Что почитать и что увидеть в сентябре
№81 сентябрь 2021
Эдельман О.В.
Сталин. Биография в документах (1878 – март 1917): в 2 ч.
М.: Издательство Института Гайдара, 2021
Двухтомное исследование постоянного автора журнала «Историк», кандидата исторических наук Ольги Эдельман посвящено наименее изученному и поэтому окруженному множеством слухов и домыслов периоду в биографии Иосифа Сталина – детству, юности, дореволюционной политической деятельности будущего вождя. Автор полагает, что молодой Сталин выглядит «как одна большая мистификация: человек с придуманной фамилией, путаницей с датой рождения, сомнениями насчет национальности (грузин или осетин?), каскадом фальшивых имен и документов, слухами о неких темных пятнах в прошлом».
Об этом мало кто задумывается, однако больше половины своей жизни Сталин прожил при «старом режиме»: к моменту революции ему было 38 лет. Именно в этом отрезке его биографии и следует искать ответы на вопросы о том, что повлияло на формирование его характера, почему он стал большевиком, какие отношения связывали его с товарищами по подполью, в том числе с теми, которые потом также оказались у власти в СССР и которых уничтожила машина репрессий. Ольга Эдельман проанализировала огромный комплекс документов из архивов и забытых изданий и отобрала для публикации наиболее интересные материалы, касающиеся дореволюционной биографии «отца народов». В своем исследовании она описывает превращение молодого тифлисского социал-демократа Кобы в видного большевика общероссийского масштаба Иосифа Сталина. В работе затронуты вопросы, касающиеся механизмов функционирования революционного подполья, идеологических разногласий между лидерами РСДРП(б), характера участия большевиков в рабочем движении, дискуссий внутри партии о природе революционного насилия.
Как отмечает исследователь, первая половина жизни Сталина мало изучена историками не только потому, что ее вторая половина представляется им более значимой. «Для понимания биографии Сталина-революционера недостает обновленного, очищенного от фальсификаций и цензурных изъятий историко-партийного и историко-революционного контекста, без которого невозможно обсуждать его личность», – считает Ольга Эдельман. Существует очень мало свидетельств, которым можно безоговорочно доверять; те, что есть, весьма специфичны. Все мемуаристы, которые писали о молодом Сталине, делали это, будучи движимы теми или иными политическими мотивами: «Авторы делились на откровенных врагов, которые в чем только не обвиняли Сталина, и слишком усердных друзей, которые уверяли, что Сталин чуть ли не с юных лет всем руководил». Чтобы разобраться в информации разной степени достоверности, Эдельман выбрала необычную структуру книги: в каждой главе присутствуют и документы, и исследовательский текст. Автор считает, что ее книга – одна из немногих работ по дореволюционному периоду жизни Сталина со столь детальным анализом исторического материала.
Ранчин А.М.
Занимательная Древняя Русь
СПб.: Нестор-История, 2021
В своей новой книге доктор филологических наук Андрей Ранчин в популярной форме рассказывает об особенностях древнерусской культуры, ценностях и представлениях, присущих людям Древней Руси: о роли христианства, о восприятии пространства и времени, о своеобразии литературы, о символике церковной архитектуры и иконописи, о понимании природы власти. В центре внимания автора – культура церковная, но он также описывает и некоторые черты народного сознания. Его замысел – приобщить современных читателей к далекому прошлому Руси, сделать его ближе, понятнее и – если получится – интереснее.
Сукина Л.Б.
Поздняя осень русского Средневековья
М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021
В науке до сих пор нет единого ответа на вопрос, находилось ли Московское государство XVI–XVII веков в эпохе Средневековья или же оно уже шагнуло в Новое время. Для рассказа об этом периоде истории доктор исторических наук Людмила Сукина воспользовалась метафорой выдающегося нидерландского историка Йохана Хёйзинги – автора книги «Осень Средневековья». По ее мнению, эпоху последних Рюриковичей и первых Романовых можно считать «поздней осенью русского Средневековья», когда традиция и новизна не только противоборствовали, но и сосуществовали друг с другом. Исследователь показывает, что все модернизационные процессы этого времени вели не к «обмирщению», а лишь к трансформации социокультурных явлений при сохранении их глубокого религиозного содержания.
Каравашкин А.В.
Власть и слово в средневековой Руси
М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021
Эпоха Московской Руси вызвала к жизни бурную полемическую традицию. Самыми значимыми ее фигурами были Иван Пересветов, Иван Грозный и Андрей Курбский. Если биографии и творчество двух последних хорошо известны, то личность и мировоззрение Пересветова во многом остаются загадкой. В посмертно изданной монографии доктора филологических наук Андрея Каравашкина (1964–2021) предлагается взглянуть на полемические тексты средневековой Руси с точки зрения трех смысловых уровней: времени, вызвавшего к жизни анализируемые памятники; традиции, которую эти тексты развивали и переосмысливали; «большой хронологии», на шкале которой они занимают свое исключительное место.
Бессуднова М.Б.
Русско-ганзейская торговля в первой половине XVI века
СПб.: Евразия, 2021
Монография продолжает серию исследований доктора исторических наук Марины Бессудновой, посвященных русско-ганзейским отношениям конца Средневековья и начала Нового времени. В монографии затронуты дискуссионные проблемы, связанные с новгородским Немецким подворьем, торговыми успехами Ивангорода и Нарвы, «гостевой политикой» ливонских городов, торговой стратегией Любека и пр. В приложении содержатся ранее не публиковавшиеся архивные документы из фонда Ruthenica Архива ганзейского города Любека в переводе автора. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей русско-ганзейских торговых связей первой половины XVI века.
Зазулина Н.Н.
Английский цугцванг для Александра I. Победитель без победы
М.: Бослен, 2021
Новая книга историка Наталии Зазулиной – это продолжение разговора с читателем о событиях 1801–1815 годов и тайнах первой половины царствования Александра I, начатого автором в работе «Война 1812 года: Мифы и реальность». Секреты, интриги, заговоры, любовные истории и – увы – алчность и предательство щедро представлены на страницах ценнейших документов из архивов Ватикана, Австрии, Великобритании, Франции, Швеции и даже Турции.
Православная церковь и русский национализм (вторая половина XIX – начало XX века)
Под ред. А.А. Иванова
СПб.: Владимир Даль, 2021
В антологии собран широкий свод текстов, всесторонне показывающих отношение православных церковных авторов к идеологии и практике русского национализма во второй половине XIX – начале XX века. Особое внимание уделено соотношению в православии вселенского и национального, церковному представлению о нации, национализме и космополитизме, проблеме существования национальных православных церквей как составных частей единой христианской Церкви, стремлению православных народов к культурному и политическому обособлению.
Враг, противник, союзник? Россия во внешней политике Франции в 1917–1924 гг. В 2 т.
Отв. ред. А.Ю. Павлов
СПб.: Издательство РХГА, 2021
Издание посвящено анализу политики Франции на русском/советском направлении в период от Октябрьской революции 1917 года и до признания Францией де-юре Советского Союза в 1924-м. Исследованы как внешнеполитические и внешнеэкономические аспекты взаимодействия двух стран, так и факторы, определявшие принятие решений, касающихся отношений между Россией и Францией, со стороны правительств Третьей республики.
Чернявский С.В.
Анатомия бандеровской авантюры. «Акт 30 июня 1941 года» и его последствия
СПб.: Нестор-История, 2021
На основе широкого круга исследований и архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, Сергей Чернявский критически проанализировал мифы украинских националистов по поводу так называемого «акта 30 июня 1941 года», которым руководители бандеровского крыла Организации украинских националистов (ОУН) провозгласили «украинскую самостийную державу» в оккупированном немцами Львове. В исследовании раскрывается механизм фальсификаций этого периода новейшей истории Украины и показывается несостоятельность концепции «державотворения», обслуживаемой официальной украинской исторической наукой.
Воронин В.Е.
Москва – Тегеран: рождение «боевого союза» (по материалам переписки и переговоров Сталина с Черчиллем и Рузвельтом в 1941–1943 гг.)
М.: Прометей, 2021
Переписка и переговоры глав правительств СССР, Великобритании и США – Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта – сыграли ключевую роль в создании антигитлеровской коалиции, во многом обусловив победоносное завершение Второй мировой войны. Книга постоянного автора журнала «Историк», доктора исторических наук Всеволода Воронина посвящена становлению «боевого союза» трех держав. Особое место в монографии занимают вопросы военно-стратегического сотрудничества, прежде всего планирование второго фронта и начало осуществления этих планов, а также дискуссии об архитектуре послевоенного мира.
8 сентября – 9 января 2022 года
Юрий Пименов
Новая Третьяковка
Москва, улица Крымский Вал, 10
Советский живописец, график, художник театра, сценограф и педагог Юрий Пименов (1903–1977) видел свою задачу в том, чтобы запечатлевать современность, «создавать искусство радости и красоты жизни». Главным источником вдохновения он полагал «обыкновенное течение жизни» и считал воспоминания душевным багажом человека и капиталом художника. Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную персональную выставку выдающегося мастера. В экспозиции будут представлены живопись и графика, воспроизведенные несохранившиеся работы, книги, мультимедийная инсталляция. Посетители смогут увидеть около 170 произведений из 22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии.
17 сентября – 9 января 2022 года
Франция и Россия. Десять веков вместе
Музеи Московского Кремля
Москва, Кремль, выставочные залы Патриаршего дворца и Успенской звонницы
Выставка, организованная в перекрестный Год межрегионального сотрудничества России и Франции, посвящена многовековой истории культурных и дипломатических отношений двух стран. На ней будет представлено более 200 памятников, большинство из которых экспонируется впервые. Они свидетельствуют о разных периодах отношений между двумя государствами, а также о личных отношениях правителей и представителей элит России и Франции. Многие предметы предоставлены французской стороной, например грамота 1063 года с кириллической надписью – предположительно автографом дочери Ярослава Мудрого и французской королевы Анны Ярославны.
14 июля – 3 октября
Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Выставка в Государственном Эрмитаже приурочена к 250-летию со дня рождения Бертеля Торвальдсена (1770–1844), выдающегося датского скульптора, одного из ведущих мастеров эпохи неоклассицизма. Его высоко ценили современники, на него равнялись русские художники и скульпторы, хотя сам Торвальдсен никогда не бывал в России. О высокой оценке его творчества говорит и тот факт, что в Эрмитаже его портрет смотрит с потолка зала Юпитера, а в Новом Эрмитаже портретный медальон с его изображением помещен в один ряд с Микеланджело. Экспозицию составляют восемь скульптурных произведений из коллекции Эрмитажа и рисунки, привезенные из Дании.
9 сентября – 15 ноября
Павел Строганов. Итальянские путешествия
Русский музей, Строгановский дворец
Санкт-Петербург, Невский проспект, 17
Граф Павел Строганов (1823–1911), путешествуя в сопровождении своей семьи по Италии в 1839–1841 годах, запечатлел эту страну в многочисленных рисунках, до недавнего времени считавшихся творениями неизвестного мастера. На выставке Русский музей впервые продемонстрирует 60 строгановских произведений из своего собрания и расскажет в мультимедийном формате, как проходило исследование, позволившее доказать их авторство.
15 июля – 3 октября
Музы Монпарнаса
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Москва, улица Волхонка, 14
Выставка посвящена легендам парижского района Монпарнас. В конце XIX века Париж стал тем редким местом, где женщины могли получить художественное образование. Выпускницы школ живописи и скульптуры создали Монпарнасу славу центра современного искусства, внеся заметный вклад в становление новых художественных направлений. На выставке экспонируется более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур, более 20 произведений прикладного искусства, художественные фотографии, а также архивные документы и материалы. Многие из них хранятся в европейских и американских частных коллекциях и впервые показаны в России.
17 августа – 15 октября
Сказ об Иване Билибине
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря
Москва, улица Радио, 17, корп. 6
К 145-летию со дня рождения Ивана Билибина (1876–1942) специалисты центра имени Игоря Грабаря отреставрировали более 40 работ художника, которые представили на его персональной выставке. Билибин выработал свой неповторимый стиль, занимаясь иллюстрированием сказок и создавая эскизы декораций и костюмов для театральных постановок. Именно он был автором изображения двуглавого орла, ставшего гербом Временного правительства, а ныне являющегося эмблемой Центрального банка России. Он же, эмигрировав в 1920 году, готовил эскизы фресок и иконостасов для заграничных православных церквей.
Варвара Рудакова