Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Основатель Нижнего

№79 июль 2021

Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. О причинах возникновения города и о его основателе – великом князе владимирском Юрии Всеволодовиче в интервью «Историку» рассказал доктор исторических наук, профессор Нижегородского госуниверситета Андрей Кузнецов

У князя Юрия Всеволодовича трагическая судьба. В марте 1238 года он пал на реке Сити в сражении с превосходящими силами монгольской армии, за месяц до этого войска хана Батыя уничтожили главный город его княжества – стольный Владимир. Во время штурма погибли многие жители, в том числе вся семья великого князя.

 

Между Волгой и Окой

– Почему снова Новгород? Откуда такое название?

– Существуют разные точки зрения. Но вообще выстраивается тот топонимический ряд, про который когда-то писал Владимир Никонов – основатель отечественной ономастики. Здесь работает закон ряда: «Городец – Нижний Новгород». Городец – это, что называется, «город без имени». Судя по всему, Андрей Боголюбский не успел не только придать ему размах и будущность, но и дать оригинальное название. А может быть, и не стремился к этому. В итоге он так и вошел в историю, а за ним появился и Новгород – в прямом смысле слова «новый город». Так и возникли названия: город – «Городец» и «Новъ Город».

Но есть еще одно обстоятельство, о котором следует сказать. 1221 год – это не только основание Нижнего Новгорода. Это возвращение владимиро-суздальских князей в Новгород Великий – драматическое, очень сложное возвращение. Они вошли в Новгород в 1221 году и практически уже никогда оттуда не уходили. Да, потом там будут править потомки младшего брата Юрия Всеволодовича – Ярослава, и среди них особенно прославится племянник Юрия – князь Александр Ярославич Невский. Но в 1221-м братья Юрий и Ярослав действовали сообща. Это был тандем, где Ярослав выступал, если угодно, как исполнитель-практик, очень инициативный, смелый, а Юрий поддерживал его активность теми ресурсами, которые были у него как у главного правителя Северо-Восточной Руси.

– С чем, по вашему мнению, связано появление города на слиянии Оки и Волги?

– Предыстория этого события связана с прошлым Северо-Восточной Руси. При Юрии Долгоруком Владимиро-Суздальское княжество начало усиливаться, но у него не было выхода к Оке и к волжским торговым путям. Проблемы расширения княжества начал решать сын Юрия – Андрей Боголюбский. Именно при нем на Верхней Волге появляется Городец, и при нем же невдалеке от слияния Оки и Клязьмы был построен Гороховец.

По сути, эти два города – Городец и Гороховец – дали мощный импульс дальнейшему продвижению по Волге и Оке. Но чтобы завязать их в один узел, требовалось контролировать устье Оки. Видимо, такую программу Андрей Боголюбский и собирался осуществить, но в 1174 году был вероломно убит, и решать эту задачу довелось его племяннику Юрию (или Георгию) Всеволодовичу, который никогда не видел своего дяди, поскольку родился спустя 14 лет после его гибели. Это был дерзновенный замах, таивший в себе немалый риск, однако именно он открывал колоссальные перспективы для развития Владимиро-Суздальского княжества. Оно выходит на доминирующие позиции в регионе именно благодаря тому, что оседлывает эти две большие реки – Волгу и Оку.

– Существовали ли до этого в устье Оки русские поселения? Или Юрий Всеволодович основал город, что называется, на пустом месте?

– Мы часто представляем себе средневековые государства как строго маркированные территории с четкими пограничными линиями и относительно высокой плотностью населения. Однако это не так. Речь скорее может идти об анклавах поселений, вокруг которых было большое количество ничейной земли, в том числе территорий, связанных с теми или иными неславянскими народностями. Территория на востоке от Владимира, о которой мы говорим, была ничейной в политическом смысле. Может быть, там жили какие-то финно-угорские племена, но ее политического освоения реально не происходило. И что касается конкретно устья Оки, то там никаких поселений не было и, вероятнее всего, быть не могло.

Все имеющиеся сведения о предшественнике Нижнего Новгорода опираются на сообщения так называемого «Нижегородского летописца» XVII века, который повествует о некоем «старом городке», якобы существовавшем до того, как был основан Нижний Новгород. На самом деле «городок», археологический объект, находящийся на Оке чуть выше ее устья, – это всего лишь развалины, которые могли видеть жители Нижнего Новгорода XVI–XVII веков. Могли видеть, но никак не могли объяснить их происхождение.

В свое время историк Владимир Кучкин выдвинул убедительную гипотезу, что эти развалины – фрагменты какого-то предградового укрепления типа крепости или форпоста, где стоял сторожевой гарнизон. Судя по всему, он располагался там до 1445 года, пока казанский хан Улу-Мухаммед во время очередного набега не выгнал его оттуда, заодно разрушив укрепления. После того нападения Нижний Новгород стал возрождаться только во второй половине XV века, и память об этом сооружении постепенно потускнела. Поэтому неудивительно, что два столетия спустя руинированные остатки строения начали воспринимать как развалины крепости – предшественницы Нижнего, что не соответствует действительности.

 

Восстал брат на брата

– Путь Юрия к власти был тернист. Ему ведь пришлось сражаться со старшим братом Константином Всеволодовичем за родительское наследство?

– Да, их отец Всеволод Большое Гнездо решил отдать владимирский стол Юрию, обделив старшего сына Константина…

– Почему? Что, на ваш взгляд, лежало в основе этого решения и создало драматическую коллизию между братьями, разрешившуюся в ходе знаменитой битвы при Липице?

– Вопрос сложный, можно сказать, вечный. Прежде всего в силу крайней скудости информации в источниках, которые заслуживали бы доверия. Историки восстанавливают мотивы решения Всеволода Большое Гнездо, в основном опираясь на Московский летописный свод конца XV века, в котором, как принято считать, мог быть отражен личный летописец Юрия Всеволодовича. Между тем, проведя источниковедческий анализ известий Московского свода, я установил, что летописцы XV–XVI веков здесь выступили в качестве историков, интерпретирующих прошлое. В итоге они пытались объяснить непонятное событие, которое произошло в начале XIII столетия, и просто не разобрались, о чем идет речь. При этом еще и значительно исказили информацию.

Юрий и Ярослав Всеволодовичи. Худ. Б.А. Чориков. 1836 год

Так что я предполагаю, что не было никакого решения Всеволода Большое Гнездо о передаче власти. Ситуация была значительно проще: у меня есть стойкое ощущение, что он хотел поделить княжество между своими сыновьями. И в качестве первого шага передал в 1208-м уже взрослому женатому Константину Ростовскую землю. Все остальное он хотел делить потом. На момент смерти Всеволода в апреле 1212 года Константин находился в Ростове, а все остальные дети были при отце. Вероятно, смерть Всеволода была внезапной. Он едва успел сделать последние распоряжения и отдал свои владения находившемуся подле него Юрию. Это не понравилось младшим братьям, оказавшимся на попечении Юрия, и они затеяли усобицу. Остался недовольным и старший Константин, который, видимо, уже сформировался как серьезный политик. А предпосылкой к Липицкой битве 1216 года явилось поведение Ярослава Всеволодовича в Новгороде, откуда он затем вполне закономерно был изгнан своим тестем Мстиславом Удатным. Ярослав обратился за помощью к Юрию, и тот выполнил и свой братский долг, и долг князя, который защищает свою землю. Мстислав же призвал на помощь Константина, для которого это был шанс взять реванш и добыть для себя то, что, как, видимо, он считал, должно было принадлежать ему по праву, – Владимирское великое княжение. И Константин победил. Однако в конечном итоге братья смогли между собой договориться.

Ненадолго (вплоть до своей смерти в 1219 году) Константин утвердился во Владимире. Потом, чувствуя свой скорый уход, он возвратил Юрия из ссылки в Городец, обговорил с ним, что тот не будет покушаться на права детей Константина и выстроенную им политическую схему. Схема заключалась в том, что Владимиро-Суздальская земля делится между Всеволодовичами, у каждого есть своя доля и есть старший, который сидит во Владимире и которого все остальные должны слушаться. В каком-то смысле это напоминает ряд Ярослава Мудрого по отношению к своим детям, но тот через некоторое время разрушился. Здесь же иммунитет от вражды был привит Липицкой битвой, поэтому распрей как таковых вплоть до нашествия Батыя больше не возникало. Думаю, для Юрия это стало серьезной политической школой.

– Почему Юрий не боролся за власть над Киевом? Насколько я понимаю, его брат Ярослав Всеволодович о Киеве всегда мечтал, даже какое-то время в нем правил, а потом, после 1243 года, фактически официально добился от монгольских властей передачи ему Киева и всей Русской земли. У Юрия, судя по всему, таких амбиций вообще не было?

– Думаю, да. Юрий, в отличие от Ярослава, был, если угодно, домоседом. Он вообще практически не выезжал из Владимиро-Суздальской земли и, по моим ощущениям, даже в Новгороде не бывал. Его поход к устью Оки с последующим основанием Нижнего Новгорода как раз и являлся одним из немногих выходов за пределы наследственных земель. Ярослав же был совсем другим по характеру – более горячим, более инициативным и амбициозным. Кстати, именно эти качества и привели его в свое время к Липице…

Монголы под стенами Владимира. Худ. А.Ф. Максимов. 1910 год

Неверный расчет

– Как вы считаете, в какой мере Юрий оценил угрозу со стороны монголов и насколько были верными его действия в условиях нашествия? В какой мере он был адекватен складывающейся ситуации?

– Никто не был адекватен ситуации в тот момент. Тем более что при всех расчетах монголы были сильнее. Это были мужчины одного народа или по крайней мере одного образа жизни, посаженные на коней, умеющие хорошо воевать, сплоченные железом и кровью, движимые общей идеей – подчинить все остальные народы, чтобы жить за их счет. Вспомним непопулярного ныне Карла Маркса: «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой». Именно такой силой и стала идея покорения мира, сформулированная в начале XIII века дедом Батыя – Чингисханом. В результате монголы сокрушили всех своих врагов и на Востоке, и в Западной Европе, откуда они ушли исключительно по своим внутренним обстоятельствам и внутренним решениям.

При этом мы должны помнить и то, что Северо-Восточная Русь до этого никогда не была целью кочевников – они все время двигались стороной, южнее. Но вдруг появляются новые кочевники, которые не проходят мимо, а идут именно сюда. Как действовать? Что противопоставить несущейся лавине? Никто не знал правильного ответа, в том числе и Юрий Всеволодович.

И то, что он оставил Владимир на попечение сыновей, а сам устремился на север, в район реки Сити, говорит о том, что он недооценивал противника. Видимо, рассчитывая, что город устоит – до этого никогда еще тот не был взят врагом, – великий князь и принял решение оставить Владимир и попытаться организовать сопротивление.

– В итоге Владимир не выдержал осады, все родственники Юрия Всеволодовича погибли, а спустя месяц погиб и он сам…

– У меня складывается впечатление, что целью монголов был именно князь Юрий. В кочевой войне цель достигается не занятием городов, ведь у кочевников их просто нет, а уничтожением легитимного лидера. Есть ощущение, что монголы искали именно Юрия. Если верить Лаврентьевской летописи, первый вопрос монголов, которые подошли к Владимиру, как раз был: «Где ваш князь?» И потом, уже после взятия города, они идут облавной петлей в поисках великого князя. Отряд Бурундая в самом начале марта натыкается на лагерь Юрия Всеволодовича на Сити. Происходит побоище, в ходе которого цель завоевателей достигнута: великий князь убит – легитимный правитель уничтожен. И после этого идет откат, завоеватели уходят обратно в степь. В этой ситуации Юрий Всеволодович, конечно, мученическая фигура, героическая жертва. Он предпринимал заполошные, суетливые действия, но был обречен так же, как все. Тем не менее я считаю, что он выполнил свой долг: с оружием в руках вышел и погиб за родную землю.

– Считается, что он покинул Владимир, чтобы собирать полки, однако район реки Сити – это и сейчас глухое место, а тогда – тем более: там в принципе невозможно найти новых воинов, опереться на какую-то инфраструктуру…

– Это так, но мы должны помнить, что великий князь не новых воинов собирает – он собирает те дружины, которые есть у его родни. Видимо, рассылались гонцы, и Юрий Всеволодович ждал подкреплений. Притом он должен был осуществить все это тайно, дабы враг не узнал. И поэтому здесь ставка делалась, как мне кажется, на сохранение секретности и на то, чтобы собрать все имеющиеся силы и попытаться выступить.

– Почему армия Юрия была разбита так легко? Ее просто объехали, как пишет летопись, и он спохватился, когда было поздно.

– Трудно сказать. Вполне вероятно, что русские полки были разбросаны по разным станам. Зимой – в феврале-марте – в глухих лесах большому количеству людей находиться просто немыслимо. Поэтому они могли рассредоточиться, полагая, что враг их не обнаружит. Но монголы очень хорошо отслеживали информацию и сумели нанести упреждающий удар, который, видимо, привел к панике и последующему избиению отряда великого князя. Монголы наверняка подошли скрытно, потому что, согласно рассказу Лаврентьевской летописи, к князю прибежал воевода Дорош, отправленный до этого в разведку, со словами: «Княже, нас уже обошли». Наверное, здесь не все предосторожности были соблюдены…

 

Юрьевы рубежи

– Нередко о Юрии говорят как о последнем правителе Древней Руси. Так, например, называется первая глава книги Алексея Карпова о великом князе, вышедшей недавно в серии «ЖЗЛ». Вы согласны с таким определением?

– Жизнь Юрия Всеволодовича оборвалась во время монгольского нашествия, когда он пытался организовать отпор врагу, но у него ничего не получилось, и он погиб с оружием в руках. При этом нашествие стало очень крупным водоразделом в истории средневековой Руси – своеобразной «гранью веков». В этом смысле, наверное, такое определение уместно – он действительно последний правитель, последний великий князь Древней Руси. Впрочем, к числу последних правителей вполне можно отнести и других его современников – например, его шурина великого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, который погибнет в Орде чуть позже, в 1246 году, и Даниила Романовича Галицкого, избежавшего гибели.

Памятник великому князю Юрию Всеволодовичу и епископу Симону Суздальскому. Скульптор В.И. Пурихов. Нижний Новгород

– Если оценивать значение великого князя Юрия Всеволодовича, как бы вы расставили акценты – что это за герой?

– Долгое время я, как и большинство историков, считал Юрия героем второго плана. Но в последнее время вырисовывается другая картина. У него две главные исторические заслуги – это восток и северо-запад, Прибалтика.

Восток – это основание Нижнего Новгорода и вывод Владимиро-Суздальского княжества на новые геостратегические горизонты. Если мы с вами окажемся на смотровой площадке Нижегородского кремля, то перед нами откроется потрясающий вид на просторы за Волгой – на десятки километров! Такого горизонта нет во всей Владимиро-Суздальской земле с ее проселками, перелесками и речушками. Это был выход на совершенно новые рубежи. Как заметил нижегородский историк Борис Пудалов, без Нижнего Новгорода, без этого выхода Владимиро-Суздальская земля (из которой потом выйдет Москва как центр Русского государства!) просто задохнулась бы в своих перелесках под ударами, идущими извне. Именно с этого плацдарма началось дальнейшее движение на восток.

Второй момент – Северо-Западная Русь, Новгород, Псков. Туда был нацелен натиск Запада, и именно владимирские князья, пришедшие туда в 1220-е годы, смогли его остановить. При этом владимирские полки чуть ли не каждый год ходили воевать в Прибалтику, даже когда новгородцы были против. По большому счету, как тоже замечено исследователями, этими боевыми действиями сформирована западная граница Руси того времени, которая после распада СССР прошла по современной границе Российской Федерации с Эстонией. Вдобавок в противостоянии со шведами Ярослав Всеволодович при поддержке Юрия впервые в русской истории совершил крещение целого народа – карел. Где бы сейчас была Карелия и где бы была Россия, если бы не этот акт? Да и Александру Невскому нечего было бы защищать, если бы его отец при поддержке своего старшего брата не очертил эти границы. Не будем забывать и о том, что владимирские князья, укрепившись на княжении в Новгороде, получили доступ к новгородскому серебру, которое стало важным ресурсом для выплаты ордынской дани. Разоренная Русь без этого просто не потянула бы.

 

 

Что почитать?

Кучкин В.А. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века. Н. Новгород, 2011

Кузнецов А.А. Князь великий Георгий – основатель Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 2017

Карпов А.Ю. Юрий Всеволодович. М., 2021 (серия «ЖЗЛ»)

 

 

Лента времени

 

1188 год

Родился Юрий, сын великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо.

1207 год

Впервые принял участие в военном походе.

 

1212 год

После смерти отца становится великим князем владимирским.

1216 год

Потерпев поражение в Липицкой битве, был изгнан из Владимира братом Константином.

1219 год

После смерти Константина снова занял владимирский стол.

 

1220 год

Победа Юрия над волжскими болгарами.

1221 год

Основал у слияния Оки и Волги город Нижний Новгород.

 

1224 год

Немецкими рыцарями захвачен последний опорный пункт русских в Прибалтике – Юрьев (ныне Тарту).

1226 год

Брат Юрия Ярослав Всеволодович становится князем Новгорода и разбивает литовцев при Усвяте.

1229 год

Суздальский съезд, на котором почти все русские князья «поклонишася Юрью».

 

Декабрь 1237 года

Узнав о нападении Батыя на Рязань, Юрий послал туда войско своего старшего сына Всеволода, разбитое монголами.

 

7 февраля 1238 года

Взятие монголами Владимира, гибель всей семьи Юрия.

4 марта 1238 года

Войско Юрия разбито монголами на реке Сити, гибель князя.

1239 год

Захоронение великого князя в Успенском соборе Владимира.

1645 год

Обретение мощей Юрия и его канонизация.

 

Фото: LEGION-MEDIA, CV.IEE.UNN.RU

Беседовала Раиса Костомарова