Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Пути российской нефти

№82 октябрь 2021

Первый в России нефтепровод был проложен на Бакинских нефтепромыслах почти 150 лет назад. С тех пор история отрасли немыслима без трубопроводной инфраструктуры

Вопрос транспортировки нефти встал сразу после начала ее промышленной добычи. Сначала нефть в деревянных бочках (баррелях) переправляли на повозках, баржах или в вагонах по железной дороге. Но бочки часто протекали, к тому же их содержимое было весьма пожароопасным.

В начале 60-х годов XIX века стали говорить о возможности транспортировки нефти по трубопроводам – эти идеи появились в США и России. В 1863 году Дмитрий Менделеев предложил пустить бакинскую нефть по трубам и разработал принципы работы трубопровода. Первые небольшие трубопроводы появились в США и отличались тем, что были ненадежны: деревянные, чугунные, самотечные, они протекали и часто выходили из строя. Кроме того, их портили перевозчики нефти, которых нововведение лишило дохода.

Первым успешным трубопроводным проектом стал в 1865 году собранный из кованых железных труб восьмикилометровый нефтепровод Саймона Ван Сайкла на нефтепромыслах в районе реки Ойл-Крик в Пенсильвании. Труба соединила месторождение с железнодорожной станцией.

Нефтяные промыслы в Баку. Начало XX века

Начало больших труб

Первый российский нефтепроводный проект организовали знаменитые братья Нобель, чья компания занималась добычей черного золота в Баку. По их заказу молодой инженер Владимир Шухов разработал проект нефтепровода Балаханы – Черный город длиной около 10 км, который был проложен в 1878 году. Его трубы были железными, соединенными скобами. Достоинства нового способа транспортировки нефти заказчик оценил быстро. «Какое значение имела эта первая железная труба… показывает тот факт, что перекачка нефти по ней обходилась менее 1 копейки за пуд, тогда как перевозка ее в арбах – до 9 копеек с пуда» – таков был отзыв фирмы «Бранобель». В сутки по трубопроводу перекачивалось 35 тыс. пудов нефти, и проект окупился за год.

Первый успех породил амбициозные планы постройки нового, куда более протяженного нефтепровода Баку – Батум, по которому нефть могла поступать не только на внутренний, но и на внешний рынок. Его идею в 1880 году выдвинул тот же Менделеев, но дороговизна и сложность прокладки в условиях высокогорья заставили консорциум бакинских нефтедобытчиков предпочесть нефтепроводу менее вместительный, но более рентабельный керосинопровод длиной 835 км. Он строился целых 10 лет и был открыт в 1907-м. Постепенно прокладывались и другие трубопроводы, общая протяженность которых к 1914 году в России достигла 1278,7 км.

В годы Гражданской войны нефтедобыча почти прекратилась, в то время как Советская республика остро нуждалась в топливе. Сразу после занятия Красной армией Баку, Грозного и других нефтеносных районов появились проекты новых нефтепроводов. В 1920 году сам Владимир Ленин предложил протянуть деревянные трубы из Саратова к нефтепромыслам на реке Эмбе в Казахстане, но проект оказался технически несостоятельным. Только после того как к проектированию был подключен многоопытный Шухов, дело пошло на лад. В 1928-м был пущен нефтепровод Грозный – Туапсе длиной 618,4 км. Тогда же по маршруту Баку – Батум началась прокладка новых труб для перекачки нефти. Этот нефтепровод был завершен в 1930 году. В 1943-м его разобрали для строительства более важного для страны продуктопровода Астрахань – Саратов, а после войны восстановили.

 

Поволжский рывок

Экономика СССР быстро росла, и кавказские нефтепромыслы уже не могли обеспечивать ее потребности. В 1930-е годы новые крупные месторождения нефти были открыты в Татарии, Башкирии и других регионах Поволжья и Прикамья. Их значение еще более усилилось во время войны, когда прежние районы нефтедобычи были захвачены или отрезаны врагом. Добыча нефти резко увеличилась: если в 1945 году Волго-Уральская нефтегазоносная провинция обеспечивала 25% добычи нефти в стране, то в 1965-м – уже 71%.

Вместе с ростом добычи нефти развивалась и сеть трубопроводов. В местностях с обилием рек, дорог, населенных пунктов они стали прокладываться уже не на поверхности, а под землей. Первый подземный нефтепровод длиной 168 км был проложен в 1936 году из Ишимбая в Уфу. Еще более масштабным стал магистральный нефтепровод Туймазы – Уфа протяженностью 183 км и диаметром 350 мм. В его строительстве принимало участие более 20 тыс. человек, почти все работы выполнялись вручную: трубы скатывали на дно траншеи деревянными рычагами, укладывали с помощью канатов и треног. В 1947-м первая партия нефти Туймазинского месторождения поступила по новому нефтепроводу на переработку в Уфу.

В те же годы началось масштабное строительство газопроводов, но если газ по трубам направлялся в основном на отопление и освещение крупных городов, то нефть – к местам переработки. На повестку дня встал вопрос ускорения объемов строительства трубопроводов и совершенствования их конструкции, для чего в 1955-м было создано новое Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Возглавивший его Алексей Кортунов сыграл выдающуюся роль как в газификации страны, так и в строительстве новых сверхдальних нефтепроводов. Самый известный из них под названием «Дружба» был начат в 1960-м для поставок нефти в страны социалистического содружества – именно тогда нефтепроводы впервые пересекли границы СССР. Нефтепровод протяженностью 4665 км строился четыре года и доставлял черное золото с берегов Волги в ГДР на северном участке и Венгрию – на южном.

Окончание строительства «Дружбы» совпало с вводом в эксплуатацию другого магистрального нефтепровода – Туймазы – Омск – Новосибирск – Иркутск – протяженностью 3662 км. По нему нефть из европейской части страны должна была доставляться в Сибирь, но очень скоро она потекла в обратном направлении.

Выдающийся русский инженер Владимир Шухов (1853–1939)

Строительство нефтепровода «Дружба»

Масштабы Западной Сибири

В июне 1960 года в Тюменской области ударил первый нефтяной фонтан. Вскоре стало ясно, что запасы черного золота в новой нефтегазоносной провинции являются самыми крупными в стране. Добыча сибирской нефти росла невиданными темпами: в 1965 году это было 953 тыс. тонн, в 1970-м – 28 млн, а в 1975-м – уже 141 млн тонн! Взлет нефтяных цен в середине 1970-х сделал «большую нефть» Тюмени главным источником валютных доходов страны. Но для этого понадобилась постройка новых трубопроводов – в вечной мерзлоте, непроходимой тайге и заболоченной тундре, куда все необходимое для строительства приходилось доставлять за много километров. Координацией этих действий с 1972 года занялось Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, которое после кончины Кортунова много лет возглавлял Борис Щербина.

Первый в Сибири нефтепровод Шаим – Тюмень длиной 410 км был завершен за 500 дней. При его прокладке были впервые применены многие «ноу-хау» сибирского строительства: например, из-за полной невозможности подвоза труб по земле их доставляли к месту укладки вертолетами. 21 декабря 1965-го тюменцы отпраздновали прибытие первых тонн шаимской нефти. Через два года такой же праздник состоялся в Омске, куда по нефтепроводу длиной 987 км поступила нефть Усть-Балыкского месторождения. Нефти в Сибири добывалось все больше, она стала обеспечивать большинство потребностей страны, а в 1975 году даже пришла на нефтеперерабатывающий завод в Баку. На пике добычи в 1988-м по нефтепроводам прокачивалось свыше 400 млн тонн западносибирской нефти в год.

Уже в 1970-е появилась непростая задача – обеспечить поставки нефти из Сибири на экспорт. Для этого в 1972 году началось строительство нефтепровода Самотлор – Альметьевск, по которому тюменская нефть стала поступать в нефтепровод «Дружба». В 1977-м был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой еще более масштабный проект – нефтепровод Сургут – Полоцк протяженностью 3250 км, завершенный четыре года спустя. По нему нефть поступала на НПЗ Белоруссии (прежде всего Новополоцкий) и Прибалтики с перспективой выхода на границы Советского Союза и к морским портам. Планировались поставки не только в страны СЭВ, но и в Западную Европу. Объемы экспорта росли с каждым годом, пик пришелся на 1988-й, когда было экспортировано 144 млн тонн нефти.

Изменения в политической и экономической жизни страны в 1991-м привели к остановке строительства новых магистралей. Добыча нефти сократилась с 612,4 до 298 млн тонн. Государству удалось избежать распродажи трубопроводной сети и сохранить за собой контрольный пакет акций созданного в 1993 году ОАО «АК "Транснефть"» (с 2016 года – ПАО «Транснефть»).

 

История нашего времени

В 2000 году началась эра новых трубопроводных проектов, нацеленных на экспорт нефти. Первым стало строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС), по которой нефть из Поволжья, Западной Сибири и Тимано-Печорского региона поступает в порт Приморск в Ленинградской области. Причиной появления БТС стала необходимость создания новых путей экспорта после распада СССР и вступления прибалтийских республик в ЕС и НАТО. Первая очередь нефтепровода мощностью 12 млн тонн в год была открыта в 2001-м. В 2006-м его мощность возросла до 74 млн тонн, а в 2012-м завершилось строительство БТС-2, по которому нефть из нефтепровода «Дружба» направилась на север, к порту Усть-Луга.

Другой грандиозный проект последних лет – нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), строительство которого началось в 2006 году. По нему сибирская нефть должна поступать на рынки азиатских стран (прежде всего Китая), а в перспективе и других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая очередь проекта длиной 2694 км от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область) была завершена в конце 2009-го. Начатое сразу же строительство ВСТО-2 протяженностью 2046 км от Сковородина до порта Козьмино близ Владивостока завершилось в 2012-м. Помимо экспорта нефти трубопровод «отвечает» за ее поставку на главные НПЗ региона – Хабаровский и Комсомольский.

Магистральный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)

В конце 2019 года ПАО «Транснефть» завершило работы по расширению трубопроводной системы ВСТО-1 на максимальную проектную мощность – 80 млн тонн нефти в год и ВСТО-2 – 50 млн тонн. Порядка 60 млн тонн транспортируемой по нефтепроводу нефти уходит на экспорт через нефтепровод Сковородино – Мохэ и морской терминал «Транснефть – Порт Козьмино».

Сегодня протяженность трубопроводной системы «Транснефти» превышает 72 тыс. км, а по ее магистральным нефтепроводам транспортируется более 90% добываемой в России нефти. Компания активно способствует приему в общую систему нефтепроводов новых месторождений Ямала и севера Красноярского края. С этой целью в 2016 году построен уникальный нефтепровод Заполярье – Пурпе: из 488 км его протяженности 315 проложены над землей на специальных опорах. Из-за суровых природных условий районов, где пролегает нефтепровод, в нем используются трубы особой прочности, срок службы которых составляет 50 лет вместо обычных 30. В том же году был введен в действие нефтепровод Куюмба – Тайшет протяженностью 697 км, по нему нефть из Красноярского края поступает в Иркутскую область с перспективой выхода на экспорт.

По нефтепроводам «Транснефти» прокачивается нефть не только российских месторождений, но и других государств постсоветского пространства. Например, часть азербайджанской нефти поступает на экспорт по нефтепроводу Баку – Новороссийск, а нефть Западного Казахстана, прежде всего гигантского месторождения Тенгиз, – по трубопроводу Тенгиз – Астрахань – Новороссийск, построенному международным Каспийским трубопроводным консорциумом. Привлекательность трубопроводов компании обеспечивается тем, что ее тариф на транспортировку нефти почти вдвое ниже среднемирового. Кроме нефтяных компанией реализованы и крупные экспортные проекты по транспортировке нефтепродуктов: «Север» с терминалом по перевалке светлых нефтепродуктов в Приморске и «Юг», транспортирующий топливо от Волгоградского НПЗ и других заводов юга России в порт Новороссийск.

Производственные объекты головной нефтеперекачивающей станции № 1 (ГНПС-1) магистрального нефтепровода Заполярье – Пурпе

Растущая потребность мировой экономики в нефти обеспечивает российской трубопроводной сети гарантии постоянной загрузки и дает ей шанс на успешное развитие. И вряд ли этому смогут помешать те круги в США и ряде восточноевропейских стран, что по старой недоброй привычке ставят нефтяной экспорт в зависимость от политики.

 

Фото: ©ПАО «ТРАНСНЕФТЬ, А. МОРКОВКИН ©ПАО «ТРАНСНЕФТЬ

Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук