки. Август 1941 года

Итоги

Любая однозначная оценка результатов Таллиннского прорыва будет предвзятой и тенденциозной. По подсчетам контр-адмирала Зубкова, из 41 992 человек до Кронштадта добрались лишь 26 881. Погибли 15 111 человек, в том числе 4628 гражданских лиц.

Из 225 вышедших из Таллина кораблей и судов 62 (27,6%) были потеряны, в их числе 18 из 20 транспортов. Ценой огромных потерь главная задача – спасение боевого ядра КБФ – была решена. До Кронштадта дошел флагманский крейсер «Киров», на борту которого находился золотой запас Эстонской ССР. С ним или следом пришли лидеры «Ленинград» и «Минск», 5 из 10 эсминцев (50%), 6 из 9 сторожевых кораблей (66,6%), 9 из 11 подводных лодок (82%), 2 из 3 канонерских лодок (66,6%), 16 из 18 тихоходных тральщиков (89%), 13 из 14 торпедных катеров (93%), 23 из 25 катеров «МО» (92%), все 3 сетевых заградителя, 10 базовых и 26 катерных тральщиков.

Эти боевые корабли и перевезенные из Таллина красноармейцы и моряки внесли весомый вклад в оборону Ленинграда.

 

 

Что почитать?

Платонов А.В. Трагедии Финского залива. М.; СПб., 2005

Зубков Р.А. Таллинский прорыв Краснознаменного Балтийского флота (август-сентябрь 1941 г.). События, оценки, уроки. М., 2012

 

Фото: РИА НОВОСТИ

 

Олег Назаров, доктор исторических наук